Лев Ильич Уманский родился 29 октября 1921 года в Курске и в этом городе прожил большую часть жизни. В 1929–1940 гг. учился в школе №5 Курска. После смерти матери в 1932 году и переезда отца в Ростов-на-Дону воспитывался в семье сестры его матери Т.Г. Полосухиной. С 14 лет начал работать — писал плакаты, играл в духовом оркестре, работал пионервожатым в летних лагерях. Он был социально активным человеком — членом комитета комсомола школы, внештатным инструктором Ленинского райкома и Курского горкома комсомола. Еще школьником в курской организации Осоавиахим окончил курсы инструкторов ПВХО, кавалерийскую школу и школу снайперов, прошел обучение в Курском аэроклубе. И сразу после окончания школы в 1940 поступил в Чугуевское авиационное училище (в Харьковской области). Так началась военная часть биографии Льва Ильича, ровно шесть лет протекавшая за пределами Курска.
С 1940 по 1943 проходил службу в авиаучилище (с февраля 1941 года — Чугуевская авиашкола пилотов) сначала курсантом, затем старшиной авиазвена. После начала войны авиашкола эвакуировалась в Чимкент, причем более 300 самолетов своим ходом перелетели к новому месту дислокации. Мечты о небе и желание быть летчиком для молодежи тридцатых-сороковых годов вполне понятны, ведь летчики были настоящими героями и кумирами. Из пяти Героев Советского Союза, обучавшихся в Курском госпединституте, трое были летчиками. А в Чугуевской авиашколе обучились многие выдающиеся пилоты Великой Отечественной войны, например А.Е. Боровых, И.М. Кожедуб (в одно время с Л.И. Уманским). Но стать фронтовым летчиком не получилось — 15 июня 1942 года в Чимкенте самолет И-16, на котором старшина Уманский совершал учебный полет, потерпел аварию, пилот два месяца лечился в госпитале и был признан негодным к летной службе. В госпитале вступил кандидатом в члены ВКП(б). После госпиталя прошел обучение на интендантских курсах Среднеазиатского военного округа в Намангане, по окончании которых с октября 1943 года до демобилизации в 1945 году служил в Советском транспортном управлении в Иране помощником командира отдельной роты, а затем начальником складов. Как скромно указано в автобиографии 1948 года — в Тегеране, Тебризе и многих других городах. В Иране был принят в члены ВКП(б). Был поощрен командованием деньгами и именными часами, награжден медалью «За победу над Германией».
После демобилизации с октября 1945 года работал в Курском государственном педагогическом институте (КГПИ) комсоргом ЦК ВЛКСМ, затем был избран освобожденным секретарем комитета комсомола КГПИ. В 1947 году поступает на исторический факультет КГПИ, совмещая с 1948 учебу с работой лаборанта кабинета педагогики и обучением в вечернем университете марксизма-ленинизма при Курском горкоме ВКП(б). В конце сороковых годов Л.И. Уманский сумел сочетать любовь к авиации и психологии — он преподавал психологию в курской спецшколе ВВС №4 до 1953 года (как известно, школьный учебник психологии был написан Б.М. Тепловым). Материалы архива Курского государственного университета не содержат намека на то, как сложился интерес нашего героя к психологии, возможно, это было знакомство с учеником С.Л. Рубинштейна Шаем Ароновичем Френкелем (в те годы работавшим деканом естественно-географического факультета и профессором кафедры педагогики). Согласно архивным данным, с 1950 года, после получения диплома с отличием по специальности «учитель истории», Лев Ильич преподает психологию на кафедре педагогики КГПИ. Его выбор в пользу психологии подтвердился сдачей в 1951 году кандидатских экзаменов и поступлением в 1953 году в аспирантуру МГПИ им. В.И. Ленина (научный руководитель Б.М. Теплов).
Обучение в аспирантуре он совмещает с учебой в Курском государственном медицинском институте (1953–1957 гг.) и преподаванием психологии в Московском институте механизации и электрификации сельского хозяйства им. В.М. Молотова (1953–1954 гг.). Такая огромная нагрузка не сказалась на подготовке диссертации, уже в июне 1955 года он защитил на заседании Совета педагогического факультета МГПИ им. В.И. Ленина диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (по психологии) «Опыт исследования индивидуально-типологический особенностей детей старшего дошкольного возраста» и вернулся к работе в альма-матер. Именно здесь, в Курском государственном педагогическом институте, сложилась его научная школа.
Новая тема научных исследований Л.И. Уманского (судя по списку публикаций, составленному им в 1965 году) оформилась с 1961 года, этой темой стала психология организаторских способностей школьников. Несомненно, сказался его собственный опыт организатора пионерских лагерей и исследования способностей его научного руководителя Б.М. Теплова. Летом 1961 года в Парке пионеров Курска была проведена первая смена лагеря комсомольских активистов «Комсорг», успешно работающего уже 60 лет. С момента своего основания до наших дней курский «Комсорг» остается экспериментальным полигоном курской научной психологической школы. С 1962 по 1964 год доцент Л.И. Уманский прикреплен в качестве старшего научного сотрудника к НИИ психологии АПН РСФСР для подготовки докторской диссертации на тему «Психология организаторских способностей».
По возвращении в КГПИ он получает разрешение на подготовку аспирантов (первым аспирантом стал А.С. Чернышев) и открывает внештатную социально-психологическую лабораторию. Тема психологии коллектива логично выросла из проблематики организаторских способностей, ведь организаторские способности и организаторская деятельность однозначно связаны с той социальной микросредой, в которой организатор действует. Интерес к возрождающейся в нашей стране социальной психологии групп и коллективов в начале шестидесятых годов двадцатого века был очевидным, интерес проявляли психологи Москвы, Ленинграда, Минска, Ярославля. Курские психологи, с легкой руки Льва Ильича Уманского, стали частью этого движения с самого начала.
Докторскую диссертацию Л.И. Уманский защитил в 1969 году, в том же году защитили диссертации его самые известные ученики — А.С. Чернышев и А.Н. Лутошкин. Эти работы развивали параметрометрическую (параметрическую) концепцию коллектива, создававшуюся, судя по рассказам моих старших коллег, в ходе многочасовых мозговых штурмов сотрудников социально-психологической лаборатории — преподавателей и аспирантов кафедры педагогики и психологии, заведующим которой был Л.И. Уманский. Развитие концепции шло по пути онтологизации групповых параметров (изначально признаков для оценки поэтапного развития группы к коллективу) — направленности деятельности, организованности, групповой подготовленности, психологического единства (интеллектуального, эмоционального и волевого). Будучи исследователем организаторских способностей и организаторской деятельности, Лев Ильич Уманский сам был блестящим организатором и педагогом, притягивавшим в свою аспирантуру ярких творческих личностей. Его курскими аспирантами были защищены диссертации, в которых разработаны проблемы организованности (А.С. Чернышев), эмоционального единства (А.Н. Лутошкин), волевого единства (Л.И. Акатов, В.Я. Подорога), нравственной направленности (Е.И. Тимощук), разновозрастных групп (Е.И. Дымов), отражения лидером психологических свойств членов группы (А.С. Крикунов), воздействия речи организатора на группу (Е.А. Шанин), стихийных внешкольных групп подростков и юношей (И.С. Полонский). Особенностью курской научной школы стала разработка и применение аппаратурных методик экспериментального исследования групп («Арка», «Групповой сенсомоторный интегратор», «Эстакада», «Групповой ритмограф», «Групповой волюнтограф» и др.). К 1971 году количество дипломированных докторов и кандидатов психологических наук достигло критической величины, позволившей учредить кафедру психологии в КГПИ. Ее первым заведующим стал профессор, доктор психологических наук Л.И. Уманский. А значит, 22 февраля 2021 года является пятидесятилетним юбилеем для кафедры психологии Курского государственного университета. Относительно неразработанными в «курский период» деятельности научной школы Л.И. Уманского (1964–1973 гг.) остались групповая подготовленность и интеллектуальное единство.
Таким образом, менее чем за десять лет были подготовлены теоретико-экспериментальные и кадровые основы курской научной школы в социальной психологии групп и коллективов, которую после переезда Л.И. Уманского в Кострому возглавил его ученик А.С. Чернышев, продолживший и развивавший подходы и идеи своего учителя сорок семь лет, до безвременной смерти 15 декабря 2020 года.
Первоначально Лев Ильич планировал «осесть» в Ярославском государственном университете, но, по свидетельству В.В. Новикова, в силу непреодолимых обстоятельств ему пришлось переехать в Костромской государственный педагогический институт, где с ноября 1972 года работал его ученик А.Н. Лутошкин. Здесь Л.И. Уманский проявил себя как социально-психологический Прометей — в 1973 году в Костромском госпединституте была учреждена кафедра психологии, открыт «Комсорг» и «Комсорг ПТУ», была открыта аспирантура по социальной психологии. В Костроме были написаны наиболее известные книги Л.И. Уманского, получила развитие параметрическая теория коллектива. Практическая деятельность по подготовке организаторов была оценена Премией Ленинского комсомола. Костромской период его жизни продлился десять лет.
В силу возраста автор не был лично знаком с Львом Ильичом Уманским, хотя профессиональное становление как психолога-исследователя прошло в кругу его курских учеников и единомышленников. Потенциальная возможность такой встречи была в 1980 году, когда в Курске проводилась всесоюзная научная конференция «Личность в системе общественных отношений», на которую съехались все звезды советской психологии. Мы, студенты, помогавшие организаторам конференции встречать участников конференции на вокзале (волонтеры, по-современному выражаясь), Льва Ильича Уманского «упустили». Возможно, потому, что он считал себя курянином и сам знал, куда ему надо направляться. Поэтому все, что написано выше, опирается не на личные впечатления, а на материалы личного дела нашего юбиляра из архива Курского государственного университета. И это делает Льва Ильича Уманского в моих глазах субъектом истории психологии.
Статьи к 100-летию Л.И. Уманского:
- Е.В. Лунева, Т.Л. Крюкова Научная школа Л.И. Уманского: вклад в отечественную психологию
- Л.И. Уманский, А.Н. Лутошкин Студенческая группа и групповая психология
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать