Театр, если он театр, всегда рассказывает
нам об одном: о том, что делается у нас в душе.
Тем только и интересен.
Ю. М. Барбой, театровед, театральный критик
Театр… Что такое театр в жизни человека, ребенка? Театр — это сказка, это праздник, это погружение в незнакомый для тебя мир, это смятение чувств, поток мыслей и осознаваний. И — это приятное последействие, когда вспоминаешь театральную постановку и день спустя, и месяц, а иногда и дольше. Вспомним слова В.Г. Белинского — тонкого критика, искушенного зрителя: «Театр!.. Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Что же такое, спрашиваю вас, этот театр?.. О, это истинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли, освобождаетесь от житейских отношений!»
Но есть особый театр — психологический. Такой театр — это метод психотерапии, использующий систему театральных средств с целью исследования или коррекции субъективной психологической реальности человека, его поведения. Психология и театр всегда были тесно связаны между собой, они дополняли друг друга, взаимодействовали. В процессе обучения актеров используются психологические упражнения: анализ жизненных обстоятельств, характера, эмоциональных состояний героя, вживание в образ, язык чувств и телодвижений и др.
Театрально-игровая деятельность Якоба Морено привела к созданию нового психотерапевтического направления — психодрамы — групповой драматической импровизации, с помощью которой происходит изучение внутреннего мира человека, поиск решения его проблемы. С помощью такой терапии можно посмотреть на себя со стороны, побывать на месте других героев, выйти за привычный взгляд на видение проблемы и справиться с ситуацией.
Семейная групповая логопсихотерапия как средство преодоления логоневроза (заикания) и восстановления нарушенного речевого общения по системе Ю.Б. Некрасовой — Н.Л. Карповой предлагает свой ТЕАТР, он психологический и терапевтический. Чтобы театр состоялся, нужны не только режиссер, актеры, художники, но и зрители. Без зрителей театр не может состояться, без зрителей он истощается и умирает. Пока есть зрители, театр существует. У ТЕАТРА семейной групповой логопсихотерапии тоже есть свои ЗРИТЕЛИ.
В многоэтапной и разнонаправленной системе семейной групповой логопсихотерапии театр присутствует по-разному. Самое яркое воплощение театра в ней — это сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии (ЭСПТ). Согласно Ю.Б. Некрасовой, сеанс — это подготовленное пропедевтическим этапом публичное индивидуально-групповое воздействие, которое несет в себе психотерапевтическое и педагогическое содержание.
Сеанс всегда проводится в большой аудитории, где есть сцена и, конечно, зрительный зал, что сразу роднит сеанс с театром. Главные участники сеанса (актеры) — это дети, подростки и взрослые, страдающие заиканием. Они на сцене, с которой они честно и открыто заявляют о своей проблеме и о готовности с ней справляться.
В зрительном зале — их родители, родственники, друзья, педагоги, все те, кто пришел сюда своей энергией и верой помогать и поддерживать. В театральных условиях — сцена, зал, зрители, режиссер (ведущий сеанса) — еще до начала серьезной и долгой работы над речью заикающимся предлагается самая трудная ситуация общения — публичная. Для них это чрезвычайно сложно — выйти на сцену и в конце сеанса, глядя прямо в зал, заговорить. Сделать это без зрителей невозможно. И каждый стоящий на сцене рассчитывает на чутких и понимающих зрителей.
Каким он должен быть, этот зритель? Не просто слушающим, но слышащим, не просто внимательным, но внимающим, не просто смотрящим, но зорким, и самое главное — со-переживающим, со-участвующим и со-чувствующим.
Только тогда стоящие на сцене участники сеанса смогут доверять зрителям, каждому из тех, кто находится в зале. Тогда мотивационная заряженность зрителей даст им энергию звучащей речи. Авансом для зрителей на сеансе звучат слова логопсихотерапевта, ведущего сеанс: «Сейчас мы призываем всю энергию, все добрые силы этого зала сюда на сцену, на помощь нам!» Этот призыв принимается всеми на сцене и в зале. На протяжении всего сеанса (это 1,5–2 часа) зрители ведут свой внутренний разговор с каждым стоящим на сцене.
Психологический механизм этого диалога — со-пряжение непосредственного участника сеанса и зрителя. Многие из тех, кто прошел испытание сеансом, по его окончании говорили об ощущении единения со зрителями. Символически это выражалось в таких словах, как: «нити», «тугой канат», «связка», «натянутая струна», «волны, сменяющие друг друга». Здесь, на сеансе, вызываются и формируются новые психические состояния — уверенность, эмоциональная вовлеченность, готовность говорить, оптимизм, вера в преодоление заикания.
Но и зрители в зале испытывают мощные чувства — состояние интенсивного эмоционального подъема и состояние аффективной готовности к включению в помощь и поддержку всех участников сеанса здесь и сейчас, и в будущем — в процессе логопсихотерапевтической работы. Об этом впоследствии они напишут в дневниках:
«Сеанс важен не только для детей, но и для всех сидящих в зале. Хотелось помочь, отдать энергию. Я была уверена в хороших результатах» (С.Е., 35 лет, воспитатель группы дошкольников);
«Я знала, что эти дети будут говорить. Мне хотелось сидеть ближе. Я чувствовала, что это начало работы. Шло тепло из души, изломала все пальцы» (К.А., 21 год, студентка педагогического института, будущий логопед);
«Я как бы участвовала в диалоге, было полное доверие, понимание, вера и надежда, что это все правильно» (Г.О.А., мама 12-летней Г.А.).
До сеанса на сцену выходят «старики» — выпускники прошлых лет, приходящие в новые группы помогать. Выступая на сцене, они делятся своим опытом участия в сеансе, последующей работой в группе. Их влияние в роли прошедших сеанс огромно для родителей заикающихся, только начинающих со своим ребенком путь восстановления речи. Родители ждут сеанса, боятся его, и верят в его целительную силу.
«Вначале было чувство страха … Но, когда стали выступать «старики», в душе появилось доверие и успокоенность. «Старики» вселяли надежду и веру: если смогли они, значит, сможет и моя дочь» (К.Е.И., мама 19-летней К.А.).
На сеансе логопсихотерапевт воспроизводит ситуации, обычно фрустрирующие заикающихся, что по методу «опрокидывание памяти в прошлое» вызывает особые чувства у зрителей: возмущение, жалость, грусть, злость на обидчиков. По механизму идентификации они начинают остро ощущать негативные переживания своих «детей» и, будучи их родителями, вспоминают свою «болезнь неведения» (по Ю.Б. Некрасовой) — бесполезные попытки найти врача, психолога, эффективную методику. Слова логопсихотерапевта на сцене опосредуют для зрителей значимую информацию о трудностях и переживаниях ребенка, что актуализирует в них желание помогать и поддерживать.
Таким образом, психические состояния родителей и родственников в роли зрителей эволюционируют аналогично состояниям непосредственных участников сеанса.
Возникает эффект параллельной эмпатии зала — высшая степень веры в выздоровление.
Зрители начинают внутренне поддерживать участников собственным эмоциональным подъемом, ощущая происходящее и себя в происходящем.
Так в зале создается легкая, приподнятая, праздничная атмосфера, энергия зрителей передается тем, кто, преодолевая страх речи, победно «звучит» со сцены. Благодаря присутствию родителей, родственников в зрительном зале растет позитивная мотивация стоящих на сцене. Возросшая уверенность в своих силах и энергия «зрительской заинтересованности» способствуют преодолению напряженности и зажимов. Так замыкается круг, в котором очень скоро начнут совместную трудную, но радостную работу по восстановлению речевого общения сегодняшние «актеры» и «зрители» — «дети» и их «родители».
Максимальной точкой развития отношений «участники на сцене — зрители в зале» на сеансе ЭСПТ является «ввод в речь», когда бывшие заикающиеся начинают говорить вслух со сцены. Успешность данного этапа сеанса обеспечивается резонансом состояний, устремлений всех его участников, включая логопсихотерапевта и зрительный зал, — состояний высокой коммуникативной готовности и интенсивного эмоционального подъема.
Благодаря этой взаимонастроенности происходит достижение «энергетического резонанса», необходимого для «прорыва» «невротического барьера» у заикающихся. И тот, кто, может быть, впервые громко говорит со сцены, откликается на поддержку зала:
«Я волновалась вместе со всеми, это было чувство сочувствия. Я ощущала взаимопонимание с залом, со зрителями» (К.Н., 12 лет);
«Мне так хочется стать «прекрасным лебедем», т.е. полноценным человеком, иметь ровную, чистую речь. Я, как тот утенок, спряталась от всех; я старалась молчать, чтобы не показать своей проблемы с речью. Для меня сейчас эти прекрасные птицы — это Вы, и я «выплыла» к Вам навстречу, надеясь в отражении воды, т.е. в будущем, увидеть себя таким же прекрасным лебедем» (М.А., 21 год).
Особо хочется отметить роль зрителей в группах дошкольной семейной логопсихотерапии. Это — родители самых маленьких — дошкольников от 3 до 7 лет. Это самые неравнодушные, самые заинтересованные и самые благодарные зрители. Их «зрительство» не стороннее, а максимально включенное и вовлеченное. Оно на короткой дистанции, когда в отсутствие реальной сцены дети при «вводе в речь» восходят на небольшой подиум.
Этим зрителям — родителям — трудно сдержать эмоции, трудно сдержать себя, чтобы не кинуться прямо к ребенку, чтобы оберечь, помочь, защитить. Но вся логика сеанса-игры, сеанса-сказки с доброй Феей красивой речи во главе призывает: не стоит спешить, не надо ничего делать за ребенка, пришло время отпустить его и максимально поддержать его самостоятельность. И родители это понимают:
«Сеанс — это удивительно! Ты видишь, как ребенок справляется без тебя, и не веришь. И только потом понимаешь, что так и надо — просто наблюдать, не торопиться делать за него, и все получится!» (Л.Л., мама 6-летней Л.К.);
«Еще раз убедилась, что мой Дима смелый и готов идти вперед! Отлично выступил. Также очень переживала за других — новеньких деток. Было очень волнительно и интересно за ними наблюдать» (Н.М., мама 5-летнего Н.Д.);
«Особенно мне понравилось, что мой ребенок стоял на сцене, и я увидела, что он этого не боится, а даже жаждет! В другом нашем садике ему НИКОГДА не давали слово!» (К.М., мама 6-летнего К.А.);
«Сегодняшний день кажется мне какой-то увлекательной игрой. Но в то же время я понимаю, что дочке моей трудно, поэтому мы (родители) на сеансе очень помогаем своим деткам. Мне показалось, что детям было важно, что мы все вместе» (Т.Н., мама 5-летней Т.У.).
После сеанса начнется этап активной групповой работы, в которой театр не раз придет на помощь. Инсценировки коммуникативных ситуаций, театрализация сказок, представления на еженедельном экзамене — все это будет приводить к высвобождению негативной психической энергии, к эмоциональной разрядке, уменьшению или снятию тревоги, творческой самореализации. В каждой из форм бывшие заикающиеся попеременно будут в ролях актеров, партнеров, зрителей, даже режиссеров. Так психологический театр учит эмоциональному общению, развивает коммуникативные способности, учит со-творчеству и со-трудничеству, поскольку театр — это коллективное искусство. Обсуждение своих чувств, переживаний в различных видах театрального действа будет способствовать лучшему пониманию себя и других, в конечном итоге — лечебному эффекту — личностному преобразованию.
Пройдет время, завершится процесс социальной реабилитации, и одна из мам напишет:
«Методика изменила не только нашего ребёнка. В первую очередь изменилась я сама. Я стала сильной и уверенной в себе. Проблема заикания для нас больше не существует. Его просто НЕТ! А если и появятся запинки, то мы точно знаем, как помочь дочери справиться с ними» (Ш.Е., мама 7-летней Ш.Л.).
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать