16+
Выходит с 1995 года
14 июня 2024

Кто есть кто

Алексей Анатольевич Сергиенко

Алексей Анатольевич Сергиенко

Москва

Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник.

Доцент кафедры нейро-и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета. Старший научный сотрудник отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья.

Окончил Московский психолого-социальный институт.

В 2006 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Особенности формирования и развития мнестической деятельности у детей 6-8 и 9-11 лет, обучающихся в общеобразовательной школе».

Область научных интересов:

  • клиническая психология
  • нейропсихология детского возраста
  • нейропсихиатрия
  • нейропсихология
  • психология дизонтогенеза
  • когнитивные нарушения
  • методы клинической психологии
  • проблемы реабилитации и коррекции

Читает курсы:

  • Основы нейропсихологии
  • Нейропсихология
  • Нейропсихология детского возраста
  • Методы нейропсихологической диагностики детей
  • Практикум по нейропсихологии
  • Патопсихология

Основные публикации:

  • Зверева Н.В., Суркова К.Л., Сергиенко А.А., Строгова С.Е., Зверева М.В. Особенности психоречевого развития детей, зачатых с помощью ЭКО и родившихся в многоплодной беременности // Forcipe. 2022. Т. 5. № S2. С. 217-218.
  • Сергиенко А.А., Зверева Н.В., Суркова К.Л., Строгова С.Е., Зверева М.В., Балакирева Е.Е. О значении коррекционно-развивающей и реабилитационной работы с детьми с дизонтогенезом (на примере детей, рожденных с помощью ЭКО) // Общественно-ориентированная психиатрия: научно-практические аспекты и векторы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, по священной 20-летию создания общественной организации «Семья и психическое здоровье». М., 2022. С. 130-133.
  • Зверева Н.В., Сергиенко А.А., Зозуля С.А., Строгова С.Е., Суркова К.Л. Нейрокогнитивные и нейроиммунологические особенности детей ЭКО // Children's Medicine of the North-West. 2021. Т. 9. №1. С. 155-156.
  • Зверева Н.В., Сергиенко А.А., Строгова С.Е., Зозуля С.А., Кобзова М.П., Горбачевская Н.Л., Суркова К.Л., Зверева М.В., Симашкова Н.В., Коваль-Зайцев А.А. Мультидисциплинарный подход к оценке когнитивного развития детей 3-15 лет, зачатых с помощью ЭКО (пилотное исследование) // Интердисциплинарный подход к коморбидности психических расстройств на пути к интегративному лечению: Сборник тезисов. СПб, 2021. С. 464-466.
  • Сергиенко А.А. К вопросу о тормозимости следов слухоречевой памяти у детей и подростков с расстройствами шизофренического спектра // Медицинская психология в России. 2021. Т. 13. № 4 (69).
  • Суркова К.Л., Сергиенко А.А., Зверева Н.В. Нейропсихологический и логопедический анализ развития психических функций у детей ЭКО раннего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет): методы и результаты пилотажного исследования // Медицинская психология в России. 2021. Т. 13. № 3 (68).
  • Хромов А.И., Зверева Н.В., Сергиенко А.А., Строгова С.Е. Динамика показателей произвольной слухоречевой памяти детей и подростков с эндогенной психической патологией на фоне лечения // Психиатрия. 2021. Т. 19. № 1. С. 63-73.
  • Кладкова К.Н., Сергиенко А.А. К вопросу о пространственном восприятии у подростков с шизотипическим расстройством личности: нейропсихологический анализ // Наука. Исследования. Практика: сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции. СПб, 2020. С. 52-56.
  • Ординарцева Е.В., Сергиенко А.А. Исполнительные функции и произвольная деятельность (общепсихологический и нейропсихологический подход): обзор современных представлений // Наука. Исследования. Практика: сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции. СПб, 2020. С. 59-66.
  • Зверева Н.В., Сергиенко А.А., Строгова С.Е., Зверева М.В. Современные подходы к оценке когнитивного развития детей и подростков, родившихся с применением ЭКО // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2019. Т. 19. № 4. С. 133-143.
  • Ординарцева Е.В., Сергиенко А.А. Опыт применения методики «Simon Test» в группе дошкольников с ОВЗ и нормативным развитием // Возможности и риски цифровой среды: сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой). М., 2019. С. 194-197.
  • Сергиенко А.А., Зверева Н.В., Хромов А.И. Нейропсихологический подход в диагностике детей и подростков с психической патологией (опыт работы в ФГБНУ НЦПЗ) // Психиатрическая наука в истории и перспективе. Материалы Юбилейной Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 75-летию Научного центра психического здоровья. М., 2019. С. 136-139.
  • Сергиенко А.А., Хромов А.И., Зверева Н.В. Результаты кластеризации данных нейропсихологического исследования и сопоставление их с данными электроэнцефалографии у детей и подростков с психическими расстройствами // Психологические исследования. 2019. Т. 12. №63.
  • Сидаш А.А., Сергиенко А.А. Особенности нейрокогнитивного развития детей младшего школьного возраста с трудностями обучения // Возможности и риски цифровой среды: сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой). М., 2019. С. 203-206.
  • Сергиенко А.А., Строгова С.Е., Зверева Н.В., Зверева М.В. Методологические и прикладные проблемы медицинской (клинической) психологии (Поляковские чтения): о конференции к 90-летию Ю.Ф. Полякова // Медицинская психология в России. 2018. Т. 10. № 5 (52). С. 8.
  • Гарагонич Л.В., Сергиенко А.А. Диагностика особенностей эмоциональной сферы у детей с шизотипическими расстройствами личности // Психологическая диагностика. 2017. Т. 14. №1. С. 48-58.
  • Сергиенко А.А. «Тест на оценку асимметрии произвольного зрительного внимания»: практическая актуальность, нормативы, проблема валидизации методики // Психологическая диагностика. 2017. Т. 14. №2. С. 41-54.
  • Зверева Н.В., Хромов А.И., Сергиенко А.А., Коваль-Зайцев А.А. Клинико-психологическая диагностика познавательной сферы у детей и подростков с нарушениями развития // Психологическая диагностика. 2017. Т. 14. №2. С. 6-21.
  • Сергиенко А.А. Нейропсихологический метод в дифференциальной клинико-психологической диагностике когнитивных нарушений у детей и подростков с психической патологией // Клиническая и специальная психология. 2017. Т. 6. № 2 (22). С. 141-157.
  • Шипкова К.М., Цветков А.В., Семенович А.В., Сергиенко А.А., Селявко Л.Е. Нейропсихология: эпоха Л.С. Цветковой // Медицинская психология в России. 2017. Т. 9. № 3 (44). С. 1.
  • Сергиенко А.А., Хромов А.И., Зверева Н.В. Связь нейрокогнитивных дисфункций с факторами возраста и диагноза у детей и подростков с расстройствами круга шизофрении // Вестник СМУС74. 2016. Т. 3. Выпуск № 2 (13) (июнь). C. 122-125.
  • Сергиенко А.А., Строгова С.Е., Зверева Н.В. Нейропсихологический и психометрический анализ дефекта у детей и подростков с эндогенной психической патологией // ПЕДИАТР: научно практический журнал для врачей. Т. VI. Выпуск 4. С. 112-116.
  • Zvereva N, Sergienko A., Features of asymmetry of visual attention in children with schizophrenia spectrum disorders PM-062 // Eur Child Adolesc Psychiatry. 2015. 24 (Suppl 1):S1-S303, S199.
  • Сергиенко А.А., Корнилова Е.И., Зверева Н.В., Балакирева Е.Е. Пилотажное исследование запоминания нейтральных и эмоционально насыщенных слов детьми 9-12 лет с нормой развития и с расстройствами шизофренического спектра // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2015. №1. С. 92-95.
  • Строгова С.Е., Зверева Н.В., Сергиенко А.А., Симашкова Н.В. Клинико-психологический анализ случая становления олигофреноподобного дефекта при шизофрении (опыт мультидисциплинарного исследования) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2014. Т. 7. №2. С. 61-71.
  • Sergienko A., Strogova S., Zvereva N. Comparison of IQ scores and neuropsychological diagnosis in children and adolescents with schizophrenia nahcent defect // European psychiatry (suppl.) 22nd European congress of Psychiatry 1-4 March 2014 - EPA1167.
  • Алонцева М.М. Сергиенко А.А. Основные причины, влияющие на успешность школьного обучения: интегративный, междисциплинарный анализ проблемы // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии // 2013. № 4 (29). С.40-45.
  • Пятых. А.И, Сергиенко А.А. Особенности мыслительной деятельности у детей младшего школьного возраста с различными видами латеральных предпочтений // Актуальные проблемы психологического знания. 2013. № 4 (29).
  • Сергиенко А.А. Нейропсихологический анализ особенностей познавательной сферы у детей с расстройствами шизотипического спектра // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2013. №1. С. 32-39.
  • Цветкова Л.С., Сергиенко А.А. Особенности развития мнестических процессов у детей младшего школьного возраста (нейропсихологический анализ) // Сборник материалов юбилейной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы медицинской (клинической) психологии (к 85-летию Ю.Ф.Полякова)», 14-15 февраля 2013 г. / под общ. ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. М., 2013. 197 с.
  • Цветкова Л.С., Сергиенко А.А. Системное формирование мнестических процессов у детей в специально организованной деятельности // Мир психологии. 2009. №2.
  • Сергиенко А.А. Методы нейропсихологической диагностики: учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 Психология. М.: МПСИ, 2009.
  • Цветкова Л.С., Котягина С.Н., Сергиенко А.А. Применение нейропсихологического подхода к диагностике и коррекции ВПФ как один из путей сохранения психического здоровья детей с резидуально-органической патологией // Технология развития творческого потенциала дошкольников. М.-Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. С.140-149.
Статьи и интервью в «Психологической газете»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Упоминания в проектах Национального конкурса «Золотая Психея»
Поздравления с днём рождения

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»