16+
Выходит с 1995 года
10 сентября 2024
О работе психологов Российского Красного Креста и фонда «Защитники Отечества»

Какова роль психологии в обеспечении социальной стабильности и психологического благополучия? Какие задачи стоят перед психологической наукой и практикой? Какими навыками должны обладать психологи, чтобы оказывать помощь участникам СВО и членам их семей? Эти вопросы обсудили на встрече в пресс-центре МИА «Россия сегодня» в преддверии Дня психолога.

В пресс-конференции приняли участие:

  • президент Российского психологического общества, декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАО Юрий Петрович Зинченко;
  • директор Института психолого-социальной работы, заведующая кафедрой педагогики и медицинской психологии 1-го Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова Мария Георгиевна Киселева;
  • заместитель председателя Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» Сергей Валентинович Вылегжанин;
  • ведущий специалист направления психосоциальной поддержки Российского Красного Креста Татьяна Олеговна Колесник;
  • директор Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, член-корреспондент РАО Эльвира Эвальдовна Сыманюк;
  • первый вице-президент Российского психологического общества, заведующий кафедрой психофизиологии и клинической психологии Южного федерального университета, академик РАО Павел Николаевич Ермаков.

В начале встречи Ю.П. Зинченко рассказал об истории возникновения Дня психолога и о том, почему для официального праздника была выбрана дата 22 ноября.

«Сейчас у нас психологи присутствуют практически во всех сферах жизни. В большинстве федеральных органов исполнительной власти существуют психологические службы. Самая известная, наверное, это психологическая служба МЧС, Центр экстренной психологической помощи, возглавляемый Ю.С. Шойгу. Выстраивается психологическая служба через Департамент психологической работы в Министерстве обороны РФ. Огромная армия школьных психологов, которые подведомственны системе Министерства просвещения. И активно развиваются психологические службы в вузах… Традиционно психологи присутствуют и в других организациях, в том числе и в Российском Красном Кресте…» — отметил Ю.П. Зинченко.

«То направление, в котором работает Красный Крест, это кризисная психология, это некая концентрация всех тех проблем, которые можно помочь решить с помощью практической психологии. Для того чтобы работать в Российском Красном Кресте, нам нужны профессионалы очень высокого уровня… сотрудничество с фондом “Защитники Отечества” сейчас приоритетное направление нашей деятельности», — подчеркнула Т.О. Колесник.

С.В. Вылегжанин рассказал о том, как происходит подбор психологов для фонда «Защитники Отечества».

«Психологическая помощь ветеранам СВО, членам семей погибших является одним из важнейших направлений нашей деятельности… На первом этапе мы приняли решение, что в филиалах фонда, их 89, на всех территориях, будут привлекаться дипломированные клинические психологи. Общая команда этих психологов, которых нам направили медицинские организации, более 350 человек. Мы видим по итогам пяти месяцев, что примерно четверть наших ветеранов, которые проходят консультации клинических психологов, нуждается в дальнейшем сопровождении профессионалов: психотерапевтов, иногда психиатров или клинических психологов, — но достаточно большое количество ветеранов не нуждается в какой-то специализированной помощи. Это, конечно, не означает, что эти люди не нуждаются в нашей психологической поддержке, и эта психологическая поддержка также должна оказываться профессионально. И сейчас мы как раз разрабатываем критерий допуска специалистов для этой работы», — отметил С.В. Вылегжанин.

«Совместная работа с Фондом — это и наш гражданский долг, и наша гражданская позиция — максимально сотрудничать. Мы разрабатываем и методические рекомендации, привлекаются психологи РПО в регионах к сотрудничеству с филиалами. С первых дней СВО психологи работали и в пунктах временного размещения с вынужденными переселенцами, с беженцами…» — подчеркнул Ю.П. Зинченко.

«Вместе с Государственной Думой, Советом Федерации, Министерством здравоохранения РФ работаем над созданием проекта закона о психологической помощи, потому что без этой федеральной рамки пока невозможно регулировать сферу деятельности психолога», — отметил Ю.П. Зинченко.

«Не все клиники, особенно государственные, бюджетные, могут себе позволить еще и принять психолога. А если мы посмотрим разницу в уровне зарплаты психолога в бюджетной сфере и в частной практике, конечно, это не способствует тому, чтобы очередь психологов стояла в систему здравоохранения. Но тем не менее, безысходности нет сейчас, и увеличивается количество должностей. Медицинский психолог, нейропсихолог, сейчас с Министерством здравоохранения прорабатываем, чтобы была введена должность детского клинического психолога», — рассказал Ю.П. Зинченко.

О специфике подготовки и работы медицинских психологов рассказала М.Г. Киселева, затронув в своем выступлении также появление официального Дня психолога: «Праздник очень важный, потому что в личностную структуру тех, кто идет учиться на психолога, работать психологом, заложено желание помогать независимо от каких-то благодарностей… такие “спасатели от природы”. Но это не значит, что нам не нужен свой праздник, что нам неприятно или все равно, замечают нас или нет».

П.Н. Ермаков рассказал о том, что психологов в Ростове готовят в трех вузах: Южном федеральном университете, Донском техническом государственном университете и Ростовском медицинском университете. При этом, по словам П.Н. Ермакова, потребность в психологах только в Южном федеральном округе составляет 70–100 специалистов.

Э.Э. Сыманюк поддержала тему вузовской подготовки психологов: «Хотелось бы отметить, что классические университеты в регионах стали центрами не только научных исследований, методических разработок, но и центрами, где разрабатываются конкретные практические действия». Э.Э. Сыманюк выделила три направления, которые реализуются в Уральском федеральном университете: «Мы стали одной из пилотных площадок по апробации модели психологической службы в системе высшего образования. Психологическая поддержка оказывается не только студентам, но и сотрудникам университета, а также родителям тех студентов, которые у нас обучаются. Второе направление — психологическая помощь семьям участников СВО. Третье направление — психологическая поддержка людей с ОВЗ».

Важность работы мультидисциплинарных бригад затронули в ходе встречи Т.О. Колесник и С.В. Вылегжанин.

«Фонд проводит очень большую работу по медицинской реабилитации, по протезированию… И там психолог является обязательным персонажем в мультидисциплинарной бригаде. За этим будущее в медицинской реабилитации», — отметил Сергей Валентинович.

«Даже в частной практике я нахожусь в мультидисциплинарной бригаде. Не могу какие-то случаи рассматривать без психиатра. И я точно знаю, что у меня должен быть навык считывания симптомов. Я должна понимать, когда и куда я маршрутизирую человека. Та программа социальных координаторов, которая развивается через Фонд, это тоже мультидисциплинарная бригада. Мы сейчас находимся на той дороге, которая ведет нас в систему, схожую с медициной: с распределением направлений», — подчеркнула Т.О. Колесник.

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»