Тревожная статистика количества самоубийств среди детей и подростков в России свидетельствует, что в год расстаются с жизнью около 2 тысяч 500 несовершеннолетних; Россия на первом месте в мире по количеству суицидов среди подростков; по последним данным (2013 год) среди подростков 15-19 лет отмечается 6, 3 случаев суицида на 100 тыс. человек.
Нельзя утверждать, что в плане профилактики в последние годы в России ничего не предпринимается. Так, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351, предусмотрено сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы с гражданами из групп риска, включая: развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи, профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В связи с этим остро стоит вопрос, как об изучении факторов суицидального поведения в подростковой и молодежной среде, так и разработке конкретных методик и технологий выявления и оказания помощи семьям и детям, которые входят в группу риска.
В нашей стране в организации превентивной деятельности задействованы в основном профессионалы, что, несомненно, повышает качество оказываемой помощи. В то же время недостаток финансовых ресурсов не позволяет сделать данную помощь доступной и всеобъемлющей. Выход из сложившейся ситуации может быть найден в привлечении непрофессионалов к деятельности по профилактике суицидального риска, например, в развитии волонтерского движения в социальной сфере, которое находится в начальной стадии своего становления. Вместе с тем сегодня волонтерское движение является неотъемлемой частью культур и религий различных стран, а предметом особой гордости общественности любого города или района на Западе является возможность сказать, что у них имеется множество добровольцев, круглосуточно и бесплатно оказывающих помощь другим людям, в том числе и с повышенным суицидальным риском.
В рамках разработанной нашим коллективом типовой модели профилактики суицидального поведения обучающихся выделяются три уровня психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:
1. «Я сам» — программа самопомощи подростка (уровень личности).
2. «Равный – равному» — модификация программы современного молодежного краудсорсинга (уровень сверстников).
3. «Видеть, слышать, понимать» — программа по формированию навыков раннего распознавания суицидального поведения несовершеннолетних (уровень педколлектива).
Пример реализации принципов и технологии программы «Равный –равному»: осуществление проекта подготовки волонтеров «Спасти от пропасти», который был задуман и осуществлен организацией МОО содействия воспитанию «Содружество организаторов воспитательного процесса» при поддержке Союза охраны психического здоровья на базе Ульяновского Областного Дворца детского творчества. Несомненно, эффективность данной программы определялась тем фактом, что волонтер - это тот же подросток, который говорит на понятном своим сверстникам языке, и, соответственно, они больше ему доверяют.
Подпрограммой, в рамках которой был осуществлен проект, выступала программа «Взрослые с молодыми», в которой взрослые планируют, а молодые осуществляют, исполняют задуманное. Соответственно, в проекте поэтапно были реализованы несколько направлений деятельности:
1. Подготовка педагогов/психологов-тренеров для психолого-педагогического сопровождения деятельности волонтеров в образовательной организации.
2. Обучение активных подростков-волонтеров для дальнейшей просветительской деятельности в среде ровесников, цель которой — научить подростков распространять витальные принципы среди своих сверстников и самому стать источником положительного влияния.
3. Проведение самими волонтерами семинаров с элементами тренинга в среде ровесников.
В рамках семинара (мастер-класса, тренинга), который волонтер проводил со своими сверстниками, не только давалась необходимая информация о признаках суицидального риска, но и всеобъемлющая информация о различных учреждениях, оказывающих экстренную психологическую помощь, а также проводилась работа по формированию первичных навыков и умений разрешения сложных жизненных ситуаций.
На протяжении всего обучения подросток-волонтер активно использовал Дневник волонтера, по сути представляющий рабочую тетрадь по курсу «Профилактика суицидального поведения в подростковой среде», куда он заносил не только основные идеи профилактики, но и свои действия по их воплощению.
Остановимся более подробно на всех этапах реализации проекта. В конце августа в Ульяновске на базе областного Дворца детского творчества состоялся обучающий семинар-тренинг для психологов-тренеров, школьных психологов, социальных педагогов, осуществляющих сопровождение профилактической деятельности в образовательных организациях. Ведущим семинара выступила Ефимова Ольга Ильинична, к.психол.н., доцент, руководитель проекта «Спасти от пропасти». В своем вступительном слове она отметила, что название «Спасти от пропасти» стало своеобразным брендом. Выпущено пособие для психологов и социальных педагогов, где собраны лучшие программы обучения родителей по проблеме профилактики суицидального риска, проведен вебинар «Спасти от пропасти», который собрал 1000 аудиторию по всей России. В данном проекте, поддержанном Союзом специалистов в сфере охраны психического здоровья, акцент делается на подготовку волонтеров и обучению навыкам профилактической работы в среде сверстников. При обучении будут использованы не только принципы и технологии программы «Равный – равному», а также так называемый «каскадный метод», который позволит психологам, прошедшим подготовку в рамках обучающего семинара, впоследствии осуществлять сопровождение подростков-волонтеров.
Семинар проводился в режиме круглого стола и тренинга: участники не только получили необходимую информацию по профилактической деятельности, но и активно участвовали в тренинге, направленным на актуализацию идеи «ценности жизни», формирование навыков «выслушивания» другого и оказания первой помощи в ситуации суицидального риска.
Татьяна Александровна Дикарева, психолог, педагог дополнительного образования, рассказала об истории волонтерского движения в Ульяновской области, об успехах волонтеров в профилактике зависимостей разного характера и пропаганде здорового образа жизни.
Особый интерес вызвал подготовленный к обучению «Дневник волонтера», участники живо обсуждали все разделы дневника, задавали уточняющие вопросы, вносили свои предложения по его усовершенствованию.
Отвечая на вопросы анкеты, ориентированной на получение «обратной связи» от участников семинара, школьные психологи отмечали, что «удалось развить навыки практической работы по оказанию помощи в ситуации угрозы суицидального поведения», «ознакомится с алгоритмом работы с суицидентами», «вызвали интерес новые подходы к проблеме, возможность привлечения волонтеров», отметили необходимость «говорить подростку что, жизнь - это основная ценность!», выражали благодарность «за доступно преподнесённую, понятную и, главное, нужную информацию». Большинство участников семинара отметили, что «Дневник волонтера очень удачен!», были высказаны предложения добавить в программу подготовки волонтеров информацию о православных традициях, расширить в «Дневнике волонтёра» блок практических упражнений. Многие участники выразили готовность принять участие в реализации проекта «Спасти от пропасти», что являлось одной из основных целей семинара – создание команды единомышленников.
На следующем этапе реализации проекта (сентябрь 2015 г.) психологами школ г. Ульяновска осуществлялась информационно-просветительская работа по привлечению подростков 8 и 10 классов к обучению по проблеме суицидального риска, проводился первичный отбор среди потенциальных волонтёров. На организационном сборе ребятам был представлен план подготовки и дальнейшей деятельности по проблеме профилактики суицидально риска среди подростков, разъяснены права и обязанности участников данной программы, проведен тренинг, ориентированный на знакомство и сплочение группы. Было проведено анкетирование, которое позволило как самим участникам, так и организаторам определить степень готовности каждого присутствующего к участию в проекте. Следует отметить, что отбор в группу волонтеров был достаточно строг, и в нее не вошли подростки, не имеющие достаточный уровень психологической и социальной зрелости, имеющие демонстративные или истеричные черты, имеющие яркие наклонности к другим видам активности (спортивной, творческой направленности).
Программа подготовки волонтёров по профилактике суицидального риска среди сверстников включала в себя реализацию следующих содержательных направлений – модулей: информационный модуль; методический модуль; коммуникативный модуль (формирование навыков работы со сверстниками); модуль по профилактике рискованного поведения. Кроме основных перечисленных модулей обучение включало в себя вспомогательные блоки, ориентированные на раскрытие личностных особенностей участников тренинга, формирование дружного коллектива, способности к переключению внимания и его активизации.
В информационном модуле волонтерам был дан обзор всех современных молодёжных проблем, связанных с рискованным поведением (потребление ПАВ, экстремальные виды активности, увлечение компьютерными играми, вступление в преступные группировки). Волонтеры пришли к выводу, что общие причины ситуаций нанесения вреда себе и окружающим - низкая самооценка и отсутствие жизненных перспектив у современной молодёжи. Организованные дискуссии, беседы помогли им понять, что это, в свою очередь, вызвано высоким уровнем стресса, отрицательным влиянием СМИ, снижением уровня достатка и благополучия в семьях, и другими причинами. Таким образом, задачей тренинга стало обучение подростков приемам совладания со своим эмоциональным состоянием, стрессоустойчивости, навыкам сопротивления отрицательному влиянию социальной среды, ассертивному поведению, обращения и получения помощи от представителей ближайшего окружения, от специалистов профильных учреждений, навыков оказания поддержки своим сверстникам.
Наряду с этим в информационном модуле подростки ознакомились с основными характеристиками суицидального поведения подростков (причины, особенности предсуицидального поведения личности, особенности поведения окружающих, которые могут способствовать или препятствовать суицидальному поведению). Участниками тренинга было отмечено, что среди их знакомых из числа ровесников действительно наблюдаются некоторые отдельные признаки, свидетельствующие о психоэмоциональном неблагополучии человека: частые ссоры с родителями, вспыльчивость в общении с друзьями, сниженный фон настроения, пессимистические высказывания о будущем, замкнутость и др.
Большим подспорьем в работе стал специально разработанный «Дневник волонтёра». Сама процедура получения рабочей тетради обязывала участников обучения более серьезно и вдумчиво отнестись к информации, получаемой на тренинге. В Дневнике ребята записывали свои вопросы, возникающие во время обучения и в промежутках между занятиями, обсуждали свои записи, ответы на вопросы других участников группы. Хорошая полиграфия и качественные материалы, представленные в Дневнике, способствовали формированию самоуважения волонтёров, повышению их статуса в среде ровесников.
В модуле, формирующем навыки работы со сверстниками, особое внимание было уделено навыкам оказания помощи человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. В процессе обучения были использованы такие технологии, как решение проблем посредством проведения мозгового штурма; анализ имеющихся ресурсов (временных, интеллектуальных, физических, служб, оказывающих помощь и поддержку, ближайшего окружения); принятие решения с опорой на свою иерархию жизненных ценностей и др. Нужно отметить, что в связи с тем, что данные знания и навыки были развиты недостаточно, именно обучение им было наиболее востребовано участниками тренинга. Высокий уровень мотивации участников тренинга оказывать помощь своим сверстникам, овладение навыками оказания помощи, обеспечивали высокую вероятность оказания эффективной помощи сверстникам и другим представителям ближайшего окружения, испытывающим различные жизненные трудности.
В процессе проведения тренинга происходило изменение иерархии жизненных ценностей с помощью наводящих вопросов тренера. Так, ценность «здоровье» многими участниками выдвигалась на первое место, после вопроса: «Мог бы ты пожертвовать свои здоровьем, например, отдать почку, члену своей семьи?», участники отвечали в большинстве случаев утвердительно и меняли местами карточки с ценностями, выдвигая на первое место семью, что приводило к пониманию, что ценность здоровья является утилитарной и служит другим нашим стремлениям, а ценность «семья, близкие» является более важной и несёт за собой ответственность члена семьи за то, что с ними происходит. Таким образом, постепенно у участников происходил сдвиг с концентрации на себе, своих эмоциях и проблемах на то, что чувствуют и думают представители его ближайшего окружения. Такое и подобные упражнения позволяли развивать у участников чувство эмпатии, альтруистические качества, неравнодушие к бедам и проблемам других людей, а также позволяли им не только осознать себя частью общества, но и понять свою роль в этом обществе и возможность на него повлиять.
Многочисленные упражнения, направленные на формирование компетентности в общении, позволили участникам получить навыки установления и поддержания контакта со своими сверстниками, повысить свою самооценку, получи признание и поддержку от других участников группы, приобрести навыки активного слушания и эффективного взаимодействия как с группой, так и с отдельным человеком.
Особое место в программе было уделено модулю профилактики поведения высокой степени риска. Ребята подробнее узнали о таких проблемах как наркомания, алкоголизация, табакокурение, способах защиты от заражения ВИЧ-инфекцией. Также в этом модуле были рассмотрены вопросы, связанные с проблематикой суицидального поведения: осознание собственной позиции в отношении проблемы суицидов; обсуждение существующих мифов по проблеме; знакомство с основными подходами в профилактической работе.
Дополнительными формами обучения стали: участие волонтёров в ток-шоу (дискуссии с привлечением экспертов и демонстрацией видеоматериалов), постановках социального театра «Без вредных привычек», участие в обсуждении спектаклей совместно со зрителями. Темы для дискуссий: «Пять минут до…» - по проблеме рискованного поведения, «Моя хата с краю?» - по проблеме равнодушия к бедам других, «Твоё здоровье в твоих руках» - по проблеме ответственного отношения к своей жизни и здоровью. Экспрессивность и эмоциональность происходящего вовлекала как волонтеров, так и приглашенных школьников в совместное проживание проблемных ситуаций, связанных с принятием жизненно важных решений. Подготовка таких массовых мероприятий позволила закрепить у волонтёров, работающих по программе «Спасти от пропасти», полученные на тренингах знания и навыки, получить опыт реализации своих взглядов и убеждений в среде сверстников.
Результаты диагностических срезов свидетельствуют об изменении у подростков ценностных приоритетов, убеждений и установок в отношении своего здоровья, здоровья других людей, рискованного поведения, готовности следовать правилам безопасности, избеганию конфликтных ситуаций. Отрадно, что в наибольшей степени позитивная динамика наблюдалась в блоке формирования убеждений, ориентированных на безопасный и здоровый образ жизни, необходимость оказывать поддержку другим людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
После цикла занятий мы провели небольшой опрос среди волонтеров. Самым распространенным ответом на вопрос: «Почему именно у меня появился Дневник волонтёра?» был такой ответ: «Потому что я обладаю качествами волонтёра, и именно я могу помочь человеку в трудной ситуации».
Ожидания от занятий были следующие: подростки хотели познакомиться с людьми, которые так же, как и они, заинтересованы в том, чтобы помогать другим людям, найти единомышленников; узнать о том, как грамотно реагировать в трудных ситуациях и помочь другим справляться с проблемами; побольше узнать о молодёжных проблемах, чтобы самому не попадать в трудные ситуации. Отвечая на вопрос, почему именно у меня появился Дневник волонтёра, распространенным был ответ, потому что я обладаю качествами волонтёра и именно я могу помочь человеку в трудную ситуацию.
На вопрос, чему научились ребята на занятиях, участники программы отвечали так: «Я поняла, что человеку часто бывает нужна помощь, даже если он её не просит или даже отвергает"; «Лучший способ вести здоровый образ жизни и заботиться о своем здоровье - это научить этому другого»; «Такие ценности как жизнь и здоровье нужно всячески пропагандировать. И работа волонтёров заключается не только в проведении акций и тренингов, а в продвижении целой культуры. Главный успех - в умении показывать достойный пример»; «В современном мире очень многие заинтересованы в том, чтобы сбить нас с толку, наша задача состоит не столько в том, чтобы уметь сопротивляться негативу, а в том, чтобы предложить нашим сверстникам альтернативу компьютерной, химической зависимости, подростковым депрессиям, стрессам и учебным перегрузкам, равнодушию и жестокости». Участие в добровольческих мероприятиях, со слов волонтёров, ощущение нужности, собственной значимости, уверенности в возможности разрешения различных жизненных ситуаций, повышает авторитет в глазах сверстников, появляется убеждение, что «от тебя в этом мире что-то зависит и ты можешь многое изменить, хотя бы, для начала, свою жизнь».
Для некоторых ребят было важно само наличие дневника: «Это круто - иметь Дневник волонтёра». Все участники программы отметили, что в дневнике не было ничего лишнего, всё было важно.
На следующем этапе работы волонтеры уже самостоятельно проводили тренинги по профилактике суицидального поведения, на которых отрабатывали социально-психологических навыки, необходимые для оказания помощи другим. В полном объеме обучение с помощью подготовленных волонтёров прошли 142 обучающихся образовательных учреждений г. Ульяновска и Ульяновской области, вводный курс (2 часа) прослушало ещё 120 обучающихся 7-10 классов. На занятиях в качестве наблюдателей и, в последующем, супервизоров присутствовали педагоги и психологи образовательных учреждений.
Если говорить о конкретных результатах проекта, то можно отметить, что подготовлено 15 молодежных лидеров из числа подростков для работы волонтерами в среде сверстников; повысился уровень информированности подростков по проблеме суицидального риска и вариантах выходов из сложных жизненных ситуаций (142 подростка участвовали в семинарах, которые проводили сами волонтеры); на практике отработана технология подготовки волонтеров для осуществления деятельности, направленной на снижение уровня суицидального риска, предупреждения суицидальных попыток и их рецидивов в подростковой среде; у волонтеров была сформирована мотивация оказания помощи своим сверстникам, а также они овладели первичными навыками ее оказания. В профилактическую деятельность по снижению уровня суицидального риска вовлечено 10 специалистов из числа психолого-педагогических кадров школ г.Ульяновска.
Как показатель вовлеченности и искренней заинтересованности волонтеров в успехе проекта можно расценивать выдвинутую ими инициативу создать выездную группу волонтёров для проведения экспресс-тренингов в районах Ульяновской области по проблематике профилактики суицидального риска. И уже 8 декабря 2015 г. состоялся выезд команды волонтёров совместно с руководителем в Новоспасский район для организации спектакля по проблеме рискованного поведения (80 человек) с последующим его обсуждением, а также для проведения двух мастер-классов по технологии организации школьных интерактивных социальных театров, направленных на обсуждение подростковых проблем (участвовало 50 человек).
Участие волонтёров в обсуждении спектакля Ульяновского театра кукол «Фрекен Жюли» очень органично влилось в программу обучения по проблеме профилактики суицидального риска. В спектакле показана драма девушки, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. История Жюли заканчивается трагически – совершением самоубийства. Что её привело к этому, был ли другой выход из ситуации – это вопросы стали предметом обсуждения спектакля при помощи волонтёров с другими зрителями. Глубокое сопереживание героине, анализ причин возникшей ситуации и возможных выходов из нее, исключая суицидальный способ разрешения, стали хорошим опытом для всех участников обсуждения.
Несомненно, адекватное раскрытие в подростковой среде такой непростой и деликатной темы как проблема суицидального поведения - задача не из легких. И все-таки проект «Спасти от пропасти» можно считать успешным и эффективным. Его успешность определялась несколькими факторами: в организации, разработке программ обучения волонтеров и психологов-педагогов принимали участие высококвалифицированные кадры, имеющие большой опыт работы в практической суицидологии. Методологическая и теоретическая основа реализации проекта - типовая модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся, разработанная членами коллектива. Фактически была создана команда единомышленников (психологов образовательных организаций), которые активно помогали в осуществлении проекта; реализация проекта осуществлялась на основе принципов и технологии «равный-равному», которые являются весьма эффективными и представляют собой модификацию программы современного молодежного краудсорсинга (уровень сверстников).
В процессе реализации проекта достигнута основная задача – повышение ценности собственной жизни. Использование активных методов обучения волонтеров позволили создать все условия для восприятия информации по проблеме суицидального риска участниками проекта, сформировать коммуникативные навыки, умение работать в команде, способность распределять свои ресурсы и запрашивать помощи у других.
Интересно было получить обратную связь от педагогов и родителей подростков, участвовавших в программе, они отметили большую раскрепощённость детей после занятий, позитивный эмоциональный настрой, готовность устанавливать новые социальные связи и более эффективно сотрудничать.
Выдающийся отечественный социальный психолог Г.М.Андреева говорила, что психолог должен уметь не только диагностировать, консультировать, но и тревожить общественную совесть. Воплощением этой заповеди, стали обсуждение основных результатов проекта «Спасти от пропасти» на больших научных форумах, в частности на Всероссийской конференция с международным участием «От истоков к современности», посвященная 130-летию организации Психологического общества при Московском университете; на Ежегодной Межрегиональной научно-практической конференции «Образование и психологическое здоровье» (гг. Самара,Тольятти): на пленарном заседании с докладом «Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних: настоящее и будущее» выступила О.И.Ефимова, также она руководила заседанием Круглого стола «Профилактика кризисных состояний детей и подростков», в рамках которого выступила с докладом «Возможности волонтерского движения в профилактике суицидального поведения подростков» и презентовала «Дневник волонтера», разработанный в ходе реализации проекта «Спасти от пропасти». В результате живого и заинтересованного разговора некоторые представители других регионов России выразили желание наладить сотрудничество и уже на базе их организаций осуществить проекты, направленные на подготовку волонтеров по проблеме профилактики суицидального риска.
С полной уверенностью можно говорить о том, что результаты осуществления проекта «Спасти от пропасти» не только вносят весомый вклад в расширение различных форм превенции суицидального риска, но и фактически являются апробацией превентивной программы, которая может быть распространена во всех регионах России.
Литература:
1. Дневник волонтера. Рабочая тетрадь для учащихся 8-10-х классов / Сост. О.И. Ефимова. Под ред. О.И. Ефимовой, А.Н. Бубновой. — М.: АНО «ЦНПРО», 2015. — 32 с.
2. Ефимова О.И. Научно-прикладные аспекты изучения суицидальной активности несовершеннолетних. Наука для образования: Коллективная монография / Сост. и науч. ред. Н.Ю. Синягина, Е.Г. Артамонова. – М.: АНО «ЦНПРО», 2015. с. 163-177
3. Психологические аспекты детского суицида: технологии профилактики. Сборник материалов международной практической конференции / Сост. и науч.ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева, Е.Г. Артамонова. – М.: АНО «ЦНПРО», 2013. – 99 с.
4. Спасти от пропасти. Родительский всеобуч: программы профилактики суицидального риска. Методическое пособие / Сост. и науч. ред. Е.Г. Артамонова, О.И. Ефимова. - М.: АНО «ЦНПРО», 2014. - 224 с.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать