16+
Выходит с 1995 года
19 апреля 2024

Кто есть кто

Владимир Георгиевич Асеев

Владимир Георгиевич Асеев

28.12.1938 - 30.09.2014

Кандидат философских наук, доктор психологических наук, профессор.

Главный научный сотрудник Института психологии РАН. Профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Действительный член Международной академии акмеологических наук.

В 1961 г. окончил философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1971 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Особенности строения человеческой мотивации», в 1995 г. — докторскую диссертацию на тему «Мотивационная регуляция поведения личности».

С 1961 г. работал старшим лаборантом отделения психологии философского факультета МГУ.

С 1962 г. работал в Институте философии АН СССР, сначала старшим научно-техническим сотрудником, а с 1965 г. – младшим научным сотрудником сектора философских проблем психологии.

В 1972 г. перешел во вновь образованный Институт психологии АН СССР (сейчас — ИП РАН).

С 1995 г. преподавал в РАНХиГС.

Был учёным секретарем диссертационного совета по психологическим и педагогическим наукам РАНХиГС, членом диссертационных советов ИП РАН.

Область профессиональных интересов: известнейший специалист в области изучения мотивации поведения личности.

В.Г. Асеев предложил идею зональной структуры мотивации личности, разработал модель теоретически возможных зон положительно и отрицательно значимых событий в вероятностном аспекте и положение о динамике изменения вероятностных зон в зависимости от изменения значимости событий, предложил принцип единства и относительной самостоятельности динамической и содержательной сторон мотивации. Описал мотивационные механизмы избираемой стратегии поведения, в том числе построение поведения во времени — в единстве прошлого, настоящего и будущего. Автор концепции двухкомпонентной структуры детерминации функционирования и развития психики, включающей взаимодействие предрасполагающих и актуально действующих факторов. Занимался также вопросами спортивной психологии и мотивационной регуляции нравственно значимого поведения.

Основные публикации:

  • Мотивация поведения и формирование личности. 1976.
  • О диалектике детерминации психического развития // Принцип развития в психологии. 1983
  • Личность и значимость побуждений. М.: ИП РАН, 1993.
  • Критерии социальной оценки личности в управленческом и воспитательном процессах. 2001.
  • Мотивационная регуляция поведения личности. Лекции к изучению курсов по специальности «Психология». 2004.
  • Методики диагностики управленческого персонала и латентной структуры организации : методическое пособие. 2009. (в соавт.)

Награды:

  • серебряная медаль ВДНХ
  • медаль им. Б.Г. Ананьева
  • медаль «Ветеран труда»

Некролог: Асеев Владимир Георгиевич // Психологический журнал. 2015. Том 36. №3. С. 141–142. https://naukarus.com/aseev-vladimir-georgievich

Воспоминания
  • Лира Гаязовна Уляева

    В день рождения Владимира Георгиевича делюсь с одной его работой, которую получила на эл.почту 27 июня 2014 после единственной встречи, как итог нашей беседы и файл назывался «Рабочий вариант. Афоризмы», а 30 сентября 2014 его не стало…

    Асеев Владимир Георгиевич

    Теория мотивации в афоризмах

    Двойственность структуры мотивации
    Ест два способа избавиться от актуальной потребности: удовлетворить или подавить (отсрочить).
    Все ошибки человеческого поведения сводятся к двум: мы удовлетворяем те потребности, которые надо подавлять, и подавляем те, которые надо удовлетворять.

    Вариант: все ошибки сводятся к тому, что мы поддаемся тем соблазнам, которым надо противостоять, и противостоим тем, которым надо поддаваться.

    Типичные ошибки связаны с тем, что человек экономит то, что нужно растрачивать, и растрачивает то, что нужно экономить.

    Одна сторона стратегии человеческой жизнедеятельности состоит в том, чтобы удовлетворить все потребности, т.е. сделать их незначимыми и избавиться от них. Но вторая сторона стратегии состоит в том, чтобы актуализировать потребности и обогатить потребностную сферу.

    Страх перед заботами и тяжелым трудом рождает иллюзию беззаботного и бездеятельного существования как счастья, на самом же деле это жизненная трагедия.

    Праведнику обещают беззаботное и бездеятельное существование в раю, но на земле это не проходит.

    Значимо не только то, что я хочу, но не имею, но и то, что я имею и очень не хочу лишиться.

    В едином управленческом пространстве должны оптимально сочетаться внешне противоположные принципы индивидуального подхода и единства требований.

    Если объективно важная потребность гарантирована в успешном удовлетворении, она не становится субъективно значимой или перестает быть таковой.

    Личность характеризуется не только и не столько тем, что для нее значимо, сколько тем, что для нее безразлично – что не ценит, чем готов пожертвовать, чем пренебречь, без чего обойтись.

    Тактически мать ругает ребенка, потому что стратегически его любит. Нет ничего страшнее безразличия.

    Трудный выбор: к высоко значимым событиям нужно готовиться и ждать, даже если они маловероятны; но к очень маловероятным событиям не нужно готовиться и ждать, даже если они высоко значимы.

    Есть два принципа справедливости в распределении материальных благ: по трудовому вкладу независимо от нуждаемости – и по нуждаемости независимо от трудового вклада.

    Соотношение результата и процесса
    Смысл жизни – не только в достижении значимых результатов, но и в обеспечении позитивного процесса жизнедеятельности.

    Выбирать профессию и круг близкого общения нужно так, чтобы не только результат, но и процесс взаимодействия был в целом приятным.

    Ценен только результат, который обеспечивает позитивный процесс жизнедеятельности.
    Поистине ценны только процессы, обеспечивающие позитивный результат.
    Иногда нужно быть готовым перешагнуть через неприятный процесс ради значимого результата, а иногда наоборот, отречься от результата ради более значимого процесса.

    Роль значимости
    Непосредственным регулятором поведения выступают субъективные оценки, которые преломляют и интегрируют все объективные воздействия.

    Человек не делает значимостных калькуляций при принятии решения в двух противоположных случаях: когда все очень легко – и когда все очень трудно, но высоко значимо .

    События сверхвысокой значимости – то, ради чего готов на любые затраты; события сверхнизкой значимости – то, что требует несущественных затрат.

    Человек отвергает не только то, что ему не нравится, но и то, что недоступно.

    Слабого человека привлекает не столько значимость результата, сколько легкость процесса реализации.

    Чтобы избавиться от тревожных переживаний, достаточно отработать до автоматизма соответствующие действия.

    Если человек или предмет высоко значимы, то малейшая вероятность потери недопустима.

    Истинное удовольствие от еды получает только проголодавшийся
    Сытому удовольствие от еды не грозит.

    Легкость удовлетворения потребности сначала возбуждает ее, а затем приводит к угасанию.

    Жизнь становится бессмысленной, если начинает делиться только на две части: «хочу, но не могу» и «могу, но не хочу».

    Жизнь разного рода фанатиков, бомжей, алкоголиков привлекательна примитивностью смыслового и регуляционного поля.

    Есть три вида значимых событий: то, что и желательно, и необходимо; то, что желательно, но не необходимо; то, что необходимо, хотя и нежелательно.
    То, что и нежелательно, и не необходимо, - безразлично для человека.

    Веришь только в то, что помогает, но и помогает только то, во что веришь.
    Установки сверхвысокой значимости актуализируют то, о чем сам человек и не подозревал. Болезнь близкого человека может атеиста превратить в верующего. Но те же установки могут привести к открытию.

    Юмор – это включение рутинного события в неожиданный контекст.
    Предметом юмора может быть только материал умеренной значимости: малозначимое неинтересно, а высокозначимое свято и не подлежит осмеянию.

    Успех или неуспех мобилизует, если открывает человеку скрытые функциональные и смысловые резервы, но демобилизует, если подводит к их пределу.

    Чтобы стать более значимым для окружающих, человек готов не только на большие созидания, но и на большие разрушения (феномен Герострата: вандализм, экстравагантные поступки молодых людей, артистов и политических деятелей).

    В стремлении стать или остаться значимой фигурой модальность соответствующих действий не имеет существенного значения.

    Постоянно опаздывают люди, которые очень дорожат временем и очень боятся, что его резерв, гарантирующий приход вовремя, пропадет.

    Агрессивность – не от избытка энергии, а от ее недостатка, не от большой силы, а от бессилия.

    Все высшие достижения располагаются в золотой середине.

    Дорогое лекарство действует эффективнее.
    Дорогая вещь представляется более качественной, что не всегда верно, но эксплуатируется в торговле.
    Легко приобретенное тратится совершенно иначе, чем заработанное повседневным трудом.

    Близкого человека нередко начинают по-настоящему ценить только когда он ушел.
    Высшие достижения находятся в маловероятной для успеха зоне риска, но рекомендовать такую стратегию никто не имеет права – человек должен выбрать ее сам.

    О времени и ожидании событий
    Есть два типа энтропии, непродуктивного рассеивания энергии: сосредоточиться на малозначимых текущих проблемах – и на высокозначимой фанатичной идее, решение которой еще не созрело.

    Непродуктивные затраты времени жизни: жить сегодняшним днем – и работать ради абстрактного будущего.

    Непосредственным стимулятором поведения служат не реальные, а виртуальные события в виде ожидания успеха или неудачи, поощрения или наказания.

    Эффективны только стимулы, создающие устойчивую и значимую систему ожидания.

    На актуализации значимых позитивных ожиданий держится вся экономическая система, а также все аферисты, колдуны и экстрасенсы.

    Рутина повседневной жизни рождает ожидание чуда.

    Эпизодические события значимы неожиданностью, а систематические – суммированием затрат на встречу с ними.
    Некоторые воздействия эффективны только в качестве регулярных, систематических, другие – только в качестве эпизодических, редких (а лучше виртуальных).

    Формула интеграции. Принцип дополнительности
    Формула интеграции и предотвращения конфликтов очень проста: в едином пространстве они должны занимать свои места и не претендовать на чужие.

    Люди объединяются не только по сходству, но и по принципу дополнительности: мужчина и женщина; эрудит и любопытный и т.д.

    Магниты притягиваются друг к другу не одноименными, а разноименными полюсами – как и люди.

    Чтобы не бояться значимых и трудных целей, нужно разделить их на последовательность малозначимых и легких.

    Механизмы блокирования: легкое неинтересно, а интересное трудно.

    Парадокс: чтобы поддерживать и увеличивать потенциал, его нужно регулярно растрачивать.
    Дарить нужно в одних случаях то, что человеку нравится, а в других – то, что человеку нужно.

    Регулярное и эпизодическое. Повторения
    Некоторые воздействия эффективны только в качестве регулярных, систематических, а некоторые – только в качестве эпизодических, редких (а лучше даже в качестве виртуальных, ожидаемых).

    Слишком частое повторение приводит к девальвации («не упоминай имени Господа Бога твоего всуе»).
    Но истинно значимое для человека не подвержено девальвации.

    Позитивный смысл многократного повторения (в молитве, припеве, в стихотворном рефрене и пр.) состоит в постепенном обогащении эмоционально-ассоциативного пространства.
    Смысл многократного повторения в рекламных и пропагандистских воздействиях, а также в типично женской тактике – в том, чтобы довести человека до состояния, при котором он исчерпывает функциональные возможности противостоять данному воздействию.

    В воспитании ребенка нужно сначала ограждать от негативных воздействий, а потом, наоборот, показывать и формировать нравственный иммунитет против них.

    Потенциально опасные склонности нужно не только запрещать, но и девальвировать их значимость и привлекательность.
    Запрет возбуждает интерес, разрешение его гасит.


    Парадоксы стратегии поведения
    «Готовь телегу зимой, а сани летом». Временная последовательность действий определяется не только их значимостью в данный момент, но и тем, когда они обойдутся дешевле.

    Поистине высокий потенциал характеризуется не высокой внешней активностью, а внутренней готовностью к любому виду активности и к любой цели.

    Задача управления требует эквивалентности поощрения или наказания по отношению к поступку; задача стимулирования требует существенного превышения, а идеальная задача воспитания состоит в том, чтобы деяние было естественным и не требовало ни поощрения, ни наказания.
    Стратегия жить сегодняшним днем – признак низкого личностного потенциала.

    Оптимизация функционирования требует гармонии, а оптимизация развития требует разумного диссонанса с опережением либо мотивации, либо способностей.

    Оперативность мобильной связи оплачивается не только денежными затратами, но и постоянной тревогой: не забыть дома, зарядить, заплатить.

    Прогресс в области электроники носит поступательный характер, а в области нравственности и искусства – вращается по кругу.

    Защитные механизмы целостной системы состоят в том, чтобы сводить к нулю вредные воздействия.

    При слепой вере все аргументы излишни.
    Слепая любовь гасит рассудок.

    В революционный период преданность делу преобразований и личная преданность важнее профессионализма.
    В стабильный период – наоборот.

    При высокой тревожности ситуации надежность важнее выгоды (в отношении денег и пр.); лояльность и доверие важнее профессионализма.

    Рутинные обязанности: сделал – не наградят; не сделал – накажут. Инициатива и героизм, наоборот: не сделал – не накажут, сделал – наградят.

    Субъективное удовольствие, не совпадающее с объективной пользой, потенциально опасно.

    Сотни миллионов и миллиарды в деньгах познавательно различаются, но эмоционально для бедного абсолютно одинаковы по недоступности.

    Созидательные действия: здесь и сейчас - трудности, в будущем – удовольствие от результата. Деструктивные действия и вредные привычки - наоборот: здесь и сейчас – удовольствие, в будущем – трудности.

    Нравственные принципы существенно ограничивают возможности обогащения, но гарантируют безопасность и спокойствие.

    Парадоксы оценки и самооценки
    Людей нередко намеренно недооценивают, чтобы на их фоне не померкнуть самому.

    Человек часто не склонен хвалить другого за то, на что претендует сам.

    Юбилей опасен как явной недооценкой, так и переоценкой юбиляра, что одинаково обидно.

    Справедливая критика, предъявленная в оскорбительной форме, часто категорически неприемлема.

    Удовлетворение от незаслуженной похвалы обходится угрызениями совести.

    При неадекватно высоком честолюбии публичное признание чужих заслуг переживается как признание личной неполноценности.

    Многие не склонны хвалить других, если самим похвалиться нечем.

    Похвала типа «Как Вы сегодня хорошо выглядите!» психологическим подтекстом имеет: «Обычно ведь Вы выглядите плохо».

    Лесть многим людям приятна даже тогда, когда они знают о ее корыстном мотиве.

    Функция дорогих вещей – либо в адекватном отражении социального статуса, либо в коррекции неприемлемо низкого имиджа.

    Для некоторых людей публичное признание вины недопустимо.
    Признать вину – значит превратиться в ничтожество. Они никогда не бывают виноваты.

    Готовность признать вину – признак достаточно высокого самоуважения.
    Неготовность признать вину – признак слабости личностного стержня.


    Шутливые высказывания
    Амбарный замок на двери означает, что за дверью большие ценности, а хозяина нет дома.

    В молодости человек работает на авторитет, а в старости авторитет работает на человека.

    Детство и юность прекрасны богатством позитивных ожиданий.

    Сел за руль, чтобы не пить; пьет, чтобы не садиться за руль.

    Задача учебного курса - не столько в том, чтобы удовлетворить познавательные потребности, сколько в том, чтобы их актуализировать.

    Слабо подготовленных студентов лучше не опрашивать – можно наслушаться такого, что три ночи спать не будешь.

    Диссертацию можно разделить на две части: первая – правильно, но не ново; вторая – ново, но неправильно.

    Воровство и плагиат – это высшая форма общественного признания.

    Критика – одна из лучших форм пропаганды.

    В основе мании величия всегда лежит комплекс неполноценности, а в основе комплекса неполноценности – мания величия.

    Человек с раннего детства постоянно проверяет и уточняет, что «можно» из того, что «нельзя».

    Сто раз объяснишь – глядишь, и сам понял (К.К. Платонов).

    Циничная поговорка: «Если нельзя, но очень хочется, - то можно».

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»