16+
Выходит с 1995 года
29 марта 2024
К проблеме психологических угроз профессионализму

В настоящее время наша страна живет в условиях постоянного действия специально организованных экстремальных воздействий, которые направлены на ослабление страны, ее обороноспособности, экономики, на ухудшение социального самочувствия граждан, снижение сплоченности. Против них применяются меры противодействия, часто недостаточные, например, экономические контрсанкции и пр. Однако, помимо традиционных санкций и информационного прессинга существуют и другие воздействия, сила и влияние которых явно недооценивается. Они связаны с духовной сферой. Еще О. Бисмарк говорил: «Русских невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет. Но русским можно привить лживые ценности, тогда они победят себя сами». Эта установка Бисмарка последовательно реализуется на протяжении многих лет путем развала системы образования в нашей стране, разрушительной информационной политики (особенно электронных СМИ), псевдоноваторства в области культуры и пр. В результате снижается регулятивная роль национального сознания, сплоченности, что, в свою роль, негативно сказывается на патриотизме наших граждан.

Следует знать, что существует и еще одно направление негативного воздействия на нашу страну, о котором практически не говорят, но которое является ключевым в деле такого массированного давления. Это направление заключается в атаках на профессионализм, потому что независимость и процветание нашей страны напрямую зависит от того, сколько настоящих профессионалов работает у нас в стране, насколько высок уровень их профессионализма. Низкий профессионализм, особенно, в государственном и муниципальном управлении, военном деле, образовании, медицине нанесет вред стране куда больший, нежели многие экономические санкции. Об этом психологи с тревогой говорили еще в девяностых годах ХХ века. «В стране огромное число людей, которые подвизаются в политике, экономике, сфере управления, в науке, во многих других областях деятельности и не являются при этом профессионалами во всем значении этого слова. И, суммируясь, такой непрофессионализм ведет к громадным потерям для государства …» Добавим, сильно ухудшает социальное самочувствие в обществе [2].

Что изменилось за эти годы? Ситуация, вообще говоря, улучшаться не стала. Мало того, появилась генерация так называемых «эффективных менеджеров», которые готовы без достаточных оснований, например, профильного образования или опыта, взяться за любое управление, в любой сфере. Правда, при этом их управление заканчивается приватизацией всего, что можно, «распилами» и пр. Да, законы управления универсальны, однако, само управление будет эффективным, если имеется исчерпывающее знание о характеристиках управляемого объекта и процессах изменения при управлении [7]. Это, в свою очередь, требует высокой именно профессиональной, а не только управленческой компетентности.

Сейчас ситуация в стране такова, что профессионализм по большому счету стал маловостребованным, спрос на профессионалов постоянно уменьшается. Мало того, начались активные угрозы самому существованию профессионализма как социального и профессионального явления.

Каковы главные причины такого явления? Многие исследователи отмечают в качестве главной причины слабый запрос на профессионализм в обществе. Сейчас участились высказывания деятелей, принадлежащих к «элите», что стране не нужны высокообразованные люди, нужны только исполнители, а не творцы. Заметим, запрос общества на профессионализм обеспечивает высокий социальный статус профессионалов, формирует позитивные общественные установки, является мощным мотивационным фактором развития. К тому же, если престиж профессионализма будет высоким, возникнет сильная мотивация профессиональных достижений, которые последуют обязательно и принесут большую пользу стране.

В настоящее время, повторимся, запрос на профессионализм, при транслируемой декларированности, на самом деле невысок. Это обусловлено, скорее всего, сильным влиянием теневой экономики, возможностью использовать для быстрого и легкого обогащения несовершенство системы управления, ее коррумпированность. Этому способствует и циничный протекционизм в кадровой работе, когда на высокие должности назначают по критериям родственных связей и личной преданности, что наносит огромный ущерб самой идее профессионализма.

Низкая востребованность в обществе профессионализма только усиливается сознательным искажением точного содержания данной категории. В частности, активно транслируются и выдаются за единственно точные обыденные представления о профессионализме и профессионалах. Например, утверждается, что «профессионал — это человек, занимающийся чем-либо как профессией» [10], а профессионализм связывается только с высокой эффективностью и надежностью профессиональной деятельности. И все.

Научное понимание содержания категории «профессионализм» иное. В его разработку большой вклад внесли психология и акмеология. В них данная категория рассматривается с более широких позиций. В частности, «…профессионализм мы будем понимать не как просто новый высший уровень знаний и результаты человека в данной области деятельности, а как определенную систему организации сознания (выделено нами. — В.З.), психики человека» [8]. Именно в организации сознания кроется коренное отличие настоящего профессионала от эффективного субъекта деятельности, например, высококвалифицированного работника. Особая организация сознания направляет деятельность, формирует стандарты и эталоны, регулирует качество и надежность, определяет профессиональные нормы, отношения, стимулирует личностно-профессиональное развитие.

Подобный взгляд на проблему профессионализма позволил рассматривать его как систему, состоящую из двух взаимосвязанных в единое целое (единую систему) подсистем: профессионализма личности и профессионализма деятельности [3; 4; 5; 9].

Профессионализм деятельности определяется как свойство субъекта деятельности, отражающее высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных управленческих навыков и умений, особенно основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами управления, морально-нравственной регуляцией деятельности, что позволяет осуществлять профессиональную деятельность с высокой и стабильной результативностью; это свойство, подлежащее дальнейшему развитию.

Профессионализм личности — это свойство субъекта деятельности, отражающее высокий уровень личностно-профессиональных и личностно-деловых качеств, инвариантов профессионализма, креативности, отличающееся адекватно высоким уровнем притязаний, состояние мотивационной сферы и ценностных ориентаций, влияние нравственного компонента регуляции деятельности, что необходимо для осуществления профессиональной деятельности с высокой стабильной эффективностью; это свойство, подлежащее дальнейшему развитию.

На основе данных категорий была обоснована еще одна базисная категория — профессионал. Профессионал — это субъект профессиональной деятельности, обладающий высокими показателями профессионализма личности и деятельности, опыта, самоэффективности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус, динамически развивающуюся систему личностной, деятельностной и нравственной нормативной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения в профессиональной сфере, имеющие социально-позитивное значение.

Обратим внимание, в данных определениях особое место принадлежит нравственным компонентам регуляции деятельности. В психологических моделях профессионализма и профессионала имеется блок нравственных качеств, влияющий не только на результативность и качество профессиональной деятельности, но и отражающий ее гуманистическое смысловое и нормативное содержание. Иными словами, настоящий профессионал отличается такими качествами, как честность, порядочность и ответственность. В этом-то и кроется главный ответ на проблему малой востребованности профессионалов в нашем обществе. Ведь настоящий профессионал, в регуляции деятельности которого важную роль играет нравственный, а не только целевой компонент, никогда не пойдет на сомнительные «деяния и проекты», имеющие одностороннюю выгоду, не будет «халтурить» или «ловчить». А теперь зададимся вопросом, а нужны ли такие специалисты для полукриминальной экономики и коррумпированной системы управления? Ответ очевиден.

В то же время низкая востребованность профессионалов в нашем обществе является не единственной причиной. Помимо социально-экономических условий общества, которые отрицательно сказываются на востребованности профессионализма, психологи называли еще следующие условия:

  • негативные особенности конкретно-исторического периода;
  • социальная принадлежность субъектов деятельности как стартовые условия развития профессионализма;
  • некоторые возрастные периоды (критические) человека [2].

Однако это далеко не полный перечень негативных условий и факторов, отрицательно сказывающихся на формировании и росте профессионализма. Существует немало других. В частности, если у профессионалов особая организация сознания, высокий уровень нравственной регуляции поведения и деятельности, то уничтожить профессионализм можно через деформацию психосферы личности [6]. Иными словами, значимой угрозой профессионализму являются угрозы собственно психосфере личности.

Проведенные исследования показали, что главной угрозой для психосферы человека являются негативные психологические воздействия. Они направлены на ухудшение психосферы человека и приносят ему большой психологический ущерб, а то и вред. Важно иметь в виду, что данные негативные воздействия носят информационный характер, однако, это не просто какая-то информация, а информация, специально организованная с учетом психологических особенностей восприятия, психологических установок и отношений.

Следует отметить, что негативные воздействия, представляющие угрозу для психосферы человека, приводят к следующему:

  • формируют негативные психические состояния (страхи, тревожность, высокая напряженность, панические настроения, депрессия);
  • способствуют негативным изменениям в духовной сфере человека (девальвация существующих моральных ценностей; формирование псевдоидеалов; псевдоценности; атаки на патриотизм, семью и семейные ценности; увод от логики здравого смысла);
  • девальвируют культурные ценности (искаженное толкование понятий «творчество», «творческая деятельность», «художественная ценность»);
  • девальвируют исторические ценности (в общем, это не новость для России — еще А.С. Пушкин отмечал, что «неуважение к именам, освященным славой, к несчастью почитается у нас не только дозволенным, но еще и похвальным удальством» [11]; такая девальвация является наглядным свидетельством постоянства таких воздействий;
  • негативно влияют на сознание и подсознание человека (особенно это проявляется в «реформах» образования; текстах новых учебников; деятельности многих СМИ; рекламе, с помощью которой стремятся убедить, что простые материально-предметные потребности являются потребностями высшего уровня, то есть духовными и социальными).

Человек, даже с хорошим потенциалом, немалыми способностями, но с деформированной психосферой, вряд ли будет стремиться стать настоящим профессионалом, да и не станет им. Отсюда, повторимся, и атаки на нашу систему образования, ведь низкий уровень профессиональной подготовки, да еще с неверными профессиональными эталонами и установками препятствует формированию и развитию профессионализма.

Наконец, реальной угрозой профессионализма является несовершенство существующей кадровой работы, особенно в плане работы с резервом на выдвижение, планировании и реализации профессиональной карьеры, именно там, где формируется профессионализм. В современных кадровых технологиях основной упор делается на сильные стороны личности, на уровне развития личностно-профессиональных качеств, потенциальных возможностях, способности к обучению и самообучению, то есть на том, что способствует развитию профессионализма. Существенно меньше внимания уделяется тому, что препятствует развитию профессионализма, речь в основном может идти об очевидных ограничениях (преимущественно в интеллектуальной сфере). Еще меньше внимания уделяется недостаткам человека, опять же рассматривают очевидные, например, недостаток психической устойчивости, волевых качеств или работоспособности. Недостатки человека в сфере направленности личности в лучшем случае определяются с помощью экспертного оценивания или субъективного мнения. Это направление кадровой работы нуждается в значительном усилении и научном обеспечении. Например, такой недостаток, как завистливость, точно не позволит стать профессионалом. Зависть к успехам других разрушает личность. А как определить уровень завистливости, устойчивость этого свойства и методы его компенсации или преодоления? Это методически сложная задача. В связи с этим для продуктивного развития профессионализма необходимо учитывать не только сильные стороны личности, ее очевидные недостатки, но и слабости.

Психологические исследования человеческой слабости проводятся ограниченно, несмотря на их большую значимость. В них обосновано определение человеческой слабости [1]. Человеческая слабость — это свойство человека (как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности), проявляющееся в детерминации поведения, деятельности и взаимодействий каким-то определяющим фактором (причиной), в ряде случаев возникающей вследствие этого зависимости, вызванной, в том числе, и недостатком индивидуальной ресурсности. Отмеченная детерминация имеет тотальные для человека проявления и плохо поддается произвольному регулированию (саморегуляции), поэтому человек «со слабостями» не обладает необходимой критичностью, гибкостью и социальной пластичностью.

Человек со слабостями может причинять вред окружающим, хотя сознательно и целенаправленно к этому не стремится. Поведение, деятельность и отношения человека со слабостями хорошо прогнозируются, поэтому такой человек становится объектом манипуляций. Проще можно сказать так: слабость — это скорее беда человека, нежели его вина, но беда, которая ему и другим сильно вредит.

Человеческих слабостей много. Это различные зависимости (например, алкогольная зависимость), особые внутренние условия (неконтролируемые акцентуации характера, комплексы неполноценности или превосходства, конформизм и др.), леность, обидчивость, упрямство, излишняя доверчивость, неадекватный образ «Я», общая конфликтность и многие другие. Может ли стать профессионалом человек с неадекватным образом «Я»? Или упрямый и обидчивый? Это практически невозможно.

Следует подчеркнуть, что человеческие слабости обладают еще одним опасным свойством — со временем, если не принимать соответствующих мер, они развиваются и начинают принимать качественно иное содержание, в частности, они становятся серьезными недостатками и даже пороками. Поэтому необходимо отчетливо представлять, что человеческие слабости являют собой серьезную психологическую угрозу профессионализму, следовательно, при формировании профессионализма необходимо обязательно проанализировать наличие слабостей у конкретного субъекта, определить уровень их влияния, спрогнозировать последствия.

С человеческими слабостями сложно бороться, потому что их последствия людьми плохо осознаются, а многие из них к тому же связаны с привычками, которые психологически комфортны. Бороться сложно, но можно и нужно. Проведенный анализ проблемы показал, что их преодоление является сложной внутренней деятельностью, прежде всего интеллектуальной, познавательно-оценочной и преобразующей, требующей волевых усилий. Данная деятельность должна компенсировать или преодолеть как внутренние, так и внешние причины человеческой слабости. Важным условием является сильная мотивация преодоления человеческих слабостей. Такая мотивация может сформироваться в случае, когда человек хорошо осознает наличие у него конкретной слабости и отчетливо представляет ее негативное влияние и последствия. Только при таких условиях возможно развитие профессионализма.

Таким образом, в настоящее время у нас в стране имеется немало угроз развитию профессионализма. Эти угрозы нацелены на уменьшение количества настоящих профессионалов, ведь низкий профессионализм нанесет вред, куда больший, нежели многие внешние санкции. Преодолеть эти угрозы можно, лишь если до конца осознать, что существует взаимосвязанная система угроз, направленная против нашей страны.

Список литературы:

  1. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. О психологии человеческой слабости // Прикладная юридическая психология. 2020. № 2 (51). С. 88–93.
  2. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими и выдающимися. М.: РАГС, 1997.
  3. Гайдамашко И.В., Зазыкин В.Г., Пугачева Е.В. Психологические инварианты профессионализма руководителей. М.: МТУ, 2016.
  4. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. СПб: ПИТЕР, 2003.
  5. Зазыкин В.Г. Основы акмеологической теории профессионализма в управлении. М.: МААН, 2004.
  6. Зазыкин В.Г., Секач М.Ф.Безопасность психосферы человека. М.: Академия военных наук, 2016.
  7. Зазыкин В.Г., Кирсанов А.И., Пирогов А.И. Основы общей теории управления (в решении задач управления организацией). М.: МГППУ, 2019.
  8. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. Москва — Воронеж: МПСИ, 1995.
  9. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996.
  10. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1981.
  11. Шевляков М.В. Пушкин в анекдотах. Орел: ЗЕРО, 1992.

Источник: Зазыкин В.Г. К проблеме психологических угроз профессионализму // VII Декартовские чтения. Глобальные угрозы развитию цивилизации в XXI веке. Материалы международной научно-практической конференции / Под общ. ред. А.И. Пирогова, Т.В. Растимешиной. Москва — Зеленоград, 2021. С. 38–46.

Комментарии
  • Елена Николаевна Скрипачева
    21.04.2022 в 11:42:13

    Добрый день. Согласна и поддерживаю, что очень сложно сейчас с профессионализмом, в целом. Уровень ответственности крайне снижен. Сама преподаю и занимаюсь частной психологической практикой и наблюдаю данную тенденцию.
    Как частную причину, я бы выделила еще образование:
    1) высшее образование
    Так, например, на экзамене (в онлайн-формате) наблюдаю, как студенты открывают Интернет и читают первое попавшееся определение, не понимая того, что говорят.

    Или другой пример, магистратура, куда берут непрофильных специалистов, подразумевая видимо, что студенты, знают предметы бакалавриата. Однако ситуация иная, магистранты не понимают "продолжение" (без базового образования!) обучения, так как имели представление о практической психологии по фильмам и современным книгам из популярной психологии.

    2) Курсы и переподготовка.
    А в психологической практике, примеры, где некоторые специалисты, разочаровавшись в своей профессии, проходят курсы по психологии - приступают к практике. Так, знаю примеры, где бухгалтера (секретари, дизайнеры, блогеры, юристы и пр.) пройдя курсы по психологии практикуют. Опять же вопрос качества и профессионализма, ответственности.

    Примеров много. Очень сложный вопрос и, соответственно, его решение.



      , чтобы комментировать

    • Маржан Абукаевна Мокаева
      22.04.2022 в 11:40:40

      Владимир Георгиевич, спасибо за многоохватность и своевременность Вашей статьи "К проблеме психологических угроз профессионализму". Особо убедительными являются мысли, подтвержденные на примере большинства выдающихся профессионалов в различных областях (начиная с Д.С. Лихачева и заканчивая нашим современником Т.М. Энеевым (советский и российский учёный, доктор физико-математических наук, академик РАН, автор фундаментальных трудов в области теоретической и прикладной космонавтики и космогонии)) о необходимости морально-нравственной регуляции деятельности. Только нравственно обусловленный профессионализм может дать обществу ожидаемую высокую эффективность. Вы затрагиваете и такие сложноорганизованные факторы, как зависть и т.д. Все это так.... С уважением, разделяющая в абсолюте каждый Ваш тезис, Маржан Абукаевна Мокаева, доцент КБГУ ( у меня есть даже монография о влиянии чувства зависти, в том числе и на здоровье человека, которое, в свою очередь определяет и профессионализм человека)

        , чтобы комментировать

      • Мариям Равильевна Арпентьева
        22.04.2022 в 15:10:56

        В нашей стране "эффективный менеджмент" практикует травлю профессионалов. В Калуге, например, крайне мало и абсолютно не нужны доктора наук. Уверена, что и другие периферийные города и вузы , возглавляемые такими "менеджерами" стремятся освободиться от такой "обузы" как компетентный профессионал: манипулировать специалистом существенно сложнее, чем неспециалистом, и, самое главное, как говорят ректораты и прочее, специалистам нужно платить таки - деньги... Поэтому в магистратурах и аспирантурах психологии преподают педагоги, имеющие профильную подготовку учителей истории, математики и английского... В Центре занятости Калуге вакансии для профессоров - отсуствуют, переподготовка предлагается - специалист в области маникюра... О чем здесь можно говорить? О каком профессионализме?

          , чтобы комментировать

        • Мариям Равильевна Арпентьева
          22.04.2022 в 15:12:53

          Зависть и ресентимент среди психологов и иных профессионалов - одна из интеерснейших проблем. Благодаря этому феномену мнгие молодые специалисты отказываются не только от посещения "супервизорских" мероприятий, повышений квалификации, аспирантур и проч., но и от работы по специальности в целом

            , чтобы комментировать

          • Нина Сергеевна Ткач

            Спасибо, Владимир Георгиевич, за статью. О специально организованных воздействиях и их последствиях особенно за последние 2 года как-то умалчивалось. И последствия эти ужасны для нашей страны именно в плане воздействия на психику людей, которые даже не осознаются большей частью. И профессионализм, и все, о чем Вы пишете - это только вершина айсберга.

              , чтобы комментировать

            • Мариям Равильевна Арпентьева
              28.04.2022 в 07:31:58

              Мы живем в мире вполне понятных и ожидаемых последствий: нет морально-нравственных опор профессионального труда - нет и самого труда, в лучшем случае - бесконечные симуляции и поиски несуществующих "правовых основ" помощи

                , чтобы комментировать

              • Лариса Анатольевна Улькина
                16.05.2022 в 06:53:07

                Это последствия менталитета троечников, идущего еще с советской школы.

                  , чтобы комментировать

                , чтобы комментировать

                Публикации

                Все публикации

                Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

                Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»