7 января 2023 года — юбилей Людмилы Аполлоновны Ясюковой.
Людмила Аполлоновна — кандидат психологических наук, специалист в области психодиагностики, разработала тесты для диагностики физико-математических, гуманитарных способностей, нестандартности мышления, самостоятельности мышления, навыка чтения, жизненных и трудовых ценностей, толерантности, коммуникативных установок, социальной перцепции, правового и гражданского сознания и пр., лауреат Национального конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личность года в российской психологии» по итогам 2013 года. Л.А. Ясюкова — автор технологии психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса, которая позволяет оптимизировать подготовку ребенка к школе, сам процесс обучения и развития ребенка на протяжении всей школьной жизни, выбор вуза и профессии в соответствии со способностями; технология опубликована в виде 3 методик, широко используется не только на территории России, но и за рубежом. В 2007 году технология стала лауреатом конкурса Российского психологического общества «Инновационные технологии в новом столетии», который проводился Российским психологическим обществом. Разработала методику экспресс-диагностики детей с легкими функциональными нарушениями в работе мозга (ПЭП, ММД, СДВГ) и создала медико-психологическую систему их реабилитации. В течение 15 лет вела лонгитюдное исследование социального интеллекта детей и подростков, результаты которого были опубликованы в монографии, изданной в 2017 году Институтом психологии РАН.
Л.А. Ясюкову поздравляют:
Александр Валерьевич Карпов, директор Научно-производственного предприятия «Иматон» Профессиональный психологический инструментарий»:
Уважаемая Людмила Аполлоновна!
От всей души хочу поздравить Вас с юбилеем и пожелать, чтобы Ваша неиссякаемая энергия продолжала бить через край, крепкого здоровья, семейного счастья, хорошего настроения, интересных событий вокруг и теплых улыбок близких, друзей и коллег! Благодарю Вас за наше долгое плодотворное сотрудничество и за Ваши прекрасные профессиональные инструменты, которые ежедневно помогают детям и их семьям, педагогам и психологам в круговороте современной системы образования по всей стране! Вы удивительный человек, уникальный и потрясающий специалист, который всю жизнь вкладывает свою большую душу целиком в любимое и очень важное для общества дело. Пусть так будет всегда!
С днем рождения! Будьте счастливы и любимы!
***
Коллектив Компании «ИМАТОН» Профессиональный психологический инструментарий»:
Психология образования — одна из самых сложных и важных областей практической психологии. Для специалистов, работающих в данной сфере, как нигде важны четкие ориентиры и экспертное мнение, которому можно доверять. Именно таким экспертом, за плечами которого не одно десятилетие настоящей работы в школе, является Людмила Аполлоновна Ясюкова.
Для нас (Компании «Иматон») Людмила Аполлоновна — Автор, чьи методики и научные издания сразу становятся известными, так как всегда являются ожидаемыми среди психологов образования. Все методики представляют собой инструменты от «А до Я», в них подробно и методично раскрываются нюансы диагностики, типичные и аномальные результаты, рекомендации по устранению выявленных и профилактике возможных проблем. За каждым словом, рекомендацией живые актуальные исследования. По инициативе автора методики постоянно обновляются, меняясь вместе с современной школой. В работе для Людмилы Аполлоновны не бывает мелочей: каждое слово выверено и точно, каждый вопрос раскрыт максимально; все сделано для получения настоящего, достоверного результата, ведь от него столь многое может зависеть! При этом Людмила Аполлоновна всегда находит возможность лично проконсультировать тех коллег и читателей, кто столкнулся с какими-то сложностями в практической работе или хотел бы задать дополнительные вопросы. В этом смысле Людмила Аполлоновна сочетает в себе высокий профессионализм, огромную работоспособность и большую человеческую отзывчивость.
От всей души поздравляем Людмилу Аполлоновну с юбилеем! Желаем долгих и плодотворных лет жизни, а также большого здоровья и счастья!
***
Ольга Ивановна Муляр, директор Института практической психологии «Иматон»:
«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью», или О выдающемся представителе советской психологической школы
Космонавты, физики-ядерщики и в то время еще довольно таинственные и непонятные психологи. Тогда именно они занимали умы молодых людей, именно эти сферы манили к себе грандиозностью предмета познания. К этому яркому, мечтающему, верящему в силу человеческого разума поколению 50–70 годов относитесь и Вы, уважаемая Людмила Аполлоновна.
Советской психологии удалось сделать, казалось бы, невозможное. Она безоговорочно заняла достойное место среди естественных наук и претендовала на роль ядра междисциплинарной системы, открывающей невиданные горизонты изучения и понимания человека.
С тех пор много воды утекло. За деканами ведущих факультетов психологии давно уже не стоят научные школы. Давно уже нет вступительного конкурса в 20 человек на место, а психология, чаще всего, рассматривается как запасной вариант будущими врачами, стоматологами и биологами. Уже мало кого волнует так и не решенная психофизиологическая проблема, а ее место уверенно занял вопрос о преодолении расщепления или схизиса (Ф. Василюка) психологической науки и практики.
И все же, вопреки и несмотря, дело наших великих учителей продолжает жить и приносить пользу людям и стране. И сегодня огромное спасибо за это хочется сказать именно Вам, Людмила Аполлоновна!
Ваши прикладные комплексные лонгитюдные исследования в системе образования длиною в жизнь завершились выдающимися результатами (интерактивная лекция «Какая теоретическая психология нужна психологической практике? Комплексное изучение целостного человека в традиции ленинградской психологической школы» Л.А. Ясюковой на 15-ом Санкт-Петербургском Саммите психологов, 2021 г.). Они позволяют выстроить целостную систему отечественного образования, потому что дают ответы на все важнейшие вопросы — от ценностно-смыслового содержания обучения до его инструментально-технологического обеспечения. Ваши исследования не просто гимн развитию высших мыслительных функций, гимн понятийному мышлению, гимн человеку разумному. Вы смогли выделить именно те учебные программы, которые лучше всего справляются с главной задачей образования — научить ребенка думать. Ваши исследования убедительно показывают, как развитое мышление не только трансформирует психические процессы более низкого порядка, но и преобразует человека на личностном уровне, включая формирование не прагматической, а интеллектуально-духовной системы ценностей и нравственных ориентиров (интерактивная лекция «Закономерности формирования системы жизненных ценностей старшеклассников и студентов: материалы эмпирических исследований» Л.А. Ясюковой на 16-ом Санкт-Петербургском Саммите психологов, 2022 г.). А за этим следует понимание, что эффективно решать задачу воспитания без развития мышления нельзя. Наконец, Вы создали комплексную технологию диагностической, профилактической и коррекционной работы школьного психолога, которая позволяет ему стать полноценным и незаменимым участником образовательного процесса. Ваши исследования, в инициативном порядке по зову сердца продолжающиеся по сей день, достоверно в цифрах и графиках отражают негативные качественные изменения в развитии школьников, к которым привела проходившая в последние десятилетия реформа образования (интерактивная лекция «Изменения структуры интеллекта подростков с 1990 по 2020 годы» Л.А. Ясюковой на 14-ом Санкт-Петербургском Саммите психологов, 2020 г.).
Масштабы Ваших прикладных исследований беспрецедентны и уникальны в отечественной психологической науке! Ваш профессиональный путь — это демонстрация единства психологической теории и практики, это жизнь-призвание, это неугасающий интерес и стремление к исследованию и познанию, это уважение, благодарность и достойное продолжение дела любимых учителей Льва Семеновича Выготского и Бориса Герасимовича Ананьева.
Спасибо Вам за пример жизни ученого-исследователя, заряжающий оптимизмом и вдохновляющий на большие свершения! Уверена, что результаты Вашего Дела жизни получат максимальное воплощение в развитии отечественного образования в ближайшее время. «Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть! Когда такие люди…»
***
Валентин Евгеньевич Семёнов, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, экс-директор НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ:
Целеустремленный человек и талантливый ученый-практик
С Людмилой Аполлоновной Ясюковой я знаком очень давно. Ещё в семидесятых годах прошлого века мы работали в НИИ комплексных социальных исследований (НИИКСИ) Ленинградского (ныне Санкт-Петербургского) университета. Когда я стал руководителем лаборатории социальной психологии НИИКСИ в 1977 г., Людмила Ясюкова участвовала в исследованиях в научно-производственном объединении «Светлана» в группе А.А. Русалиновой , входящей в лабораторию социальной психологии. Она всегда производила впечатление человека вдумчивого и ответственного, серьёзно относящегося к своей работе и науке. Поэтому у неё обычно было самостоятельное продуманное мнение по изучаемым проблемам. Все её исследования всегда были связаны с практикой, с актуальными жизненными проблемами. Если в 1970-х г.г. в основном мы занимались социально-психологическими проблемами промышленности, трудовых коллективов, которые финансировали эти исследования, то во второй половине 1980-х подобная востребованность стала снижаться. Началась перестройка, политика и борьба за власть стали вытеснять экономику и труд, тем более в девяностые годы с их анархией и приватизацией.
И Людмила Аполлоновна совершенно обоснованно переориентировалась на проблемы образования и школы. Поэтому когда я в конце 1990-х был выбран на научном совете директором НИИКСИ, то без колебаний назначил Ясюкову зав. лабораторией социальной психологии. И она успешно стала проводить исследования в школах, разрабатывать методики диагностики интеллекта и способностей школьников. Однако новый ректор СПбГУ и новый ректорат взяли совершенно необоснованный курс на уничтожение научно-исследовательских институтов в университете. И через несколько лет четырнадцать НИИ (от физического и химического до биологического и географического) перестали существовать (НИИКСИ продержался дольше всех!), а факультеты стали называться институтами. Будущие историки установят, почему это произошло и кто осуществил этот вандализм. Но и в этой ситуации Людмила Аполлоновна Ясюкова продолжила свои исследования и практическую помощь школам, став преподавателем ИМАТОНа и школьным психологом, и создала в конце концов свой «Центр диагностики и развития способностей». Её книги и методики уже двадцать лет используются школьными психологами и педагогами, а также родителями под лозунгом: «Хорошо учиться в школе может каждый!». Причем не только в России, но и в других странах.
От души поздравляю Людмилу Аполлоновну Ясюкову с её достойным Юбилеем и желаю ей здоровья и вдохновения для продолжения своей замечательной и такой нужной людям миссии Школьного психолога с заглавной буквы!
В качестве постскриптума сообщаю Людмиле Аполлоновне о её статье, которую она, по-моему, даже не видела, «Влияние интеллектуальных и личностных особенностей на формирование жизненных ценностей молодежи», напечатанной в последнем выпуске альманаха НИИКСИ «Человек и общество» (Вып. 33. Российское общество: проблемы социального согласия и развития / под ред. В.Е. Семёнова. СПб: Изд-во СПбГУ, 2014). Ректорат долго не разрешал этот выпуск печатать. Потом отправил его на рецензию тогдашнему главному редактору журнала «Социологические исследования» д. филос. н., проф., чл.-корр РАН. Ж.Т. Тощенко. Почему-то люди из ректората думали, что отзыв будет отрицательный, а он оказался сугубо положительным. И ректорат вынужден был разрешить печатать этот наш альманах. А я готов передать Людмиле Аполлоновне этот выпуск с её статьёй.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать