16+
Выходит с 1995 года
6 октября 2024
Оценка эффективности психодиагностической деятельности психолога организации

В современных условиях социально-экономической нестабильности и неопределенности проблема подбора требуемого для организации персонала является острой и актуальной. Ее часто называют в последнее время проблемой управления человеческими ресурсами. Эта деятельность включает в себя поиск профессионального персонала, его адекватную расстановку и адаптацию, а также эффективную деятельность того персонала, который уже есть в организации. Данные тенденции обуславливают необходимость эффективной психодиагностической деятельности психолога организации на этапе отбора и ассессмента / оценки персонала, которая становится важнейшей и до сих пор не разрешенной проблематикой, требующей специального психологического анализа.

Психологу, работающему в организации в сфере управления персоналом, необходимо уметь эффективно диагностировать, интерпретировать, изучить и адекватно составить профессиональное мнение относительно черт характера сотрудника организации или кандидата при приеме на работу.

В работе практического психолога психодиагностика личности выступает как отдельная, вполне самостоятельная сфера деятельности. Ее целью становится постановка психологического диагноза, т.е. оценка наличного психологического состояния человека для использования его достоинств или повышение эффективности труда всей организации, что способствует ее конкурентоспособности. В целом психодиагностическая деятельность психолога организации служит получению информации о качествах, оказывающих существенное влияние на поведение человека в организации, но трудно поддающихся непосредственному наблюдению.

Фраза «каждый человек должен заниматься своим делом» обрела вполне прямой смысл. Организации нужны люди, которые будут выполнять свои обязанности не только по должностной инструкции, но при этом будут соответствовать ей по своим психофизиологическим качествам и возможностям. Именно для этого при приеме на работу все чаще начинают пользоваться услугами психологов с целью качественной психодиагностики и психоанализа кандидатов. Именно профессионально составленная психограмма кандидата в структуре общей профессиограммы принесет наилучший результат в дальнейшей деятельности работника (служащего). Однако психодиагностическая деятельность психолога не ограничивается лишь отбором кандидатов, что составляет содержание лишь первой ступени трудовых обязанностей. Для оптимального функционирования всего персонала организации необходимо проводить постоянную психодиагностику с целью своевременного принятия превентивных мер по предотвращению инцидентов.

В настоящее время более 60% организаций пользуются услугами психологов с целью диагностирования кадров при подборе персонала. В некоторых организациях должность профессионального психолога заложена в штате, другие пользуются услугами компаний для подбора персонала.

Психодиагностика, при эффективном ее использовании, позволяет не только подобрать персонал, с учетом специфики выполняемой деятельности, уровня нагрузки и условий труда и провести расстановку кадров, но и эффективно распределить обязанности между сотрудниками, снизить текучесть кадров и т. д.

В связи с этим востребованность деятельности по психодиагностике персонала в различных организациях растет с каждым годом. Психодиагностика сегодня достаточно сложная область профессиональной деятельности психолога, требующая специальной подготовки, актуальных знаний и высокого уровня практического опыта. Совокупность знаний, умений и навыков, которыми должен обладать психолог-диагност, настолько обширна, а сами знания, умения и навыки настолько сложны, что психодиагностика рассматривается как особая специализация в работе профессионального психолога. Отсюда стала возникать потребность в оценке эффективности психодиагностической деятельности психолога, где важным критерием становится уровень достоверности прогноза на успешность профессиональной деятельности, отсутствие или минимизация дисциплинарных и иных проступков у кандидатов на должность.

Для определения понятия эффективности психодиагностической деятельности психолога нами оно сопоставлено с такими аналогичными терминами, как успешность, результативность, оптимальность, адекватность, объективность, полезность, производительность, продуктивность и пр. Вслед за обоснованием И.Н. Носса [4, с. 109] согласимся, что целесообразней эффективность диагностики определять «отношением затрат, связанных с текучестью кадров или «убытков» организации по вине персонала, к затратам на осуществление психологических мероприятий, включая их теоретико-методологические, технологические и экономические аспекты».

Помимо этого, современный психолог имеет возможность использовать в процедуре психодиагностики большое количество методик. Что порождает проблему выбора диагностических методик для исследования личностных особенностей психологической деятельности, оценку их эффективности и адекватности. Также важно учитывать, что психологи — это самая неформализованная деятельность, где нет четких норм, за исключением кодекса этики.

Именно поэтому для настоящего исследования важно было найти организацию, где психологическая деятельность ведется регулярно, а не время от времени, контролируется и регламентируется, что позволяет не только оценивать ее, но и принимать меры по нейтрализации недостатков. По этой причине выбрана организация, в которой психологическая служба является штатной единицей, где профессиональная деятельность психолога контролируется, существует жесткая система отчетности по данному направлению деятельности, а также имеется структура двойного подчинения (вышестоящий психолог, руководитель подразделения), которая позволяет соединить контроль вышестоящего психолога и непосредственного руководителя всей организации. Такой организацией выступило Главное управление Министерства внутренних дел России по Московской области (далее — ГУ МВД России по Московской области). Психологи органов полиции в ходе проведения психодиагностических мероприятий используют только те методики, которые включены в специальный Перечень методик, рекомендуемых для применения в психологической работе с личным составом психологами подразделений морально-психологического обеспечения, одобренный Координационно-методическим советом по психологическому обеспечению органов, подразделений, учреждений системы МВД России 26 октября 2011 г.

Данный Перечень методик применяется в соответствии с целями исследования по основным направлениям психодиагностических мероприятий: для психологической диагностики кандидатов на службу и на поступление в образовательные учреждения системы МВД России, для психологической диагностики сотрудников при включении в резерв и назначении на руководящую должность, для проведения психологической диагностики сотрудников, направляемых для выполнения служебных задач в условиях чрезвычайных обстоятельств, для проведения психологической диагностики сотрудников, выполнявших задачи в условиях чрезвычайных обстоятельств, для проведения психологической диагностики сотрудников при закреплении табельного оружия на постоянное ношение и хранение, для проведения социометрических исследований внутригрупповых отношений в служебных коллективах, для использования при консультировании сотрудников.

При этом сама психологическая служба в МВД России — это иерархически организованная система органов и сотрудников, профессиональная деятельность которых направлена на психологическое обеспечение деятельности органов полиции. В свою очередь система психологического обеспечения сегодня реально охватывает все этапы прохождения службы, начиная с момента поступления кандидата на службу, вхождения в должность, адаптации к профессии и сопровождения профессиональной деятельности сотрудника в течение всего периода службы в органах внутренних дел, включая его психологическую подготовку перед уходом на заслуженный отдых.

У психологической службы МВД России богатейший опыт работы, ее первые штатные психологи появились в 80-х гг., а в круг решаемых ими задач еще тогда были включены: профессионально-психологический отбор на службу в органы внутренних дел, психофизиологическая диагностика сотрудников, психологическая помощь сотрудникам в кризисных ситуациях, обучение психологическим знаниям и развитие профессионально важных качеств.

С 90-х гг. в МВД России начала формироваться единая система службы, которая и сегодня, несмотря на богатый опыт и высокий профессионализм ее сотрудников, постоянно оптимизируется и адаптируется к реалиям современной жизнедеятельности. Несомненным достоинством МВД России является тот факт, что его психологическая служба помимо четко выстроенной структуры также имеет достаточное нормативное и научно-методическое обеспечение деятельности.

Сегодня система психологического обеспечения реально охватывает все этапы прохождения службы сотрудников, начиная с момента поступления на работу, вхождения в должность, адаптации к профессии и сопровождения профессиональной деятельности сотрудника в течение всего периода службы в ОВД, включая его психологическую подготовку перед уходом на заслуженный отдых [2]. Система психологического обеспечения предусматривает [3; 6; 7]:

а) проведение профессионального психологического обследования лиц, принимаемых на службу в ОВД, сотрудников, перемещаемых на другую должность в системе МВД России;

б) осуществление психологического сопровождения и поддержки сотрудников, проведение мероприятий по их психологической реабилитации и восстановлению профессиональной работоспособности;

в) проведение социально-психологической работы, обеспечение благоприятного социально-психологического климата в коллективах, психологическое консультирование руководителей органов внутренних дел, образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России, а также сотрудников и членов их семей;

г) осуществление профессиональной психологической подготовки сотрудников, оказание сотрудникам, вновь принятым на службу, психологической помощи в адаптации к условиям оперативно-служебной деятельности;

д) психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников, в том числе в экстремальных условиях.

С целью определения эффективности психодиагностической деятельности психолога, настоящее исследование проводилось по заранее разработанному алгоритму.

При плановом психофизиологическом обследовании штатными психологами была произведена диагностика различных категорий сотрудников полиции, общая численность которых составляет 131 человек. Исследование проводилось по методикам, входящим в рекомендуемый перечень: стандартизированный многофакторный метод исследования личности (далее СМИЛ), тест Люшера, Краткий ориентировочный тест (далее КОТ).

После проведения обследования по полученным результатам была проведена статистическая обработка тестовых данных и составлен среднестатистический профиль сотрудника службы.

По предоставленным руководством данным был выделен перечень сотрудников, привлеченных к дисциплинарной ответственности за последние полгода. Данный перечень был использован для того, чтобы можно было определить присвоенную категорию пригодности у менее «успешных» сотрудников.

После чего были составлены среднестатистические профили сотрудников, привлеченных к дисциплинарной ответственности и не имеющих нарушения при выполнении своих должностных обязанностей.

Далее был проведен корреляционный анализ результатов исследования личностных характеристик сотрудников, который позволит выделить факторы сопряженности между присвоенной категорией профессиональной пригодности и психофизиологическими, психологическими и социально-психологическими факторами исследования [1].

Корреляционный анализ проводился с помощью компьютерной программы Statistica (version 8.0.1) [5]. При обработке статистических данных использовался метод корреляции Спирмена. Проведенный анализ позволил выявить 43 корреляционные зависимости между данными у группы сотрудников, не имеющих дисциплинарных взысканий за последнее полугодие, и 42 корреляционные зависимости у группы сотрудников, привлеченных к дисциплинарной ответственности.

Так, в ходе анализа удалось выявить, что присвоенная категория пригодности сотрудникам, привлеченным к дисциплинарной ответственности, положительно коррелировала со шкалой достоверности (r=0,36, при р≤0,05), и шкалой ригидности (r=0,31, при р≤0,05) среднестатистического профиля. При этом, отрицательно коррелировала со стажем службы в ОВД (r=-0,32, при р≤0,05).

Это может свидетельствовать о том, что в данной группе сотрудникам, имеющим меньший стаж службы в ОВД, в большей степени присущи такие черты, как упрямство, характеризующееся выраженной аффективной захваченностью доминирующей идеей, касающейся, как правило, конфликтной межличностной ситуации. К ним относятся переживания, связанные со сверхценным отношением к объекту, вызвавшему конфликтную ситуацию, с чувством ревности или соперничества, с тенденцией к построению жесткой и субъективной логической схемы, не поддающейся коррекции извне, с антисоциальными эксплозивно-агрессивными реакциями, которые индивидом трактуются как защитные, вынужденные действия в ответ на враждебность и недоброжелательность тех, кто вызвал эти реакции. У группы сотрудников, не имеющих дисциплинарных взысканий, категория пригодности не коррелировала ни с одной из шкал.

Кроме анализа среднестатистических профилей, в рамках данной работы нам важно было сравнить количественные показатели по присвоенным категориям пригодности. Учитывая специфику деятельности сотрудников, психологическая служба при присвоении категории пригодности с достаточно большой точностью (67%) определила группу сотрудников с высокой вероятностью допущения нарушения. Следует принимать во внимание тот факт, что деятельность психологической службы носит для руководства МВД России рекомендательный характер. Учитывая этот факт, а также принимая во внимание риски профессии сотрудника, этот показатель имеет большое значение, что, в свою очередь, говорит о достаточно высоком уровне присвоения категории пригодности, основанного на результатах психодиагностики.

Настоящее исследование показало, что для достижения лучших результатов необходимо более оперативно принимать меры по предотвращению всякого рода нарушений. В связи с этим возникает вопрос о своевременном выявлении сотрудников, которые могут допустить нарушение. Для этого необходимо разработать ряд процедур, позволяющих оперативно выявлять психофизиологические отклонения в сотрудниках. На основании вышеизложенного, а также с целью повышения эффективности психодиагностической деятельности психологической службы ГУ МВД России по Московской области предлагается разработать систему мониторинга психофизиологического состояния сотрудников МВД России.

В целом подтвердилась целесообразность определения эффективности диагностики как соотношения результативности деятельности сотрудников (на примере сотрудников МВД России) и затрат на мероприятия, связанных с психологической оценкой кадров, и необходимости постоянной оценки валидности и надежности диагностического инструментария в целях качественного и адекватного его использования психологами организации для соответствующего выстраивания кадровой работы.

Библиографический список

  1. Жидкова, О.А. Развитие способностей к эмоционально-волевой саморегуляции сотрудников полиции на начальном этапе профессионального обучения / О.А. Жидкова // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. Т. 25. № 1 (80). С. 32–36.
  2. Клюев, С.А. Система комплексной психодиагностики в подборе, отборе и оценке персонала как инструмент повышения эффективности организации / С.А. Клюев / В сб.: Современная наука: проблемы и перспективы развития. 2017. С. 130–134.
  3. Мусатова, О.А. Психологическое портретирование / О.А. Мусатова, Е.М. Шпагина. М., 82 с.
  4. Николаева, Ю.В. Психологическое консультирование как одно из направлений деятельности практического психолога ОВД / Ю.В. Николаева / Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения – 2020). СПб., 2020. С. 403–409.
  5. Носс, И.Н. Эффективность психодиагностики персонала как содержательно-организационная проблема / И.Н. Носс / В сб.: Психология и педагогика: актуальные проблемы теории и практики. 2019. С. 108–117.
  6. Рубцова, Н.Е. Статистические методы в психологии: учебное пособие / Н.Е. Рубцова. Тверь Клин, 2002. 112 с.
  7. Сокольская, М.В. Субъектная активность как условие личностного здоровья / М.В. Сокольская // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 62. С. 293–304.
  8. Сокольская, М.В. Психологический портрет стигматизируемого дальневосточника / М.В. Сокольская, С.Е. Туркулец, О.А. Мусатова // Образование личности. 2020. № 3-4. С. 74–80.

Источник: Николаева Ю.В., Мусатова О.А., Ферапонтова М.В., Футин В.Н. Оценка эффективности психодиагностической деятельности психолога организации // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. №2. С. 68–72. DOI: 10.24412/2658-638X-2021-2-68-72

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»