16+
Выходит с 1995 года
1 марта 2024

Кто есть кто

Лидия Бернгардовна Шнейдер

Лидия Бернгардовна Шнейдер

Москва

Доктор психологических наук, профессор.

Профессор кафедры психологической антропологии и кафедры психологии воспитания и профилактики девиантного поведения Института детства Московского педагогического государственного университета. Заведующая кафедрой специальной психологии факультета психологии образования Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ. Преподаватель факультета рыночных технологий Института отраслевого менеджмента РАНХиГС. Заведующая кафедрой психологии и педагогики образования факультета психологии Московского психолого-социального университета. Преподаватель Института современных психологических технологий (г. Москва).

Главный редактор журнала «Актуальные проблемы психологического знания».

Член Президиума Детской общественной межрегиональной организации «Философия – детям».

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2017-2021).

В 1984 г. окончила физико-математический факультет Московского государственного заочного педагогического института, в 1990 г. - факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Проходила обучение и повышение квалификации в США, Швейцарии и Германии.

В 1994 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Особенности и условия формирования самоорганизации времени жизни подростков (учащихся СПТУ)», в 2001 г. - докторскую диссертацию на тему «Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления».

Основные научные интересы:

  • психология девиантного поведения детей и подростков
  • психология семейных отношений
  • психология развития
  • психология профессиональной деятельности
  • профессиональная идентичность
  • психологическое (школьное и семейное) консультирование

Автор концепции профессиональной идентичности.

Автор методик по изучению профессиональной, гендерной, социальной и личностной идентичности.

Руководитель магистерской программы «Школьно-семейное консультирование».

Специалист в области практической и прикладной психологии, песочной терапии.

Гранты:

  • Грант РГНФ, международный научный проект №13-23-01014 «Гендерные особенности проявления экстремизма в молодежной среде» (2013-2014), руководитель
  • Грант РГНФ, научный проект №15-06-10681 «Гражданское мировосприятие молодежи: феноменология, диагностика и психолого-педагогические условия формирования» (2015-2017), участник
  • Грант РГНФ, международный научный проект №15-26-01008 «Кросс-культурный анализ представлений о славе как сущностном свойстве сознания и поведения личности» (2015-2016), руководитель

Читает курсы:

  • Психология семьи
  • Психология девиантного поведения
  • Консультирование субъектов образовательного пространства
  • Диагностика трудностей в обучении
  • Диагностика детско-родительских отношений

Основные публикации: более 300 работ, в том числе

  • Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. Монография. М.: МОСУ, 2001. 256 с.
  • Шнейдер Л.Б. Молодежный экстремизм: сущность, гендерная специфика, противодействие и профилактика. Монография. М.: МПСУ, 2014. 196 стр.
  • Психология девиантности. Дети. Общество. Закон / Дозорцева Е.Г., Ениколопов С.Н., Реан А.А., Собкин В.С., Адамчук Д.В., Цветков В.Л., Цветкова Л.А., Шипицына Л.М., Шнейдер Л.Б. – М., 2016.
  • Психологическая экспертиза: современность и тенденции развития: монография / О.А. Белобрыкина, В.Л. Дресвянников, Л.Б. Шнейдер, И.Е. Валитова, К.Л. Лидин, Г.А. Вартанян / Под науч. ред. О.А. Белобрыкиной, В.Л. Дресвянникова. – Новосибирск: Немо Пресс, 2016. 180 с.
  • Шнейдер Л.Б. Слава как сущностное свойство сознания и поведения. Монография. М., МГОУ, 2016. 138с.
  • Гражданское мировосприятие молодежи: теоретико-эмпирическое исследование: монография / Егоров И.В., Наумова Д.В., Симанина А.И., Фомин А.А, Шнейдер Л.Б. / под ред. проф. Л.Б. Шнейдер. М.: МГОУ, 2016.
  • Гражданское мировосприятие молодежи: феноменология, диагностика и психолого-педагогические условия формирования: монография / Егоров И.В., Наумова Д.В., Фомин А.А, Шнейдер Л.Б. / под ред. И.В. Егорова. – М.: МГОУ, 2017. 102. с.
  • Шнейдер Л.Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков: учебник и практикум. – М., 2017, 2019, 2020.
  • Шнейдер Л.Б., Зябрева В.С. Информационно-компьютерные технологии и методы активного обучения в психолого-педагогическом образовании. – М., 2018.
  • Шнейдер Л.Б., Зыкова М.Н. Компетентное родительство. – М., 2018.
  • Шнейдер Л.Б. Психология славы. – М., 2018.
  • Шнейдер Л.Б., Акбиева З.С., Цариценцева О.П. Психология карьеры: учебник и практикум. – М., 2018, 2019, 2020.
  • Шнейдер Л.Б. Семейная психология. Эмпирические исследования: практическое пособие. – М., 2018, 2019, 2020.
  • Шнейдер Л.Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения. Практикум: учебное пособие: – М., 2018, 2019, 2020.
  • Шнейдер Л.Б. и др. Человек работающий: междисциплинарный подход в психологии здоровья. – М., 2018.
  • Шнейдер Л.Б. Патриотизм и профессионализация: взаимосвязь и взаимовлияние. – М., 2019.
  • Патриотизм и профессионализация в контексте гражданской лояльности: сборник научных статей / отв. ред.: Л.Б. Шнейдер, И.В. Егоров. – М.: ИИУ МГОУ, 2019. 
  • Шнейдер Л.Б. и др. Современная социальная реальность: вызовы, риски, перспективы. – Новосибирск, 2019.
  • Шнейдер Л.Б. Психология идентичности: учебник и практикум. – М., 2019, 2020.
  • Шнейдер Л.Б., Рогач М.С. Семейное консультирование. Молодая семья и ребенок-дошкольник: учебное пособие. – М., 2019, 2020.
  • Шнейдер Л.Б., Рогач М.С. Молодая семья и ребенок-дошкольник: практическое пособие. – М., 2020.
  • Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии: учебное пособие. – М., 2020.
  • Шнейдер Л.Б. и др. Социальная психология образования: практикум. – М., 2020, 2021.
  • Отечественная общеобразовательная школа в развитии: актуальное и потенциальное: монография / под науч. ред. Л.Б. Шнейдер. – М.: МПСУ, 2021.

Награды:

  • третье место на конкурсе «Лучший психолог РФ» (2014)
  • Почетная грамота Министерства образования и науки РФ
  • лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2016 года Фонда развития отечественного образования среди преподавателей высших учебных заведений и научных сотрудников научно-исследовательских учреждений.
  • первое место в номинации «Лучшее научно-методическое издание» I Международного конкурса «Лучшая книга по психологии» ФГБОУ ВПО «НГПУ» за книгу «Психология подростковой девиантности и аддиктивности»
  • лауреат конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере – 2017» Межрегионального центра инновационных технологий в образовании и Кировской государственной универсальной областной научной библиотеки им. А. И. Герцена
  • победитель конкурса «Золотая Психея» по итогам 2016 года за книгу «Психология девиантности» (в соавторстве)
  • победитель IV Всероссийского конкурса «Золотые имена высшей школы» в номинации «За вклад в науку и высшее образование»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Поздравления с днём рождения
  • Сергей Васильевич Сарычев

    С Днем рождения, дорогая Лидия Бернгардовна! Я и мои коллеги-психологи из Курска желаем Вам прекрасного настроения, успехов и новых достижений!

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»