16+
Выходит с 1995 года
18 апреля 2024
О пропавших без вести близких и работе с утратой

Что происходит в психике человека, когда он испытывает потерю?

Наша естественная потребность — создавать эмоциональные связи. И в этот момент наша психическая энергия, то есть наши чувства, какими бы они ни были, направляются к некоему объекту и как бы фиксируются на нем. Такими объектами могут стать люди, домашние животные, материальные ценности, творческие или бизнес-идеи и т.д. Извините за технический сленг. И в какой-то момент в жизни человека может наступить расставание или потеря. Нам следует понимать — и мы знаем, — что потери, к сожалению, — это часть нашей жизни, равно так же, как и приобретения.

Например, само событие рождения маленького человека уже содержит в себе потенциальный опыт жизни и смерти. Внеутробная жизнь начинается с изгнания плода из утробы. Родившись, ребенок теряет то пространство и ту связь, в которой находился. Но взамен приобретает внеутробную жизнь. Здесь есть и потеря, и приобретение, верно?

В той ситуации, когда человек теряет объект привязанности, он испытывает гамму чувств. Если вкратце, то вот как это происходит. Вначале ему не верится, что это с ним случилось, и он отрицает реальность. Человек делает вид, что ничего не произошло. И он живет какое-то время обычной жизнью. Со стороны это смотрится странно и, возможно, равнодушно. А на самом деле настолько страшно принять случившееся событие, что человеческая психика вынуждена защищаться от такой беды.

Затем он начинает испытывать гнев и ярость: на себя, на окружающих, на человека, который ушел из жизни.

Параллельно может возникать сильное чувство вины: недоглядели, недолюбили и многое другое… Здесь очень много чувств. Они могут длиться неделями и годами. Все эти чувства удерживают горюющего в связи с объектом и не дают возможности проживать потерю.

Далее неизбежно человек признает реальность. Рано или поздно это происходит. Он падает духом, испытывает беспомощность, отчаяние и бессмысленность жизни без этого объекта. В конечном итоге происходит адаптация к ситуации. И сепарация от утраченного объекта. Нам как бы надо вернуть нашу психическую энергию привязанности от объекта к себе.

Именно благодаря проживанию всех этих чувств у нашей психики появляется возможность прожить и переработать травму потери, найти новые смыслы, сохраняя светлую память об утрате. Потому что человек, который ушел из жизни, также нуждается в сепарации и в отпускании.

Каковы могут быть последствия того, что человек не смог до конца принять потерю?

Последствия непрожитого горя могут быть разными. Депрессия или замыкание в себе, эмоциональный уход от близких, которые рядом, слишком агрессивное или слишком сексуальное поведение к себе и к окружающим, самонаказание, замещение умершего, суицид как уход за ним, трудности в установлении новых отношений, так как человек душой пока еще с объектом. И дети в семье могут быть носителями внезапных симптомов. Обычно это самый чувствительный член семьи, и он как бы приносит себя в жертву для того, чтобы семья вновь сплотилась — теперь уже вокруг него — и стала более жизнеспособной.

Каковы особенности ситуации, когда человек пропал без вести?

Конечно, между ситуацией, когда человек ушел из отношений или ушел из жизни, и ситуацией, когда он пропал без вести, есть различия.

Человек, который без вести потерял близкого, находится в двух психоэмоциональных состояниях одновременно: это состояние надежды, что родной человек вернется, и состояние ожидания известия о смерти. Поэтому тот, кто ждет, постоянно ретравмируется и живет в состоянии психоэмоционального замирания. Этот процесс может длиться всю жизнь.

Я, к сожалению, хорошо знаю подобную ситуацию. Мой дед ушел на войну добровольцем и пропал без вести, когда бабушке было всего 27 лет, и она осталась одна в Грузии с двумя маленькими детьми на руках. Мы всей семьей ждали его до тех пор, пока ему не исполнилось 100 лет. Так бабушка прождала его всю жизнь и посвятила свою жизнь нам, воспитав детей и внуков. Она была не жена и не вдова. Я часто спрашивала себя, что бы почувствовала бабушка, если бы дед вернулся. Но у меня нет ответа на этот вопрос.

И такие случаи можно считать трансгенерационной травмой, т.е. она в какой-то степени может оказывать влияние и передаваться на последующие поколения. В моем случае травма бабушки по без вести пропавшему мужу могла передаться через поколения, так как вся наша семья находилась в состоянии ожидания около 70 лет.

Иными словами, дети и внуки также связаны и сопричастны с чувствами непрожитой потери. Пропавшего без вести человека наша психика обычно либо идеализирует, либо обесценивает. Причем одна крайность может быстро переходить в другую.

В случае обесценивания на него перенаправляется агрессия и ярость. И по факту ведь непонятно, что проживать и как долго ждать. В случае моего деда мы не могли и не имели возможности помянуть его за столом, молиться за него — ни за упокой, ни за здравие, и продолжали оставаться в ситуации неопределенности.

Неопределенность ситуации, незавершенность травматического события не дают возможности родственникам запустить природную способность человека к самоисцелению. Она нам дана от природы.

Иными словами, травма о без вести пропавшем человеке может привести к:

  • психоэмоциональному замиранию,
  • ретравматизации,
  • отсутствию процесса самоисцеления,
  • передаче травмы через поколения.

Эти сложности могут привести человека к хронической депрессии, утрате смысла жизни, чувству одиночества, хронической тревоге, проблемам с иммунной системой…

Вместе с тем в рамках особенностей данной ситуации я хочу отметить тот счастливый случай, когда человек находится и возвращается. Это ситуация со счастливым концом, она имеет свои задачи и развитие, так как всей семье придется столкнуться с не только с чувствами радости.

Как психотерапевт может помочь в данной ситуации?

Кабинет психолога — это то пространство, где человек может обрести немного покоя. Он попадает в безоценочное и безопасное пространство, в котором может выражать свои чувства, какими бы они ни были. Так снижается психическая нагрузка. Возникает вопрос: как помочь человеку, находящемуся в ситуации ожидания, которое может затянуться на непонятное время. И это реальность.

Потеря есть и её нет одновременно. Что проживать? На самом деле есть что проживать. Психолог помогает проживать все те отношения, которые были. Это и есть реальная потеря. Отношения, какими они были, уже не будут никогда, они уже утрачены. В них было и хорошее, и плохое. А в случае возвращения надо будет заново выстраивать отношения и они могут быть уже другими.

Далее мы помогаем проживать все те чувства, которые связаны с неопределенностью данной ситуации. Это может быть гнев к объекту привязанности, чувство вины, любовь, все вперемешку.

Затем мы можем исследовать фантазии о пропавшем без вести вне их отношений. Это также может быть идеализация или обесценивание. Также мы можем помочь активизировать собственные ресурсы: спорт, музыка, арт-терапия, медитация… Терапевт в какой-то степени дает на это разрешение, так как человек может не чувствовать себя вправе полноценно жить.

Для пропавших без вести нет общепризнанных ритуалов, но они нужны и необходимы, чтобы становилось легче. Поэтому их необходимо создавать и совершать.

Что бы Вы в завершение хотели сказать людям, которые ищут близких, пропавших без вести?

Хочу пожелать реалистичных и оправданных надежд всем тем, кто ищет близких. Мужества быть с теми чувствами, которые будут возникать. Обязательно просить и принимать поддержку от окружающих, сохраняя веру в то, что мы способны к самоисцелению. И самым главным лекарством исцеления, конечно, является любовь, которую мы получаем и отдаем.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Марин Херес Карл: «Одни говорят: хорошо, что мы выжили, другие уходят в истерический юмор, третьи заявляют: не вижу, не слышу и знать не хочу»
    18.04.2024
    Марин Херес Карл: «Одни говорят: хорошо, что мы выжили, другие уходят в истерический юмор, третьи заявляют: не вижу, не слышу и знать не хочу»
    «Я всё чаще замечаю, что, к сожалению, люди перестали быть терпимыми друг к другу, не надо ждать теракта, чтобы начать проявлять гуманизм на всех уровнях: от высот спецслужб до каждого ребёночка и каждой старушки».
  • О работе психолога с последствиями психотравмирующих ситуаций
    12.01.2024
    О работе психолога с последствиями психотравмирующих ситуаций
    И.М. Узянова: «Кризис как психологическое состояние характеризуется особым переживанием — невозможностью. Кризисное состояние — это состояние экстремального напряжения сил для преодоления принципиально новых препятствий…»
  • Особенности оказания экстренной психологической помощи при переживании утраты в чрезвычайных ситуациях
    04.05.2023
    Особенности оказания экстренной психологической помощи при переживании утраты в чрезвычайных ситуациях
    «Авторами выделены и содержательно описаны такие параметры как: объективные характеристики ситуации, личностные особенности и способы реагирования пострадавшего, переживающего утрату и индивидуальные характеристики самого специалиста, оказывающего помощь».
  • Психолог-волонтёр в чрезвычайной ситуации: опасная помощь
    25.07.2019
    Психолог-волонтёр в чрезвычайной ситуации: опасная помощь
    24 июля в Хабаровском крае был объявлен трехдневный траур: при пожаре в детском лагере под Хабаровском пострадали 12 человек, четверо детей погибли. В чрезвычайных ситуациях часто психологи выражают желание приехать волонтёрами на место событий и помочь пострадавшим. Специалист с многолетним опытом работы в МЧС Ольга Макарова рассказывает о трудностях, ожидающих волонтёра, и о специфике работы психолога в чрезвычайной ситуации...
  • Против паники в соцсетях после чрезвычайной ситуации
    28.03.2018
    Против паники в соцсетях после чрезвычайной ситуации
    То, что сейчас происходит в пространстве социальных сетей – это стихийное распространение паники. Многие люди поранились об информацию о произошедшем в городе Кемерово и выдают аффективные реакции на травму, перерастающие в панические массовые действия. Не нужно вызываться работать волонтером-психологом, если вы не специалист в данной области и у вас нет опыта работы с шоковой травмой и острым горем. Мало того, что вы не компетентны в этом вопросе, такой работой вы причините психологический вред себе, а возможно, и клиенту...
  • Утрата ребенком близкого человека: первая помощь
    05.01.2018
    Утрата ребенком близкого человека: первая помощь
    Мне хочется поделиться опытом практической работы, который я приобрела, столкнувшись с необходимостью сообщать детям о смерти. Сначала хотелось бы поговорить о готовности психолога, работающего в данном направлении. Работая с горем, психолог должен знать о собственных ограничениях и быть готовым ко встрече с сильными чувствами ребенка. Специфика моей работы предполагает такие ситуации, когда наших воспитанников постигает горе – утрата близкого и именно я должна сказать ребенку о смерти родного человека...
  • Кризисная помощь: работа с ОСР и ПТСР
    24.11.2017
    Кризисная помощь: работа с ОСР и ПТСР
    Видеозапись открытой встречи «Кризисная помощь: особенности работы с острыми и посттравматическими стрессовыми состояниями». Ведущие рассказывают о том, что такое ОСР, ПТСР и кризисные состояния; в чем заключается комплексный подход в работе с кризисной проблематикой. Обозначают методы, которые показывают наибольшую эффективность на практике. Затрагивают важный вопрос о том, как обеспечить личную безопасность профессионала в экстремальной ситуации...
  • Психолог о теракте в метро Санкт-Петербурга
    10.04.2017
    Психолог о теракте в метро Санкт-Петербурга
    Те действия, которые называют террористическим актом, направлены на самое базовое - на то, чтобы разрушить доверие людей друг к другу. Это вызывает ощущение дезориентации: тот, кто совершил это действие, анонимен, недоступен и людям некуда адресовать своё возмущение. Елена Юрьевна Петрова рассказывает о мишенях работы психолога, помогающего пострадавшим в результате терактов, возможности самопомощи и необходимости, в определенных случаях, обязательно обращаться за помощью к специалистам...
  • М.М. Решетников о конструктивности и деструктивности страха
    07.04.2017
    М.М. Решетников о конструктивности и деструктивности страха
    Кроме чувства сопереживания пострадавшим и негодования по отношению к преступникам, мы все испытываем страх. Поэтому, думаю, что нужно поговорить именно об этом. Во-первых, нужно сказать, что страх – это естественная реакция в любой ситуации угрозы; более того, это естественный психологический механизм, оберегающий нас от опасности. Стыдиться страха не нужно! Но нельзя постоянно бояться всего, что может произойти – так можно прийти к ограничительному поведению, фактически, к неврозу...
  • Как уберечь себя в условиях психологической войны
    06.04.2017
    Как уберечь себя в условиях психологической войны
    Несколько дней назад Санкт-Петербург оказался в совершенно новой реальности: на улицы самого красивого и любимого нашего города пришла смерть и горе. Я решил обозначить здесь то, что, может быть, полезно каждому - основные моменты на которые надо обратить внимание. Это мои рекомендации с позиции психолога-практика, уже проходившего подобное в своей жизни. Сформулирую от первого лица, исходя из собственного опыта.
    Важно признать, что мы все в этой истории - пострадавшие. Мы оказались в центре психологической войны...
  • Трагедии случаются… Как избежать психотравмы?
    04.04.2017
    Трагедии случаются… Как избежать психотравмы?
    Трагедии случаются. В таких ситуациях возникает ощущение, что горе рядом, а ты ничего не можешь сделать. Люди страдают и погибают, но примиряться с этой неизбежностью совсем не хочется. В такие моменты население эмоционально включается в события, которыми не может управлять и, тем более, предотвращать. Как избежать психотравмы или снизить риск переживаний по поводу трагических событий? Большинству из нас нужно найти способ, чтобы успокоиться. Одновременно с попытками стабилизировать свое психическое состояние с помощью действий, вербальной активности или временного уединения не стоит забывать о пользе анализа событий...
  • Как справиться со страхом после теракта: простые рекомендации
    04.04.2017
    Как справиться со страхом после теракта: простые рекомендации
    Если в нашей жизни случаются экстремальные ситуации, совершенно естественно, что мы начинаем испытывать страх. Страх – это нормальная эмоция, которая ограждает нас от опасных или рискованных шагов. Опасным он становится тогда, когда мешает нам действовать, думать или жить нормальной жизнью.
    Что делать, если в ответ на происходящее Вы стали испытывать глубокий нарастающий страх и он мешает появляться в местах массового скопления людей, ходить на работу, спускаться в метро?...
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»