18+
Выходит с 1995 года
18 декабря 2024
Марк Певзнер: размышления о «личной свободе»

Эта статья — тезисы видеозаписи разговора о внутренней свободе и важности остановки Анны Саволайнен, специалиста Института психотерапии и консультирования «Гармония», с Марком Певзнером. Марк Михайлович Певзнер — сооснователь Института психотерапии и консультирования «Гармония», преподаватель Международной школы психотерапии, консультирования и ведения групп, специалист в области психотерапевтического консультирования, тренер, супервизор.

Мне кажется, что слово «изоляция» в нашей культуре несет негативную коннотацию: отделенность (от чего-то важного), ограничение (свободы) и т.д. Безусловно, настоящая ситуация (пандемия и вызванные ею ограничения) — это вызов  (видеозапись разговора опубликована в 2020 году. — прим. ред.). В своем большинстве люди вынуждены изменить образ жизни, выйти из зоны привычного. Но, как известно любой вызов — это напряжение, трудность, но, в то же время, это и возможность. Викисловарь объясняет, что слово «изоляция» происходит от французского глагола isoler — уединять, отделять. Но это — не отделенность от себя, а даже наоборот — возможность побыть с собой, развить навыки лучшего понимания себя. То есть мы можем рассматривать эту ситуацию как шанс для своего развития. И, как это ни странно, обратиться к переживанию личной свободы.

Сартр писал о том, что человек обречен на свободу, имея в виду, что в какой бы ситуации мы ни оказались, у нас есть выбор, как к этому относиться. Вот это переживание разных возможностей (по меньшей мере, принимать или не принимать реальность) я и называю личной свободой.

Один мой клиент сетовал на то, что он потерял себя. У него есть история, которая объясняет как это случилось. Как он считает, все началось со знакомства с женщиной, которая впоследствии стала его женой. Очень часто её поведение ставило в тупик, поскольку не соответствовало его представлениям о том, как ведут себя по отношению к партнеру близкие люди. Например, они договаривались провести вместе выходной день. Тем не менее утром этого дня она начинала собираться куда-то. Когда он напоминал об их совместных планах, она говорила: «У меня дела» и, ничего не объясняя, уходила. «Я очень дорожил этими отношениями и боялся их потерять. Принял решение принять её такой, чтобы сохранить отношения. Вот так я уступал, отступал, и меня теперь как будто и нет». Он считает, что происходящее сейчас в их отношениях является результатом его выбора. Но зададимся вопросом — так ли это? Да, действительно, семь лет назад, он сделал выбор. Но жизнь не остановилась в тогда. Их совместная жизнь и отношения — это процесс. И когда он говорит, что он уступал, отступал, то, как выясняется, он имеет в виду что это всё результат выбора семилетней давности.

Я предложил иной взгляд на историю с «отступлением». Если жизнь — это не застывшая картинка, а процесс, то в разные моменты жизненного пути приходится принимать решения и делать выборы. Зачастую отступление может быть наиболее конструктивным поведением в данный конкретный момент моей жизни. И если я понимаю, где я нахожусь, как я это проживаю, что мне сейчас важно и что мне исходя из этого делать, то я сделаю осознанный выбор. И даже если этот выбор в том, чтобы уступить и отступить, то я его сделал сам и он мой. У меня есть чувство внутренней свободы, во многом связанное с тем, что этот выбор сделал я, что сильно отличается от представления «выбор был сделан, деваться некуда!». Таким образом, получается, что переживание свободы связано с нашим переживанием того, что можно поступить так или иначе в разнообразных жизненных ситуациях.

Задумываемся ли мы, насколько мы свободны в своей повседневной жизни, я имею в виду и периоды, когда все условно хорошо и спокойно. Мы включены в разнообразные области нашей жизни: семья, работа, друзья, увлечения, хобби и интересы и т.д. Мы перемещаемся в соответствии с планами, которые определяются необходимостями, должествованиями, обязательствами и т.п. И в этом движении от одной точки к другой мы проходим, проезжаем через пространства, в которых мы очень часто не присутствуем и пропускаем то, что нас окружает. Таким образом в поле нашего внимания не попадает и то, что может иметь существенное значение, быть важным и интересным для нас. У меня была назначена встреча в университете. Был солнечный зимний морозный день и я решил пройтись пешком. Мой маршрут пролегал через Дворцовую площадь, которую я миновал, направляясь на набережную Макарова. Вечером этого дня я встретился с иностранным коллегой. Когда я поинтересовался, как прошел его день, он стал рассказывать о своих впечатлениях о ледяном городке на Дворцовой площади, о том, как красиво и красочно выглядят эти постройки в лучах яркого солнца. Я прошел через «пустую площадь», а он в этом же месте наслаждался красотой ледяных строений. Как правило, это происходит потому, что наше сознание сосредоточено на движении к определенной цели и сужено до этой конечной точки. Дж. Рейнвотер называет это «синдром выпадения на дороге», другие авторы — «трансом обыденной жизни».

Каждому знакомо ощущение, что она/он винтик в водовороте жизни, так много всего, что нужно, необходимо, следует. Инерция исполнения привычной программы настолько велика, что жизнь превращается в безостановочное движение. Как все успеть? Где взять силы? И часто это приводит к чувству потерянности: от нас мало что зависит. Как правило, причины происходящего видят вовне: «так сложились обстоятельства», «что делать, мне не повезло», «планида у меня такая»… Многие наши действия мы совершаем автоматически, по инерции, что вызывает ощущение лодки, потерявшей управление, которую несет по океану жизни.

В терапии мы часто встречаемся с примерами того, как человек , не осознавая того, отказывается от свободы. Логика такова: если я переживаю несвободу, у меня нет возможностей, значит с меня и «взятки гладки». Алиса Холцкей Кунц говорила:

«Опыт переживания свободы — настолько страшащий, что мы его по большей части не выдерживаем. Поэтому Кьеркегор называет этот страх “головокружением свободы”».

Кьеркегор в своем сочинении «Понятие Страха» (Москва, издательство «Республика», 1993, с.160) пишет: «Точно так же страх — это головокружение свободы, которое возникает, когда … свобода заглядывает вниз, в свою собственную возможность, хватаясь за конечное, чтобы удержаться на краю».

Перс говорил: «Когда мы находим то место, где человек застрял, мы приходим к удивительному открытию, что этот тупик, как правило, существует лишь в фантазии. В реальности тупика нет. Человек только считает, что в его распоряжении нет собственных ресурсов. Он лишь удерживает себя от использования своих ресурсов, вызывая в воображении множество катастрофических ожиданий. «Люди не будут любить меня», «Я могу сделать что-нибудь глупое», «От меня все откажутся и я умру». С помощью этих катастрофических фантазий мы удерживаем себя от жизни, от существования. Эти фантазии удерживают нас от разумного риска, который является посылкой к росту и жизни».

«Свобода, глядя беспристрастно,
тогда лишь делается нужной,
когда внутри тебя пространство
обширней камеры наружной».
И. Губерман

Как с этим быть? Могу ли я как-то влиять на то, что со мной происходит? Какие консруктивные пути для этого есть?

Тимоти Голви в книге «Максимальная самореализация» использует метафору тормоза в автомобиле. Он пишет, что для любого средства передвижения главным является наличие надежной тормозной системы, и чем сильнее инерция движения, тем важнее знать, как это средство остановить. Это справедливо и для нас. Первое, что нужно сделать, — это остановиться. Звучит просто, на практике это достаточно тяжело и требует значительных усилий. Сложные, трудные жизненные ситуации вызывают тревогу и напряжение, что естественно нашей природе. Нам непросто с этими чувствами, мы не приучены себя слушать и чувствовать. Нам привычнее оценивать и действовать. Зачастую предпринятые нами действия усиливают переживание потерянности и тупика. Немецкая пословица гласит: «Какой смысл бежать, если ты находишься не на той дороге?»

Итак, необходимо сделать усилие «пройти» несколько шагов.

  1. Первый шаг — остановка, чтобы присутствовать настоящему, реально существующему, а не сформированному представлению о том, что происходит в моей жизни. Как писал Т. Голви, «STOP» помогает отключиться от инерции повседневности, восстановить мобильность и жить более осознанно. Жизнь — это непрерывный процесс изменений. Эти изменения происходят как во внешнем, так и во внутреннем мире. Иллюстрацией внешних и внутренних изменений является сегодняшняя ситуация с коронавирусом. Полгода назад в вашей картине мира была пандемия? А присутствовали ли в каждом из нас на тот момент (полгода назад) мысли, чувства и переживания, с этим связанные? Риторические вопросы. Реальность — это то, что происходит сейчас. Ведь прошлого уже нет, а будущего еще нет, и если они и присутствуют, то присутствуют в настоящем, и очень часто мы чувствуем их присутствие тем, как они влияют на переживание настоящего момента.

  2. Следующий шаг, который делается в остановке, это вопрос себе: «Что происходит?» Этот вопрос разворачивает нас к ситуациям нашей жизни, позволяет внимательно всмотреться и вдуматься в происходящее, а не отворачиваться и не убегать от реальности.

  3. Третий шаг — это вопрос, который состоит из нескольких подвопросов: «как происходящее отражается во мне?», «что я думаю в связи с этим?», «что я чувствую в связи с этим?».

  4. Четвертый шаг — вопрос: «Что я в этой ситуации хочу?» Ральф Эмерсон заметил: «Мир расступается перед человеком, который знает, куда он идет».

  5. Пятый шаг — вопрос с подвопросами: «что я делаю в этой ситуации?», «к каким результатам приводят мои действия?», «помогают ли мои действия реализовать то, что я хочу, или, наоборот, препятствуют этому?». Я думаю, что контекст последних двух вопросов стирает различие между: «делаю» и «не делаю».

Сразу хочу оговориться, что следование этим шагам — не формальный алгоритм, который определяет последовательность вопросов и ответов. Это серьезная работа, которая требует усилий по освоению навыков определенной психологической практики. По сути, это совершенствование и укрепление своей «тормозной системы». Освоение любых навыков — это процесс, который требует повторений. Но каждый может освоить этот инструмент самостоятельно. Для этого требуется организовать себя, а именно — находить соответствующее пространство и выделять время.

Накапливая опыт такого обращения к себе, вы формируете позицию внутреннего наблюдателя (или «срединную» позицию), которая позволяет до определенной степени отстраниться от многообразных реакций, которые возникают у нас в разных жизненных ситуациях. Сильные и интенсивные переживания, которые сопровождают такие периоды нашей жизни, захватывают нас, «лишают чувства опоры», «сбивают с ног», «изматывают и отнимают силы». По мере укрепления этих навыков вы сможете занимать эту «срединную» позицию и по отношению к интенсивным переживаниям, что позволит сохранять устойчивость в сложные жизненные периоды, не терять ориентиры в «бушующем море» эмоций и, таким образом, определять свое «местоположение», слышать и выражать свои потребности, устанавливать цели и прокладывать путь. А это всё категории, которые описывают управление движением. Значит, такая практика является развитием навыков навигации своей жизни.

Очень часто человек в ситуации, которая его тяготит и воспринимается им как тупиковая, занимает такую позицию и совершает такие действия, которые только усугубляют ситуацию и поддерживают ощущение тупика. Однако эти действия не находятся в поле его сознания, он не отдаёт отчёт, что он так делает. Но раз он так поступает, то можно сказать, что он делает выбор. С позиции стороннего наблюдателя это так. Но, поскольку сам человек не осознаёт, к чему приводят его действия, то получается, что это «выбор без выбора». Способность занимать срединную позицию позволяет человеку осознать, что то, что происходит с ним, во многом определяется тем, как он сам организует свою жизнь. Такой опыт кардинальным образом меняет для человека восприятие происходящего. Он принимает свою долю ответственности за то, что происходит в его жизни, начинает видеть для себя другие возможности. Это создает ощущение увеличения внутреннего пространства возможного выбора, что напрямую связано с переживанием внутренней мобильности, а значит, свободы.

В своей терапевтической практике я сталкиваюсь с тем, что в результате личностной работы человек начинает лучше понимать свою жизнь. Осознаёт то, как сам участвует в том, чтобы всё происходило так, как происходит. Обретает способность видеть разные варианты возможного. Но на данный момент решает оставить всё как есть. Может показаться, что ничего не изменилось. Ведь вовне сохранилось всё как было. Но если обратиться к этому человеку, то он скажет, что «я как будто другой человек…. Чувствую, что стал дышать полной грудью. Какая-то уверенность в себе появилась, чувствую, что я многое могу. Это похоже на чувство, что я какой-никакой хозяин своей жизни» (это слова одного из клиентов). Выбор, который он сделал, ничего (и это не совсем так) не поменял вовне, но сильно поменял мироощущение человека. Он сделал выбор с ориентацией на себя, на то, как он себя чувствует в своей жизни и что ему на данный момент нужно. То есть он сделал выбор из себя, что и привело к переживанию, что он может своей жизнью управлять, к чувству, что он «хозяин своей жизни». Он больше не чувствует себя зажатым в ловушке, «песчинкой, которую движут силы, на которые «я повлиять не могу, поскольку я этим не управляю». Можно сказать, что это переход от жизни по инерции — «на автомате» — к управлению своей жизнью.

Источник: библиотека Института психотерапии и консультирования «Гармония».

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Личная антихрупкость, или Как нам устоять в трудные времена
    21.08.2022
    Личная антихрупкость, или Как нам устоять в трудные времена
    Профессор Высшей школы менеджмента СПбГУ, доктор психологических наук Оксана Пикулёва-Харгел рассказала о том, как справиться со стрессом и минимизировать свою тревожность в условиях внешнего давления страха, горя и опасности.
  • Друзья «Психологической газеты» — о свободе, ценностях, осознанности и жизнестойкости
    08.02.2021
    Друзья «Психологической газеты» — о свободе, ценностях, осознанности и жизнестойкости
    7–9 февраля проходил VII Санкт-Петербургский фестиваль практической психологии «Жизнь будет лучше, чем мы хотели!». Фестиваль открыла тематическая беседа экспертов «Свобода от... Свобода для?..». В пространстве жизненных векторов»...
  • Экзистенциальный шторм: от пустоты к смыслу
    09.04.2020
    Экзистенциальный шторм: от пустоты к смыслу
    Смысл придает человеческой жизни устойчивость и направленность. Ценным внутренним ресурсом является понимание того, что любой кризис – явление временное, таящее в себе возможности роста. Ведь самая темная ночь бывает перед рассветом – перед зарей нового дня...
  • "Коронавирус и (не)поехавшая крыша": о том, как справляться с тревогой
    17.03.2020
    "Коронавирус и (не)поехавшая крыша": о том, как справляться с тревогой
    Психотерапевт с базовым медицинским образованием Екатерина Сигитова записала видео, где рассказала о том, как в ситуации распространения коронавируса в России можно помогать себе и близким справиться с тревогой. Она перечислила приемы самопомощи...
  • Разговоры о коронавирусе и дети: как объяснить, а не напугать
    17.03.2020
    Разговоры о коронавирусе и дети: как объяснить, а не напугать
    В разных городах чиновники и медики предпринимают меры для того, чтобы не допустить массового заболевания коронавирусом, в школах отменяются занятия или вводится свободное посещение школ. Психолог Екатерина Бурмистрова – о психологическом благополучии детей...
  • Фехтование как метод экзистенциальной терапии
    04.02.2020
    Фехтование как метод экзистенциальной терапии
    В чем специфика метода терапевтического фехтования и почему его можно считать одной из форм экзистенциальной психотерапии? В центре терапевтической работы стоит человек: его отношение к миру, отношения с другими людьми, с самим собой...
  • Пределы самоконтроля человека
    19.06.2017
    Пределы самоконтроля человека
    Любые, даже самые замечательные философские идеи, став достоянием «широких народных масс», неизбежно упрощаются, а иногда – даже извращаются. Эта история приключилась и с экзистенциальными идеями свободы выбора и ответственности человека за собственную жизнь. Я неоднократно наблюдал, как они превращались из гуманистических идей в тоталитарную идеологию стремления к самодостаточности, изоляции от влияний внешнего мира и безграничной ответственности за все, что происходит с человеком. Акцент сместился с трепета перед неизвестностью на тотальный контроль самого себя...
  • О значении эмоционального интеллекта для жизненных достижений расскажут на бесплатной встрече
    10.12.2024
    О значении эмоционального интеллекта для жизненных достижений расскажут на бесплатной встрече
    17 декабря в оффлайн и онлайн форматах состоится открытая встреча с кандидатом психологических наук Е.В.Сидоренко.
  • Культурно-деятельностная психология в экстремальной ситуации
    03.11.2022
    Культурно-деятельностная психология в экстремальной ситуации
    В экстремальности, в предельном бытии, на границе, на стыках и перепадах реальностей человек обнаруживает раскол в своем существе, переходящий в дупликацию: и жить, и понимать, как живешь, чтобы ответить на насущные вопросы «как жить?» и «как быть?».
  • Драматическая импровизация как духовная практика
    25.03.2022
    Драматическая импровизация как духовная практика
    Драматическую импровизацию удобно описывать с помощью метафоры путешествия — это своеобразное путешествие группы людей в миры, рождающиеся в момент встречи и взаимопроникновения жизненных миров каждого из участников и художественного произведения.
  • Психологическое просвещение и поддержка в кризисных ситуациях
    27.03.2021
    Психологическое просвещение и поддержка в кризисных ситуациях
    Результатами опыта использования массмедиа в качестве инструмента психологического просвещения, психологической помощи и поддержки населения делятся сотрудники университетского центра практической психологии…
  • Саморегуляция как фактор сохранения идентичности в ситуации неопределенности
    24.03.2021
    Саморегуляция как фактор сохранения идентичности в ситуации неопределенности
    Последовательное применение методов психофизиологической и собственно психической саморегуляции позволяет нормализовать актуальное психическое состояние, стабилизировать картину мира и позицию собственного «Я» в этом мире…
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»