16+
Выходит с 1995 года
16 октября 2024

Кто есть кто

Галина Васильевна Бурменская

Галина Васильевна Бурменская

Москва

Кандидат психологических наук, доцент. Заслуженный преподаватель МГУ.

Доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Член Ученого совета факультета психологии МГУ.

Член редколлегии журнала «Вестник Московского университета. Серия 14: Психология».

В 1974 г. окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, в 1977 г. - аспирантуру факультета психологии МГУ.

В 1978 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Возможности планомерного развития познавательных процессов дошкольника».

С 1977 г. работает на кафедре возрастной психологии: научный сотрудник, доцент.

Область научных интересов:

  • психология развития,
  • дифференциальная психология возрастного развития;
  • онтогенез индивидуально-психологических различий;
  • типологический подход к описанию индивидуально-психологических различий;
  • возрастно-психологическое консультирование;
  • диагностика познавательного развития в дошкольном и младшем школьном возрасте;
  • онтогенетическая роль привязанности ребенка к матери;
  • показатели психологического благополучия/ неблагополучия детей и подростков;
  • родительское принятие/непринятие;
  • онтогенез личностной автономии;
  • мировосприятие детей и подростков;
  • взаимоотношения сиблингов в детстве и взрослом возрасте.

Читает курсы:

  • Возрастно-психологическое консультирование детей и подростков
  • Психологическое обследование детей и подростков
  • Онтогенез индивидуально-психологических различий
  • Факторы и группы риска в психическом развитии
  • Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
  • Современные направления исследований в детской психологии
  • Принципы и методы психологической диагностики детей
  • Психологическое обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Методы психологического обследования ребенка в консультировании
  • спецпрактикумы по методам психологической диагностики развития детей и возрастно-психологическому консультированию

Основные публикации:

  • Гальперин П.Я. Психология: предмет и метод. Избранные психологические труды / Бурменская Г.В. М.: Издательство Московского университета, 2023. 843 с.
  • Психология развития: полвека пути: монография: к 50-летию кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова / под ред. О.А. Карабановой, Е.И. Захаровой, Г.В. Бурменской, С.М. Чурбановой. Пенза, 2021. 446 с.
  • Особенности эмоционально-смыслового отношения к миру старшеклассников с разной профессиональной направленностью / Бурменская Г.В. // Социокультурные проблемы современного человека. Материалы VII Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Новосибирск, 2021. С. 133-142.
  • Л.Ф. Обухова: уроки научные и человеческие. еще раз к вопросу о стратегиях исследования умственного развития ребенка / Бурменская Г.В. // Национальный психологический журнал. 2019. Т. 2. № 2 (34). С. 10-18.
  • Assumptions as a basis for attitude forming to mother's position in girls / Karabanova O.A., Almazova O.V., Burmenskaya G.V., Molchanov S.V., Sadovnikova T.Yu., Zakharova E.I., Dolgikh A.G. // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (см. в книгах). 2018. №43.
  • Принятие-отвержение как фактор детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений в детстве и взрослости / Бурменская Г.В. // Мир психологии. 2018. № 1 (93). С. 108-126.
  • Эмоционально-смысловое отношение девушек к материнству / Бурменская Г.В., Алмазова О.В., Карабанова О.А., Захарова Е.И., Долгих А.Г., Молчанов С.В., Садовникова Т.Ю. // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 4 (102). С. 46-64.
  • Особенности материнского реагирования на аффективные проявления у детей дошкольного возраста / Бурменская Г.В., Коврижкина М.А. // Психологические проблемы современной семьи. Сборник материалов VIII международной научно-практической конференции. Уральский государственный педагогический университет. 2018. С. 779-787.
  • Особенности ценностной сферы девушек с различным отношением к родительской позиции матери на этапе вхождения во взрослость / Карабанова О.А., Захарова Е.И., Бурменская Г.В., Алмазова О.В., Долгих А.Г., Молчанов С.В., Садовникова Т.Ю. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. №4. С. 24-37.
  • Детско-родительские отношения как условие формирования отношения к родительской позиции матери у девушек в период вхождения во взрослость / Садовникова Т.Ю., Карабанова О.А., Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Алмазова О.В., Долгих А.Г., Молчанов С.В. // Педагогическое образование в России. 2018. №9. С. 52-61.
  • Возрастно-психологический подход в консультировании родителей по вопросам психического развития и психологического благополучия детей и подростков / Бурменская Г.В. // Мир психологии. 2017. № 2 (90). С. 231-242.
  • Ориентировочные процессы во взаимодействии психолога и родителей в ситуации возрастно-психологического консультирования / Бурменская Г.В. // Журнал практического психолога. 2017. №6. С. 100.
  • Типы отношения к материнству и родительской позиции у девушек в период вхождения во взрослость / Карабанова О.А., Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Алмазова О.В., Долгих А.Г., Молчанов С.В., Садовникова Т.Ю. // Психологические исследования. 2017. Т. 10. №56. С. 9.
  • Привязанность к матери как базисное условие психического развития и психологического благополучия / Бурменская Г.В. // Психическое здоровье человека XXI века. Сборник научных статей по материалам Конгресса. 2016. С. 28-30.
  • Взаимоотношения братьев и сестер и их связь с привязанностью к матери / Алмазова О.В., Бурменская Г.В. // Вопросы психологии. 2015. №4. С. 15-25.
  • Родительское принятие-отвержение и формирование взаимоотношений между сиблингами / Бурменская Г.В. // От истоков к современности. 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сборник материалов юбилейной конференции: в 5 томах. М., 2015. С. 190-192.
  • Родительское принятие-отвержение и формирование взаимоотношений между сиблингами / Бурменская Г.В. // Психологические проблемы современной семьи. Сборник тезисов VI-ой Международной научной конференции. 2015. С. 282-287.
  • Роль привязанности к матери в онтогенезе взаимоотношений сиблингов / Бурменская Г.В., Алмазова О.В. // От истоков к современности. 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сборник материалов юбилейной конференции в 5 томах. М., 2015. С. 63-65.
  • Роль привязанности к матери в онтогенезе взаимоотношений сиблингов / Бурменская Г.В., Алмазова О.В. // Психологические проблемы современной семьи. Сборник тезисов VI-ой Международной научной конференции. 2015. С. 288-293.
  • Особенности современных условий становления сотрудничества у младших школьников / Бурменская Г.В. // Деятельностная теория учения: современное состояние и перспективы. Материалы Международной научной конференции. 2014. С. 199-201.
  • Понятие «ориентировочная деятельность» как средство анализа феноменов психического развития в онтогенезе / Бурменская Г.В. // Культурно-историческая психология. 2012. №4. С. 7-12.
  • Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе / Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Молчанов С.В., Салмина Н.Г. // Национальный психологический журнал. 2011. № 1 (5). С. 104-110.
  • Мировосприятие детей с разными типами привязанности к матери / Бурменская Г.В. // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2011. №2. С. 21-35.
  • Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителей / Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. М.: Просвещение, 2010, 2014, 2017.
  • Диагностика агрессивных тенденций у детей дошкольного возраста / Бурменская Г.В., Истратова О.Н. // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2010. №3. С. 91.
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. М., 2009, 2011, 2014.
  • Childs attachment to mother as the basis of mental development typology / Burmenskaya G.V. // Psychology in Russia: State of the Art. 2009. Т. 2. С. 385-403.
  • Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития / Бурменская Г.В. // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2009. №4. С. 17-31.
  • Культурно-историческая системнодеятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. // Вопросы психологии. 2007. №4. С. 16-23.
  • Формирование комбинаторного мышления у младших школьников и подростков / Бурменская Г.В., Евдокимова Л.В. // Вопросы психологии. 2007. №2. С. 30-43.
  • Методики диагностики привязанности к матери ребенка дошкольного и младшего школьного возраста / Бурменская Г.В. // Психологическая диагностика. 2005. №4.
  • Эксперимент и квазиэксперимент в психологии: учебное пособие / Под ред. Т.В. Корниловой. СПб: Питер, 2004.
  • Проблемы онто-и филогенеза привязанности к матери в теории Дж. Боулби / Бурменская Г.В. // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. №1.
  • Исследование индивидуально-психологических особенностей методом поэтапного формирования умственных действий и понятий / Бурменская Г.В. // Вопросы психологии. 2002. №5.
  • Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учебное пособие / Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. М., 2002, 2007.
  • Теоретические вопросы возрастно-психологического консультирования / Бурменская Г.В. // Психолог в детском саду. 2001. № 1-2.
  • Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии / Обухова Л.Ф., Бурменская Г.В. // Проблемы современного педагогического образования. 2001.
  • Типологический подход в возрастной психологии развития / Бурменская Г.В. // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2000. №4.
  • Методика «Нарисуй человека» / Бурменская Г.В. // Психолог в детском саду. 1999. №2.
  • Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Бурменская Г.В. М. - Воронеж, 1996, 2005, 2008. 656 с.
  • Типологический анализ онтогенеза индивидуальных различий / Бурменская Г.В. // Вопросы психологии. 1992. №2.
  • Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей / Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. М., 1990.
  • Опыт психологического консультирования детей дошкольного возраста / Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 1986. №3.
  • Современная американская психология развития: состояние и перспективы / Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский А.И. М., 1986.
  • Экологическая ориентация в современной американской психологии развития / Бурменская Г.В. // Вопросы психологии. 1985. №4.
  • Экспериментально-психологический анализ метода «когнитивного обучения» Ж. Пиаже / Бурменская Г.В., Курбатова М.Б. // Вопросы психологии. 1983. №2.
  • Обучение как метод исследования умственного развития ребенка в работах женевской психологической школы / Бурменская Г.В. // Вопросы психологии. 1981. №2.
  • Понятие инвариантности количества как показатель умственного развития ребенка / Бурменская Г.В. // Вопросы психологии. 1978. №6.
  • Понятие инвариантности и проблема психического развития ребенка / Бурменская Г.В. // Вопросы психологии. 1976. №4.
Поздравления с днём рождения
  • Михаил Евгеньевич Иванов

    С Днем Рождения, Галина Васильевна! Желаю здоровья, уверенности в своих силах и достижения целей! Пусть студенты только радуют, а коллеги вдохновляют!

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»