Скоро

15 — 16 декабря
Москва, online

Международная научно-практическая конференция «Язык и личность: социокультурные и психологические трансформации»

19 декабря
Сергиев Посад, online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Комплексное сопровождение детей и молодых инвалидов со сложными сенсорными и множественными нарушениями: традиции и перспективы развития»

25 декабря
Москва

Всероссийский конкурс региональных моделей психологической службы в системе общего образования

25 — 26 декабря
Москва, online

Научно-практическая конференция с международным участием «Научное наследие В.И.Лубовского и современная специальная психология»

8 — 12 января
Ставрополь

30-й Международный фестиваль «Святочные встречи»: «НОРМАЛЬНО?»

11 — 13 февраля
Санкт-Петербург

X Зимний фестиваль Психологической газеты «Счастливая семья — это...»

15 февраля
Online

III Всероссийская межведомственная научно-практическая конференция «Клиническая психология в здравоохранении, образовании и социальной сфере»

28 марта
Санкт-Петербург

XXI Мнухинские чтения «Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и другие актуальные психические расстройства: вызовы современной реальности»

9 — 10 апреля
Москва

XVII Международная научно-практическая конференция «Подросток в мегаполисе — 2024»

20 — 21 июня
Казань

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психиатрия в эпоху перемен»

24 — 25 октября
Томск, online

IV Российская конференция с международным участием «Психическое здоровье семьи в современном мире»

Весь календарь
Гайдар Карина Марленовна, Воронеж

Доктор психологических наук, доцент.

Заведующая кафедрой общей и социальной психологии, заместитель декана по учебной работе факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.

Член Российского психологического общества.

В 1984 г. окончила Ростовский государственный университет по специальности «Психология».

В 1994 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Динамика субъектного развития студенческой группы в период обучения», в 2013 г. - докторскую диссертацию на тему «Социальная психология жизнедеятельности группового субъекта: на материале исследования молодежных учебных групп».

С 1986 г. работает в Воронежском государственном университете: старший лаборант лаборатории организации учебного процесса, преподаватель, старший преподаватель, доцент кафедры педагогики и психологии, доцент кафедры психологии (с 2004 г. кафедра общей и социальной психологии) факультета философии и психологии, с 1999 г. - заместитель декана по учебной работе факультета философии и психологии, с 2005 г. - заведующая кафедрой общей и социальной психологии.

Область научных интересов:

  • социальная психология
  • социальная психология малых групп
  • психология группового субъекта
  • психология образования
  • психология высшей школы
  • психодиагностика
  • психологическая служба

Гранты:

  • Грант Министерства образования Российской Федерации № ГОО–2.1.–140 по теме: «Психолого-педагогические проблемы готовности детей к обучению в школе», 2001–2002 гг. – совместно с Н.И. Вьюновой (ВГУ) и Л.В. Темновой (МОСУ)
  • Международный научно-исследовательский проект «Исследование русского характера и личности» Тартуского университета (грант Эстонского Научного Фонда – соисполнитель

Читает курсы:

  • Общая психология (введение в психологию)
  • Психодиагностика
  • Практикум по психодиагностике
  • Частная психодиагностика
  • Психология группы
  • Психология воинского коллектива
  • Компьютерная психодиагностика
  • Проективная психодиагностика
  • Психология группового субъекта
  • Психология высшей школы
  • Психологические проблемы высшего образования

Основные публикации: более 330, в том числе

  • Трансформация профессионального образования в контексте вызовов XXI века / В.В. Сериков, А.С. Фетисов, Э.П. Комарова, К.М. Гайдар. Воронеж: Научная книга, 2023. 212 с.
  • Индивидуальность группы как предпосылка индивидуальной траектории ее развития / К.М. Гайдар // Траектория развития субъектов образовательного процесса: Материалы Международной научно-практической конференции, Воронеж, 16 февраля 2023 года. Воронеж: ИСТОКИ, 2023. С. 16-22.
  • Почему студенческая молодежь в современной России низко ценит высшее образование? / Винокурова Н.А., Гудович И.С., Гайдар К.М. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2022. №1. С. 28–33.
  • Изменения в синдроме профессионального выгорания преподавателей вуза в условиях вынужденного дистанционного обучения / К.М. Гайдар, О.П. Малютина // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. 2021. №2. С. 24-29.
  • Университетская наука и образование в контексте искусственного интеллекта / Д.А. Ендовицкий, К.М. Гайдар // Высшее образование в России. 2021. №6. С. 121-131.
  • Group reliability of the nuclear power plant operational shift: conceptual understanding / V.V. Tolstikov, K.М. Gaidar, E.F. Borokhovski // Южно-российский журнал социальных наук. 2020. №1. С. 121-134.
  • Оценка и мониторинг эффективности вузов: региональный опыт / Д.А. Ендовицкий, Ю.А. Бубнов, К.М. Гайдар // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2020. №2. С. 5-10.
  • Особенности восприятия студентами собственной субъектности в условиях реальных учебных и виртуальных групп / А.А. Пылаев, К.М. Гайдар // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2020. №2. С. 87-91.
  • Современное состояние автономии российских университетов (взгляд со стороны ректорского корпуса) / Д.А. Ендовицкий, Ю.А. Бубнов, К.М. Гайдар // Высшее образование в России. 2020. №11. С. 21-32.
  • Blended Learning Technology as a Means of Forming a Professional-Personal Position of a Bachelor Psychologist / E. Komarova, K. Gaidar, O. Poluhina, E. Mescheryakova // VI International Forum on Teacher Education, Kazan Federal University, Russia. May 27 – June 9, 2020 / еds. by I. Gafurov, R. Valeeva // ARPHA Proceedings. 2020. №3. P. 1149-1160.
  • Стресс инноваций в образовании / М.Р. Арпентьева, К.М. Гайдар, Л.А. Кунаковская // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10. №4. С. 4331-4346.
  • Возможности качественных методов диагностики в исследовании групповой субъектности семьи / Я.А. Пашкова, К.М. Гайдар // Южно-российский журнал социальных наук. 2020. Т. 21. №4. С. 134-154.
  • Эволюция принципа детерминизма в социальной психологии / К.М. Гайдар, Э.В. Смирнова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Философия». 2019. № 1 (31). С. 3-13.
  • Коммуникативная компетентность и виды прокрастинации у педагогов / К.М. Гайдар, О.П. Малютина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». 2019. №2. С. 15-19.
  • В.А. Садовничий об университетских традициях, современном опыте вузов и поиске ответов на вызовы времени / К.М. Гайдар, Е.Е. Чупандина, В.С. Листенгартен // Ректорские горизонты : к юбилею академика В.А. Садовничего. Воронеж: Изд. дом ВГУ, 2019. С. 17-25.
  • Истоки психологии группового субъекта в работах Г.Г. Шпета / К.М. Гайдар // Историческая преемственность в отечественной психологии / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Харитонова, Е.Н. Холондович. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2019. С. 165-170.
  • Качество высшего образования: психологическая составляющая / К.М. Гайдар // Антропоцентрические науки в образовании: коллективная монография по материалам Х Международной научно-практической конференции 20 ноября 2019 года (Россия, Китай). Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2019. С. 187-193.
  • Особенности профессионального развития студента в современных условиях / К.М. Гайдар // Система высшего профессионального образования : актуальные проблемы и пути их решения. Монография / под ред. И.Ф. Бережной. Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2018. С. 164-169.
  • Social Adaptation And A Person's Ego-Identity / Tashcheva A.I., Gaidar K.М., Berezhnaya I.F., Kalinina N.V., Sidyacheva N.V., Mikhaylova I.V. // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Т. 8. №1. Р. 188-194.
  • Organization of the Training Process Based on Modular and Rating Technology at Higher Educational Institution / Yu.A. Bubnov, K.M. Gaidar, V.A. Fedorov, I.F. Berezhnaya, O.V. Galustyan // Espacios. 2018. Vol. 39(25). P. 25.
  • Актуальные проблемы воспитания молодежи в современной России / К.М. Гайдар, Д.А. Ендовицкий, Ю.А. Бубнов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». 2017. №2. С. 5-11.
  • Влияние уверенности вузовского лидера на эффективность деятельности университета / К.М. Гайдар, Д.А. Ендовицкий, Ю.А. Бубнов // Высшее образование в России. 2017. №11. С. 79-88.
  • Specific Features of Social Groups of Teenagers With Deviant Orientation / Gridneva S.V., Gaidar K.M., Berezhnaya I.F., Makushina O.P., Kochetkov I.G. // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. T. 12.№ 5b. P. 741-752.
  • Субъектный подход к личности и группе – основа психолого-педагогической работы со студентами / К.М. Гайдар // Концепция субъектно-объектного преобразования личности в созидании новых творческих реальностей: монография / под ред. С.М. Годника. Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2017. С. 53-62.
  • Гайдар К.М. Базовые характеристики группового субъекта: философско-психологический анализ / К.М. Гайдар, В.Э. Третьякова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Философия». 2017. № 4 (26). С. 3-11.
  • Особенности профессионального самоопределения работающих специалистов и выпускников бакалавриата, повторно выбирающих профессию / К.М. Гайдар // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». 2016. №4. С. 28-32.
  • Основные вехи становления субъектного подхода к группе в российской социальной психологии: предпосылки, история, современное состояние / К.М. Гайдар, В.Э. Третьякова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. №6. С. 42-57.
  • Субъектный подход к личности и группе как основа психолого-педагогической работы со студентами вуза / К.М. Гайдар // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». 2015. № 2 (16). С. 108-112.
  • Увеличение объема документооборота как фактор снижения экономической эффективности вуза / К.М. Гайдар, Д.А. Ендовицкий, Ю.А. Бубнов // Высшее образование в России. 2014. №11. С. 17-24.
  • Субъектная концепция малой группы: преемственные связи с классическими отечественными теориями малой группы, новизна и эвристический потенциал / К.М. Гайдар // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32).
  • Социально-психологическая концепция группового субъекта: монография / К.М. Гайдар. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2013. 396 с.
  • Развитие субъектности учебной группы в совместной деятельности : экспериментальный подход / К.М. Гайдар // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия «Гуманитарные науки». 2012. №3. С. 151-154.
  • Процессы функционирования и развития учебной группы как субъекта / К.М. Гайдар // Перспективы науки. 2012. № 6 (33). С. 15-19.
  • Актуальные проблемы психологической диагностики группового субъекта / К.М. Гайдар // Глобальный научный потенциал. 2012. № 7 (16). С. 16-18.
  • Размышления о психологии коллектива и группового субъекта (перечитывая наследие А.С. Макаренко) / К.М. Гайдар // Человек. Сообщество. Управление. Научно-информационный журнал. 2012. №3. С. 89-100.
  • Научно-исследовательская работа студентов по специальности и направлению «Психология»: Учебно-методическое пособие для вузов / науч. ред. К.М. Гайдар. Воронеж: Изд-во ИПЦ ВГУ, 2011. 64 с.
  • Развитие идентичности студенческой группы как ее субъектный потенциал и как психологический ресурс в подготовке специалистов к профессиональной деятельности / К.М. Гайдар // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. «Проблемы высшего образования». 2011. №1. С. 14-19.
  • Общая характеристика жизнедеятельности группового субъекта / К.М. Гайдар // Малая группа как объект и субъект психологического влияния. Материалы Всероссийской научной конференции (с международным участием), г. Курск, 21–22 октября 2011 года. Курск: Курск. гос. ун-т, 2011. Ч. 1. С. 35-43.
  • Самооценка группового субъекта / К.М. Гайдар // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2011. Т. 11. Вып. 4. С. 64-68.
  • Общепсихологический практикум. Исследовательские процедуры: Учебное пособие для вузов / К.М. Гайдар, С.Э. Кокотек, М.В. Петрушина. Воронеж: Изд-во ИПЦ ВГУ, 2010. 183 с.
  • Конструирование национального характера: свойства личности, приписываемые типичному русскому / Алик Ю., Мыттус Р., Реало А., Трифонова А., Гайдар К. и др. // Культурно-историческая психология. 2009. №1. С. 2-17.
  • Проблема развития группового субъекта / К.М. Гайдар // Российский психологический журнал. 2008. Т. 5. №3. С. 9-24.
  • Проблема качества профессиональной деятельности психолога образования в современных условиях / К.М. Гайдар // Психология – XXI век. Профессиональная деятельность психолога: актуальные вопросы качества и профессионализма : межвуз. сб. науч. тр. / науч. ред. К.М. Гайдар. Воронеж: ВГУ, 2008. С. 42-49.
  • Развитие группового субъекта: вопросы теории и методики изучения / Гайдар К.М. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. 2007. №2. С. 45-62.
  • О диагностике психологии группового субъекта: время пришло / К.М. Гайдар // Психолог в современном обществе: от образования к профессиональной деятельности: коллективная монография / под ред. К.М. Гайдар. Воронеж: ВГУ, 2007. С. 382-402.
  • Субъектный подход к психологии малых групп: история и современное состояние: монография / К.М. Гайдар. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2006. 160 с.
  • Студенческий психологический клуб как модель психологической службы в вузе / А.С. Чернышев, К.М. Гайдар, С.Г. Елизаров // Психология в вузе. 2006. №1. С. 85-97.
  • Психологическая готовность ребенка к обучению в школе / Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова. М.: Академ. проект, 2003. 253 с.

Награды:

  • Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2008)
  • Диплом в номинации «Лучшее научное издание по психологическим наукам» за книгу «Социально-психологическая концепция группового субъекта» (2013) Международного отраслевого конкурса изданий для высших учебных заведений «Университетская книга: социально-гуманитарные науки-2014» (2014)
  • Почетное звание «Почетный работник сферы образования Российской Федерации» (2017)
  • Благодарность за активное участие в организации и проведении Всероссийских соревнований «Человеческий фактор» в 2018 году (2018)
  • Грамота командующего 6 армией ВВС и ПВО за оказанную помощь в организации и проведении учебно-методических сборов со специалистами психологической работы 6 армии ВВС и ПВО (2018)
  • Благодарность губернатора Воронежской области за многолетнюю плодотворную научно-педагогическую деятельность, высокий профессионализм, личный вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов и в связи с празднованием 100-летия со дня основания университета (2018)
  • Диплом за 2-е место по итогам научной сессии 2018 года, посвященной 100-летию Воронежского государственного университета (2018)
  • Диплом за 2-е место по итогам научной сессии 2022 года (2022)
  • Почетная грамота Воронежской областной Думы за многолетнюю плодотворную научно-педагогическую деятельность, личный вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов и в связи с 100-летием со дня образования кафедры педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии (2022)

Статьи и интервью в «Психологической газете»

Поздравления с днём рождения

С днем рождения, дорогая Карина Марленовна! От имени курских коллег желаем здоровья Вам и творческих достижений! Желаем также руководимому Вами коллективу развиваться как коллективному субъекту научно-педагогического творчества!

21.11.202109:29:18


11 декабря 2023 , понедельник

В этот день

Николай Иванович Мягких празднует день рождения! Поздравить!

Ирина Павловна Шкуратова празднует день рождения! Поздравить!

Игорь Николаевич Карицкий празднует день рождения! Поздравить!

Фатимат Шахбановна Карибова празднует день рождения! Поздравить!

84 года назад родился(ась) Эмма Ивановна Мещерякова.

Скоро

15 — 16 декабря
Москва, online

Международная научно-практическая конференция «Язык и личность: социокультурные и психологические трансформации»

19 декабря
Сергиев Посад, online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Комплексное сопровождение детей и молодых инвалидов со сложными сенсорными и множественными нарушениями: традиции и перспективы развития»

25 декабря
Москва

Всероссийский конкурс региональных моделей психологической службы в системе общего образования

25 — 26 декабря
Москва, online

Научно-практическая конференция с международным участием «Научное наследие В.И.Лубовского и современная специальная психология»

8 — 12 января
Ставрополь

30-й Международный фестиваль «Святочные встречи»: «НОРМАЛЬНО?»

11 — 13 февраля
Санкт-Петербург

X Зимний фестиваль Психологической газеты «Счастливая семья — это...»

15 февраля
Online

III Всероссийская межведомственная научно-практическая конференция «Клиническая психология в здравоохранении, образовании и социальной сфере»

28 марта
Санкт-Петербург

XXI Мнухинские чтения «Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и другие актуальные психические расстройства: вызовы современной реальности»

9 — 10 апреля
Москва

XVII Международная научно-практическая конференция «Подросток в мегаполисе — 2024»

20 — 21 июня
Казань

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психиатрия в эпоху перемен»

24 — 25 октября
Томск, online

IV Российская конференция с международным участием «Психическое здоровье семьи в современном мире»

Весь календарь
11 декабря 2023 , понедельник

В этот день

Николай Иванович Мягких празднует день рождения! Поздравить!

Ирина Павловна Шкуратова празднует день рождения! Поздравить!

Игорь Николаевич Карицкий празднует день рождения! Поздравить!

Фатимат Шахбановна Карибова празднует день рождения! Поздравить!

84 года назад родился(ась) Эмма Ивановна Мещерякова.

Скоро

15 — 16 декабря
Москва, online

Международная научно-практическая конференция «Язык и личность: социокультурные и психологические трансформации»

19 декабря
Сергиев Посад, online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Комплексное сопровождение детей и молодых инвалидов со сложными сенсорными и множественными нарушениями: традиции и перспективы развития»

25 декабря
Москва

Всероссийский конкурс региональных моделей психологической службы в системе общего образования

25 — 26 декабря
Москва, online

Научно-практическая конференция с международным участием «Научное наследие В.И.Лубовского и современная специальная психология»

8 — 12 января
Ставрополь

30-й Международный фестиваль «Святочные встречи»: «НОРМАЛЬНО?»

11 — 13 февраля
Санкт-Петербург

X Зимний фестиваль Психологической газеты «Счастливая семья — это...»

15 февраля
Online

III Всероссийская межведомственная научно-практическая конференция «Клиническая психология в здравоохранении, образовании и социальной сфере»

28 марта
Санкт-Петербург

XXI Мнухинские чтения «Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и другие актуальные психические расстройства: вызовы современной реальности»

9 — 10 апреля
Москва

XVII Международная научно-практическая конференция «Подросток в мегаполисе — 2024»

20 — 21 июня
Казань

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психиатрия в эпоху перемен»

24 — 25 октября
Томск, online

IV Российская конференция с международным участием «Психическое здоровье семьи в современном мире»

Весь календарь