16+
Выходит с 1995 года
28 марта 2024
Сексуальные злоупотребления в отношении детей в фокусе системного подхода

Примеры применения «оптики» системного подхода в анализе случаев сексуальных злоупотреблений в отношении детей, иллюстрирующие важность повышения квалификации специалистов, работающих с детьми и подростками, в области психологии сексуальности и функционирования семейных систем, прозвучали на Санкт-Петербургском саммите психологов в лекции Елены Викторовны Иоффе, кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии человека Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, доцента кафедры психотерапии, клинической психологии и сексологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, преподавателя Института практической психологии «Иматон».

По данным Следственного комитета, в настоящее время в РФ существенно увеличилось число преступлений против половой неприкосновенности детей и подростков. Однако по-прежнему масштабы распространения сексуальных злоупотреблений в отношении детей в России не оценить в связи тем, что эта проблема является латентной из-за нежелания перенесших насилие говорить о своих унижениях, из-за стыда, страха быть обвиненными во лжи.

Сегодня тема сексуального насилия в отношении детей и подростков стала звучать не только в кабинетах следователей и психологов, ее начали обсуждать в СМИ. Публичные люди и известные артисты стали делиться своим опытом пережитого сексуального насилия в детстве с целью предостеречь других детей и опекающих их взрослых. Огласка преступлений такого характера разрушает их стержень — тайну. Большинство преступников, растлевающих детей, входят в круг доверия ребенка и действуют, последовательно вовлекая ее/его через игру или шантаж в «тайный процесс». Пресечь преступление, заметив признаки особых, «тайных» взаимоотношений между преступником и жертвой, может внимательный заботливый взрослый (детям сложно хранить секреты).

К сожалению, окружающие ребенка взрослые не всегда способны не проигнорировать, а заметить сигналы в разговоре и/или поведении ребенка, указывающие на то, что с ним происходит что-то плохое. Многие специалисты в области защиты детства чувствуют профессиональную ограниченность, отсутствие необходимых знаний, техник и подходов к работе с ситуацией сексуальных злоупотреблений в отношении ребенка, а также личностные барьеры из-за сильных чувств, связанных с данной проблематикой. Для обнаружения и профилактики преступлений сексуального характера необходима фокусированная подготовка специалистов разного профиля, работающих с детьми и подростками. Повышение квалификации профессионалов должно включать знания из области системной семейной психологии и психологии сексуальности.

Способность мыслить системно и принимать во внимание роль социального окружения ребенка открывает специалисту возможность учитывать циркулярную причинность сексуальных злоупотреблений в отношении детей, а значит, быть эффективнее в оказании помощи ребенку и семье. То, что происходит с ребенком, — результат взаимодействия людей внутри семейной системы, поэтому динамику группы важно учитывать в анализе случаев. Если мы говорим о взаимодействии ребенка и взрослого, который сексуально эксплуатирует его/ее, то важно помнить, что эта диада не существует сама по себе, эти люди включены в процесс взаимодействия с другими, отношения с которыми тоже необходимо учитывать. Классик системной семейной психотерапии Мюррей Боуэн подчеркивал, что при анализе такого случая не должно быть обвинений других членов семьи в том, что происходит. Это должно быть исследование семейной системы.

А.Я. Варга и Т.С. Драбкина в работе «Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс» пишут: «То, что происходит в семье, часто не зависит от намерений и желаний людей, входящих в семейную систему, потому что жизнь в семье регулируется свойствами системы как таковой». Многочисленные исследования показали, что большинство мужчин-преступников, совершивших серьезные преступления, в детстве пережили ситуацию физического и/или сексуального насилия. Пережитое насилие порождает дальнейшую включенность в так называемый цикл насилия в качестве жертвы или насильника. Потребность отреагировать пережитую боль является одной из основных причин распространения насилия в обществе. Это подтверждает основатель Международной ассоциации судебной психотерапии Эстела Уэллдон. В книге «Мать, мадонна, блудница» она отмечает, что пережившие сексуальное насилие в детстве женщины могут «допускать» сексуальное злоупотребление в отношении своих детей.

Сальвадор Минухин отмечал, что дисфункции в семье поддерживаются путем длительного использования родителями ребенка для того, чтобы избегать или не признавать наличия семейных конфликтов. Это может быть триангуляция, когда каждый из родителей заключает союз с ребенком против другого, или измененная подсистема, когда родители обвиняются в своем отношении к симптомам ребенка, или устойчивая коалиция между одним из родителей и ребенком.

Такие специфические взаимодействия между родителем и ребенком, как коалиции, могут эротизироваться и послужить толчком к трансгрессии — выходу за пределы социально приемлемых норм семейных отношений. Многим трудно представить, но женщины, осознавая или не полностью отдавая себе отчет в своих действиях, могут вести себя, нарушая половую неприкосновенность детей. Гораздо чаще эротизация отношений происходит между мужчинами и девочками.

Мы живем в век серийной моногамии, когда люди могут расторгнуть один брак и, сохраняя родительские отношения, создавать семью с другим человеком, где могут быть дети. Сочетание факторов отсутствия барьера «кровного родства» и когнитивных искажений взрослых, связанных со специфической интерпретацией внешности и поведения детей как «соблазняющих» или убеждениями в собственной миссии лучшего для ребенка проводника в сферу сексуальных отношений, увеличивают риск возникновения ситуаций сексуального злоупотребления в отношении детей. Возникшая с ребенком тесная связь может замещать на символическом уровне супружеские отношения или восприниматься как игра «в супружеские отношения». Например, взрослый мужчина, стремясь показать, как необходимо ухаживать за женщиной, может проявлять знаки внимания девочке-подростку. Так как подросткам важно осваивать роли субъекта и объекта сексуального интереса, девочки с легкостью вовлекаются в эту игру, участники которой оказываются на «тонком льду». В фильме «Дневник девочки-подростка» (2015) показано, как развиваются события в ситуации совпадения потребности мужчины, который несколько дистанцирован от своей партнерши, и ее дочери, которой не хватает близости и принятия со стороны матери.

В семьях, где возникает сексуальное злоупотребление, зачастую отсутствует открытая коммуникация, в которой такие темы поднимаются, вопросы задаются напрямую. Напротив, там существуют двойные смыслы в вербальном и невербальном общении, в результате чего границы стираются. В статье из сборника «Инцест или кровосмешение» известный французский этолог, психиатр Борис Цирюльник подчеркивает, что в семье, в которой все роли родителей четко определены жестами, словами и разъяснениями, ребенок и взрослый живут в гармоничном мире. Они имеют четкое представление о всех категориях, испытывают друг к другу ничем не замутненные чувства и соблюдают поведенческий кодекс, в котором нет ни малейшей двойственности. Он говорит: «Эта молодая женщина — моя дочь, и если я обнимаю ее за талию, этот жест, продиктованный привязанностью, существующей между отцом и дочерью, всегда будет оставаться только родительским жестом и ничем иным».

Очень важно, чтобы в семье были расставлены границы и роли, прописаны сценарии взаимодействия, где ребенку дано четкое послание, что можно и нельзя, что допустимо и недопустимо как в отношении него, так и в отношении других людей. Сексуальность формируется в процессе многостороннего научения и координации физиологических, психологических и социальных элементов жизнедеятельности человека. Суть этого процесса в интериоризации субъектом существующих в данном обществе значений «сексуального» и определении в качестве «сексуального» собственного телесного, эмоционального и когнитивного опыта. Эти значения «сексуального» транслирует ребенку его окружение. И со стороны общества важно расставить эти точки над i, в том числе, для взрослых людей, чтобы они понимали, где происходит трансгрессия, где их сексуальность во взаимодействии с ребенком выходит за пределы социальных норм.

В нашей культуре распространена тенденция сексуализации подростков и отсутствует знание о возрастных закономерностях психосексуального развития. Возраст информированного согласия в нашей стране 16 лет, но это не означает, что сексуальные потребности подростков соответствуют потребностям взрослого. Кроме этого, даже 16-летний ребенок не может полностью осознавать все аспекты и прогнозировать последствия сексуального взаимодействия со взрослым человеком. Поэтому важно не допускать обвинения жертвы — виктимблэйминга.

В некоторых случаях ребенок оправдывает растлителя и считает, что сам(а) принимал(а) решение о сексуальном сближении. Яркий пример онлайн-груминга и стремления жертвы оправдать и оградить насильника от наказания продемонстрирован в фильме «Доверие» (2010). Переоценка событий сексуального злоупотребления может произойти в зрелом возрасте и прояснить, как они повлияли на формирование сексуальности личности. Такое развитие событий отражено в автобиографическом фильме американской документалистки Дженнифер Фостер «Рассказ» (2018). В нем девочка-подросток в процессе столкновений с родителями, которые, как она считает, ее не любят и не понимают, решает, что будет сама распоряжаться своей жизнью. И «распоряжается» ей так, что практически добровольно оказывается в постели хитрого тренера-педофила. При этом она объясняет сложившуюся ситуацию тем, что он ее любит и поэтому ему можно доверять. В интервью журналу «Сноб» Д. Фостер сказала, что долго размышляла, зачем ей понадобилось разбираться со своим прошлым, пока не поняла, что была не единственной жертвой, и что в ее тогдашнем окружении были и другие девочки, которые пострадали от этого же тренера. И что в мире сегодня благополучно живут и работают тысячи таких учителей, священников и тренеров, которых можно и нужно остановить.

Этот фильм еще раз указывает на известный в криминалистике факт, что сексуальные злоупотребления в отношении детей чаще всего совершают близкие родственники или друзья семьи. Никто не застрахован от такого вторжения на территорию семьи или школы. Часто это учителя детей, их тренеры по спорту. Эти люди умеют казаться приятными и дружелюбными. В этом самая большая опасность. Заботящимся о ребенке взрослым важно быть чувствительными к ней. Специалистов по защите детства необходимо обучать учитывать систему отношений, возникающих между жертвой и преступником в рамках определенного социального контекста: «слепые» свидетели, трансгенерационное наследование травмы, нарушения в функционировании всей семейной системы, порождающей жестокое обращение с ребенком.

Профилактике сексуальных злоупотреблений в отношении детей могут способствовать следующие меры:

  • комплексное сексуальное образование и отдельные просветительские кампании для детей и подростков, направленные на формирование у них способности защищать свое право на половую неприкосновенность (правило «нижнего белья», тренинги психологических и физических навыков самообороны);
  • научный подход в освещении проблемы увеличения числа преступлений против половой неприкосновенности детей и подростков в СМК с акцентом на обсуждение существующих в культуре норм сексуального поведения и стереотипов, мифов, индивидуальных когнитивных искажений и способов предотвращения насилия над детьми;
  • государственная поддержка отдельных программ психологической помощи взрослым женщинам и мужчинам, пережившим сексуальное насилие в детском или подростковом возрасте.
     
В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Специфика воспитания ребенка в многопоколенной семье
    15.01.2021
    Специфика воспитания ребенка в многопоколенной семье
    К основным трудностям многопоколенных семей можно отнести: нарушение иерархии (например, бабушки и дедушки занимают роль родителей), смешение ролей, размытость границ, недостаток личного пространства, отсутствие единой воспитательной позиции…
  • Сексуальное насилие в отношении детей в семье
    20.10.2020
    Сексуальное насилие в отношении детей в семье
    На мастер-классе «Сексуальное насилие в отношении детей в семье (инцесты)» Ирина Алексеева, Анна Раскина и Андрей Зыков рассказали, почему происходит насилие в семье, как такие отношения остаются в тайне годами и как матери могут его не замечать…
  • Сексуальные отношения до брака, в браке и вне брака: факторы создания и потери близости
    05.03.2024
    Сексуальные отношения до брака, в браке и вне брака: факторы создания и потери близости
    «В результате “пробелов” в воспитании и образовании многие, сталкиваясь с неудачей в развитии парных отношений, предпочитают расстаться и делать “работу над ошибками” в следующих отношениях или экспериментировать с разными форматами диссоциации близости...»
  • Семейные драмы современников — из поколения в поколение
    08.07.2021
    Семейные драмы современников — из поколения в поколение
    «Симптом, по поводу которого пришла семья, уходит или ослабевает, когда люди начинают называть вещи своими именами, а не жить в мифе, что "мы идеальная дружная семья героев, которые всё победили, и у нас всё только прекрасно"», — рассказала Екатерина Уголева...
  • Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    11.06.2021
    Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    Четыре дня Санкт-Петербургского саммита психологов были наполнены мастер-классами и лекциями, дискуссиями и беседами специалистов. 96 мастерских состоялись в пяти аудиторных, двух онлайн и одной смешанной (офлайн и онлайн) параллелях…
  • Сексуальное насилие в детстве: практика психологической помощи ребенку
    18.03.2021
    Сексуальное насилие в детстве: практика психологической помощи ребенку
    По каким признакам можно понять, что ребенок подвергается насилию? Какие мифы о сексуальном насилии над детьми существуют? Как предотвратить насилие и помочь ребенку? На эти и другие вопросы ответила Ирина Борисовна Терентьева…
  • Контакт-соприсутствие. Изучение глубинных форм общения
    15.03.2021
    Контакт-соприсутствие. Изучение глубинных форм общения
    Контакт-соприсутствие — это переживание присутствия другого человека или существа в общем пространстве и времени, в ситуации «здесь и сейчас». Способность находиться вместе с другими обеспечивает «вписанность» человека в сообщество…
  • Трансгенерационные процессы в ядерной семье
    08.01.2021
    Трансгенерационные процессы в ядерной семье
    В процессе сеанса с трехпоколенной семьей становится очевидно, что то, как пара проживает очередной семейный кризис, обусловлено не столько их личными особенностями, сколько тем опытом, который каждый из них впитал в собственной семье…
  • Семейная системная терапия расширенной семьи
    23.09.2020
    Семейная системная терапия расширенной семьи
    Как применять системный подход в семейной терапии? Как мотивировать прийти на консультацию три поколения? Почему проблема одного человека – это отражение проблем в отношениях всех родственников? Объясняет Екатерина Уголева...
  • Что сделать, чтобы помочь: психологи о домашнем насилии
    25.08.2020
    Что сделать, чтобы помочь: психологи о домашнем насилии
    «Первое, что нужно сказать жертве насилия: “Ты не виновата. Если тебе нужна помощь, я здесь для тебя”», – рассказывает психотерапевт Амина Назаралиева в фильме о домашнем насилии «А что я сделала, чтобы помочь?»…
  • Агрессия, гнев, насилие, сила и конфликт. Как, с чем и зачем работает консультант?
    20.07.2020
    Агрессия, гнев, насилие, сила и конфликт. Как, с чем и зачем работает консультант?
    Станислав Хоцкий, психолог-консультант Центра кризисного консультирования «Альтернатива» Автономной некоммерческой организации «Мужчины 21 века», объясняет, почему консультанту важно понимать разницу между понятиями и как их обсуждение поможет клиенту…
  • Хорошая мама. Почему не нужно идеализировать материнство?
    09.04.2020
    Хорошая мама. Почему не нужно идеализировать материнство?
    «Я часто сталкиваюсь с тем, что ко мне приходит мама и говорит: «Как же так? Я плохая мама, потому что у хорошей мамы дети никогда не болеют, никогда не плачут, мама их никогда не расстраивает», — рассказывает Мария Блох...
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»