Врач-психиатр, врач-психотерапевт ФГБНУ «Научно-исследовательский институт акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта», перинатальный психолог, сексолог, соруководитель программы дополнительного профессионального образования «Клиническая перинатальная психология, психопатология, психотерапия» Института практической психологии «Иматон», кандидат медицинских наук Мария Евгеньевна Блох выступила с докладом «Фактор телесности в проживании беременности и материнства» на 9-м Санкт-Петербургском зимнем фестивале «Психология телесности: несказанная радость бытия». Публикуем фрагменты выступления.
Почему телесность именно в связи с беременностью и материнством так для нас сейчас важна и актуальна?
О факте признания связи психического и физического говорили всегда, в большей или меньшей степени, но на данный момент и классическая медицина признает существование взаимовлияния физического и психического. Мы говорим о биопсихосоциальном подходе при работе с нашими клиентами или пациентами.
К сожалению, в последние годы мы вынуждены констатировать, что репродуктивное здоровье населения ухудшается. Растет число заболеваний, которые раньше относились к более старшему возрасту. Здесь важно заниматься профилактикой и понимать, что может сделать психолог во взаимодействии со специалистами других направлений.
Также на репродуктивную деятельность влияет некий «телоцентризм», «культ молодости» в обществе. Мне важно поделиться с вами практическими наблюдениями: зачастую женщины приходят с представлениями, очень далекими от реальности, с представлениями о том, что изменения, которые происходят с телом после беременности, — неестественны, что изменения, связанные с кормлением грудью, — это то, чего надо избежать или сразу исправить…
Кроме того, нельзя обойти вниманием развитие медицины, которая нам сегодня очень помогает. Но у любого направления есть свои плюсы и минусы. И вспомогательные репродуктивные технологии (ЭКО и ИКСИ, суррогатное материнство, донорство), которые спасли многих женщин, помогли многим парам обрести родительство, имеют свои ограничения и вызывают вопросы различного характера, в том числе психологического и этического, ведут к изменению отношения к телу — как к своему, так и к телу другого.
Проблемы, связанные с абортами, включающие сочетание телесных, психологических, этических, духовных аспектов, тоже относятся к репродукции.
Все эти актуальные темы так или иначе звучат, когда мы говорим о проживании, связанном с реализацией репродуктивной функции.
Готовясь к докладу, я искала различные определения телесности, с которыми мы можем столкнуться. Основываясь на них, мы можем увидеть, что телесность не идентична телу, это нечто большее.
- Источником нарушения общего психофизического состояния считается рассогласование эго и тела, духовного и физического в человеке, осознанно принятых ценностей и норм поведения и неосознаваемых, подавленных переживаний, имеющих соответствующий телесный компонент (Лоуэн А., 1997).
- Телесность не идентична телу и является самостоятельным феноменом триединой природы человека: тела, души и духа, изучение которого предполагает междисциплинарное взаимодействие (Рыбалова Т.В., 2008).
- Путь к целостному присутствию человека в мире начинается с целостного присутствия в своем теле (Летуновский В.В.).
- Телесность — это одухотворенное тело (Леви Т.С., 2013).
- Телесность включает в себя «два полюса бинарной оппозиции — душу и тело» (Цветус-Сальхова Т.Э., 2011).
- Телесность проявляет духовную сущность, связывая человека с абсолютом, и в то же время она связывает нас с предметным миром и социальной средой (Немцева А.В., 2013).
В структуре репродуктивной сферы три составляющие: физиологическая, телесная и психологическая. Все три составляющие тесно взаимосвязаны друг с другом, функционируют как единая система и развиваются в онтогенезе также как единая система.
В процессе реализации репродуктивной функции тело женщины выполняет разные задачи:
- половое поведение,
- вынашивание беременности,
- роды,
- грудное вскармливание,
- выращивание ребенка.
На каждом из этих этапов взаимоотношения женщины со своим телом могут быть разными. Это зависит от индивидуальной истории жизни женщины, ее семейной истории и онтогенеза ее репродуктивной сферы.
С первых минут фестиваля мы говорили о том, насколько важны ранние взаимоотношения матери и ребенка и как телесность формируется в этом взаимодействии.
Когда в юности девушка вступает в половую зрелость, в свою собственную сексуальную жизнь, она подтверждает тем самым свое право на свое тело и ответственность за него, отдельность от матери.
Процессы сепарации, отделения, формирования телесных и психических границ очень важны. Иногда мы сталкиваемся с ситуациями, когда мать отпускает свою дочь, давая место женской идентичности. Но бывает, что мама контролирует сексуальность своей дочери, и это влияет на её восприятие себя как женщины, влияет на возникновение трудностей в осознании своей беременности и во взаимодействии с ребенком — например, через вину за те сексуальные отношения, которые привели к зачатию.
Однако желание отделиться, при этом сохраняя связь с матерью, иногда толкает женщину в беременность как в телесное проживание.
И здесь очень важна фраза Д. Пайнз о том, что существует заметное различие между желанием забеременеть и желанием подарить миру нового человека, а также стать ему матерью.
Это желание использовать тело, но при этом не быть готовым психически, эмоционально к становлению матерью — очень важный конфликт, с которым мы можем столкнуться как специалисты.
Формирование целостного восприятия своего тела в материнстве происходит благодаря позитивной поддержке со стороны матери, принятию изменений у её дочери, признанию права дочери занять место матери.
Для осуществления материнских функций женщине необходимо предоставить свое тело ребенку (а также себя в целом), тело становится вместилищем и проводником, принимая в себя «другого», отдавая себя ему, сохраняя его в себе и обеспечивая питание, заботу, защиту.
Тело становится «средой» развития ребенка, как бы живым проводником, вбирающим в себя, сохраняющим и затем выпускающим и сопровождающим его по жизни.
Формирование такого образа себя и своего тела связано с представлением о материнстве как о желаемом будущем, наполненном положительными ожиданиями, для реализации которого у женщины достаточно сил и возможностей.
Во время первого триместра беременности возникают новые телесные и эмоциональные ощущения, которые сопровождаются прогрессивными изменениями в организме. Женщина сконцентрирована на телесных ощущениях, принимаемом или не принимаемом комфорте.
Беременность затрагивает ядро половой идентичности, связанное с возможностью восприятия образа собственного тела и женских половых органов внутри этого тела.
Ребенок, с одной стороны, переживается как составная часть Я женщины, поскольку он фактически живет в ее утробе. С другой стороны, по отношению к ребенку воспроизводится аффективный опыт переживаний своего пренатального периода и опыт переживаний отношения ее матери к женщине.
В первом триместре функции матери состоят в подчинении своему состоянию и не интерпретации его как угрожающего будущему благополучию.
Во втором триместре беременности происходит проявление и демонстрация сексуальности через увеличение живота. Шевеление ребенка часто приводит к новой амбивалентности, женщина чувствует, что она не имеет никакого контроля над растущим существом внутри. Происходит осознание зависимости и автономности ребенка, его субъективизация.
Идентификация беременности, психосоматические феномены, шевеление плода дают основания не только для взаимодействия женщины со своим ребенком, но и для построения специфических отношений с собственным телом, его перцепции и открытия ранее недоступных ощущений
Во втором триместре функции матери определяются не только переживанием своего физического состояния, но и реакциями на шевеление ребенка.
В третьем триместре беременности происходит общее расслабление костной и мышечной системы, понижение сензитивности к внешней стимуляции, резкое увеличение стимуляции от состояния организма, общая физическая усталость — желание скорейшего рождения ребенка.
Активность ребенка и его самостоятельность позволяет все ближе приблизиться к матери в объектных отношениях, ребенок становится реальнее.
Проявляется необходимость перехода матери от отношений с «внутренним ребенком» к отношениям с «внешним ребенком», поэтому эта стадия связана в каком-то смысле с гореванием.
В это время выстраиваются отношения с партнером, меняются темы разговоров, связанные с планированием и ожиданиями рождения ребенка.
Третий триместр задает линию развития триадных отношений, объективизируя реальность появления третьего в паре.
В третьем триместре функции матери характеризуются направлением активности на подготовку к послеродовому периоду, стабилизацией ее положительного отношения к стимуляции от ребенка, ограничением внешней по отношению к интересам материнства жизни и опять же подчинением своим собственным состояниям.
Начатые в утробе объектные отношения находят свое выражение в акте рождения. Роды рассматриваются как момент сепарации: для того чтобы ребенок родился, женщине нужно его «отпустить».
Во время родов высвобождаются деструктивные влечения. В процессе родов агрессия преобразовывается в активность и способствует рождению ребенка.
Процесс родов и послеродовой деятельности матери требует высокого уровня ее физической, интеллектуальной и эмоциональной активности. Эмоциональный подъем создает оптимальный фон для послеродового запечатления и образования положительного отношения к ребенку.
Переживание родов и, в частности, болей схваток зависит от психологического настроя женщины, от особенностей протекания беременности и принятия своего тела. Субъективное ощущение «неспособности своего тела рожать детей» негативно сказывается на характере родов.
Кормление грудью имеет особое значение в формировании раннего диалога между матерью и ребенком. Полноценные переживания при кормлении наиболее характерны для гармоничных взаимодействий матери с ребенком, предыдущего адекватного стиля переживания беременности, адекватного и близких к нему стилей эмоционального сопровождения матери и устойчивой эмоциональной ценности ребенка. Такие переживания возникают у матери в результате сочетания физиологического обеспечения, содержания ее материнской сферы и условий родов и послеродового периода.
В первые годы жизни мать является для ребенка основным объектом привязанности и идентификации; источником построения объектных отношений, рабочей модели «Я — Мир», Я-концепции. Закладывается и реально строится одна из первых и базовых составляющих Я-концепии — «телесное Я».
Искажения формирования телесности могут возникать в ситуациях непринятия матерью телесности ребенка; непринятия матерью своих телесных проявлений женственности; от проникновения в себя «другого».
Полная видеозапись доклада:
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать