24 сентября 2024 года исполняется 100 лет со дня рождения почетного профессора ПИ РАО, доктора психологических наук В.Э. Чудновского.
В.Э. Чудновский первым в российской психологии рассмотрел проблему смысла жизни человека и смысла жизни педагога. Впервые в психологии описал фундаментальные характеристики смысла жизни (амбивалентность, интегральность, адекватность), выделил типы структурных иерархий, включающих «большие» и «малые» смыслы.
Предлагаем вниманию читателей полную версию интервью, подготовленного Н.Л. Карповой к 90-летию В.Э. Чудновского. Сокращенная версия публиковалась в журнале «Вопросы психологии» (№5 за 2014 год). Беседа состоялась в июне 2014 года.
Н.К.: Уважаемый Вилен Эммануилович, Вы много лет занимаетесь проблемой смысла жизни, и первый вопрос напрашивается сам собой: какова актуальность проблемы смысла жизни в современном мире? Имеет ли наше время свою особую значимость в этом отношении, по сравнению, например, с актуальностью данной проблемы сто лет назад?
В.Ч.: Хороший вопрос — в самую точку. Да, действительно, время накладывает свой отпечаток на актуальность проблемы. Скажу больше (забегая вперёд): с каждым шагом развития актуальность проблемы всё больше обостряется. А чтобы ответить более конкретно, следует иметь в виду неоднозначность, двойственность, амбивалентность развития человеческой цивилизации. С одной стороны, фантастические достижения научно-технического прогресса, быстрое развитие тонких информационных технологий, открывающиеся невиданные ранее возможности получения информации с помощью интернета, открытия в области техники, кибернетики, естествознания, медицины, увеличивающиеся возможности преобразования окружающей среды в интересах человека, достижение всё большего жизненного комфорта… С другой стороны, с каждым шагом развития увеличиваются масштабы техногенных катастроф и их негативные последствия, не утихают, а принимают всё более изощрённые формы междуусобные, межнациональные, межгосударственные, межблоковые конфликты.
Н.К.: В чём, на Ваш взгляд, заключается «изощрённость» современных социальных конфликтов?
В.Ч.: Прежде всего в том, что современные конфликты и войны все больше подготавливаются, обслуживаются войнами информационными. Сегодня тот, кто имеет власть над СМИ, может жонглировать понятиями добра и зла, изменять и извращать смысл происходящих событий (события на Украине — убедительное доказательство этого). Процесс поиска смысла жизни затруднён влиянием дезинформации, которая по мере развития информационных технологий также совершенствуется, становится всё более «тонкой», всё более «замаскированной» под истину, всё более похожей на неё. Другая особенность современного состояния проблемы смысла жизни в том, что острие научно-технического прогресса всё больше оборачивается против человека. Homo Sapiens шагнул от прежних дуэлей, где отношения выяснялись с помощью шпаги и пистолета, к ядерным боеголовкам, которыми мир людей ощетинился против себя самого, и которые в течение короткого времени могут уничтожить всё живое на земле. Остаётся вопрос: является ли этот впечатляющий результат смыслом жизни человека и человечества?
Н.К.: Но проблема бессмыслицы жизни волновала человека во все времена…
В.Ч.: Да вы правы. Евгений Трубецкой более 100 лет назад писал: «Все живые существа живут в состоянии непрерывной войны, борются, чтобы жить, и живут, чтобы бороться. Во всём, что живёт, есть это непрестанное превращение цели в средство и средства в цель. Во всём мире эта картина вечно ускользающей цели наводит на мысль: о призрачности всяких целей и стало быть бесцельности жизни как целого» (Трубецкой, 1994). Однако сегодня проблема получила парадоксальную прибавку. Перед человеком замаячила цель, суть которой в том, что сам по себе процесс активной жизнедеятельности человека делает всё более вероятным ликвидацию жизни на Земле с её стремлением к вечно ускользающей цели… Академик Н.Н. Моисеев писал по этому поводу: «Ядерная война далеко не единственный способ самоуничтожения человечества… реальностью является потеря устойчивой биосферы. Загрязнение мирового океана грозит катастрофическими последствиями. Нарушилось равновесие природных циклов. Концентрация углекислого газа в атмосфере в 20 веке увеличилась на 20%...» Не буду перечислять дальше. «Мы подошли к красной черте, — пишет автор, — теперь ответственность за судьбу биосферы принимает сам человек». И заключает: «Без разумного управления своим могуществом человек не может выжить на Земле» (Моисеев, 1987).
Н.К.: Но возможно ли разумное управление своим могуществом?
В.Ч.: Это фундаментальная проблема человеческой цивилизации на современном этапе: сможет ли человек предотвратить «всеобщий суицид»? Стать подлинным творцом исторического процесса? По меткому выражению Н.Н. Моисеева, стать направляющим «алгоритмов развития», стать силой, создающей благоприятную перспективу своего существования. Разве это не достойный смысл жизни человечества на современном этапе? Отсюда следует, что должны произойти изменения в направленности сознательной деятельности, а значит, и в процессе поиска и обретения смысла жизни, ибо этот феномен концентрирует в себе основную направленность внутренней активности человека.
Марксистская концепция исторического материализма претендовала на решение такой задачи. Однако она заключала в себе фундаментальное противоречие: апеллируя к активности народных масс, она вместе с тем исходила из тезиса о том, что главным двигателем исторического процесса является способ производства материальной жизни, который «диктует» народным массам соответствующие формы деятельности: «Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, общественное бытие определяет их сознание» (Маркс, Энгельс, 1955, т. 27, с. 417). Из этого противоречия впоследствии вырастает культ выдающейся личности, пассивная «исполнительная активность» сознания «простого человека».
Тезис о том, что сознание людей не определяет их бытие, опровергается, в частности, тем фактом, что существующие сегодня великие опасности, угрожающие жизни человека на Земле, — во многом результат его сознательной деятельности. Н.Н. Моисеев: «Мы стоим перед необходимостью пересмотра традиционных механизмов развития, формирования новых принципов жизни» (Моисеев, 1987). Думается, первый из таких принципов должен заключаться в осознании того факта, что человек на протяжении своей истории в основном трудился с целью добывания для себя материальных благ, преобразования природы (с той же целью) и мало (во всяком случае, несоответственно мало) — на преобразование себя самого. Нужно наконец понять, что не экономика и производство материальных благ (как бы они ни были важны и значимы), а человек является основным действующим лицом исторического процесса, и от него в конце концов зависят экономика, производство материальных благ, да и сама жизнь на Земле.
Н.К.: Это, по-видимому, должно учитываться при рассмотрении проблемы смысла жизни?
В.Ч.: Именно так. На Землю приходит человек ответственный, который может и должен внести посильный вклад не только в свою жизнь, но и в жизнь других людей. И это самая главная составляющая его смысла жизни. Пророческие слова А. Маслоу: «…думать прежде всего о том, как научиться быть человеком вообще, и только затем — как научиться быть этим конкретным человеком» (Маслоу, 1997, с.182). Отсюда следует обращение к науке. Как ни парадоксально, но банальный призыв: изучать человека — актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Не человека вообще, а человека как субъекта исторического процесса. Его потенциальные возможности как «созидателя» собственной истории, «болевые точки» его развития, в которых концентрируются множеством острых противоречивых тенденций тупиковые, уродливые ответвления, существенно влияющие на общий вектор развития и несущие с собой опасность подмены благоприятной перспективы развития дорогой в никуда.
Одну из болевых точек я назвал «Освенцим», тот самый Освенцим, в котором в годы Второй мировой войны в качестве заключённого был автор замечательной книги «Человек в поисках смысла» Виктор Франкл, написавший впоследствии потрясающую главу этой книги «Психолог в концентрационном лагере».
Остановимся перед одним из экспонатов Освенцима: огромное помещение, от пола до потолка заполненное множеством детских туфелек, ботиночек, сандалий… И это множество вызывает шок, оставляет зарубку в памяти на всю жизнь. Туфельки, ботиночки, сандалии… Почему это здесь? Как это может быть? Но это есть! Это было! А неподалёку от этого «экспоната» можно прочитать приказ, подписанный А. Гитлером, о том, что вещи, оставшиеся от заключённых, должны раздаваться лицам арийского происхождения…
…Невинные дети, отправленные человеком в огонь газовых печей… Заметим: не бандитом, отморозком, маньяком — нет, человеком, который находился на государственной службе и выполнял служебные обязанности… И это — в XX веке, в центре Европы, в центре культуры, где жили и творили замечательные учёные, писатели, поэты, музыканты…
Да, был Нюрнбергский процесс, суд, наказание, покаяние… Об этом много сказано и написано. Но есть ли ответ на вопрос: какие механизмы развития человеческой цивилизации дали сбой? Что именно послужило толчком, дало метастазы такого цивилизационного уродства? Вильгельм Райх в интересной книге «Психология масс и фашизм» пишет: «Фашизм — вампир на теле живого существа». И далее: «Фашизм — не просто понятие, это концепция жизни, она имеет широкое международное распространение». Будучи по профессии врачом, автор резонно подчёркивает: «Нужно скрупулёзно исследовать причины этой болезни. Нужны основательные исследования природы данного явления, процессов, которые способствуют зарождению и распространению бациллы нацизма».
Какое всё это имеет отношение к проблеме смысла жизни? Самое непосредственное. Стоит подумать, каков вклад нацизма в историю человечества, в перспективу его существования. А. Гитлер: «Я освобождаю вас от химеры, называемой совестью». Памятка, которая лежала в ранце каждого солдата: «У тебя нет сердца, нет нервов. Уничтожь в себе жалость и сострадание. Убивай всякого русского, всякого советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик. Убивай… Этим ты спасёшь свою семью и прославишься навеки…»
Если сказать кратко, суть фашизма в том, что он освобождает человека от человечности. Развенчание фашизма существенно увеличивает шансы оптимальной перспективы существования человечества. В этом отношении велика роль Великой Отечественной войны. Значение военной победы в этой войне невозможно переоценить. Но отнюдь не меньшую значимость имеет моральная победа над фашизмом. …Военнослужащие Третьего рейха, представители «высшей» арийской расы, триумфально покорившие большую часть Европы, идущие, опустив голову, в колонне военнопленных по улицам Москвы, сопровождаемые конвоирами… Воинские штандарты армии Рейха, поверженные на брусчатку Красной площади… Эти картинки дорогого стоят. Моральный фактор этой победы должен работать и сегодня, и завтра, ибо её смысл — победа человечности.
Но работает ли? В украинском школьном учебнике истории об участии России во Второй мировой войне — 3 строчки.
А может быть, в этом всё дело, в трёх строчках? Почему корыстный обман, мошенничество, подделка уголовно наказуемы, но уходят от ответственности те, кто совершил мошенничество с историей, украл правду, обманул и оскорбил миллионы людей, государство, народ. Сознательное искажение исторической правды — обыденное, массовое явление (как-то прочитал, что сообщает своим согражданам о Кутузове французский энциклопедический словарь: «Кутузов Михаил, русский генерал, побеждённый при Москве»). А может быть, если б не эти три строчки, молодчики из «Правого сектора»* выросли бы иными? Ведь «правосеками»* не рождаются… Не нужно доказывать, что история воспитывает, и фальсификация — тоже.
Фашизм снова поднимает голову. Маршируют колонны под знаком СС, собирает своих почитателей знамя Бандеры… Как будто и не было этих 70 лет между днём, когда были повержены на Красной площади нацистские знамёна, и днём нынешним — «одесской Хатынью». Нужен обстоятельный научный анализ.
Итак, если подвести промежуточный итог нашего разговора об актуальности проблемы смысла жизни, сегодня как никогда прежде сблизились, вступили в тесное взаимодействие понятия и феномены, их обозначающие: смысл жизни человека и человечества. Проблема смысла жизни в современном социуме — это проблема существования человечества. Ибо сегодня, как никогда прежде, сознание, направленность сознательной деятельности определяет бытие и судьбу человека. А смысл жизни концентрирует в себе основную направленность его (человека) сознательной деятельности.
Что за мир мы сотворили
Н.К.: В своей книге вы рассматриваете диалектику судьбы человека как тесное взаимодействие объективно-предопределённой и субъективно-преобразующей «линий жизни». И в этой связи даёте характеристику двум «мирам»: миру, который нас творит, и миру, который творим мы. Так что за мир мы «сотворили» на сегодняшний день? Каковы, на Ваш взгляд психолога, его перспективы?
В.Ч.: Прежде всего — оба «мира» тесно связаны между собой: нас творит мир, в котором мы живём, мы и создаём этот мир. Выделяя мир, который нас творит, мы имеем в виду те факторы, которые в большей степени обусловливают жизнь человека и его судьбу: прирождённые свойства, предпосылки способностей, наконец, здоровье человека, возрастные этапы развития и связанные с ними «биологические всплески», особенности жизни Земли и Космоса, природные катаклизмы, погода, приносящая в последнее время всё больше сюрпризов. Вместе с тем, воздействие объективных факторов опосредствуется активностью человека, направленностью его жизнедеятельности. Убедительный пример в этом отношении — жизнь и деятельность А.В. Суворова: «Что поделать, если я с детства не вижу и не слышу, или не могу ходить, или у меня порок сердца, или ещё что-то… Так уж вышло, с этим жить, и жить не абы как, не прозябать, а именно жить, с учётом вот этой экстремальной ситуации…» (Суворов, 2001). А.В. Суворов — доктор психологических наук, член многих академий…
Своеобразными объективными факторами творящего нас мира являются особенности социума, в котором живёт человек, средства массовой информации и прежде всего телевидение, интернет, школа, дающая (или не дающая) путёвку в жизнь, учителя. Мир, который мы творим, — это мир жизни конкретного человека, это смысл, который человек вкладывает в свою жизнь, это то, в какой мере он сам выстраивает свою судьбу или мечется по воле волн житейского моря, не приставая ни к какой гавани. Но повторю, оба мира неразрывно связаны между собой, и наша индивидуальная судьба существенно обусловлена тем, какой мир мы вместе соорудили на определённом этапе исторического процесса.
Н.К.: Какой же мир создали за последние два с половиной десятилетия, если попытаться представить себе смысл того, что произошло за эти годы?
В.Ч.: Несомненно, в этом мире произошёл целый ряд позитивных изменений. Демократизация и либерализация социальной жизни, многопартийность, свобода фракционной деятельности в парламенте, наличие оппозиционных средств массовой информации — несомненные достоинства новой России. Но наряду с этим — огромные масштабы преступности, которая «молодеет», широкое распространение алкоголизма и наркомании, беспризорные и безнадзорные дети при здравствующих родителях… СМИ сообщают, что только за прошлый год покончили с собой более 400 несовершеннолетних ребят. Мы держим нерадостное первое место в Европе по количеству подростковых суицидов… Имеют ли связь эти «плюсы» и «минусы»? И если да, то какова она? Это сладкое слово свобода… за которую боролись люди во все времена… Однако достаточно давно человек осознал и то, что свобода не может, не должна быть абсолютной. Знаменитый категорический императив Канта: «Свободная воля и воля, подчинённая нравственным законам, — одно и то же» (Кант, 1968).
Таков подлинный смысл понятия свободы: свобода, подчинённая нравственности, Иван Ильин: «Без свободы гаснет дух, без духа вырождается свобода». В постсоветской России свобода стала принимать черты безудержности, тотальности, безбрежности, когда всё можно. «Аллергия» на тоталитарное прошлое? Ещё недавно на станции метро между делом можно было купить диплом о высшем образовании или права на управление транспортным средством…
Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание. Этот высказанный в «Немецкой идеологии» тезис, в котором сознанию фактически отводится роль «пассивного отражателя» бытия, оказался весьма удобным для идеологии тоталитарного общества. Он как бы научно обосновывал правомерность прямолинейного воздействия на сознание людей. Н.А. Бердяев, критикуя так называемую «прямолинейную демократическую метафизику», писал, что в условиях этой демократии вырабатывается мораль притязаний, обращённая к общественной среде, мораль ожиданий, что всякое богатство жизни придёт извне. Вся жизнь оказывалась ориентированной внешне, а не внутренне (Бердяев, 1999, с. 460).
Как это ни парадоксально, и в постсоветское время такой подход остаётся руководством к действию: бытие определяет сознание. И точка. Измените бытие, введите рыночные отношения, разрешите частную собственность — и всё образуется. Разрешите демократию, многопартийность, отмените цензуру, отпустите цены… Изменения идут «сверху», извне. Думается, самый большой просчёт мира, который мы сотворили, состоит в следующем. Мы несколько промахнулись мимо человека. Нет, государство выполняет свои социальные обязательства перед пенсионерами, ветеранами войны, в последнее время уделяется большое внимание инвалидам, государство заботится о пострадавших от стихийных бедствий. Но «разрешительно-отменительная» система упускает из виду, что после «введения», разрешения или отмены чего-либо к конкретной созидательной деятельности должен приступить человек, и он должен быть подготовлен к этому. Должны произойти изменения не только во внешнем мире, но и во внутреннем мире человека. При всех негативах и просчётах прошлого, оно может дать поучительные уроки на этот счёт.
1920 год. Ещё не кончилась Гражданская война. 3-й съезд комсомола. Большинство делегатов приехало с военных фронтов. Какая задача ставится перед ними? Учиться, учиться, учиться. И это не просто слова. Начинается великая битва на ниве образования. 1957 год, Советский Союз после тяжёлой кровопролитной войны с фашизмом, обогнав Америку, первым вырывается в Космос. Президент Кеннеди затребовал материалы об организации образования в СССР: во всём мире рывок в космос был воспринят как результат эффективности советской системы образования.
1943 год. Середина войны. До победы ещё далеко. Правительство издаёт постановление о создании Академии педагогических наук, задача которой координация и развитие исследований по проблеме человека, его воспитания, становления личности.
Сегодняшний мир, который мы сотворили, утрачивает «большие смыслы». Как-то включил телевизор. По НТВ шла программа «Говорим и показываем»: появился молодой человек. Открыл рот, высунул язык. Оказалось, язык у него разрезан на две половинки, каждая из которых двигается самостоятельно, независимо от другой… Присутствующие зрители смотрят на эту диковинку, молодой человек доволен всеобщим вниманием, он удовлетворил свою потребность в самореализации.
Да, мир, который мы сотворили, утрачивает «большие смыслы». В этом отношении весьма показательна «отмена» государственной идеологии. Давно пора реабилитировать это понятие. А ссылка на Конституцию — просто нонсенс, ибо Конституция сама по себе — идеологический документ, и даже закреплённый в Конституции принцип идеологического плюрализма есть воплощение идеологии демократического общества.
Введённое в науку французским философом Дестютом де Трасси понятие «идеология» (трактат «Элементы идеологии», 1801) означает не что иное как систему взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей и цели социальной деятельности. Идеология устанавливает основные принципы построения политики, этики, юриспруденции. Идеология — фактор сплочения общества, становления больших смыслов. Имевшие место успехи в жизни советского государства во многом объяснялись тем, что смыслом жизни человека становилась общая цель «за годы выполнить дела столетий». Другое дело, что в тоталитарном обществе происходит идеологизация духовной жизни, которая, как ни парадоксально это может звучать, — результат умаления роли идеологии в жизни общества, подчинения её политике, превращение в средство прямолинейного давления на сознание людей и формирования единомыслия.
В постсоветское время человек освобождён от идеологического давления «сверху». Но он освобождается и от работы в своём внутреннем мире, от осознания себя, от познания себя от совершенствования себя. Воспитание ушло из школы, телевидение преподаёт уроки жестокости и насилия и видит свою главную задачу в удовлетворении пассивно-развлекательной потребности.
Н.К.: Но можно ли в жизни обойтись без «малых смыслов»?
В.Ч.: Человек всё больше опускается в мир «малых смыслов». Малые смыслы не обязательно малы по своему масштабу. Они малы, потому что поверхностны. Это смыслы «короткого замыкания», выбора пути наименьшего сопротивления. В обстановке дефицита «больших смыслов» главной жизненной потребностью становится добывание денег любым способом. При этом истинно человеческие ценности вытесняются на периферию сознания.
Знаете, когда думаешь о жизни современного мира, не покидает ощущение, что по мере развития цивилизации наряду с фантастическими достижениями НТП растёт поверхностность отношения человека к жизни. Все ускоряющийся темп бытия заставляет скользить по верхушкам, бродить в дремучем лесу малых смыслов, всё время рискуя заблудиться в бессмыслице (ибо и бессмыслица имеет свой смысл). Скольжение по поверхности жизни, нежелание проникнуть в суть предмета, основательно продумать последствия своих решений и действий, не делание, а его имитация, приводящая к тому, что результат оказывается прямо противоположным поставленным целям, виртуозное использование информации для дезинформации людей — опорные пункты «царства» бессмыслицы. Сменяются цари и короли, парламенты и президенты, а мир бессмыслицы живёт и здравствует. И справиться с ним, преобразовать его труднее, чем осваивать глубокий космос, потому что здесь требуется проникнуть в глубину своей собственной души.
Н.К.: В чем тогда смысл краткой человеческой жизни?
В.Ч.: 100 лет назад Семён Франк писал: «Наша собственная жизнь, несмотря на свою краткость и отрывочность, может иметь смысл, если она связана с неким целым, а именно с общей жизнью человечества и всего мира. Это “двуединство” моего Я и мира должно сознаваться как вневременное и всеобъемлющее “целое”» (Франк, 1994, с. 509). Но чтобы стать этим «целым», нужно знать, что ты можешь дать людям (а значит — и самому себе). Л.И. Анцыферова, рассматривая способы построения истинного призвания человека, подчёркивает значимость постижения человеком своего внутреннего мира: человек должен быть проницаем для себя, обладать, как выражаются некоторые зарубежные психологи, прозрачным self-ом (Анцыферова, 2005)
Не «проскользить» по поверхности своего Я, учиться общению с самим собой, работать с самим собой. Душа обязана трудиться. Великий мастер организации такого труда, «уединенного труда души» А.В.Суворов: «Я сам себя обучаю, сам себя воспитываю, сам себя развиваю. Я доволен и не доволен собой, я горжусь собой и мне за себя стыдно. Я сам себя критикую и сам себе воздаю по заслугам, я сам свой высший суд. Я озабочен, что в чём-то не такой, каким хотелось бы быть. Я сравниваю себя с собой прежним, проектирую себя будущего. Пожалуй, вершина отношения к себе, как к другому, — соревнование с самим собой» (Суворов, 2001, с. 160).
Не промахнуться мимо себя. Не промахнуться в жизни, не пройти мимо действительно ценного, существенно обуславливающего жизнь, не абсолютизировать то, что является временным, преходящим, услышать истинный голос своего призвания… А значит, и внести достойный вклад в строительство нашего общего мира.
Школа как механизм предопределённости
Н.К: Вы пишете, что школа один из «механизмов» предопределённости судьбы человека. Так ли это? В какой мере такую роль может сыграть наша современная школа?
Ч.В.: Есть достаточно оснований утверждать, что бездумное отношение к жизни, стремление жить только сегодняшним днём — причина многих бед современного общества, распространения жестокости и насилия, роста преступности, алкоголизма и наркомании. Виктор Франкл приводит данные о том, что 90% тяжелой хронической алкологизации и почти 100% случаев наркомании связано с утратой смысла жизни. В какой мере школа может помочь в преодолении этой беды? Известна идея Эриха Берна о том, что в семье, в основном под влиянием родителей закладывается некий психологический механизм, который в дальнейшем будет в большей или меньшей степени определять жизнь человека. Берн назвал его «жизненным сценарием». Есть достаточно оснований считать, что и в школе закладывается своеобразный сценарий, в большей или меньшей степени предопределяющий смысл будущей жизни сегодняшнего школьника.
Однако… Мне уже приходилось писать о достаточно выразительном эксперименте, проведённом некоторое время назад в Санкт-Петербурге. Был проведён конкурс сочинений старшеклассников на тему: «Будущее, в котором хочется жить». Специальное жюри проанализировало 25 тысяч(!) работ. Из заключения жюри: «Настораживает отсутствие будущего. Как будто нынешнее поколение идёт в пустоту, не представляя, ни что их ждёт, ни какими они станут».
Н.К.: Школа не оправдывает наших ожиданий… Традиционные вопросы: кто виноват? И что делать?
В.Ч.: Виновато прежде всего наше отношение к процессу образования, наше понимание его значимости в жизни современного общества и его будущей жизни. Наше понимание смысла этого процесса. Разумеется, мы понимаем необходимость образования. Но если сопоставить его значимость и значимость развития экономики, укрепления обороноспособности, решения демографической проблемы? Мы с упорством, достойным лучшего применения, абстрагируемся от того факта, что развитие экономики, укрепление обороноспособности зависит прежде всего от человека, решающего эти задачи, от его личностной позиции, от того, каков смысл его жизни. А что касается демографической проблемы, то её основные составляющие не только «сколько нас будет?». Но и «какими мы будем?».
Не рождаются не только солдатами (ими становятся). Как правило, не рождаются и преступниками, алкоголиками, наркоманами. Как это ни парадоксально, мы недостаточно осознаём тот факт, что будущее человека (и общества) существенно зависит от того вклада, который вносит в это будущее процесс образования. От того отрезка жизненного пути, в начале которого — наивный первоклашка, в конце — в основном сложившаяся личность.
Что говорить о «человеческом факторе» в экономике, если человек исчезает из самого процесса образования. А. Маслоу в «Дальних пределах человеческой психики» писал: «Если прослушать курс по психологии научения или прочесть какую-нибудь книгу по этой проблематике, то можно обнаружить, что они обычно так и не попадают в цель, промахиваются мимо человека» (Маслоу, 1997, с. 180). Промахиваться мимо человека — тенденция, всё отчётливей выступающая в современном процессе образования. Происходящие в нем изменения направлены на то, чтобы приспособить человека к требованиям рынка. «Новое образование должно работать на новую экономику» (из интервью бывшего министра образования газете «Известия»).
Н.К.: Но школа должна учитывать тот факт, что её выпускник будет жить в условиях рыночной экономики?
В.Ч.: Разумеется, нужно подготовить школьника к жизни в условиях рыночных отношений. Но разве менее важно научить его быть личностью, чтобы смысл жизни будущего «рыночника» не свёлся к добыванию денег любым способом? (Важнейшая проблема, которая должна найти свою «нишу» в процессе образования — нравственная составляющая рыночных отношений.) Воспитание фактически ушло из школы. Реальностью является сокращение программ гуманитарных предметов, которые составляют основу духовно-нравственного воспитания. Понадобился специальный указ президента, чтобы вернуть сочинение по литературе в качестве государственного экзамена. Но дело не только в сочинениях. Смысл как психологический феномен имеет определённую структуру смысловых компонентов. Если поставить психологический диагноз негативным изменениям, произошедшим в процессе образования, то следует сказать, что нарушена целостность смысловой структуры этого процесса. Происходит отчуждение процесса образования от одного из основных его структурных компонентов — становления личности взрослеющего человека. Смысл процесса образования редуцируется до задачи предоставления образовательных услуг.
Н.К.: Образовательный процесс во многом пробуксовывает?
В.Ч.: Да, это так. Показательны результаты проведённого нами анкетирования студентов и молодых учителей. Отвечая на вопрос анкеты «Что, по вашему мнению, в наибольшей степени влияет на становление смысла жизни?», 33% респондентов отвели первое место родителям, 20% — общению со сверстниками, общение с педагогами стало определяющим лишь для 0,8% респондентов! Процесс поиска и обретения смысла жизни и современный процесс образования двигаются как бы по параллельным орбитам…
«Больной вопрос» процесса образования — эффективность его реформирования. Процесс образования, как всякий развивающийся целенаправленный процесс, должен обладать свойствами устойчивости. Один из создателей кибернетики У.Р. Эшби писал: «Через все значение слова “устойчивость” проходит идея инвариантности. Эта идея состоит в том, что, хотя система в целом претерпевает последовательные изменения, некоторые её свойства (“инварианты”) сохраняются неизменными» (Эшби, 2006, с. 109). Сказанное в полной мере относится и к процессу образования, в развитии которого необходимо сочетание двух тенденций: динамической (инновационной), суть которой — разработка и реализация новых форм, способов, методов образования, обусловленных изменениями, происходящими в социальной жизни, и инвариантной, которая придаёт устойчивость процессу образования, позволяет выдерживать линию его развития, предохраняет от нововведений, осуществляемых без достаточного учёта последствий.
Плохо, если неправомерно меняются местами эти тенденции, разрушается инвариантная основа процесса при консервации того, что должно изменяться. Один из примеров — ликвидация целого ряда сельских малокомплектных школ, их слияние с более крупными. Конечно, можно рассчитывать на то, что в более крупной школе — более квалифицированные учителя (что совсем не обязательно), лучшее помещение и оборудование. И главный в таких случаях аргумент — экономия средств, которые затрачивались на содержание малокомплектной школы. Прекрасно, если не считать того, что нужно вставать в 5 утра, чтобы добраться до школы, а дороги в сельской глубинке, а непогода, распутица, снежные заносы, а внеклассная работа, а контакты с родителями? А то, что сельская школа всегда была местным очагом культуры? Реформатору бы почаще вспоминать врача-хирурга, скальпель которого режет по живому.
Н.К.: В Вашем опыте есть замечательные примеры работы школы.
В.Ч.: Важнейший «инвариант» процесса образования — становление личности взрослеющего человека. Мне довелось много лет проводить исследовательскую работу на базе школы №67 Юго-Западного округа Москвы (нынче школа-гимназия №1567). Из устава школы: «Приоритетным в деятельности гимназии является личность ученика, интересы её развития». Школа недавно отметила полувековой юбилей. Из писем бывших учеников школы: «Вот уже 30 лет меня питает удивительная энергия педагогов школы» (Соседова Елизавета Игоревна). «Прошло уже 25 лет, как мой любимый 10А сказал “до свидания” нашей школе. Это неправда, что школу можно забыть, что можно забыть свой класс, своих учителей. Мы всегда в сердце друг друга» (Сергей Кузнецов). «Хорошо, когда встречаются в жизни люди, которые делают её лучше, интереснее, да и самого тебя меняют в лучшую сторону. Спасибо и низкий поклон» (Владимир Болдин, 2005 год, выпускник 1970/71 учебного года) (заметим, письмо написано через 35 лет после окончания школы). «Когда вырос мой отпрыск, я даже не ожидала, что эта школа не потерялась в такое “капиталистическое” время и даже имеет свой сайт. Какое счастье, что мой отрок поступил сюда и будет учиться у таких замечательных учителей» (Ирина Николаевна).
Не потерялась школа! Советский Союз «потерялся», а школа — нет. Не потерялась, прежде всего, потому, что учила и училась строить будущее, стремилась заложить личностный фундамент смысла жизни своих питомцев. Потому и получает благодарственные письма через 35 лет. Она как бы возвышается над временем, соединяя настоящее, прошедшее и будущее высоким смыслом жизни. Подробный анализ опыта работы школы изложен в книге, написанной нами совместно с бывшим директором школы Р.М. Бескиной, которая полвека назад (интересная деталь) была не назначена директором школы, а избрана учительским коллективом. Книга вышла в издательстве «Просвещение» в 1993 году. Мы назвали её «Воспоминания о будущей школе». Была надежда, что этот опыт пригодится в будущем, увы, сегодня школе нужен опыт предоставления образовательных услуг…
Крупным просчётом «мира, который мы сотворили» является снижение социального статуса школьного учителя, недооценка значимости учительской профессии в решении самых насущных проблем современного общества. Между тем, именно сегодня, когда чрезвычайно усложнилась жизнь социума, стала более неоднозначной, когда обострились социальные противоречия, когда резко увеличился темп жизни, роль учителя должна возрастать. Думается, есть определённая связь между ростом преступности и нищенской зарплатой, которую в массе своей получал учитель в последние десятилетия. Не будет преувеличением сказать, что учитель держит в своих руках будущее государства.
Учитель не просто один из участников образовательной среды, от него в решающей степени может зависеть в какой мере самые лучшие и самые эффективные научные и методические разработки станут реальностью для каждой школы и каждого школьника. Именно учитель может помочь школьнику использовать возможности Интернета, действительно способствующие его общему развитию, расширению его кругозора.
Нужно ли доказывать, что никакие достижения научно-технического прогресса не могут заменить непосредственного влияния личности учителя на обучение и нравственное воспитание школьника. Учитель «вкладывает» в свою профессию собственную индивидуальность. В исследованиях последних лет показано, что значимость профессиональной деятельности, ее жизненная ценность находятся в прямой зависимости от способности педагога найти в профессиональной деятельности нечто близкое своей индивидуальности. Об этом можно прочитать в подготовленном большим коллективном авторов учебном пособии «Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога» (2008). Цель данного пособия, как сказано в послесловии, — показать, что процесс получения образования может и должен открывать путь к поиску и обретению смысла жизни, единственного и неповторимого для каждого участника этого процесса — и того, кто учится, и того, кто учит.
Н.К.: Не могу не задать вопрос о роли Н.С. Лейтеса в Вашей научной судьбе?
В.Ч.: В 1961 году в Институте психологии я встретился с Натаном Семеновичем Лейтесом. С того момента моя жизнь разграничивается на две половины: до этой встречи и после. С тех пор более полувека мы были вместе. Жили в разных концах Москвы. Но он всегда был рядом. Я мысленно общаюсь с ним. Я знаю, что он сегодня мной недоволен, и обещаю исправиться.
Натан Семенович был ученым высочайшей квалификации, тонким психологом, обладавшим большой интеллектуальной зоркостью; он умел интуитивно определять главную «изюминку» проблемы и наиболее рациональное направление ее исследования. Он был замечательным научным руководителем. В его отношениях с аспирантами сочетались дружеская поддержка, почти отеческая забота и высокая требовательность. Натан Семенович в своих трудах показал большую «разрешающую» способность монографического изучения, создания целостного психологического портрета, который не просто конкретизирует проблему, но углубляет ее. Н.С. Лейтес был великим гуманистом. Создавая психологические портреты, он прикасался к человеку кистью художника. По глубине проникновения во внутренний мир человека психологические портреты, созданные им, могли поспорить с работами талантливых писателей.
Несколько месяцев назад Натан Семенович ушел от нас. Правда ли, что незаменимых нет? Наверное — да. Но правда и то, что незаменимые есть. Ибо в творчестве большого таланта воплощается всё своеобразие, необычность, оригинальность человеческой натуры творца. И этому нельзя подражать — этому можно только учиться. Никто и ничто не может заменить то, что сделал Натан Семенович. И то, как он это сделал. Он навсегда занял место в моей душе, памяти, сердце. И это место незаменимо.
Жизненное пространство личности
Н.К.: Вы подробно рассмотрели проблему жизненного пространства личности как особого психологического феномена. Какова его роль в судьбе человека? Чем это понятие отличается от понятий «жизненный путь», «субъективная картина жизненного пути»?
В.Ч.: Понятие «жизненное пространство личности» включает в себя как объективный, так и субъективный аспекты. Рассматривая их как некую целостность, «двуединство», имеющее внутренние взаимосвязи и взаимопереходы, мы выделяем 3 составляющих этого феномена:
- объективная составляющая — жизненное пространство личности как объективно существующий феномен, включающий в себя объективно существующие факторы и закономерности (природная, биологическая основа организма, конечность жизненного пространства, возрастные этапы и возрастные особенности);
- субъективная составляющая — субъективная картина жизни человека;
- субъектная составляющая — осознание себя как субъекта, выстраивающего пространство собственной жизни.
Учёт особенностей жизненного пространства позволяет сделать более полным анализ выделенных этапов психического развития. Один из многих примеров. Известна проблема подросткового суицида. Анализируя её причины, следует учитывать особое, присущее только этому возрастному этапу отношение к пространству собственной жизни. Старший подросток подобен путнику, остановившемуся у камня, на котором начертано: «направо пойдёшь…», «налево пойдёшь...», «прямо пойдёшь...» Основное пространство жизненного пути ему незнакомо. Это terra incognita. Смутность, неясность, а порой искаженность представления о пространстве собственной жизни, неприсвоенность этого пространства рождает неуверенность в собственном будущем, страх перед ним, в некоторых ситуациях — мысли о суициде, нужна специальная работа с подростком именно в этом направлении.
В последние годы при ПИ РАО, а также в рамках симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме» проводится работа, направленная на оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в «выстраивании» жизненной перспективы. Основная цель этой работы — формирование у школьников отношения к собственной жизни не как к туманному неопределённому будущему, а как единому целостному пространству, во многом обусловленному активностью самого человека, степенью его ответственности за собственную жизнь и умением выстроить её в соответствии с представлениями о её смысле.
Важнейшая составляющая этой работы — развитие у подростков рефлексии и рефлексивного отношения к жизни. При этом исследователи опирались на результаты исследования, проведённого в своё время научным коллективом под руководством В.В. Давыдова, посвящённого развитию у учащихся т.н. учебной рефлексии, то есть развитию способности учить самого себя. «Учить самого себя, — писал Давыдов, — это значит строить отношения с самим собой как с другим, вчера думавшим не так, как сегодня, умевшим меньше, недопонимавшим того, что сегодня стало понятно» (Давыдов, 1996). Школьник учился таким образом не просто овладению знаниями, он овладевал способностью познавать те изменения, которые происходят с ним самим в процессе обучения. Давыдовским коллективом фактически была создана практическая психология становления в процессе школьного обучения новых жизненных связей, о которых С.Л. Рубинштейн писал, что «с появлением рефлексии человек приобретает способность выйти за пределы непосредственного процесса жизни и занять позицию вне её и над ней» (Рубинштейн, 1973).
Учебная рефлексия явилась не только условием эффективного овладения школьными знаниями, но и переходным этапом от умения учить себя овладению учебным предметом к умению учить себя жить. Исходным в работе по развитию у подростков рефлексивного отношения к жизни и жизненной перспективы было положение о том, что в подростковом возрасте создаются благоприятные условия для формирования нового уровня рефлексии, обусловленного новой подростковой позицией, когда особенно ярко выступает описанный многими представителями экзистенциальной философии и психологии (Хайдеггер, Ясперс, Сартр и другие) феномен «несовпадения человека с самим собой».
В исследовании Т.А. Поповой был разработан и апробирован учебный курс «Можешь ли ты стать хозяином своей судьбы?». Это фактически был комплексный метод, объединяющий учебные и исследовательские задачи. Наряду с этим он был своебразным формирующим экспериментом, направленным на психологическую поддержку процесса становления у школьников смысложизненных ориентаций. В ходе курса использовался ряд практических техник: графический тест «Пространство моей жизни», «Послание предков», «Путешествие по мирам потерянного и непотерянного времени», «Построение графика жизненного пути», «Письмо самому себе через 25 лет» и другие. Практический блок курса включает в себя свободные занятия, игры, тренинговые упражнения.
Анализ полученных экспериментальных данных показал значимые позитивные изменения в процессе становления у школьников смысложизненных ориентаций и временной перспективы будущей жизни. Исследование И.В. Ульяновой представляет собой попытку сделать феномен смысложизненных ориентаций учащихся центром учебно-воспитательной работы школы (об этих исследованиях и о жизненном пространстве личности можно прочитать в недавно вышедшем сборнике статей «Психология смысла жизни» (2014).
Н.К.: Какова реакция на обращение XI научного симпозиума к общественным, политическим организациям и всем гражданам России?
В.Ч.: В обращении подчеркивается сложность переживаемого исторического периода: человечество подошло к роковой черте, преобладает узко-эгоистическая концепция «развития», понимаемого как безудержное увеличение потребления. Пропасть между богатством и нищетой для все растущего числа людей становится непреодолимой, а достижение достойного уровня жизни — несбыточной мечтой. Увеличивается число организаций тотально-фашистского и сектантского типа. В обращении правомерно утверждается, что крайние проявления эгоизма — узко-личностного, группового, национального — представляют сегодня главную опасность для жизни человеческой цивилизации.
Участники симпозиума, понимая, что сегодня одной из наиболее значимых государственных идей должна быть идея духовно-нравственного воспитания человека, обращаются к Президенту, Правительству России, Государственной Думе, Совету Федерации с предложением разработать и реализовать комплексную программу нравственного воспитания, отказаться от узко-рыночного подхода к системе образования. Подчеркивается, что именно здесь, в системе образования, в ближайшее время будет решаться судьба человеческой цивилизации.
Вы спрашиваете, какова была реакция на обращение? Ответ: никакой.
Реализация предложений, изложенных в обращении, требует государственной воли, требует мобилизации миллионов людей на активное участие в переустройстве жизни. Требуются «большие смыслы». Нужна внятная идеология российского демократического государства, устанавливающая цели его развития, основные принципы построения политики, этики, юриспруденции. Требуется понимание (не на словах, а на деле) того, что именно человек, его образование, становление его личности является основным фактором существования государства, его экономической мощи, его обороноспособности, его развития и процветания. Пока такого понимания нет.
Н.К.: Научный симпозиум «Смысл жизни и акме», что он значит в Вашей жизни?
В.Ч.: Я благодарен судьбе за то, что удалось организовать и (самое главное) сделать традиционной работу симпозиума. Симпозиум подходит к своему двадцатилетию. В его работе принимают участие представители многих регионов России, психологи из Белоруссии, Украины, Казахстана, Латвии, Бразилии. Опубликовано 11 сборников научных статей, коллективом участников симпозиума создано учебное пособие «Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога» (2008), материалы симпозиума систематически публикуются в «Психологическом журнале», в «Вопросах психологии», Интернете. В работе симпозиума принимают участие молодежная секция, постоянно действует семинар для старшеклассников, обсуждающий проблему «Как строить собственное будущее».
Думаю, не ошибусь, если скажу, что симпозиум стал одним из механизмов «предопределенности судьбы» для многих людей, правда прибавляющим забот, но делающим жизнь более целенаправленной, придающим ей дополнительный смысл и удовлетворение от создания того, что удалось продвинуться в чрезвычайной сложной и чрезвычайно значимой для каждого человека проблеме. Для меня симпозиум — точка опоры, задающая перспективу, помогающая выстоять на нелегком завершающем участке жизненного пространства. Очень благодарен моим коллегам, самоотверженный труд которых обеспечивает многолетнюю работу симпозиума.
Н.К.: Что побудило Вас заняться проблемой смысла жизни?
В.Ч.: Непосредственным толчком была опубликованная в 1990 году книга В. Франкла «Человек в поисках смысла» (редактирование и перевод Д.А. Леонтьева и Л.Я. Гозмана**). Но главная причина — интерес к проблеме отдаленной ориентации. Эта тема была центральной в монографии «Нравственная устойчивость личности (психологическое исследование)», опубликованной в 1981 году издательством «Педагогика». Естественно было рассмотреть проблему смысла жизни как важнейшего психологического механизма отдаленной ориентации.
Н.К.: Над чем Вы сегодня работаете?
В.Ч.: Монография называется «Смысл жизни, как психологический механизм отдаленной ориентации поведения и деятельности человека». В монографии обобщены теоретические изыскания и результаты проведенных в последнее время экспериментальных исследований. Основные разделы монографии:
- Методологический аспект проблемы смысла жизни
- Теоретический анализ смысла жизни как психологического феномена
- Методический аппарат исследований
- Интегрирующая функция смысла жизни
- Проблема адекватности смысла жизни
- Смысл жизни и индивидуальность
- Проблема монолитизации смысла жизни
- О личностном фундаменте смысла жизни
- Проблема оптимального смысла жизни
- Смысл жизни и проблема самореабилитации
- Смысл жизни как «интегратор» жизненного пространства личности
Специальный раздел посвящен смысложизенному аспекту современного процесса образования.
Н.К.: Как бы Вы сами ответили сегодня на вопрос анкеты о смысле жизни?
В.Ч.: Сегодня отвечая на вопрос анкеты, я бы подчеркнул, что с развитием цивилизации увеличивается не только осмысленность жизни, но и проявления бессмыслицы. Огромная роль в процессе обессмысливания жизни принадлежит дезинформации (термин неточный: приставка дез- — обозначает уничтожение, удаление, отсутствие чего-либо. На самом деле во многих случаях речь идет о намеренном искажении информации, извращении её, изменении сознания людей в эгоистических, корыстных целях. Такого рода ложная информация обессмысливает жизнь, она становится оружием массового поражения сознания людей и, по сути, представляет не меньшую опасность, чем ядерное оружие. Необходимы конкретные меры (в том числе и меры уголовной ответственности) для защиты информации, защиты сознания от злонамеренного искажения информации. В противном случае никакой прогресс невозможен: бессмыслица будет всё больше вытеснять осмысленность жизни.
Чрезвычайно сложная и важная проблема: свобода информации и освобождение её от злонамеренного искажения.
Н.К.: Если подвести итог нашему разговору — что в «сухом остатке»?
Актуальность проблемы смысла жизни сегодня прежде всего в том, что эта проблема стала одновременно и проблемой существования человечества.
Настоятельной необходимостью является более глубокое понимание человека как основного участника исторического процесса. Уроки истории свидетельствуют, что одним из главных негативных алгоритмов развития человеческой цивилизации являются крайние проявления эгоизма, индивидуального, группового, корпоративного, государственного.
Проходят века, а эгоизм живёт, здравствует и совершенствуется, становясь всё изощреннее и наглее. Достоевский наглядно описал «бесовщину», царствующую в прошлые века, а разве дремлет нынешняя бесовщина, когда сбросив авиационную бомбу на детский сад, объявляют миру, что уничтожено скопление террористов…
Мы говорили о развитии рефлексии у детей и подростков, которая проявляется в умении учить самого себя жить. Не пора ли и человечеству научиться такой рефлексии — занять позицию над непосредственной жизнью с её эгоистическими устремлениями, хитросплетениями, соблазнами и осознать себя обитателями, в общем-то, небольшого жилища под названия «Земля», которое нужно беречь, беречь всем вместе, потому что от мира и согласия в жилище зависит его благополучие и долговечность. На мой взгляд, достойный смысл жизни на грядущие десятилетия.
Кто-то скажет: утопия? Я отвечу: а какова альтернатива? Ядерная боеголовка, приставленная к виску человека и человечества? Мы подошли к красной черте. Не пора ли задуматься?..
Цитируемая литература
- Анцыферова Л.И. Гуманистически-экзистенциальный подход к мудрости: способы постижения истинного Я и призвания человека // Психологический журнал. 2005. Т. 26, №3. С. 5-15.
- Бердяев Н.А. Судьба России. М.: ЭКСМО-ПРЕСС; Харьков: ФОЛИО, 1999.
- Бескина Р.М., Чудновский В.Э. Воспоминания о будущей школе. М.: Просвещение, 1993.
- Ильин И. Путь к очевидности. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1998.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. М., 1955.
- Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М.: Наука, 1987.
- Столяров А. После бала // Литературная газета, 17–23 мая 2006 г., №19.
- Трубецкой Е. Смысл жизни / Смысл жизни: Антология. М.: Прогресс, Культура, 1994.
- Франк С. Смысл жизни // Смысл жизни: Антология. М.: Прогресс, Культура, 1994.
* Украинская организация «Правый сектор» признана экстремистской Верховным судом России, деятельность организации на территории России запрещена (прим. ред.).
** Леонид Яковлевич Гозман признан иноагентом (6 мая 2022 года его имя внесено в реестр иностранных средств массовой информации и лиц, выполняющих функции иностранного агента, на сайте Министерства юстиции Российской Федерации) (прим. ред.).
Фото: psyjournals.ru
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать