16+
Выходит с 1995 года
19 апреля 2024
Использование диагностического инструментария психолога в системе дошкольного образования

Принятие ФГОС дошкольного образования как основополагающего документа нормативной правовой базы в системе ДОУ ставит перед всеми субъектами дошкольной образовательной организации важные задачи, одна из которых — это изучение закономерностей психического развития ребенка, оказавшегося в новых для него условиях. Эта задача для педагога-психолога, педагогов и воспитателей является приоритетной, потому что ранняя диагностика на начальном этапе развития ребенка, находящегося в ДОУ, имеет ключевое значение не только для раскрытия связи и взаимопереходов между стадиями и кризисами, а также для отслеживания динамики параметрических показаний, его физиологических, функциональных, психических изменений, которые характерны для раннего и гармоничного развития ребенка от 3 до 7 лет. Использование психодиагностического инструментария выступает также в качестве неотъемлемой части организации психологического исследования, повышая его валидность и способствуя накоплению объективных фактов в области изучения психики ребенка в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.

В этой связи психологам ДОУ был предложен спецкурс, который, возможно, поможет систематизировать знания по ранней психодиагностике, восполнить знания по курсу психодиагностики, изучаемому в вузе, где обучались специалисты, и сформировать кейсы методик, которые могут использовать психологи в ДОУ.

Психодиагностика как вид деятельности педагога-психолога ДОУ представляет собой научно обоснованную систему методов и приемов постановки психологического диагноза. Под психологическим диагнозом понимают конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выявление сущности индивидуально-психологических особенностей будущей личности с целью оценки актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, которые определяются диагностической задачей, а также построения системы коррекционно-развивающей помощи всем субъектам образовательной организации. Особое внимание в рамках спецкурса уделяется подбору инструментария и правилам работы с конкретными методиками. Выбор инструмента обусловлен, с одной стороны, особенностями диагностической задачи, а с другой, компетентностью специалиста, проводящего диагностику. Необходимо отметить, что все еще недостаточно специалистов по психодиагностике, в широком смысле слова, и лишь только большинство практикующих психологов специализируются на конкретных направлениях в работе и задачах, которые на данном этапе ставит та организация, в которой работает педагог-психолог. Однако ключевой компетенцией для любого психолога является умение оценить диагностические возможности и ограничения методик, информация о которых представлена в методическом руководстве через психометрические характеристики тестов.

При информировании и обучении слушателей спецкурсов акценты расставлены на работу с тестовыми материалами, в которых отражены стандартные процедуры, а также на проведение самого теста и обработку данных, которые необходимо соблюдать предельно строго, чтобы обеспечить достоверность измерения. Авторская программа, которая разработана специалистом нашего центра, направлена на диагностику разностороннего развития детей дошкольного возраста во всех основных образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках.

Возраст исследования — дошкольный (от 3 лет до 7 лет). Весь предложенный диагностический материал ориентирован на изучение этого периода в онтогенезе человека.

Основная цель повышения эффективности диагностики и оказания психологической помощи обучающимся в дошкольных образовательных организациях — это реализация разработанного спецкурса для педагогов-психологов ДОО «Использование диагностического инструментария психолога, работающего в системе образования» (далее — Спецкурс) в объеме 32 часов в соответствии с программой проведения.

Содержание программы

Комплект диагностического инструментария, который был предложен слушателям спецсеминара, это: тест Тулуз-Пьерона (корректурная проба) с целью получения информации об общих характеристиках работоспособности, врабатываемости, утомляемости, продолжительности цикла устойчивой работоспособности, периодичности отвлечений и перепадов, а также скорости выполнения работы. Для выявления конструктивного праксиса, пространственной ориентировки, внимания, сообразительности, а также диагностики изменения сосудистого рисунка была рекомендована методика «Кубики Коса» как отдельно взятый субтест Векслера. «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, цель которого исследование ориентации в пространстве, умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Методика исследования обучаемости А.Я. Ивановой, цель которой исследование обучаемости ребенка, потенциальных способностей к овладению новыми знаниями, заинтересованности и проявления активности при выполнении незнакомого задания. Очередной методикой была «Воспроизведение рассказа», ее цель — это изучение смысловой памяти, точности и последовательности воспроизведения событий. Методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурии. Цель задания: исследование кратковременной и долговременной памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения слов, активности внимания, утомляемости, астенизации нервных процессов. Слушателям спецкурса были предложены методики на изучение агрессивности и эмоциональной неустойчивости это методика «Кактус» М.А. Панфиловой и тест тревожности Р. Теммл, Т. Дорки, В. Амен, который направлен на определение эмоциональных состояний ребенка, наличия агрессивности, ее направленности и интенсивности. Авторская методика «Мой автобус» Г.С. Остапенко дополнила перечень диагностического материала, который может использовать педагог-психолог в условиях ДОУ. Цель этой методики — исследование эмоциональной привязанности ребёнка, эмоционально-психического благополучия, формирования жизненных позиций и психологической безопасности. Проективная методика Рене Жиля направлена на изучение социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

Формы аттестации и оценочные материалы

Перед началом занятий собирается письменно запрос от участников спецсеминара с целью изучения проблемы использования диагностического инструментария психологами в ДОУ, на завершающем этапе спецсеминара дается опросник. Далее дается инструкция в устной форме. Участники отвечают анонимно на поставленные вопросы разработанного блиц-опросника.

Инструкция по опроснику: внимательно прочтите вопросы и постарайтесь искренне ответить на поставленные вопросы по шкале (от 0 до 10).

  1. Понятность и доступность полученной информации (0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10).
  2. Коммуникативность и логика изложения материала по данной проблеме (0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10).
  3. Ценность полученных знаний по предложенному курсу для практической реализации в системе ДОУ (0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10).
  4. Эмоциональная комфортность и психологическая безопасность на занятиях (0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10).
  5. Мотивация на реализацию полученных знаний по спецкурсу в достижении собственных результатов по данной проблеме (0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10).
  6. Использовали ли Вы диагностический материал, предложенный модератором спецкурса, в своей работе диагноста ДОУ (0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10).
  7. Испытали ли Вы желание посетить следующие спецкурсы этого же модератора (0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10).

На завершающем этапе контроля знаний слушателей спецкурса дается задание подготовить отчеты о проводимой диагностической работе в ДОУ по месту своей работы. Для этого каждый слушатель — психолог ДОУ самостоятельно проводит исследование по предложенным методикам и сдает отчет в письменном и электронном виде.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы обеспечено: разработкой презентаций, использованием активных методов преподавания, раздаточного материала. Представлен весь диагностический материал, который включает адекватно подобранные и соответствующие задачам спецкурса методики. Раздаточный материал методик. Использование всего арсенала технических средств центра.

Литература

  1. Яссман Л.В., Данюков В.Н. Основы детской психопатологии: Учебно-методическое пособие для психологических факультетов педагогических вузов. М.: «Олимп»; «ИНФАМ»,1999. 256 с.
  2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития,1997. 240 с.
  3. Психологический практикум (задачи, этюды, решения) / В.А. Сонин. Смоленск, 1995. Тест тревожности. Р. Теммл, М. Дорки, В.Амен.
  4. Практикум по психодиагностике. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие / Сост. С.В. Величева. СПб: Речь, 2007. 240 с.
  5. Мягков И.Ф. Психологическая диагностика и коррекция личности школьников: Методические рекомендации для студентов пединститутов и школьных психологов. Воронеж, 1991. 263 с.
  6. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакутсто. Изд. 6-е. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 442 с.
  7. Что такое ФГОС дошкольного образования? Образовательные программы для ДОУ // FB.ru. https://fb.ru/article/222699/chto-takoe-fgos-doshkolnogo-obrazovaniya-obrazovatelnyie-programmyi-dlya-dou (дата обращения: 20.06.2018).
  8. Афонькина Ю.А. Повышение квалификации педагогов-психологов в современных условиях развития дошкольного образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2012. №1.
  9. Барабаш А.Э., Купыра Е.А. Организация деятельности по психолого-педагогической диагностике дошкольников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образовани // Magister Dixit. 2014. № 1 (13).
  10. Юдина Е.Г. Психолого-педагогическая диагностика в системе дошкольного образования: проблемы и перспективы // Психологическая наука и образование. 2000. №4.

Источник: Остапенко Г.С., Насонова Д.В. Использование диагностического инструментария психолога, работающего в системе дошкольного образования // Перспективы науки и образования. 2018. № 4 (34).

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»