16+
Выходит с 1995 года
28 марта 2024
Семья — эмоциональная гавань ребёнка

Вчера работала с группой семилетних детей. Один мальчик вдруг, рисуя рисунок на свободную тему, сказал: «А вы знаете, что война началась?» и стал рассказывать о том, как видит ситуацию. В разговор вступили другие дети, наперебой высказывая версии происходящего.

Я перевела разговор на тему чувств.

— Что ты чувствуешь?
— Мне страшно...

В заботах и собственных переживаниях нам, взрослым, очень важно не забывать о тех, кто эмоционально и физически зависит от нас, — о детях. Дети по-своему переживают стрессовые ситуации. Будьте внимательны к ним.

Признаки переживания стресса, на которые необходимо обратить внимание:

  • острая негативная ранее не проявляемая реакция (горький плач) на отсутствие родителя (ранний возраст, дошкольники, младшие школьники);
  • замкнутость или, наоборот, возбудимость, расторможенность, агрессивность;
  • у дошкольников и детей раннего возраста могут появиться энурез, частые позывы в туалет, сосание пальцев;
  • утрата аппетита, нарушение сна;
  • эмоциональные проявления: капризы, нытье, плаксивость;
  • появление новых страхов;
  • у старших дошкольников и младших школьников расспрашивание о случившемся событии, рассказывание своих версий случившегося, внезапное задавание вопросов о произошедшем событии;
  • повышение тревожности, вздрагивания, пугливость.

Переживание острого стресса усиливает:

  • «высылка» из дома, отрыв от семьи в ситуации общего переживания, изоляция от родителей;
  • игнорирование переживаний ребенка, неуважение к его чувствам, отрицание права на печаль и грусть.

Пути помощи ребёнку.

  • Важно знать, что ребенок справляется со стрессом в зависимости от того, как переживают событие его семья и ближайшее окружение. А также в зависимости от предыдущего жизненного опыта, состояния здоровья и некоторых других факторов.
  • Если ребенок «застрял» в переживаниях, возможно, кто-то близкий не может справиться со своим эмоциональным состоянием. Соответственно, необходимо оказать профессиональную помощь этому члену семьи.
  • Для ребёнка важно, чтобы в сложной ситуации был взрослый, способный позаботиться о нём, стать для него эмоционально близким и надёжным человеком.
  • Важно, чтобы у ребенка была возможность получить поддержку и разделить свои чувства с другими людьми, получить социальную поддержку в детском саду, школе, социальном центре.
  • В сложной ситуации ребёнку можно прочитать книгу Теда О’Нила «Когда случается плохое». Автор простым для ребёнка языком рассказывает о том, что заставляет нас переживать плохие новости — природные катаклизмы, аварии, болезни родственников, друзей — и находить конструктивные способы справляться с бедой.
  • Если ваши действия по оказанию помощи ребёнку не приводят к положительным изменениям, обратитесь за помощью к специалисту — детскому психологу или психотерапевту.

Семья — эмоциональная гавань ребёнка, и пусть в этой гавани будет уютно и найдётся поддержка для каждого.

Источник: страница Елены Петш ВКонтакте

Комментарии
  • Таисия Сергеевна Раевских
    16.03.2022 в 09:17:23

    Добрый день! Большое спасибо за вашу статью! Вы привели в пример книгу Теда О’Нила, которую можно почитать детям,,но, к сожалению, эту книгу уже невозможно купить или скачать. Подскажите, пожалуйста, может есть ещё какая-то прохожая детская литература?

      , чтобы комментировать

    , чтобы комментировать

    Публикации

    Все публикации

    Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

    Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»