Ускорение темпа жизни – ключевое свойство нашего времени. Сегодня ценится умение все успевать, быть эффективными, добиваться результатов, не тратить время впустую. Но что делать, когда образуется пауза, и нам вдруг становится некуда бежать? О том, как с пользой провести время в физической изоляции в связи с карантинными мерами, об одиночестве и его скрытых ресурсах побеседовали кандидат психологических наук Ирина Козина и доктор психологических наук, профессор МГУ им М.В. Ломоносова и НИУ ВШЭ Дмитрий Алексеевич Леонтьев.
Дмитрий Алексеевич Леонтьев – психолог, доктор психологических наук. Заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ, профессор НИУ ВШЭ и факультета психологии МГУ им. Ломоносова. Директор Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества в Москве. Интервью состоялось благодаря конференции «Психология: вызовы современности».
— Дмитрий Алексеевич, Вы уже много лет исследуете тему одиночества. Сегодня, когда весь мир находится в непростой и тревожной ситуации пандемии, тема одиночества звучит особенно остро. В условиях карантина люди внезапно столкнулись с физической изоляцией и стремительно торопятся заполнить эту паузу чем-то полезным – вебинарами, сериалами, книгами и прочим…
— Да, но что это значит – заполнить паузу? Пауза – это то, что как раз НЕ предназначено для заполнения. Вот пустота – да, пустоту надо заполнить. А пауза дается нам не просто так. Ролло Мэй, лидер американской ветви экзистенциальной психологии, говорил, что пауза – это то место, в котором живет и коренится человеческая свобода. И первый шаг к свободе – это сделать паузу между стимулом и реакцией. Очень важно не спешить сразу реагировать на что-то, нужно иногда уметь останавливаться. А на это у нас обычно нет времени. Механизм манипуляции нашими действиями, который как раз основан вот на этой формуле «щелк – зажужжало» (когда одно автоматически влечет за собой другое) – разрывается паузой. Как только я делаю паузу, я могу уже сам контролировать ситуацию и решать, что я буду делать. Пауза – очень ценное время, а пустота – это просто пустота.
— Так же и одиночество, которое рассматривалось долгое время исключительно как негативный жизненный аспект?
— Да, людей, ценивших одиночество, было во все времена, к сожалению, мало. Карл Юнг говорил, что цена за личностное развитие – это неминуемое одиночество. Это дорогая, но соразмерная цена. Личностное развитие – это то, что дано не каждому; это то, за что можно дорого заплатить. И при этом, надо отметить, Юнг все же воспринимал одиночество как состояние негативное – не по результату, а по процессу его переживания.
— В связи с чем для Вас оказалось важным исследовать тему одиночества в ее позитивном для человека аспекте?
— Мы всегда пытаемся понять что-то про себя, понять, как мы выстраиваем отношения с миром. Я всегда считал, что в одиночестве нет ничего плохого. В свое время мне стали попадаться под руки какие-то исследования, которые резонировали с этим моим убеждением. В частности, мне оказались близки взгляды Кларка Мустакаса, который 50 лет назад выпустил несколько довольно революционных книг про экзистенциальное одиночество.
— Почему революционных?
— Они про людей, которые сами управляют своей жизнью. Которые живут не по умолчанию. Которые умеют делать паузу. Методика диагностики разных аспектов отношения к одиночеству, которую мы сделали с моим коллегой Евгением Осиным (она, кстати, сейчас адаптируется в Соединенных Штатах), показывает, что люди, которые боятся одиночества, бегут от него, в общем-то, просто не умеют его «готовить». Само по себе одиночество, как и множество явлений в этом мире, становится хорошим или плохим в зависимости от нашего отношения к нему и от нашего умения извлекать из него ресурс.
— То есть одиночество стоит воспринимать как некий ресурс?
— К одиночеству можно относиться как к ресурсу, как к очень комфортному состоянию, а можно относиться как к невыносимой муке. И во многом ваше отношение к одиночеству зависит от того, как вы себя чувствуете наедине с собой. Вы сами для себя интересный собеседник? Что вы чувствуете, когда вы смотрите на себя в зеркало? Вам хочется пообщаться с самим собой?
Люди, которым неуютно, неинтересно, или даже страшно наедине с самим собой, – они избегают состояния одиночества и торопятся заполнить эту пустоту. А другие люди наедине с самими собой испытывают вполне позитивные чувства, им любопытно. Не случайно позитивное отношение к одиночеству – в основном у людей мыслящих. Потому что мышление – это во многом процесс внутреннего диалога, процесс общения с самим собой. Это перекличка разных голосов внутри сознания, которые обогащают наше мышление, обогащают нашу внутреннюю работу. Последние лет 20 активно развивается так называемая концепция «диалогического Я». Она коренится в идеях Михаила Бахтина о многоголосьи сознания. Наше сознание может быть полифонично, и это много разных голосов, которые гармонично сливаются в один поток, в сложную симфонию сознания. Они обогащают наше мышление, нашу внутреннюю работу, помогают нам придти к чему-то очень важному.
— Расскажите чуть подробнее про Ваши исследования одиночества. Удалось ли выявить какие-то факторы, которые влияют на бОльшую или меньшую склонность человека к позитивному, продуктивному одиночеству? Пол, возраст, уровень образования, интроверсия/экстраверсия?
— Исследования начались не так давно, и от чего это зависит – пока ответить трудно. Показатели позитивного одиночества часто бывают высоки в подростковом возрасте. И это логично, ведь именно в этот период формируется самосознание, остро становится проблема общения с другими людьми, и возрастает важность внутреннего диалога. Интроверсия также, конечно, влияет на отношение к одиночеству, но далеко не определяющим образом, как и прочие названные вами факторы. Однако, должен признаться, меня больше интересует не то, что стакан наполовину пуст или наполовину полон, а то, что этот стакан можно наполнить. Для меня ключевым является вопрос, каким образом можно способствовать продуктивному использованию человеком своего состояния одиночества. Как можно сделать его готовым и настроенным на то, чтобы извлекать из этого полезные для собственного развития ресурсы. И, в том числе, в связи с актуальной для нас сегодня ситуацией карантина (которая явно еще продлится какое-то время) мы сейчас думаем об исследовании, которое поможет нам этот вопрос прояснить.
— И все же, одиночество – что это? Это физическая изоляция? Или это скорее субъективное ощущение одиночества?
— Замечательную метафору на эту тему дал писатель, Нобелевский лауреат Жозе Сарамаго. По его словам, одиночество – это не расстояние от дерева до дерева, это расстояние от коры дерева до его сердцевины. Это не расстояние во внешнем пространстве между людьми, а расстояние между собственной поверхностью и глубиной. И именно от этого зависит то, как человек воспринимает свое одиночество. Конечно, в век развития технических средств связи и, в частности, соцсетей, одиночество – это скорее субъективное переживание. Однако влияние тех же самых социальных сетей очень неоднозначно. Они могут делать человека как менее, так и более одиноким. Все зависит от того смысла, которые имеют для человека те или иные формы связи. Сами по себе эти технические средства ничего не определяют однозначно: соцсети, мессенджеры, и прочие способы связи с внешним миром могут как обогащать человека, так и способствовать бегству от себя. Мы часто пытаемся количеством контактов заменить их качество.
— В одной из своих статей вы называете одиночество способом переработки пережитого опыта. А может ли продуктивное одиночество быть полезным как способ преадаптации, подготовки к будущему?
— Думаю да. Хотя одиночество – это не столько сам по себе способ переработки опыта. Одиночество – это то, без чего переработать опыт в принципе невозможно. В событиях, в которые мы включены, в которых мы получаем какой-то важный материал, переживания, впечатления, смыслы. Но чтобы интегрировать их в личность, продуктивно использовать их в целях собственного развития – для этого необходимо остановиться. Если мы не даем себе возможность делать паузу, то все, что с нами происходит, остается непереваренным, не интегрированным. Возникает то, что можно назвать «несварением опыта». Виктор Шкловский, литературовед, говорил замечательную фразу, что человек жив не тем, что он ест, а тем, что он переваривает. Вот мы часто успеваем многое «съесть», но не успеваем переварить. И это не приносит нам никакой пользы. Чтобы это принесло пользу, нам надо какое-то время побыть наедине с собой. И тогда мы меняемся качественно. И здесь трудно разделять переработку опыта прошлого и преадаптацию к будущему. В контексте нашей с вами темы беседы, это примерно одно и то же. Преадаптация к будущему ведь не носит целенаправленный, как правило, характер – мы не знаем, к чему мы должны готовиться, мы должны быть готовыми ко всему.
— Вы могли бы дать какие-то рекомендации тем людям, которые, предположим, сегодня оказались в физической изоляции, столкнулись с этим чувством субъективного переживания одиночества, и им некомфортно в связи с этим?
— Главная общая рекомендация – увидеть смысл в одиночестве. Смысл, позитивный и продуктивный для себя и своего развития. У нас сейчас появилась редкая возможность замедлиться и пообщаться с самим собой. Если речь о каких-то частных рекомендациях, то есть такая незаслуженно забытая вещь, как дневники.
Ведение дневника очень способствует развитию рефлексии. Рефлексия – полезная и ценная человеческая способность, которую называли с давних времени «направленность души на саму себя». Дневники у нас давно вышли из моды, у подавляющего количества людей просто нет на это времени, все находятся в постоянной суете. А вот, скажем, в той ситуации, в которую мы сейчас попадаем, у нас оказывается время, которое нам некуда девать, – вот его важно вкладывать в собственное развитие. И здесь такие медленные формы развития, как ведение дневников, могут оказаться полезными. Или попробуйте, например, написать самому себе письмо из будущего. Представьте, что вы сейчас стали на 10 лет старше и пишете самому себе в прошлое – тому, кто вы есть сейчас. Может быть, вы хотите сообщить что-то важное, от чего-то предостеречь, что-то посоветовать... С помощью этих нехитрых приемов вы можете помочь себе находить смысл в одиноком времяпрепровождении и одновременно способствовать личностному и интеллектуальному развитию. Любое состояние всегда помогает чему-то одному и мешает чему-то другому. К примеру, изоляция затрудняет какие-то одни наши цели и задачи, но одновременно открывает другие ресурсы. Таким образом, даже вынужденная ситуация карантина может оказаться для вас благоприятна. Надо просто найти в ней этот смысл.
— И в завершение у меня к вам вопрос, если позволите, личного характера. Философ М.К. Мамардашвили в одном из своих интервью отметил: «Я – хронический специалист по одиночеству уже с ранней юности». А каковы Ваши отношения с одиночеством?
— Как я уже сказал, для меня в одиночестве никогда не было ничего плохого и пугающего. Альфред Адлер в свое время показал, что количество детей в семье и, в частности, порядок рождения среди братьев и сестер, влияют на характер нашего взаимодействия с собой и с миром. Так, например, единственные дети, с одной стороны, ни с кем не конкурируют за семейные ресурсы (любовь и внимание), а с другой, – у них нет таких навыков социального взаимодействия, которые есть у тех, кто вырос в многодетных семьях. Вероятно, это тоже как-то связано с общим отношением к одиночеству... Я единственный ребенок в семье, и для меня одиночество всегда было реальностью моей жизни. Важно помнить, что в одиночестве, даже в вынужденном, как у многих сейчас, нет ничего плохого или хорошего. Все зависит от умения и готовности увидеть в нем позитивный смысл и использовать эту паузу для общения с собой.
Источник: http://psypublic.com
Фото предоставлено организаторами конференции «Психология: вызовы современности».
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать