![Программа психолого-педагогического сопровождения детей «Сказания об истории родного края»](/mod_files/gazeta/img_img_gazeta_12832.jpg?1738918933)
Проблема сохранности и преемственности в развитии культурно-исторического наследия, применение потенциала для формирования личности в детском возрасте и на последующих этапах онтогенеза является одной из самых актуальных на сегодняшний день, что подтверждается основами законодательства Российской Федерации о культуре, законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», политики в сфере образования РФ.
Дошкольное образование обеспечивает саморазвитие и самореализацию ребенка, способствует развитию познавательной активности и инициативы дошкольника. На этом этапе ребенок впитывает в себя культуру, наблюдает за ней. Культура оказывает глубокое влияние на его интеллектуальное и эмоциональное развитие, поведение [1, с. 314].
Нами было организовано и проведено исследование с целью оценки эффективности программы психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста «Сказания об истории родного края», направленной на всестороннее развитие личности ребенка средствами культурно-исторического наследия в рамках парциальной программы дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
Цель программы — развитие психических процессов старшего дошкольника средствами культурно-исторического наследия с учетом регионального компонента.
Задачами программы стали:
- активизация развития интеллектуальной сферы личности ребенка через знакомство с культурно-историческим наследием родного края;
- формирование психологического благополучия ребенка на основе развития детского творчества;
- гармонизация личностного развития детей через формирование и развитие механизмов социальной адаптации.
Разделы программы
1 блок. Диагностический. Нами проводились анкетирование, тестирование, опросы детей и их родителей.
2 блок. Информационный. Проведение бесед, просмотр видеосюжетов, социальных рекламных роликов, фильмов с сотрудниками ДОУ, родителями.
3 блок. Психологические занятия с дошкольниками по гармонизации личностного развития детей через формирование механизмов социальной адаптации.
4 блок. Проведение занятий с детьми с элементами арт-терапии для формирования и развития потребности в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости, обучение приемам и техникам расслабления на основе креативного подхода.
5 блок. Лечебно-оздоровительные мероприятия для детей.
6 блок. Организация досуга. Проведение воспитательных мероприятий с детьми с участием их родителей.
В ходе работы мы оценивали особенности интеллектуального, эмоционального и социально-коммуникативного развития дошкольников.
Цикл занятий по игротерапии, арт-терапии, сказкотерапии, песочной терапии был реализован для развития эмоциональной сферы дошкольника. Занятия способствовали осознанию ребенком своих эмоций, развитию способности выражать эмоции вербально и невербально, формированию умения выражать негативные эмоции социально приемлемым способом; развитию сенсорных способностей; воображения; осознанию и оптимизации отношений с другими людьми, раскрытию внутреннего мира, снятию эмоционального напряжения, развитию творческой личности; развитию мелкой моторики, тактильной стимуляции, гармонизации эмоционального состояния; развитию эмпатии, доброжелательного отношения друг к другу, налаживанию коммуникации, объединению.
Тематическая программа по сказаниям Евгения Федорова об истории Киржачского края знакомит дошкольника с культурой «Малой Родины» и нацелена на интеллектуальное развитие личности. Реализация программы способствует формированию и развитию интереса к культурно-историческому наследию, развитию навыков участия в беседе, способности пересказывать и понимать услышанное; принимать участие в коллективном обсуждении героев и их поступков, умения слушать и признавать правомерность точки зрения других, формированию навыков общения со сверстниками, развитию способности дружить, общаться в паре, группе, формированию представления о храбрости и мужестве; развитию навыков общения, творческих способностей, воспитанию доброжелательного отношения друг к другу; развитию психических процессов: память, внимание, мышление, воображение.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников осуществлялось в досуговой деятельности. Разработаны детские туристические маршруты в городе. Дошкольники со своими родителями, став туристами в родном городе Киржач, познакомились со Свято-Благовещенским монастырем и святым источником на его территории; посетили старинный особняк в центре города; узнали историю фабрики «Красная работница» в музее «Светелка»; узнали истории пожарной смотровой, московской дороги Стромынка и Вшивой горки; посмотрели достопримечательности сада яблонь и груш «КиржЭль», попробовав их на вкус.
Данные мероприятия способствуют повышению интереса у дошкольников к чтению и изучению культурного наследия родного края, созданию условий для воспитания в детях уважительного отношения к культурно-историческому наследию страны; развитию познавательных процессов через знакомство с типографическим искусством, с историей создания типографии; развитию творческого потенциала дошкольников.
В программе цикл лечебно-оздоровительных и спортивно-оздоровительных мероприятий включал в себя профилактику и укрепление нервной системы и органов чувств. С дошкольниками проводились релаксационные мероприятия, направленные на снятие стресса, восстановление душевного равновесия ребенка. Такие занятия содействуют гармонизации личности ребенка с окружающим миром; укреплению физического здоровья воспитанников. С дошкольниками проводились занятия по физическому развитию в зале, сенсорной комнате и на улице в соответствии с общеобразовательной программой ДОУ. Программа психолого-педагогического сопровождения детей «Сказания об истории родного края» направлена на формирование нравственно-мировоззренческих, гражданско-патриотических позиций у дошкольников. В программе применялись методы психологического сопровождения: арт-терапия (коллажирование, флористический коллаж, пальцеграфия, ладонная живопись, марание, штриховка, каракули, рисунок на стекле, лепка, рисование на мокром листе); сказкотерапия («Сказания о земле Киржачской» автор Евгений Федоров); песочная терапия; игротерапия (сюжетно-ролевые игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения под музыку); образовательная кинесиология.
Разработанная программа рассчитана на один учебный год и состоит из тридцати занятий, которые проводятся еженедельно по два-три раза в течение одного месяца. На каждое занятие отводится от 20 до 30 минут.
Продолжительность программы
Диагностический цикл: анкетирование, тестирование проводятся до и после реализации программы в течение года.
Информационный цикл: знакомство дошкольников со сказаниями о родном крае (1 сказание на 1 месяц). Одно занятие в неделю в старшей и подготовительной группе (чтение сказаний, пересказ и обсуждение); использование полученной информации на разных видах занятий в ДОУ. Всего 10 занятий в год.
Циклы психологических занятий:
- психологические занятия по социальной адаптации (1 занятие в неделю). Всего 16 занятий в год;
- психологические занятия по стабилизации эмоционального состояния ребенка.
Цикл лечебно-оздоровительных и спортивно-оздоровительных мероприятий: 1 раз в месяц — реализация программы по снятию психоэмоционального напряжения у детей в сенсорной комнате. Всего 8 занятий в год.
Занятия по физическому развитию в зале и на улице в соответствии с общеобразовательной программой ДОУ.
Цикл «Организация досуга»:
- культурно-массовые и творческие конкурсы (1 мероприятие в месяц);
- детские туристические маршруты (1 маршрут в 2 месяца).
Всего 12 мероприятий в год.
Структура занятий
Подобранные игры и упражнения направлены на чередование у дошкольников состояния активности и пассивности. В результате этого повышается гибкость и подвижность нервных процессов, развивается мелкая моторика, координация движения, снимается физическое и психическое напряжение, увеличивается работоспособность, совершенствуются волевые качества.
С целью проверки эффективности программы психологического сопровождения была проведена первичная и повторная диагностика. Батарея психодиагностического инструментария позволила определить динамику психического развития дошкольников. В исследовании использовались психологические методики, поделенные нами на блоки.
1 блок — мотивация деятельности: методика Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера «Персонификация мотивов».
2 блок — познавательные процессы: «Интуитивный визуальный анализ-синтез», «Визуальные классификации», «Визуальные аналоги» Л.А. Ясюковой; «Интуитивный речевой анализ-синтез», «Речевые классификации», «Речевые аналогии» Л.А. Ясюковой; «Тест Равена»; «Кратковременная речевая память» Л.А. Ясюковой; «Кратковременная зрительная память» Л.А. Ясюковой; «Творческое воображение» тест Е.П. Торренса, Дьяченко О.М.; Тест Д. Векслера (субтест «Повторение цифр»); «Речевые антонимы», «Произвольное владение речью» Л.А. Ясюковой.
3 блок — зрительно-моторная координация: Гештальт-тест Бендера;
4 блок — эмоционально-волевая регуляция деятельности: «Анкета — характеристика» Л.И. Пересли, Е.М. Мастюковой, Л.Ф. Чупрова.
Результаты диагностики по блоку мотивации деятельности
При исследовании уровня мотивационной готовности старших дошкольников наблюдаются отличия результатов первичной и повторной диагностики. Большинству дошкольникам после программы свойственен средний уровень сформированности мотивов. Интересно отметить, что при первичной диагностике выявлено 40% (10 человек) с низким уровнем мотивационной готовности, в то время как при повторном исследовании уже 20% (5 человек).
Блок психических процессов.
Результаты первичной и вторичной диагностики исследования уровня развития психических процессов старших дошкольников существенно различаются. Различия выявлены в уровне речевого развития, зрительного восприятия и наглядно-образного мышления у старших дошкольников. Дети демонстрируют более высокий уровень овладения новыми видами деятельности: рисованием, конструированием и т.д. Старшие дошкольники лучше стали соотносить увиденное с тем, что запомнилось ранее, подключая воображение, внимание и чувства. Уровень логического мышления старших дошкольников повысился после реализации программы. Аналогичный результат зафиксирован по уровню кратковременной зрительной памяти. После реализации программы значимых изменений по уровню развития кратковременной речевой памяти и концентрации внимания не выявлено [2, с. 71].
После реализации программы существенных отличий по уровню развития зрительно-моторной координации не выявлено.
Блок психической саморегуляции.
После реализации программы дошкольники демонстрировали лучшее понимание своего «Я», активность, деятельность, у них получалось объективно себя оценивать.
Таким образом, тематическая программа психолого-педагогического сопровождения детей «Сказания об истории родного края» формирует и способствует познавательному развитию личности дошкольника через знакомство с культурно-историческим наследием родного края; формирует ощущение психологического благополучия у ребенка на основе развития детского творчества; способствует гармонизации личностного развития через формирование и развитие механизмов социальной адаптации.
Литература
- Мацумото Д. Психология и культура // Под общей редакцией. СПб., 2003. С. 717.
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология // Под редакцией Стефаненко Т.Г. М.: Аспект Пресс, 2004. 367 с.
- Филатова О.В., Мунтеану Л.И., Кочеткова Н.А. Культурно-историческое наследие родного края как средство развития эмоциональной сферы дошкольника // Актуальные проблемы специального образования и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья» сб. материалов международной научно-практической конференции 22 мая 2019. г. Владимир: Шерлок-пресс, 2019. С. 160-164.
- Филатова О.В., Кочеткова Н.А. Региональная площадка в дошкольном образовательном учреждении как путь к инновационной деятельности педагогов // Современное состояние и перспективы развития психологии отношения человека к жизнедеятельности: сб. науч. тр., посвященный 125-летию со дня рождения В.Н. Мясищева. Владимир: ВлГУ, 2018. С. 250-255.
Источник: Филатова О.В., Мунтеану Л.И. Программа психолого-педагогического сопровождения детей «Сказания об истории родного края» // Стратегия развития образования для будущего России: Материалы Международной научно-практической конференции, приуроченной к Году педагога и наставника в Российской Федерации, Владимир, 16–17 марта 2023 года. Часть 1. Владимир: ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2023. С. 1356–1363.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать