18+
Выходит с 1995 года
16 декабря 2024

Кто есть кто

Любовь Семеновна Цветкова

Любовь Семеновна Цветкова

21.03.1929 - 15.06.2016

Доктор психологических наук, профессор. Заслуженный профессор МГУ. Почетный профессор университета Хельсинки.

Профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Заведующая кафедрой клинической психологии, руководитель Центра интеллектуального развития ребенка Московского психолого-социального института.

Член редакционно-издательского совета издательства «Патолингвистика» (ФРГ), член редколлегий ряда иностранных научных журналов (Германия, Испания).

Вице-президент Международной Ассоциации музыкотерапии речи. Член Международного общества нейропсихологов, Академии педагогических и социальных наук.

В 1953 г. окончила психологическое отделение философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1962 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психологический анализ восстановления речевых функций после локальных поражений мозга», в 1969 г. - докторскую диссертацию на тему «Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга».

С 1957 г. работала на кафедре нейро- и патопсихологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1970 г. создала и в течение 20 лет руководила лабораторией нейропсихологии факультета психологии МГУ.

В 1975-1987 гг. возглавляла диссертационный совет факультета психологии МГУ.

С 1998 г. заведовала основанной ею кафедрой клинической психологии и руководила Центром интеллектуального развития ребенка Московского психолого-социального института.

Читала лекции в МГУ, на дефектологическом факультете МГПУ, а также в ряде зарубежных университетов (Польша, Финляндия, Венгрия, Бельгия, ГДР, Дания, Чехословакия, Болгария, Мексика) по дисциплинам: «Нейропсихология», «Восстановление высших психических функций при локальных поражениях мозга» и др.

С 3-го курса участвовала в работе научного студенческого общества, работала в кружках «Методология психологии», «Физиология психологии», «Детская психология».

Ученица А.Р. Лурии. Занималась изучением психологических и нейропсихологических закономерностей нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга, связи психических процессов с мозгом. Разрабатывала научные основы восстановления психических функций и восстановительного обучения, вела поиск методов его научного обоснования, а также исследовала нейропсихологические и психологические аспекты управления процессом обучения больных.

Расширила и углубила понимание феномена афазии, существенно обогатила базу клинический наблюдений и подробно описала его проявления. Показала, что при афазии дезорганизуются как сенсомоторные и лингвистические аспекты речи, так и измерение личностно-социальной деятельности. Притом в первом случае проявления афазии обнаруживаются комплексно, затрагивая всю психическую сферу субъекта (сенсомоторный и лексико-семантический уровни), во втором — изменения затрагивают внешний (обращение к другому) и внутренний (обращение к самому себе) аспект коммуникативной функции, нарушая её. У субъекта наблюдаются значительные затруднения в процессах порождения и понимания речи. Л.С. Цветкова считает, что афазия формируется на основе компенсаторных механизмов.

Внесла большой вклад в разработку принципов восстановительного обучения. Ввела принципы:

  • квалификации дефекта,
  • использования сохранных анализаторных систем (афферентации) в качестве опоры при обучении,
  • создания новых функциональных систем, включающих в работу другие звенья на основе новых афферентации, не принимавших прежде прямого участия в отправлении пострадавшей функции
  • учета наличия разных уровней организации функциональной системы, на которых может быть реализована пострадавшая функция
  • контроля — только постоянный поток обратной сигнализации обеспечивает слияние выполняемого действия с исходным намерением и своевременную коррекцию допускаемых ошибок.

Под руководством Л.С. Цветковой защищено 25 кандидатских диссертаций.

Основные публикации: более 220 работ, из них 16 монографий и учебников изданы за рубежом (Франция, Испания, США, ФРГ, Финляндия, Куба и др.)

  • Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихологический анализ решения задач. Нарушение процесса решения задач при локальных поражениях мозга. М., 1966; М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010.
  • Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. — М.: МГУ, 1972; М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010.
  • Цветкова Л. С. Нарушение и восстановление речи при локальных поражениях мозга. — М.: МГУ, 1972.
  • Цветкова Л.С. Нарушение и восстановление счета (при локальных поражениях мозга). М., 1972.
  • Цветкова Л.С Проблемы афазии и восстановительного обучения. — М.: МГУ, 1975, 1979.
  • Цветкова Л.С., Глозман Ж.М. Аграмматизм при афазии. М.: МГУ, 1978.
  • Цветкова Л.С., Глозман Ж.М., Калита Н.Г., Максименко М.Ю., Цыганок А.А. Социально-психологический аспект реабилитации больных с афазией. М.: МГУ, 1980.
  • Цветкова Л.С., Глозман Ж.М. Афазия и восстановительное обучение. Тексты. М.: МГУ, 1983.
  • Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных: Речь и интеллектуальная деятельность. Учебное пособие. М.: МГУ, 1985; М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004.
  • Цветкова Л.С. Нейропсихология и восстановление высших психических функций. М., 1990.
  • Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. М.: Просвещение, 1995.
  • Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: МОДЭК, 1996
  • Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М., 1997; М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005.
  • Цветкова Л.С., Торчуа Н.Г. Афазия и восприятие. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997.
  • Цветкова Л.С. Нейропсихология и афазия: новый подход. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001.
  • Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001.
  • Цветкова Л.С Афазиология: современные проблемы и пути их решения. М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2002, 2011.
  • Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.: Педагогическое общество России, 2002.
  • Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Методический альбом. М.: Педагогическое общество России, 2002.
  • Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005
  • Цветкова Л.С., Цветков А.В. Нейропсихологическое консультирование в практике психолога образования. М.: Спутник, 2008; М.: Спорт и культура, 2012
  • Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: МПСИ, 2010.
  • Цветкова Л.С., Пирцхалайшвили Т.М. Роль зрительного образа в формировании речи у детей с различными формами речевой патологии // Дефектология. 1975. №5. С. 11-17.
  • Шипкова К.М. Цветкова Л.С. Ошибки запоминания у больных с афазией // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1993. №3. С. 34-42.
  • Цветкова Л.С., Цветков А.В. Проблема фактора в нейропсихологии детского возраста // Вопросы психологии. 2008. №6. С. 57-65.
  • Цветкова Л.С., Цветков А.В. Проблема синдрома в нейропсихологии детского возраста // Вопросы психологии. 2009. №2. С. 164-170.
  • Цветкова Л.С., Сергиенко А.А. Системное формирование мнестических процессов у детей в специально организованной деятельности // Мир психологии. 2009. № 2(58). С. 123-131.
  • Цветкова Л.С., Цветков А.В. Произвольный и непроизвольный уровни структуры и протекания психических процессов в восстановительном обучении // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2012. №2. С. 112-115.
  • Цветкова Л.С., Цветков А.В., Говердовская И.А. Подкорковая афазия: pro et contra // В мире научных открытий. 2015. № 9.3(69). С. 1020-1031.
  • Цветкова Л.С., Цветков А.В., Говердовская И.А. Нарушения познавательных процессов при поражении белого вещества: реальна ли «проводниковая афазия»? // Инновационная наука. 2015. № 10-2. С. 234-240.

Награды:

  • бронзовая медаль ВДНХ (1972)
  • лауреат Ломоносовской премии МГУ (1973)
  • Почетный диплом губернатора штата Пуэбла (Мексика) за заслуги в преподавательской и научной работе, организацию и открытие магистратуры по нейропсихологии, реабилитации больных и подготовку национальных научно-преподавательских кадров в области нейропсихологии и восстановительного обучения (1996)

К 80-летию Любови Семёновны Цветковой в журнале «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология» (№1/ 2009) - http://psy.msu.ru/people/tsvetkova/tsvetkova80.pdf

Некролог на сайте факультета психологии МГУ - http://psy.msu.ru/people/obituary_zvetkova.html

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»