Кто есть кто
Борис Даниилович Эльконин
Доктор психологических наук, профессор.
Заведующий лабораторией психологии младшего школьника Психологического института РАО. Заместитель председателя диссертационного совета и член диссертационного совета при ПИ РАО. Главный научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета.
Президент Международной ассоциации развивающего обучения (МАРО). Ректор Открытого института «Развивающее образование». Главный редактор журнала «Культурно-историческая психология», член редсовета журнала «Вопросы психологии».
В 1972 г. окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 1982 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Роль знакового опосредствования в процессе решения задач “на соображение”», в 1995 г. - докторскую диссертацию на тему «Введение в психологию развития».
Представитель школы Л.С. Выготского.
С 1972 г. работал в лаборатории психологии детей младшего школьного возраста ПИ РАО.
В 1993 г. стал заведующим лабораторией теоретических и экспериментальных проблем психологии развития ПИ РАО, в настоящее время заведует лабораторией психологии младшего школьника.
С 1998 г. - руководитель коллектива и вице-президент Международной ассоциации развивающего обучения. В 1999 году начала работать программа «Развивающее обучение в подростковой школе (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)».
В 2000 г. Б.Д. Эльконин стал руководить экспериментальными площадками Международной ассоциации развивающего обучения по разработке системы развивающего обучения в подростковой школе (6-9 классы).
С 2011 г. - главный эксперт Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Автор многочисленных публикаций по педагогической, возрастной, детской психологии, психологии теории и практики образования, психологии развития и творческого мышления.
Наиболее значимые публикации:
- Психология развития с позиции культурно-исторической концепции. Курс лекций / Б.Д. Эльконин. М.: Аuthors Club, 2022. 332 с.
- Практики развития: образовательные парадигмы и практики в ситуации смены технологического уклада: материалы XXVII научно-практической конференции, Красноярск, ноябрь 2020 г. / ред. Эльконин Б.Д., Новопашина Л.А. Красноярск: Ин-т психологии практик развития, 2021. 136 с.
- Посредническое действие: функциональный генез и онтогенез / Б.Д. Эльконин // Практики развития: теоретические и технологические решения и вопросы в цифровую эпоху. Материалы XXVI научно-практической конференции. Красноярск, . 2020. С. 24-28.
- Событие Действия (Заметки о развитии предметных действий II) / Б.Д. Эльконин // Культурно-историческая психология. 2014. №1.
- Source and driving forces for development / Elkonin B.D. // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. Т. 5. №11. С. 1525-1533.
- Горизонты изучения онтогенеза / Б.Д. Эльконин. Ижевск: Ergo, 2011. 27 с.
- Оценка результатов школьного образования: структурный подход / Нежнов П.Г., Карданова Е.Ю., Эльконин Б.Д. // Вопросы образования. 2011. №1. С. 26-44.
- Антропопраксис: ежегодник гуманитарных исследований. Т. 2 / ред. Б.Д. Эльконин. Ижевск: ERGO, 2010. 217 с.
- Опосредствование. Действие. Развитие / Б.Д. Эльконин. Ижевск: ERGO, 2010. 279 с.
- Педагогика развития: условия целеполагания и результативности / Б.Д. Эльконин // Педагогика развития: проблема образовательных эффектов, Красноярск, 2004.
- Идея развития антропологической практики / Б.Д. Эльконин // Архе. 2004. №5.
- Действие как единица развития / Б.Д. Эльконин // Вопросы психологии. 2004. №1. С. 358-377.
- Идеальная форма, строение действия, содержание образования / Б.Д. Элькинин // Педагогика развития: проблема образовательных эффектов. Красноярск, 2000.
- Пространство учебной деятельности младшего школьника: цели и результаты / Б.Д. Эльконин // Педагогика развития: проблема образовательных эффектов. Красноярск, 1998.
- Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского) / Б.Д. Эльконин. М.: Тривола, 1994. 167 с.
- Образовательное пространство как пространство развития («школа взросления») / И.Д. Фрумин, Б.Д. Эльконин // Вопросы психологии. 1993. №1. С. 24-32.
- Л.С. Выготский – Д.Б. Эльконин: знаковое опосредование и совокупное действие / Б.Д. Эльконин // Вопросы психологии. 1993. №1.
- О способе опосредования решения задач на соображение / Б.Д. Эльконин // Вопросы психологии.1971. №11.
Награды:
- медаль имени В.В. Давыдова РАО — за вклад в развитие научной школы В.В. Давыдова (2020)
- «Психология развития с позиции культурно-исторической концепции», курс лекций (в номинации «Книга года по психологии», 2021 г.), лауреат
- «ХХI Всероссийская ежегодная научно-практическая конференция “Практики развития: индивидуальные, корпоративные и институциональные свободы и ограничения”», 24-26 апреля 2014 года, Красноярск (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2014 г.), номинант
- Школа А.Н. Леонтьева как интеллектуальная "грибница" XXI века: к 120-летию основоположника, юбилейный интеллектуальный марафон, 1 января - 30 июня 2023 года, Москва (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2023 г.)
- Наталия Владимировна Шурова, 12.03.2022
- Алла Владимировна Лобанова, 12.03.2020
- Ника Александровна Веселова, 12.03.2020