18+
Выходит с 1995 года
19 ноября 2024

Кто есть кто

Тамара Олеговна Гордеева

Тамара Олеговна Гордеева

Москва

Доктор психологических наук, доцент.

Профессор кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Ведущий научный сотрудник международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Член диссертационного совета при факультете психологии МГУ.

Член ISSBD, International Positive Psychology Association, Российского психологического общества.

В 1987 г. окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, в 1991 г. - аспирантуру при факультете психологии МГУ. В 1993-1994 гг. проходила стажировку на факультете психологии Йельского ун-та (США). В 1997 г. проходила стажировку в Институте развития и обучения человека им. Макса Планка (Западный Берлин).

В 1993 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Особенности переживаний подростков при восприятии музыки», в 2013 г. - докторскую диссертацию на тему «Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития».

С 1992 г. работает на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова: младший научный сотрудник, научный сотрудник лаборатории педагогической психологии, зам. зав. кафедрой педагогической психологии по научной работе, в 2005-2006 гг. - зам. декана по работе с иностранными учащимися и международной работе, с 2000 г. - доцент Центра по переподготовке преподавателей при кафедре психологии образования, доцент кафедры психологии образования и педагогики, с 2019 г. - профессор кафедры психологии образования и педагогики.

С 2014 г. - ведущий научный сотрудник международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации Национального исследовательского университета Высшая школа экономики.

В 1995-1997 гг. была руководителем московской части кросс-культурного исследовательского проекта Ин-та развития и обучения человека им. Макса Планка (Берлин, Германия), посвященном исследованию учебной мотивации, самоэффективности и дружбы у школьников средних и старших классов.

В 2000-2005 гг. - член комиссии Конкурса дипломных работ ф-та психологии и Общероссийского конкурса дипломных работ.

Область научных интересов:

  • структура, механизмы и источники мотивации достижения, мотивация учебной, профессиональной и спортивной деятельности
  • внешние и внутренние факторы формирования мотивации достижения у детей и взрослых
  • мотивация творческой деятельности; особенности мотивации и саморегуляции у успешных детей и взрослых
  • диагностика мотивации достижения и ее предикторов, диагностика учебной мотивации школьников и трудовой мотивации персонала
  • разработка тренингов и обучающих программ основанных на формировании учебной мотивации, мотивации достижения и самодетерминации личности
  • конструктивное мышление личности и оптимизм как факторы психологического благополучия и успешности деятельности

Область практических интересов:

  • диагностика и развитие учебной мотивации и мотивации достижения детей и подростков;
  • детско-родительские отношения, консультирование детей и родителей по проблемам психологического благополучия и достижений одаренных детей;
  • когнитивно-бихевиоральное консультирование родителей и подростков;
  • тренинги личностной причинности и постановки целей (школьники, студенты, учителя, преподаватели);
  • диагностика, развитие и стимулирование трудовой мотивации персонала,
  • тренинги конструктивного мышления и оптимизма.

Научно-исследовательские проекты:

  • Цифровой мониторинг психологического состояния российского общества и влияющих на него индивидуальных и средовых факторов в ситуации распространения пандемии COVID-19 и преодоления её последствий (Вирусы, РФФИ, 2020-2022, исполнитель)
  • Внутренняя и внешняя мотивация школьников, обучающихся по разным образовательным программам (РФФИ, 2018-2020, руководитель)
  • Мотивационные и личностные предпосылки академической успешности и психологического благополучия учащихся (РГНФ, 2012-2014, руководитель)
  • Оптимизм как предиктор успешности деятельности и психологического благополучия: структура и диагностика» (РГНФ, 16-36-00037, 2016-2018, тип проекта а1, руководитель)
  • Личностные, мотивационные и организационные ресурсы психологического благополучия в профессиональной деятельности (РГНФ, исполнитель, 2015-2017)
  • Мотивационные и личностные предпосылки академической успешности и психологического благополучия учащихся (РГНФ, 2012-2014, руководитель)
  • Личностные ресурсы в системе трудовой мотивации (РГНФ, исполнитель, 2012).
  • Психологическое сопровождение профилирования обучения в старших классах: диагностика и развитие готовности к выбору на основе анализа факторов развития личностного потенциала учащихся в системе общего образования (Минобрнауки, 2008, исполнитель).
  • Разработка показателей и анализ факторов развития личностного потенциала и психологического благополучия учащихся в системе общего образования (Минобрнауки, 2007, исполнитель).
  • Структура и диагностика личностного потенциала (РГНФ, 2006-2008, исполнитель).

Читает курсы:

  • Contemporary theories of motivation
  • Диагностика и развитие мотивации учебной деятельности
  • Диагностика мотивации достижения и трудовой мотивации
  • Диагностика мотивации достижения и трудовой мотивации персонала
  • Диагностика мотивации достижения и учебной мотивации детей и подростков
  • Диагностика мотивации учебной деятельности младших школьников и подростков
  • Диагностика мотивационной сферы детей и подростков
  • Когнитивно-бихевиоральная терапия в образовательных средах
  • Кросс-культурные исследования
  • Методика преподавания психологии и педагогики
  • Мотивация спортивной деятельности
  • Основы когнитивно-бихевиорального консультирования детей и подростков
  • Основы педагогического дизайна
  • Педагогика
  • Педагогика и психология высшей школы
  • Педагогическая психология
  • Практическая позитивная психология
  • Психология общения
  • Психология саморегуляции и совладаюшего поведения
  • Современная психология мотивации достижения: теории и практика
  • Современная психология мотивации: теории и практика
  • Современные зарубежные теории учебной мотивации и мотивации достижения и их применение в практике обучения

Основные публикации: более 160 работ, в том числе

  • Гордеева Т.О. и др. Педагогическая психология. М.: Издательский дом МГУ, 2024. 637 с.
  • Гордеева Т.О. Мотивация школьников XXI века: практические советы: методическое пособие. М.: БФ «Вклад в будущее», 2022. 135 с.
  • Психологическое сопровождение пандемии COVID-19 / коллектив авторов. М.: ИД МГУ им. М.В. Ломоносова, 2021. 597 с.
  • Гордеева Т.О. Путь к самоактуализации: как раздвинуть границы своих возможностей. Новое понимание иерархии потребностей Маслоу (предисловие). М.: Альпина Паблишер, 2021.
  • Gordeeva T.O., Sheldon K.M. Encyclopedia of Personality and Individual Differences. Netherlands, 2017.
  • Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл, 2015. 334 с.
  • Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Кузьменко Н.Е., Леонтьев Д.А., Рыжова О.Н., и др. Современная российская наука о профессиональных качествах педагогов (на кит. языке). Пекин: Аграрное издательство Китая, 2015. 287 с.
  • Аллахвердов В.М., Белова С.С., Валуева Е.А., Васильев И.А., Гордеева Т.О., Дорфман Л.Я., Князева Т.С., Мартиндейл К., Медведев С.В., Медынцев А.А., Люсин Д.В., Тихомирова Т.Н., Растяников А.В., Ушаков Д.В. Мотивация творческой деятельности. М.: ИП РАН, 2011. 736 с.
  • Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Шевяхова В.Ю. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: Опросник СТОУН. М., Смысл, 2009. – 152 с.
  • Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. Учебное пособие. М.: Смысл; Изд. центр «Академия», 2006. 333 с.
  • Корнилова Т.В., Климов Е.А., Григоренко Е.Л., Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Гордеева Т.О., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е., Зателепина Н.В. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии. Учебное пособие. СПб: Питер, 2004. 254 с.
  • Корнилова Т.В., Климов Е.А., Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Гордеева Т.О., Григоренко Е.А. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. Учебное пособие для вузов. М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 1998. 296 с.
  • Выготский Л.С., Давыдов В.В., Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф., Володарская И.А., Гордеева Т.О. Теории учения. Хрестоматия. М.: РПО, 1998. 152 с.

Награды:

  • лауреат Международной премии Research Excellence Award Russia в номинации «Психология» (2021)
Поздравления с днём рождения
  • Всеволод Олегович Копытин

    С юбилеем, уважаемая Тамара Олеговна! Желаю здоровья Вам и Вашим близким, счастья, хорошего настроения, исполнения мечт и добра!

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»