18+
Выходит с 1995 года
19 декабря 2024
Креативный бизнес — базовый тренд и острейший вызов современности

Творческий подход (творческая парадигма) исходит из представлений об организации как культурном феномене и об управлении как сотрудничестве — в противовес устаревшей и считающейся дурным тоном концепции управления как подчинения. Если в рамках экономического и функционального подходов уделяется особое внимание структурной стороне организации, то творческий подход — доминирование и развитие неформальных, внефункциональных основ корпоративной культуры и взаимоотношений в коллективе (взаимопонимание и дружелюбие, доверие и взаимная поддержка), создание, реорганизация и управление с помощью корпоративных норм, стандартов, символов и традиций.

Представление об организации как культурном феномене позволяет выявить соответствующий общечеловеческим ценностям смысл (миссию) производственной деятельности коллектива и понять, что и каким образом символизирует этот смысл, способствует его реализации.

В наше время культурный контекст играет существенную роль в управлении персоналом. Например, в Европе и Японии организация рассматривается не как рабочее место, объединяющее отдельных работников, а как коллектив. Для такой организации характерны дух сотрудничества, взаимная поддержка; организация становится продолжением и аналогом семьи; между начальниками и подчиненными устанавливаются патерналистские отношения.

Работа и развитие предприятия как культурного феномена, с одной стороны, даёт возможность раскрытия и реализации смысла как компании в целом, так и её руководителей и сотрудников, а с другой — предопределяет необходимость этого смысла как основы корпоративной культуры.

Казалось бы, правила и структуры, стандартизованные последовательности действий, установленные для решений производственных задач, — не оставляют места какому бы то ни было смыслу, индивидуальному или корпоративному. Однако, в самые главные моменты деятельности предприятия — в моменты принятия решений — этот смысл, если он есть, играет главную, исключительную роль. Именно он подсказывает, какому из правил нужно последовать в данной ситуации или, может быть, изобрести новое, которому в дальнейшем будут следовать коллеги и руководители изобретателя.

Зачастую наше понимание той или иной компании, восприятие её деятельности и продуктов бывает продиктовано этим смыслом. Им пропитаны важнейшие аспекты корпоративной реальности. Так, например, по виду пустого зала заседаний (строгие ряды стульев, параллельно лежащие папки и т.п. или комфортный «беспорядок») можно многое сказать о корпоративной культуре. Еженедельные совещания, производственные «пятиминутки», которые можно счесть пустой тратой времени, могут быть ритуалом воодушевления и сплочения коллектива, укрепления корпоративного духа. Смысл компании в некоторой мере выражен в слогане и фирменном стиле, но, по большому счёту, чётко и однозначно его сформулировать невозможно и, скорее всего, не нужно. Тем не менее, лояльность персонала, приверженность работников корпоративным ценностям и, как следствие, сила и конкурентоспособность предприятия определяется тем, насколько укоренен этот смысл, насколько его придерживаются сотрудники и руководители.

Таким образом, функциональная структура предприятия — инструмент воплощения корпоративного смысла. Разумеется, осуществить ту или иную цель производства можно, лишь мастерски, искусно владея этим инструментом, непрестанно совершенствуя его. Тем не менее, творческая парадигма уделяет первостепенное внимание не столько «телу» («корпорация» — производное латинского слова corpore — тело) организационных структур и должностных инструкций, сколько живущей в этом теле душе предприятия — человеческой стороне производства.

Именно она, эта живая душа, осуществляет главную — творческую — функцию компании. Следует особо подчеркнуть: не существует критериев определения доли творчества в том или ином производственном процессе, кроме, разве что, нашей эмоциональной оценки этого процесса и его продукта. Тем не менее, в современных условиях творческая составляющая деятельности специалистов и коллективов — самый существенный, если не единственный, фактор, обуславливающий и усиливающий интерес к этой деятельности ее участников, повышающий востребованность и стоимость реализуемых товаров, услуг или идей. Творческий подход к делу превращает любую деятельность в искусство, а её результат — в уникальный продукт беспрецедентного качества, не имеющий конкурентных аналогов.

Корпоративная культура, построенная на творческой основе, с одной стороны, открывает работникам и руководителям возможности самореализации, развития, личностного роста. С другой стороны, подобное предприятие рассматривается сотрудниками не как средство получения каких бы то ни было благ — прежде всего, материальных, — а как место благодарной самоотдачи, место самореализации, приложения своего вдохновения, жизненной энергии.

В рамках функционального подхода деятельность менеджера сводилась к организации структур и разработке должностных инструкций, координирующих действия сотрудников.

Творческая парадигма открывает менеджеру (менеджер — производное слова manage, которое означает не только управлять, но и уметь) возможность быть носителем смысла деятельности фирмы, наставником, мудрым искушенным лидером, владеющим искусством многоуровневой мотивации, вдохновляющим коллег на совместные творческие решения.

На предприятиях, работающих по принципам творческого подхода, важнейшим фактором создания и развития корпоративной культуры, атмосферы совместного творчества, дружелюбия и поддержки является личность руководителя компании, лидера коллектива. Лидер (в буквальном переводе — «ведущий») не только глубоко понимает и соблюдает законы коллективного творческого процесса, но является носителем смысла деятельности фирмы, воплощает корпоративные принципы. Коллектив, возглавляемый сильной, мудрой и справедливой личностью, крепче всего объединяют доверие к личности лидера, порождаемое им чувство надёжности, уверенности в себе и своём будущем, связанные с ним чаянья и идеалы.

Корпоративная культура — целостное понимание целей и ценностей, присущих организации, специфических принципов поведения и способов реагирования — один из руководящих факторов работы и развития предприятия. При этом в творческой парадигме корпоративная культура рассматривается в контексте общечеловеческих ценностей, законов, традиций и повседневных ритуалов, эталонов устойчивого развития цивилизации, отражённых в системе знаний и идеологии внешних по отношению к организации социальных общностей.

Внедрение креативного (гуманистического) подхода — сложный и трудоёмкий процесс, требующий немалых усилий как руководителей, так и сотрудников компании. Однако, по сравнению с бизнес-структурами, действующими в стратегии максимальной прибыли и управления как подчинения, предприятия творческой парадигмы обладают рядом беспрецедентных конкурентных преимуществ.

Стратегия обоюдного выигрыша — наилучший способ укрепить и расширить клиентскую базу, увеличить эффективность продаж. Гуманистическая парадигма — это новая кадровая политика, реализующая принципиально иные, намного более эффективные принципы мотивации персонала. Деятельность, удовлетворяющая одну из главных потребностей индивидуума — потребность в творческой самореализации, — занимает высшее место в иерархии целей и ценностей, становится главным делом жизни. Это обуславливает заинтересованное, ответственное отношение к профессии и работе, существенно повышает качество, востребованность и, как следствие — стоимость производимого продукта. Позитивная атмосфера дружелюбия и взаимной поддержки, гармоничное развитие и творческая самоотдача сотрудников открывают перспективу креативным, инновационным решениям. Результаты этих решений — товары и услуги креативной корпорации — не имеют аналогов, не боятся конкуренции, обеспечивают устойчивую прибыльность и расширение производства.

Творческая профессиональная работа — единственный способ удовлетворить высшую потребность в полной и адекватной самореализации, которая, по большому счету, отличает Homo Sapiens от других представителей фауны.

Успешное удовлетворение этой потребности — необходимое условие психологического здоровья и общественной значимости человека.

Основоположник гуманистической психологии Абрахам Маслоу не признавал «творческих» и «нетворческих» профессий или социальных положений, настаивая на том, что «творческим» или «нетворческим» может быть только подход к труду, жизни, общению. Работа Маслоу и его последователей совершила революцию в бизнесе, которую можно сравнить с заменой феодального рабовладения капиталистической формацией. С 70-х годов ХХ века и по настоящее время деятельность передовых корпораций развитых стран основана на гуманистическом подходе (творческой парадигме) организации производства: приоритете общечеловеческих ценностей, стратегии обоюдного выигрыша (win-win strategy), взаимном доверии, сотрудничестве и личностном росте работников, создании благоприятного психологического климата, развитии креативной корпоративной культуры.

Мы с вами — на пороге подобной революции. Критериями востребованности все больше и больше становятся креативность и вдохновенность. Ключевые слова новостных лент — развитие, инновации, перспективы, разработки новых технологий.

Для успешного участия в этом движении истории необходимо обладать рядом личностных компетенций и качеств, таких как: целостность, креативность, аутентичность, осознанность, позитивность, прозорливость, коммуникативность, харизматичность, гибкость мышления.

В прилагаемой таблице систематизированы главные аспекты креативной профессиональной деятельности и приведены — с одной стороны — связанные с этими аспектами конкурентные преимущества, а с другой — вызовы, которые предстоит преодолеть, и проблемы, которые необходимо решить для получения этих преимуществ. Преобразование этих проблем в задачи, а их решений — в новые ресурсы — самая эффективная стратегия и единственно возможный сценарий развития руководства и предприятия творческой парадигмы.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Александр Хватов: «Люди являются центром бизнеса»
    09.03.2020
    Александр Хватов: «Люди являются центром бизнеса»
    Есть инструменты, при помощи которых компания «на входе» может оценить свойства кандидатов, выбирать тех, кто наиболее подходит под корпоративную культуру и задачи. Тогда удобно строить адаптацию сотрудника, систему обучения, систему мотивации...
  • Роль психолога в создании счастливой организации: лекция Тахира Базарова
    25.02.2020
    Роль психолога в создании счастливой организации: лекция Тахира Базарова
    Что делает организацию счастливой? Может ли счастье быть главной целью компании? Чем в этом поможет бизнес-психология? Этими вопросами задаются руководители и подчинённые, а ответы на них постарался найти профессор Тахир Юсупович Базаров…
  • Профессиональная подготовка полиграфологов
    09.01.2020
    Профессиональная подготовка полиграфологов
    «В рамках курса обучения мы даём студентам возможность изучить классическую методику полиграфического тестирования и авторскую методику тестирования, которая базируется на психосемантике. Они научатся составлять психологический портрет человека…»
  • Нематериальная мотивация персонала. Вредные советы
    19.03.2019
    Нематериальная мотивация персонала. Вредные советы
    Защита дипломных работ 10-го юбилейного выпуска программы дополнительного профессионального образования Методическая подготовка бизнес–тренеров состоялась в феврале 2019 года. Лучшие дипломные работы отметила руководитель программы Елена Николаевна Морозова - заведующая кафедрой конструирования и проведения бизнес-тренингов Института практической психологии «Иматон», бизнес-тренер, фасилитатор, сертифицированный коуч ICC (International Coaching Community, UK), ретиминг-коуч (Institute of Reteaming, FIN), специалист в области психологии развития взрослых (Leadership Maturity Framework & MAP), член Межрегиональной общественной организации тренеров и консультантов. Благодарим Наталью Гуревич, которая поделилась тренинговым упражнением, которое можно использовать для работы с персоналом...
  • Кто и как проводит внедрение передовых подходов к управлению
    05.02.2018
    Кто и как проводит внедрение передовых подходов к управлению
    Мой опыт перестройки организаций, внедрения CRM или постановки маркетинга интересен выявлением того, какие перемены они вызывают в компании; как проводить изменения, связанные с подобными инициативами так, чтобы проект стал успешным. На сегодня я с полной уверенностью могу заявить, что большинство неудач в проектах локальной тематики (автоматизация, организационное развитие, Качество, CRM и т.п.) связано с тотальным пренебрежением к управлению изменениями и катастрофическим отставанием известности этой отрасли менеджмента от других...
  • Психологическая грамотность руководителя:  уровни, особенности, динамика развития
    16.02.2015
    Психологическая грамотность руководителя: уровни, особенности, динамика развития
    Как показывает консультативный и тренерский опыт работы с руководителями различных уровней, обращение многих из них к психологическим знаниям, носит в настоящее время, к сожалению, фрагментарный и во многом вынужденный характер. Наиболее ярко это проявляется в вопросах обучения персонала и проведении в корпоративном формате ставших весьма популярными в последнее время тренингов...
  • Открытая встреча «Управление организацией: процессный подход»
    19.01.2015
    Открытая встреча «Управление организацией: процессный подход»
    22 января в Санкт-Петербурге состоится открытая встреча «Управление организацией: процессный подход». Онлайн трансляция, присоединиться, могут все желающие
  • Подборка статей Тахира Юсуповича Базарова
    16.01.2015
    Подборка статей Тахира Юсуповича Базарова
    Статьи Тахира Юсуповича Базарова - доктора психологических наук, профессора МГУ, вице-президента Российского психологического общества, номинанта Национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2014 года, посвящённые психологии бизнеса и модели компетенций
  • Управление персоналом. Профессиональная подготовка HR-специалистов
    13.10.2014
    Управление персоналом. Профессиональная подготовка HR-специалистов
    15 октября - день открытых дверей программы дополнительного профессионального образования «Управление персоналом. Профессиональная подготовка HR-специалистов». Вход свободный, присоединяйтесь к онлайн-трансляции в Интернете
  • Книги для HR-специалистов
    13.10.2014
    Книги для HR-специалистов
    На современном этапе деятельность HR- специалистов основана на компетентностном подходе. В книге Дубиненковой Е.Н. «Техники подбора персонала: Искусство находить лучших» раскрывается суть компетентностного подхода. Практическая значимость книги в том, что в ней представлены техники подбора персонала, автор делает акцент на методологию подбора и стратегию управления. Самым ценным является информация о развитии компетенций HR-специалиста. Книга будет особенно полезна тем, кто занимается обучением рекрутёров и тем, кто выстраивает систему подбора персонала в своей организации...
  • «Штурм цели» и другие игры для бизнеса
    23.07.2014
    «Штурм цели» и другие игры для бизнеса
    Преподаватель Института практической психологии «Иматон», директор тренингового центра, спикер фестиваля по игровым подходам для бизнеса «Work, Play & Create – Большая Игра», лауреат состоявшегося на фестивале конкурса в номинации «Самый практичный продукт» Любовь Беляева рассказывает о том, как применять игры в бизнес-консультировании
  • Е.С. Креславский: «Каждый день расстраиваюсь — у нас нет волшебной палочки»
    06.10.2024
    Е.С. Креславский: «Каждый день расстраиваюсь — у нас нет волшебной палочки»
    «…люди должны научиться быть участниками изменений и, самое главное, брать на себя ответственность и инициировать перемены».
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»