16+
Выходит с 1995 года
29 марта 2024

Кто есть кто

Александр Иванович Мещеряков

Александр Иванович Мещеряков

16.12.1923 - 30.10.1974

Доктор психологических наук, профессор.

Заведующий лабораторией обучения и воспитания слепоглухонемых НИИ дефектологии АПН СССР.

Летом 1941 г. ушёл на фронт, в октябре 1943 г. был тяжело ранен и после длительного лечения демобилизован.

В 1944 г. поступил в нефтяной институт им. Губкина, в 1945 г. — на отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, в 1950 г. - в аспирантуру Института общей и педагогической психологии АПН СССР, затем в аспирантуру НИИ дефектологии АПН СССР.

В 1953 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Нарушения взаимодействия двух сигнальных систем в формировании простых реакций при локальных поражениях головного мозга», в 1971 г. — докторскую диссертацию на тему «Слепоглухие дети (психическое развитие в процессе воспитания)».

На последнем курсе университета одновременно с учебой работал старшим лаборантом в лаборатории физиологии высшей нервной деятельности Института нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко АМН СССР у профессора А.Р. Лурии.

С 1952 г. работал в НИИ дефектологии АПН СССР, сначала рабочим, затем младшим научным сотрудником сектора клинического и патофизиологического изучения учащихся специальных школ. С 1955 г. — старший научный сотрудник. В 1961 г. организовал и возглавил лабораторию изучения и воспитания слепоглухих детей.

В 1963 г. стал создателем специального учебного учреждения для слепоглухих детей в г. Загорске (ныне Сергиев Посад).

Руководил работой над проектом создания Учебно-производственного комплекса для слепоглухих детей и взрослых.

С 1971 г. участвовал в эксперименте по обучению четырёх слепоглухонемых на факультете психологии МГУ.

А.И. Мещеряков разрабатывал теорию формирования потребностей человека. Утверждал, что без организации специального обучения слепоглухой ребенок полностью лишается возможности психического развития. Первой задачей формирования человеческой психики он считал формирование непосредственного образа окружающих предметов и простейших навыков поведения. Подробно проанализировал первоначальное обучение слепоглухого ребенка, которое строилось как совместная со взрослым деятельность по удовлетворению органических нужд ребенка по инициативной роли взрослого. Постепенно эта деятельность из совместной превращалась в совместно-разделенную, благодаря уменьшению активности взрослого и передачи инициативы действия самому ребенку. Совместная с взрослым деятельность по обслуживанию нужд ребенка, по мнению А.И. Мещерякова, создавала условия для формирования общения. По мере обучения и развития реальные действия с предметами преобразовывались в жесты, его изображающие, благодаря чему появлялись специальные средства общения — естественные жесты. По мере накопления жестов, обозначающих хорошо знакомые бытовые предметы, они заменялись дактильными словами.

Основные публикации:

  • Мещеряков А.И., Мареева Р.А. Первоначальное обучение слепоглухонемого ребенка (для учителей и воспитателей слепоглухонемых детей). М.: Просвещение, 1964.
  • Мещеряков А.И. Об участии прошлого опыта в выработке временных связей человека // Вопросы психологии, 1955, №3.
  • Мещеряков А.И. Участие второй сигнальной системы в анализе и синтезе цепных раздражителей у нормальных и умственно отсталых детей // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка / под ред. А.Р. Лурии. М., 1956.
  • Мещеряков А.И. Некоторые проблемы образа в связи с особенностями формирования психики слепоглухонемого ребенка // Вопросы психологии, 1960, №4. С. 111-120.
  • Мещеряков А.И. Памяти Ивана Афанасьевича Соколянского // Обучение и воспитание слепоглухонемых. Известия АПН РСФСР, вып. 121. М., 1962. С. 5-10.
  • Мещеряков А.И. Особенности умственного развития слепоглухонемого ребенка в процессе его первоначального обучения // Психическое развитие в условиях сенсорных дефектов. Материалы симпозиума 33 XVIII Международного психологического конгресса в Москве. М.: МГУ, 1966. С. 266-273.
  • Мещеряков А.И. Психическое развитие в условиях сенсорных дефектов // Специальная школа, 1967, № 6(126). С. 131-139.
  • Мещеряков А.И. Обсуждение проблем развития психики при дефектах органов чувств у человека // Вопросы психологии, 1968, №5. С. 157-168.
  • Мещеряков А.И. Иван Афанасьевич Соколянский // Специальная школа, 1968, №5. С. 136-140.
  • Мещеряков А.И. Как формируется человеческая психика при отсутствии зрения, слуха и речи // Вопросы философии, 1968, № 9(б).
  • Мещеряков А.И. О вероятностном характере сигнального восприятия у слепоглухонемых // Дефектология, 1969, №2.
  • Мещеряков А.И. Обучение слепоглухонемых детей // Советская педагогика, 1972, №1. С. 66-73.
  • Мещеряков А.И. Опыт обучения детей, страдающих множественными дефектами // Дефектология, 1973, №3. С. 65-70.
  • Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. М.: Педагогика, 1974.
  • Meshcheryakov A. Awakening to life. Moscow, Progress Publishers, 1974.
  • Мещеряков А.И. Возвращение к жизни (Развитие психики слепоглухонемых детей в процессе формирования поведения). М.: Прогресс, 1983.

Награды:

  • Государственная премия СССР за создание научной системы обучения слепоглухих детей (совм. с И.А. Соколянским, 1981)

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»