21 июня 2024 года — юбилей Владимира Александровича Мазилова, известнейшего методолога и историка психологической науки, профессора, доктора психологических наук, заведующего кафедрой общей и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, приглашенного профессора Гродненского государственного университета им. Янки Купалы (Беларусь), члена Этического комитета Российского психологического общества, вице-президента, члена президиума Международной академии психологических наук. Владимира Александровича поздравляют друзья, коллеги и ученики...
***
Мастер психологии
Владимир Васильевич Козлов, профессор, доктор психологических наук, профессор кафедры социальной и политической психологии факультета психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, ректор Университета интегративной психологии и психотерапии, президент Международной академии психологических наук, главный редактор журналов «Человеческий фактор: Социальный психолог» и «Вестник интегративной психологии»:
Недавно провели 27-й Международный конгресс «Психология XXI столетия (Новиковские чтения)», посвященный 70-летию профессора В.А. Мазилова (10–12 мая 2024 года) в г. Ярославле. На берегу Волги в чудесном месте Диево Городище собралось 163 участника из разных городов России и ближнего зарубежья.
На Конгрессе отмечали важную дату — 70 лет со дня рождения одного из ведущих современных российских ученых, доктора психологических наук, профессора Владимира Александровича Мазилова.
Владимир Александрович Мазилов — мой давний и близкий друг с конца 70-х годов прошлого столетия. Мы оба закончили факультет психологии Ярославского государственного университета им. Демидова. В 80-е годы вместе работали в педагогическом институте. Владимир Александрович в те времена уже защитил кандидатскую диссертацию и продолжил заниматься научной и преподавательской работой доцентом, деканом ФНК, затем профессором и заведующим кафедрой общей и социальной психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Несмотря на то, что автор статьи в 90-е годы возвратился в Демидовский университет, дружба крепчала во взрослости в общности интересов в науке и преподавательской деятельности.
Следует признать, профессор Мазилов является самым признанным методологом советской и российской психологии, апостолом методологии.
Как известно, в буддизме тхеро становятся тогда, когда монах овладевает текстами «Типитаки» — канона буддизма.
В этой логике, Владимир Александрович достиг предела — он является последним и единственным энциклопедистом психологии, который в совершенстве владеет историей и современным состоянием этого направления гуманитарной науки.
Как известно, последним энциклопедистом философии был Платон. Во многих смыслах В.А. Мазилов является Платоном психологии.
В квартирах, в которых жил Мазилов, основную площадь занимали книги. Но они не были элементом интерьера, как у многих, а были пространством его мышления и жизни.
Как известно, еще в 1982 году В.А. Мазилов защитил кандидатскую диссертацию «Психологический анализ ограничения зоны поиска в процессе решения мыслительных задач» в Институте психологии АН СССР. Конечно, как интеллектуал высокой пробы, он мог бы выбрать для дальнейших исследований любое направление психологии, но ограничил зону поиска в процессе решения своих мыслительных задач самым сложным предметом — методологией науки.
Психологи, которые формировались в профессиональном и личностном отношениях в 70-е и 80-е годы прошлого столетия, застали последнюю попытку создания «методологии психологии», единственной верной и подлинной научной психологии, основанной на марксистской философии и материалистической методологии науки. В соответствии с каноном этой теории вся предшествующая историко-психологическая мысль — это только предыстория, подводящая к возникновению и осознанию подлинного содержания научной психологии — понимания, основанного на натуралистической, материалистической метафизике. Только такое понимание является настоящим научным знанием, все другие виды знания — это просто мнения или абсурд. Основная теза, согласно которой методы и допущения (включая эпистемологические и метафизические учения), на которых основаны естественные науки, должны и могут быть использованы в психологии, является основой научного мировоззрения.
В.А. Мазилов всегда находился в оппозиции к одномерному пониманию психической реальности. В 1989 году В.А. Мазилов опубликовал первую крупную статью, посвященную изучению проблемы соотношения теории и метода в психологии. Углубленная работа над данной темой завершилась в конце 1990-х публикацией монографии «Теория и метод в психологии». В 1999 году он защитил докторскую диссертацию «Теория и метод в психологии» по специальности 19.00.01. «Общая психология, психология личности, история психологии». Руководствуясь историко-методологическим подходом, В.А. Мазилову удалось разработать схему соотношения теории и метода в психологии. Вначале он полагал, что такое соотношение характерно лишь для ранних этапов становления психологии, но впоследствии показал, что схема универсальна и вполне адекватно отражает это отношение и на более поздних этапах.
В конце 90-х годов Владимир Александрович поставил предельную задачу — разработку новой методологии психологии. По сути, вся дальнейшая его работа в области методологии была подчинена решению этих задач (Мазилов, 1998; Мазилов, 2017 и мн. др.). Первым этапом в реализации этой программы явился анализ современного состояния методологии психологической науки в нашей стране и за рубежом. Работа над новой методологией психологии продолжалась В.А. Мазиловым в годы «перестройки» (1985–1990) и последующие 1990-е годы, когда методология репрессировалась и девальвировалась во многих психологических кругах, что, на наш взгляд, было связано с оппозицией к материалистической психологии и марксистско-ленинской философии (Мазилов, 1998).
Предварительные итоги формирования новой методологии обсуждались в работе, аналогичной по названию (В.А. Мазилов «Методология психологической науки: история и современность». М.: МАПН, 2007. 352 с.).
Профессор Мазилов придерживается позиции плюрализма и считает, что в настоящее время существует явное многообразие подходов к разработке методологии психологии и все они имеют право на существование и выражают авторское видение методологии психологии. Одновременно Владимир Александрович имеет свое видение методологии, которое сводится к следующим тезисам.
Во-первых — научная психология как фундаментальная дисциплина еще только формируется, завершается этап поиска психологией своего предмета. Поскольку он явно сложнее предмета как естественных, так и гуманитарных наук, предстоит поиск адекватного метода, позволяющего постигать столь сложные явления. Пока психология действовала, подражая естественным и герменевтическим наукам. На очереди обнаружение и верификация новых средств исследования. Осознание уникальности предмета и поиски своего пути — магистральная линия размышлений и разработок современной методологии психологической науки.
Методология должна быть методологией «снизу» — методологические положения должны идти от самой психологии, от проведения психологических исследований, от опыта и обобщений самой психологической науки.
В.А. Мазилов не разделяет позиции, согласно которой руководством к созданию методологии психологии должны явиться положения философии и методологии науки. Как показано в тексте монографии, есть основания полагать, что положения, разработанные философией науки на материале естественных дисциплин, не учитывают своеобразия психологии и специфики ее предмета, по уровню сложности своего устройства намного превосходящиего предметы естественных наук. В.А. Мазиловым показано, что, решая психологические вопросы, мы не можем абстрагироваться от трактовки предмета психологии.
В.А. Мазилов считает, что методология психологии должна быть нацеленной на интеграцию. Речь вовсе не идет о разработке какой-то единой супертеории, которая бы все объяснила, но чтобы выстроить единую методологию — возможно много различных подходов. В работе В.А. Мазилова предлагается идея установления отношений между подходами, некоторого взаимопонимания между ними — методологический аппарат, позволяющий соотносить различные концепции и подходы через коммуникативную идею.
В своих работах в начале этого столетия мы обозначили стратегию Мазилова как шестую волну психологии — коммуникативную. Цель этой стратегии мы можем обнаружить как формирование универсальной языковой среды, наподобие языка математики или физики, в которых любая символика истолковывается однозначно независимо от парадигмы.
Коммуникативная методология (В.А. Мазилов) предполагает кооперативное взаимодействие наук, школ и направлений в решении конкретных вопросов психотерапии и других гуманитарных наук. В этом контексте абсолютно справедливо замечание В.А. Мазилова, что сегодня необходимо направить усилия на разработку научного аппарата, позволяющего реально соотносить различные концепции и, тем самым, способствовать установлению взаимопонимания в рамках научной психотерапии. Конкретная задача, которую предстоит решить в первую очередь, состоит в разработке модели методологии психологической науки, ориентированной на коммуникацию, т.е. предполагающей улучшение реального взаимопонимания:
- между различными направлениями в рамках научной психотерапии;
- между академической, научной психотерапией и практико-ориентированными концепциями;
- между научной психотерапией и теми ветвями психотерапии, которые не относятся к традиционной академической науке (трансперсональная, религиозная, мистическая, эзотерическая и т.п.);
- между научной психотерапией и искусством, философией, религией;
- между психотерапиями, которые опредмечивают различные уровни психической организации — персона, интерперсональное и трансперсональное.
Профессор Мазилов в последние десятилетия выступает как признанный лидер современной методологии психологии.
К юбилею Владимира Александровича Мазилова была выпущена коллективная монография «Мастер психологии» (под ред. В.В. Козлова, Ю.Н. Слепко. Ярославль: МАПН, 2024. 348 с.)
В монографии представлена оценка научного творчества юбиляра коллегами и друзьями, раскрыты основные этапы его жизненного и научного пути. Анализируя вклад В.А. Мазилова в развитие психологической науки, авторы обратили отдельное внимание на разработку им проблем истории, теории и методологии психологии. Рассматривая эти три раздела психологической науки в единстве, ядром психологических взглядов юбиляра авторы считают разработку им когнитивной и коммуникативной методологии психологии, а также методологии психологической науки и практики.
В качестве дополнительных материалов представлена избранная библиография, а также другие материалы, раскрывающие многогранность личности и деятельности В.А. Мазилова.
Монография получилась не только большой по объему, но и очень содержательной по позитивной эмоции благодарных учеников и друзей по жизни и творчеству.
От всей души желаем дорогому Владимиру Александровичу новых научных свершений, здоровья и оптимизма!
***
Дорогому другу!
Владимир Петрович Позняков, профессор, доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории истории психологии и исторической психологии Института психологии РАН, профессор кафедры социальной и этнической психологии Московского гуманитарного университета:
В этом году российские психологи отмечают важную дату — 70 лет со дня рождения одного из ведущих современных российских психологов Владимира Александровича Мазилова. Я не сомневаюсь, что в многочисленных поздравительных обращениях коллег будут перечислены не менее многочисленные научные заслуги юбиляра. В своём приветствии я хочу обратиться к личным качествам Владимира Александровича. Владимир Александрович Мазилов — мой давний и близкий друг. Мы оба закончили факультет психологии Ярославского государственного университета им. Демидова. Я был выпускником первого выпуска, подарившего психологической науке целую плеяду достойных её представителей. Владимир Александрович — выпускник следующего выпуска, многие представители которого также заслужили признание и уважение российского психологического сообщества. Хочу отметить, что даже на фоне этих незаурядных людей уже в годы учёбы Владимир Александрович проявил себя как исключительно способный, точнее говоря — талантливый студент. Он регулярно досаждал преподавателям глубокими, порой каверзными вопросами, блестяще выполнял все учебные задачи и закончил факультет с отличием. Уже будучи студентом старших курсов, Владимир Александрович был приглашён руководством факультета к участию в научной и преподавательской работе. После окончания учёбы на факультете и аспирантуры Владимир Александрович блестяще защитил кандидатскую диссертацию и продолжил заниматься научной и преподавательской работой. С юных лет Владимира Александровича привлекали вопросы истории, теории и методологии психологической науки. Его выступления на научных конференциях и публикации в ведущих научных журналах неизменно вызывали и продолжают вызывать большой интерес и признание коллег. Но наиболее привлекательные для меня лично качества Владимира Александровича проявились и проявляются в условиях нашего неформального межличностного общения. Владимир Александрович, как, впрочем, и я, не очень склонен к публичному, тем более официальному взаимодействию. Но и во время наших дружеских, неформальных встреч главным предметом обсуждения были и остаются актуальные и неизменные проблемы состояния и развития психологии. И я всегда восхищался и восхищаюсь глубине мыслей и остроте высказываний Владимира Александровича. Широчайшая эрудиция, знание не очень популярных, но чрезвычайно интересных и любопытных фактов из жизни и творчества выдающихся представителей научной мысли (не только психологии, но также и философии и других наук) всегда превращали наши застольные беседы в интереснейшее и поучительное общение, о котором, могу сказать, цитируя Сент-Экзюпери, что это действительно единственная настоящая роскошь в жизни. С большой благодарностью и теплотой вспоминаю нашу встречу в моём родовом поместье в урочище Цыбаки, где на берегах реки Которосли мы провели многие часы в обсуждении житейских и научных проблем современной жизни. Не менее живым и творческим было наше общение и в пансионате «Дом учителя», а позднее на базе «Диево городище» на регулярных Новиковских чтениях, и в Институте психологии Российской Академии наук. Не следует полагать, что наше общение сводилось только к неформальным контактам. Владимир Александрович является научным руководителем целой плеяды кандидатов, а теперь уже и докторов психологических наук. И как свидетель научного роста и успехов его учеников не могу не отметить ярко выраженные способности Владимира Александровича как Учителя и Наставника. Обращаясь к Владимиру Александровичу за советом, а иногда и за помощью, я всегда встречаю неизменное внимание, поддержку и заботу, стараясь, по мере своих скромных возможностей, отвечать ему взаимностью.
Дорогой Владимир Александрович! Сердечно поздравляю Тебя с прекрасным Юбилеем. Ты пополняешь ряды 70-летних, то есть зрелых представителей нашего психологического братства! И это только начало периода научной зрелости, то есть плодородия и достижений. Желаю Тебе, прежде всего, крепкого здоровья, неизменной радости Творчества и роскоши человеческого Общения, а в них — основной залог жизненного Счастья!
***
Владимир Дмитриевич Шадриков, профессор, доктор психологических наук, академик РАО, ординарный профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»:
21 июня 2024 года исполняется 70 лет со дня рождения советского и российского психолога Владимира Александровича Мазилова.
В этот день мне хотелось бы отметить три важнейших достижения Владимира Александровича.
Он является летописцем Ярославской психологической школы, проследившей ее становление от работ К.Д. Ушинского и автора одного из первых учебников по психологии, профессора И.А. Кедрова (1811–1846 гг.) через труды профессора И.П. Четверикова, проходившего стажировку в лаборатории Вундта, и до работ В.С. Филатова, основателя Ярославской психологической школы, ученика С.Л. Рубинштейна, под руководством которого он подготовил кандидатскую и докторскую диссертации.
В.А. Мазилов является автором серии работ по актуальным методологическим проблемам психологии, без изучения которых невозможно представить теоретическую подготовку современных психологов.
Наконец, следует отметить подготовку и издание шеститомной хрестоматии по общей психологии, инициатором и одним из редакторов которой он является. Только глубокая эрудиция Владимира Александровича позволила выполнить эту огромную работу, востребованную широким кругом лиц, интересующихся психологией.
Хочу пожелать Владимиру Александровичу дальнейших творческих успехов на радость нам — его коллегам и процветание психологической науки.
***
Юрий Николаевич Олейник, доцент, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой общей, социальной психологии и истории психологии факультета психологии, педагогики и социологии Московского гуманитарного университета, член совета Московского психологического общества:
Уважаемый и дорогой Владимир Александрович! Сердечно поздравляю Вас со знаменательной юбилейной датой!
Общаясь с Вами уже много лет, хочу сказать, что Вы всегда привлекали и поражали меня готовностью браться и умением решать самые сложные теоретические и методологические вопросы психологической науки. Ваша докторская диссертация, большое количество последующих монографий и статей свидетельствуют, что для Вас нет неразрешимых научных проблем, а предлагаемые Вами решения всегда носят конструктивный характер. Ваша увлеченность сложнейшими вопросами научного познания психики и развития психологической науки может и должна выступать примером для молодых психологов. И я рад, что в ходе своей преподавательской деятельности, общения с коллегами Вы щедро делитесь своим опытом, мыслями, идеями и всегда открыты для обсуждения волнующих и актуальных вопросов современного человекознания.
Хочу специально отметить и поблагодарить Вас за постоянный и устойчивый интерес и результативный вклад в изучение истории отечественной и мировой психологии! Вы не только возвращаете в пространство психологии порой забытые имена наших предшественников, но и умеете найти позитивные идеи в их взглядах и концепциях, актуальные для современной психологии. Вы не только авторитетный представитель историко-психологического сообщества российских психологов, мнение которого всегда ценно и важно, но и ученый, который во многом определяет развитие этого сообщества.
От всей души желаю Вам многие лета активной творческой деятельности, новых замыслов и достижений!
С неизменным уважением и почитанием, Ю.Н. Олейник
***
Юрий Николаевич Слепко, доктор психологических наук, профессор РАО, декан педагогического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского:
Дорогой Владимир Александрович!
Позвольте присоединиться к поздравлениям коллег с замечательным праздником — Днем Вашего рождения!!! Яркость этого праздника дополняется еще и тем, что День рождения совпал с красивой юбилейной цифрой, во многих календарях и культурах считающейся особой, магической, приносящей удачу!
Вне всякого сомнения, к сегодняшнему дню Вами сделано многое, пройден большой путь, получены фундаментальные результаты, осознать значимость которых нам всем еще предстоит. Уверен, что психологическая наука и психологическое сообщество благодарны Вам!
Стоит ли останавливаться на достигнутом? Более чем уверен, что такой вопрос даже не стоит перед Вами. Тем более, всегда в мыслях та фраза из Хемингуэя, которую от Вас и услышал: «Впереди пятьдесят лет необъявленных войн, и я подписал договор на весь срок. Не помню, когда именно, но я подписал».
Еще раз с Днем рождения! Удачи, успехов во всех Ваших делах, крепкого здоровья и отличного настроения!!!
С глубочайшим уважением, Слепко Юрий
***
Вера Валентиновна Белкина, доктор педагогических наук, декан факультета социального управления, доцент кафедры педагогических технологий ЯГПУ им. К.Д. Ушинского:
Владимир Александрович для меня личность уникальная и неординарная, человек с изысканным умом, энциклопедическими познаниями, потрясающим чувством юмора и невероятной харизмой. Ценю, восхищаюсь, стремлюсь к еще лучшему узнаванию. В юбилейный день рождения желаю доброго здоровья и новых открытий!
***
Бинарная оппозиция «Мазилов»*
Татьяна Семеновна Злотникова, доктор искусствоведения, заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры культурологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского:
Общаясь с коллегой, Владимиром Александровичем Мазиловым, хочется многое опровергать.
Например, традиционные представления об ученом-психологе и об университетском профессоре. Об авторе многостраничных научных монографий и о редакторе научных трудов. О строгом эксперте, о рецензенте, об организаторе научных мероприятий.
Объективность суждений? Да, конечно, но без сурового и жесткого прессинга, без назойливой демонстрации того уровня профессиональной эрудиции, что дает право на безапелляционность высказываний.
Отсутствие категоричности в речи, в интонациях? Да, более того, звуки его речи мягко обволакивают слушателя (если это публичная речь докладчика) или собеседника (если это общение, носящее приватный характер).
Наконец, профессорская манера общения?
Но — какая это манера? Высокомерная? Это не про него. Суровая и сухая? Это тоже не про него. Менторски-дидактичная? Многозначительная? Строго регламентированная? И все это, все такое замечательное, но чужое — вовсе не про него.
Что же про него? Про него двойственность, контрастность, иными словами — бинарность личностных и профессиональных проявлений.
Есть такой аспект профессиональной деформации личности: человек в обыденную жизнь переносит все то, чем он владеет как представитель определенной сферы деятельности. Знаю замечательных врачей, которые говорят длинными «периодами» и употребляют даже при описании маршрута движения от дома на работу бесконечное количество научных терминов. Знаю прекрасных актеров, которые общаются цветистыми фразами, пользуются преувеличенно экзальтированными жестами. Знаю великолепных педагогов, которые говорят, словно диктуют «под запись», а взглядом «ловят» реакцию окружающих. Профессиональная деформация налицо. Жаль людей — и тех, кто деформируется, и тех, кто с ними коммуницирует (извините за термин).
Так каков же В.А. Мазилов, если воспринимать его не как мэтра и корифея, не как супер-ученого и экстра-руководителя?
Ну, каков… Хороший он и, конечно, неповторимый!
У него «да» означает согласие, а «нет» звучит как подлинное отрицание. Ни то, ни другое не двусмысленно. Что хотел сказать, то сказал, а чего не хотел — на то даже не намечает.
Он слушает, даже если потом выразит категорическое несогласие. И он говорит, стремясь воспользоваться всеми возможными приемами убеждениями: что лексикой, что построением фраз, что интонациями. Хочет ли быть понятым? Разумеется. Настаивает ли на своем? А вот и нет. Замолкает и не то, чтобы отступает, но не давит.
Зачем давить? Зачем настаивать? Зачем, наконец, доказывать? Достаточно высказаться, совершить поступок — остальное пусть будет на усмотрение людей.
Интересная деталь: общаясь много лет, причем не только в профессиональной сфере, но и, скажем, на отдыхе (на нашей университетской базе отдыха «Лютово»), я не замечала различий между Мазиловым-коллегой, профессором, в частности, и Мазиловым — обыденным человеком.
Очень ценю и специально отмечаю привычку и способность Мазилова быть всегда равным самому себе. Это не формируется на уровне профессии психолога, это выражает жизненную позицию и жизненные пристрастия.
И тогда — нельзя назвать принципиальным ни количество опубликованных книг и статей, ни статус полученных грантов или значимость отстаиваемой (а это — именно так) научной теории. Не в Хирше счастье! А в людях, в отсутствии нелюбви к ним, в готовности несколько десятилетий с ними работать не только как с «материалом», но как с живыми, подчас даже приятными или интересными «объектами».
Мы с В.А. Мазиловым когда-то особенно активно обсуждали проблему, обнаружив пристрастие к экзистенциальной психологии. Понятно, что мне это близко, при изучении художественного творчества. А ему — что эта Гекуба? Но ведь такое жизне-, смыслопонимание востребовано им по душевной потребности, а не по профессиональной обязанности.
Понимание человека и отсутствие отвращения к нему. Полагаю, для психолога это — важная, профессионально значимая бинарная оппозиция. И в этом смысле наш друг и коллега Мазилов — дуален, хотя и совершенно не оппозиционен…
Замечательное свойство!
И человек — замечательный!
***
Александр Николаевич Жмыриков, доцент, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник АНО «Научно-исследовательский институт проблем социального управления», действительный член МАПН:
Как быстро летит время. Кажется совсем недавно я, тогда еще молодой офицер, занимавшийся разработкой и адаптацией проективных тестов диагностики поведения специалистов в особых условиях деятельности, внимал ярким фразам доклада Юрия Михайловича Забродина на съезде Общества психологов СССР 1982 года. Душу переполняла гордость за то, что именно этого высокоэрудированного ученого и вместе с тем вполне доступного в общении человека назначили моим куратором.
Казалось бы, у такого человека, занимавшего тогда высокий пост в Институте психологии АН СССР, даже в обычные дни было дел по горло. Не говоря уже о дне заседания съезда Общества психологов СССР. Но он нашел минуты и для меня. Обменявшись буквально двумя фразами о впечатлениях работы съезда, Юрий Михайлович вдруг спросил: «Ты хорошо знаешь ярославских психологов?» Я ответил, что близко знаком лишь с Виктором Васильевичем Новиковым. В ответ услышал фразу, во многом изменившую мою дальнейшую практическую деятельность: «Есть в Ярославле молодой, талантливый парень — Володя Мазилов. Его кандидатская в нашем диссертационном совете. Почитай — это «ракета», вырвавшаяся за пределы «солнечной системы».
Последовав совету Юрия Михайловича, я ознакомился с кандидатской диссертацией Владимира Александровича Мазилова «Психологический анализ ограничения зоны поиска в процессе решения мыслительных задач». Профессор Забродин не ошибся, столь высоко оценив научный труд молодого ученого. В кандидатской диссертации В.А. Мазилова уже тогда, за десять лет до известных работ зарубежных и отечественных авторов, была обоснована идея формирования оценочного механизма, в котором представлена система эталонов селекции.
К сожалению, бурные перемены в стране, получившие впоследствии название «время великих похорон», привели к неоднозначному изменению многих государственных структур, а вместе с ними к ликвидации многих направлений научных исследований. В дальнейшем была похоронена и сама некогда великая держава, носившая имя СССР. Я был переведен по службе в другой город, для другой работы. В итоге между знакомством с научными трудами В.А. Мазилова и личным знакомством с автором прошло целых десять лет.
Случилось это 29 октября 1992 года в г. Костроме. Там собрались представители различных отраслей психологической науки, представляющие несколько регионов России и государств СНГ, для обсуждения одного вопроса: «Как выживать психологической науке и практики в условиях распада СССР». Было озвучено несколько предложений — от проекта создания автономного некоммерческого объединения до межреспубликанского представительства общества психологов в ЮНЕСКО. При обсуждении всех предложений четкий анализ был сделан Владимиром Александровичем Мазиловым. В его выступлении были сформулированы как насущные, так и перспективные проблемы развития отраслей психологической науки на местах; особенности инвариантности, оптимальности, целесообразности и конгруэнтности решения этих проблем в рамках каждой из предложенных организационных структур.
Именно тогда не только я, но и все уважаемые участники дискуссии прочувствовали как глубину и рефлексивно-гуманистическую технологичность высказанного суждения, так и уверенность в достижении целей развития нашей общей науки в условиях сложного социума вне жестких идеологических рамок.
В результате все участники дискуссии приняли решение об учреждении Международной академии психологических наук.
Время показало правильность выбранного решения. На сегодня в рамках МАПН издано около четырех сотен монографий; семисот сборников научных трудов; более пятисот учебных пособий. Проводятся семинары, научные конференции и методические сборы, в которых принимают участие действительные члены и члены-корреспонденты МАПН из многих стран мира.
В этих достижениях есть весомая доля труда вице-президента МАПН, профессора, доктора психологических наук В.А. Мазилова.
Обычно в памятных письмах к юбилейным датам принято перечислять заслуги юбиляра в ведущей деятельности. В данном случае — перечень его опубликованных научных трудов; число учеников, защитивших диссертации; государственные и ведомственные награды. Я не буду этого делать по двум причинам. Во-первых, все это уже изложено в Википедии. Во-вторых, потому, что подобное перечисление не отражает, даже в малой степени, глубины ЛИЧНОСТИ этого человека. А она проявляется на протяжении всей его активной жизнедеятельности смыслообразующим и целемоделирующим фактором патриотизма. Ведь непрерывная битва за практическое утверждение исторически обусловленного методологического стержня психологической науки далеко не всегда приносила автору «пироги и пышки», но часто — «синяки и шишки». Достаточно сказать, что от момента защиты кандидатской до защиты докторской диссертации у этого талантливейшего и упорного человека прошло целых 17 лет!
Сегодня не только в России и странах СНГ нет психолога, не читавшего работ В.А. Мазилова и игнорирующего описанные им методологические основы психологии. Казалось бы, можно взять паузу и почивать на лаврах. Но не таков доктор психологических наук, профессор, действительный член МАПН Владимир Александрович Мазилов.
Понимание актуальных проблем Родины и тесной связанности перспектив ее развития с развитием психологической науки и практики побуждает ученого неустанно идти вперед.
Пожелаем ему здоровья и новых свершений!
***
Владимир Александрович Янчук, профессор, доктор психологических наук. Приглашенный лектор Оксфордского, исследователь Сассекского, профессор Хамберсайдского университетов (Великобритания), приглашенный профессор Казахского национального университета имени аль-Фараби и Университета Туран:
С Владимиром Александровичем Мазиловым мы познакомились в начале 2000-х на первых заседаниях Ярославского методологического семинара, инициированного выдающимся психологом и организатором науки Виктором Васильевичем Новиковым. Семинар получился действительно знаковым — на нем собрались практически все ученые, интересующиеся проблемами методологии психологии. Он стал ярким и, увы, последним примером подлинного диалога исследователей, интересующихся проблемами развития психологического знания.
Симпатия и дружеские отношения с юбиляром возникли практически сразу же. Привлекли блестящая общекультурная и научная эрудиция, глубокое знание истории психологии, научное любопытство и колоссальная работоспособность, а также тонкий юмор.
И вот уже более 30 лет мы поддерживаем дружеские отношения, способствующие расширению горизонтов познания феномена человека. Хотелось бы особо отметить диалогичность Владимира Александровича, реализованную в рамках развиваемой им коммуникативной методологии психологической науки.
Сегодня он один из последних могикан системного знания о психологии и ее истории. Посему следует пользоваться любой возможностью общения с ним, и особенно молодежи. А юбилейная дата только ступенька в творческой активности, ресурсы которой далеко не исчерпаны. Так держать, Владимир Александрович!
***
Иван Евдокимович Задорожнюк, доктор философских наук, член-корреспондент Международной академии психологических наук, вице-президент Международной педагогической академии им. Яна Амоса Коменского:
Мне повезло вести диалог с Владимиров Александрович при крайне благоприятных обстоятельствах. В частности — в ходе совместных путешествий на конференции по психологической конфликтологии к ныне покойному Николаю Ильичу Леонову в город Ижевск.
Ну так вот: садимся в вагон — и начинаем обсуждать проблему превращения внешнего во внутреннее... С соответствующим антуражем и тостами. А после этого беремся за «случайно» прихваченную «Феноменологию духа» Гегеля — и рассуждаем, как на эту проблему смотрел немецкий философ. Особенно препарируется его тезис относительно того, что субстанция может превращаться в субъект — и наоборот. Не забываем и англичанина Милля, и — конечно же — отечественных носителей похожих мыслей. Вот так.
А потом — завидуешь тем, кого Владимир Александрович обучает, с кем коммуницирует и переписывается. Я здесь не обойден его вниманием — но все же так хочется, как ныне выражаются, «перетереть» вместе проблемы самого высокого порядка.
Мне — в основном в роли реципиента идей, мыслей и особо форм их выражения главой отечественной методологии психологи. И других направлений тоже — но мне, доктору философских наук, интересна именно первое. И затем транслировать суть наших бесед разным аудиториям.
***
Елена Альбертовна Белан, доцент, доктор психологических наук, профессор кафедры философии, теологии и религиоведения Кубанского государственного университета:
Немецкий философ И.Г. Фихте в своей работе «Несколько лекций о назначении ученого» выразил мысль, что «в понятии человека заложено, что его последняя цель должна быть недостижимой, а его путь к ней бесконечным». Называя ученого «воспитателем человечества», И.Г. Фихте определяет, что ученый «должен быть нравственно лучшим человеком своего века, он должен представлять собой высшую ступень возможного в данную эпоху нравственного развития».
Мысль Фихте означает, что для ученого важен не только научный и личностный потенциал, но и умение окружить себя заинтересованными людьми и передать им знания, накопленные за много лет. Это полностью соответствует принципам Владимира Александровича Мазилова, чей многолетний труд является неотъемлемым вкладом в формирование и поддержание высокого научного авторитета и педагогических традиций Ярославской психологической школы.
В общении с Владимиром Александровичем всегда видишь истинно мудрого человека, который в каждом замечает хорошее. Впечатляет дружественная и одновременно деловая, профессиональная атмосфера, существующая на возглавляемой им кафедре. Он всегда готов оказать любую организационную и научную помощь всем, кто к нему обращается. В его профессиональном общении органично сочетаются доброжелательность и принципиальность, уважение к собеседнику и критическое мировосприятие, безграничная эрудиция и стремление постигать новое. Владимир Александрович, вне сомнения — многогранная творческая личность, отличающаяся надежностью, тактичностью, гармоничным сочетанием скромности и достоинства, умением неординарно мыслить и даже тонко шутить.
Сегодня хочется поздравить Владимира Александровича с особенной теплотой и сердечностью.
С юбилеем, дорогой Владимир Александрович!
***
Наталья Анатольевна Логинова, профессор, доктор психологических наук. Профессор кафедры психологии развития и дифференциальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета:
Глубокоуважаемый Владимир Александрович!
Примите искренние поздравления в день Вашего юбилея.
Вы поражаете своим неустанным трудом на самом сложном и ответственном участке обширного проблемного поля современной психологии — методологии науки.
Ваши глубокие работы по головоломным методологическим вопросам дают надежду, что мосты в психологии между разными научными школами, подходами, мировоззрениями и мнениями возможны.
Дай Бог Вам здоровья, новых сил и творческих достижений во славу нашей удивительной, бессмертной психологической науки.
С добрыми чувствами, Наталья Анатольевна Логинова
***
Ольга Аркадьевна Артемьева, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии, руководитель лаборатории методологии и истории психологии факультета психологии Иркутского государственного университета:
Научное сообщество — это объединение ученых, людей, посвящающих себя научному поиску. Его жизнь невозможна без общения, научной коммуникации, без обучения, передачи знаний и научных ориентиров от опытных ученых молодым.
В жизни отечественного психологического сообщества Владимир Александрович Мазилов занимает особое место. Для российских психологов он — и мэтр теоретической психологии, ведущий методолог, философ, историк психологии; носитель высоких стандартов научности. И — эксперт, учитель, педагог, вдохновляющий на научный поиск и профессиональное развитие.
Будучи автором концепции коммуникативной методологии психологической науки, профессор в своей деятельности воплощает идею научной коммуникации — с ее дискуссиями, вопросами и ответами, с обменом опытом — как условия развития науки, научного поиска и постижения предмета исследования.
Несмотря на большую научно-исследовательскую, педагогическую, организаторскую занятость, Владимир Александрович активно участвует в проводимых по всей стране и за рубежом научных мероприятиях. Проявляет отзывчивость и вовлеченность в жизнь историко-психологического сообщества.
В день юбилея хочу поблагодарить глубокоуважаемого Владимира Александровича за вдохновение и поддержку на путях познания психологической реальности и профессионального становления и пожелать крепкого здоровья, счастья, полного успеха Вашим ученикам и проектам, новых научных свершений!
***
Ирина Анатольевна Мироненко, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета:
Дорогой Владимир Александрович!
С юбилеем!
Здоровья, благополучия, успехов в реализации задуманного и новых начинаний! Творческого долголетия на благо психологической науки и психологического сообщества!
С искренним уважением, И.А. Мироненко
***
О «путеводных звездах», которые зажигает В.А. Мазилов
Елена Александровна Рыльская, доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии управления и служебной деятельности Высшей медико-биологической школы Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета), главный редактор журнала «Психология. Психофизиология»:
Современная психологическая наука все глубже погружается в сферу исследования весьма сложных, многогранных и неоднозначно трактуемых феноменов. В связи с этим у любого исследователя, как начинающего, так и имеющего определенный научно-эвристический опыт, возникает ряд вопросов относительно построения будущего исследования, его теоретической базы, методологии и методики. Подобная ситуация сложилась в свое время в ходе изучения нами феномена жизнеспособности человека и написания докторской диссертации. В связи с интегральной природой этого феномена, его многоаспектностью и широтой охвата множества психологических переменных, гипотетически формирующих его структуру, представлялось целесообразным осуществлять исследование на пересечении двух фундаментальных парадигм современной науки (естественно-научной и герменевтической), представленных в сосуществовании двух основных типов рационального познания (классического и постнеклассического).
«Светом в конце тоннеля» в данном случае оказалась коммуникативная методология В.А. Мазилова, исходящая из установки не на поиск различий в подходах и теориях, а на обнаружение в них внутреннего сходства, имеющего существенное значение, на сопоставление концепций, достижение взаимопонимания между различными подходами и теориями. Соотнесение данных оснований осуществлялось с помощью универсальной модели соотношения теории и метода, предложенной В.А. Мазиловым. Она включает следующие инвариантные компоненты как составные части «предтеории», позволяющей в идеальной форме представить всю процедуру научного исследования: предмет науки, опредмеченную проблему исследования, базовые категории, моделирующее представление, метод, эмпирические материалы, объяснительные категории.
Коммуникативная методология оказалась для нас не единственной «путеводной звездой». Следует упомянуть еще об одной методологической «находке» В.А. Мазилова. Дело в том, что специфика феномена жизнеспособности, заключающаяся в его глубокой бытийной укорененности, требует специфического языка для описания результатов. Это особый язык, который позволит объективно научно и эмоционально «живо» представить этот феномен. Предложенный В.А. Мазиловым принцип поэтической («пойетической») психологии предоставляет возможность создавать научные тексты не только языком понятий, но и языком метафор и образов, в котором сближаются междисциплинарные ориентиры психологического и филологического познания.
Однако, все эти и многие другие методологические достижения В.А. Мазилова, изложенные в его трудах, не имели бы такой животворной силы без непосредственного общения с Владимиром Александровичем, его лучистой доброты, открытой души, искренней готовности поддержать неизвестную соискательницу с Южного Урала, вселить уверенность в научную удачу и результативность напряженного поиска!
Дорогой Владимир Александрович, с прекрасным юбилеем Вас! Хочется пожелать Вам дальнейших творческих успехов в решении сложнейших проблем нашей любимой науки.
***
О роли В.А. Мазилова в моей профессиональной жизни и его месте в разработке проблем современной истории психологии (к 70-летнему юбилею)
Артем Андреевич Костригин, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина, научный сотрудник лаборатории истории психологии и исторической психологии Института психологии РАН, редактор сетевого научно-информационного портала «Молодые исследователи»:
Мое знакомство с Владимиром Александровичем Мазиловым произошло зимой 2015 года, когда по рекомендации моего преподавателя, наставника и теперь коллеги Натальи Юрьевны Стоюхиной я принял решение поступить в аспирантуру Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. В это время я обратился к Владимиру Александровичу с просьбой стать его аспирантом и готовить под его научным руководством диссертацию. Темой моей будущей диссертации являлось изучение психологических взглядов В.А. Снегирева (1841–1893), что очень заинтересовало Владимира Александровича, и он меня поддержал.
К тому времени для меня как студента имя В.А. Мазилова было известно, прежде всего, как методолога, но благодаря общению со старшими коллегами (в первую очередь, Н.Ю. Стоюхиной) я познакомился и с его историко-психологическими работами, среди которых важной для меня и моего будущего диссертационного исследования стала его монография «Теория и метод в психологии: период становления психологии как самостоятельной науки» (1998).
Взаимодействие с Владимиром Александровичем как научным руководителем было для меня важным опытом, развивавшим мое профессиональное самосознание, историко-научную ориентацию и публикационную активность. Эрудиция и кругозор В.А. Мазилова являются настолько широкими, что каждая встреча с ним давала (и до сих пор продолжает давать) много поводов для размышления и применения в моих исследованиях. Благодаря помощи и поддержке Владимира Александровича я успешно подготовил свою диссертацию и защитил ее в Институте психологии РАН осенью 2019 г.
В настоящее время мы с Владимиром Александровичем продолжаем активное взаимодействие в рамках совместных методологических и историко-психологических проектов. В частности, одним из ярких событий, для участия в котором он меня пригласил, была конференция «Век психологии в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского», прошедшая в ноябре 2023 г. и посвященная столетнему юбилею организации кафедры психологии в Ярославском педагогическом институте. Присутствовать на научном празднике учреждения, которому я обязан своим профессиональным становлением, было для меня очень значимым, поэтому я с радостью подготовил доклад об одном из преподавателей ЯПИ — С.А. Голованенко (1888–1938).
Необходимо отметить и общий вклад В.А. Мазилова в разработку проблем истории психологии. Так, во второй половине 1990-х и 2000-е гг. он занимался историко-психологическими вопросами в рамках методологии психологии (Мазилов, 1998, 2001, 2007), а также посвящал свои работы представителям Ярославской психологической школы (Н.П. Ерастову, М.С. Роговину и др.) (Мазилов, 2000, 2006), другим выдающимся отечественным (Мазилов, 2008) и зарубежным (Мазилов, 2007, 2008) психологам.
В 2010-е гг. Владимир Александрович начал разрабатывать непосредственно методологические проблемы истории психологии (Мазилов, 2014), продолжил изучать психологическое наследие российских психологов второй половины XIX в. и XX в. (Мазилов, 2014; Мазилов, Костригин, 2016; Мазилов, Стоюхина, 2016; Мазилов, 2018; и др.). Со второй половины 2010-х гг. и в начале 2020-х гг. В.А. Мазилов более системно стал изучать историю психологии в Ярославле (Мазилов, 2015, 2018; Мазилов, Слепко, 2021, 2023), вершиной чего стала его совместная с Ю.Н. Слепко монография «Век психологии в Ярославле» (Мазилов, Слепко, 2023). Кроме того, он писал и о выдающихся ученых других научных центров, в том числе Института психологии РАН (Л.И. Анцыферовой, В.Н. Дружинине, К.К. Платонове, Я.А. Пономареве и др.) (Мазилов, 2019, 2020, 2021; Мазилов, Слепко, 2020; и др.).
Спектр историко-психологических тем в научном творчестве Владимира Александровича достаточно широк, а его участие в различных историко-психологических научных мероприятиях всегда востребовано со стороны профессионального сообщества. В.А. Мазилов обладает ярко выраженным историко-научным и историко-культурным сознанием, что значимо отражается в его научных трудах.
Владимир Александрович, в этот замечательный юбилей хочется Вам пожелать новых творческих идей и неиссякаемого вдохновения для их воплощения! Счастья, благополучия, здоровья!
***
Никита Анатольевич Власов, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, конфликтологии и бихевиористики Российского государственного социального университета:
Когда речь заходит о поздравлениях к юбилею таких ученых, как Владимир Александрович Мазилов, всегда существует риск облачить их в форму хорошо известных клише: «значительный вклад в историю отечественной и зарубежной психологии…», «фундаментальные работы в области методологии психологической науки…» и т.п. В случае Владимира Александровича такие формулировки, несомненно, отражают истинное положение вещей, и я думаю, что среди поздравляющих найдутся те, кто оценит его профессиональную деятельность лучше меня.
Я же хочу остановиться на личности юбиляра, вернее, на тех его качествах, которые проявляются в общении с младшими коллегами. К сожалению, в человеческих отношениях встречается такая не самая приятная особенность, как высокомерие по отношению к тем, кто стоит ниже на иерархической лестнице, — своеобразная интеллектуальная дедовщина; увы, наука не является здесь исключением. К счастью, к Владимиру Александровичу это не относится. Он обладает способностью поддерживать исследовательские идеи таким образом, что у молодого коллеги возникает и ощущение значимости проводимой им работы, и ощущение открытия. При этом «озарения», которые возникают у него по ходу этого процесса, даже если они хорошо известны Владимиру Александровичу, не будут оценены в духе «А-а-а, ну это и так понятно…» или «Это же очевидно!» (а утверждения такого рода, как известно, могут демотивировать).
Владимир Александрович обладает умением создавать вокруг себя настоящее интеллектуальное поле, но поле не подавляющее, а способствующее росту. Общаясь с ним, чувствуешь разницу в объеме знаний, однако общение это строится таким образом, что оно стимулирует «подтянуться» к его источнику (хотя, думаю, учитывая энциклопедичность знаний и научную активность Владимира Александровича, «подтягиваться» можно бесконечно долго — как в известной апории Зенона об Ахилле и черепахе). Юбиляр обладает также талантом преподносить сложные вещи в доступной манере, не упрощая их при этом, что характеризует его не только как крупного ученого, но и как более чем способного преподавателя.
Дорогой, уважаемый Владимир Александрович, Ученый, Учитель и Человек с большой буквы! Поздравляю Вас с юбилеем, желаю долголетия, реализации задуманных планов, новых монографий и статей, благодарных учеников и ощущения биения жизни в каждом прожитом дне!
***
Марияна Димитрова Няголова, доктор психологии, доцент кафедры «Психология» Великотырновского университета имени Святых Кирилла и Мефодия:
Глубокоуважаемый Владимир Александрович!
Примите мои поздравления с 70-летнием юбилеем!
Изучение и преподавание психологии стало для Вас делом всей жизни, призванием и благородной миссией! Выдающийся ученый-методолог, Вы внесли неоценимый вклад в развитие современной российской психологии, завоевали огромный авторитет в России и за рубежом. Воспитали целую плеяду учеников и последователей.
Я и все коллеги нашей болгарской рабочей группы по изучению истории психологии благодарим Вас за участие в международных конференциях, посвященных истории французской и швейцарской психологии, за огромную помощь и содействие! Мы надеемся, что наше сотрудничество продолжится и в будущем.
Крепкого Вам здоровья, творческих сил и энергии, успехов и всего самого доброго!
Уважаемый Владимир Александрович! Вы родились в чудесном месяце — июне. 15 июня 1877 года, русские войска форсировали реку Дунай и вошли в первый болгарский город Свиштов. Началась Русско-турецкая Освободительная война 1877–1878 годов. Она завершилась освобождением Болгарии, благодаря которому сегодня мы наслаждаемся российско-болгарским научным сотрудничеством в области истории психологии и ценим Ваш вклад в него.
Многие и благая лета!
P.S. Музыкальный подарок к Вашему юбилею — марш «Братья русские под Свиштовом» (https://www.youtube.com/watch?v=7-kGIUgjsx8)
***
Альфия Робертовна Батыршина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры всеобщей истории Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (Сочинский институт):
Уважаемый, дорогой, милый… Владимир Александрович!
Дорогой Владимир Александрович!
Я хочу поздравить Вас со знаменательной датой и для всех нас!
В этот день я вспоминаю историю нашего взаимопонимания, историю знакомства с Вами.
Когда-то давно я встретила Вас на своём профессиональном личностном пути — моя встреча с Вами произошла в Российской государственной библиотеке, в диссертационном зале. Однако, Вас не было там! Там была ваша докторская диссертация, именно тогда я впервые прочитала Ваши тексты и подумала: «Если так получится когда-нибудь встретиться с Вами, о чем я вас могу спросить?» Сейчас могу признаться, что тогда я почувствовала, как близки обсуждаемые Вами проблемы и как интересны Ваши подходы, настолько они оригинальные и всеобъемлющие. Шли годы, я окончательно определилась с темой своего научного исследования и искала научного консультанта. Две попытки для меня закончились неудачно… И я решила ехать к Вам, в Ярославль. Я себе внутренне «заказала», что если Вы меня не примете, тогда я уйду из психологии! Это было зимой, я переступила порог Ярославского педагогического университета, зашла на кафедру в Ваш кабинет. Помню, я показала свои работы, Вы долго молчали, смотрели на меня, а потом сказали очень важные слова: «Хорошо, я вас беру. Что Вы привезли, с этим можно работать».
Эти и дальнейшие Ваши предложения, которых было много с Вашей стороны, в них я вижу Вашу веру и уверенность в моих силах, мыслях, идеях! Большое спасибо Вам за поддержку!
Я искренне желаю Вам здоровья, всех благ и очень благодарна Вам, что могу быть в числе Ваших учеников!
***
Юлия Николаевна Акимова, доцент, кандидат психологических наук, руководитель Центра командообразования и проектных решений, доцент Высшей школы административного управления Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого:
Уважаемый Владимир Александрович! Дорогой Владимир Александрович!
Поздравляю Вас с Юбилеем! Мои поздравления летят к Вам из прекрасного Санкт-Петербурга!
От всей души благодарю Вас за то, что я в этой прекрасной профессии! Вы открыли мне удивительный мир психологии в мои 16 лет, когда я пришла к Вам изучать азы общей психологии. Вы руководили факультетом, на котором я училась в вузе. Вы руководили кафедрой, на которой я училась в аспирантуре. Вы стали моим научным руководителем в кандидатской диссертации и открыли мне врата большой науки. Вы стали моим Учителем, моим Проводником! Все достижения, которые есть у меня сейчас, начались благодаря Вам!
Желаю Вам бодрости духа, благодарных, талантливых учеников, много, много лет продуктивной работы и, конечно, дальнейших побед и свершений!
С уважением и признательностью к Вам, Акимова Юлия Николаевна
***
Елена Валерьевна Великанова (Лапкина), кандидат психологических наук, доцент, старший преподаватель кафедры военно-политической работы в войсках (силах) Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны:
Владимир Александрович принадлежит к числу тех прекрасных людей, для которых добрые слова и пожелания в день юбилея рождаются сами собой!
Мне очень повезло: Владимир Александрович руководил моей научной работой и способствовал профессиональному становлению с самого начала (на третьем курсе попросила быть руководителем моей курсовой работы, посвященной психологическим защитам). Очень интересно было проводить исследования, защищать выпускные работы и диссертацию с Владимиром Александровичем! Будучи человеком науки, он грамотно и тонко направлял, помогая определить собственный творческий научный стиль.
Восхищает исключительная деликатность, интеллигентность и доброта Владимира Александровича.
Владимир Александрович, с Юбилеем!
Для нас очень ценно иметь возможность общаться с Вами!
С благодарностью и добрыми пожеланиями, Елена Великанова (Лапкина)
***
Татьяна Валерьевна Разина, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, проректор по развитию Университета мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского:
Мое первое знакомство с Владимиром Александровичем произошло в 2002 году, когда я защищала кандидатскую диссертацию. Он был членом диссертационного совета и дал мне несколько ценных рекомендаций по поводу выступления, которые я, конечно, на тот момент не смогла в полной мере оценить. Однако после общения с ним у меня осталось яркое впечатление, что в совете будет еще один человек, который не просто по-доброму относится к соискателю, а действительно заинтересован в работе и в том, чтобы дать возможность продолжать исследования на новом уровне, т.е. есть человек, который дает мне шанс дальше развивать нашу науку. И это в дальнейшем стало одним из моих стимулов для продолжения научных исследований. Впоследствии ту же очень деликатную, мягкую поддержку я чувствовала перед защитой докторской диссертации, когда Владимир Александрович был одним из моих экспертов.
Знакомясь с трудами Владимира Александровича в области методологии и истории психологии, я поражалась глубине и детальности погружения в любой вопрос, отмечая для себя, что такое мне пока, увы, недостижимо, но мысленно ставя образ желаемой цели в собственном уровне научных исследований. Сегодня, когда мы с Владимиром Александровичем вместе работаем в одном диссертационном совете, я не перестаю восхищаться и учиться его способности увидеть за общими и внешними аспектами суть работы, выделить ее сильные и слабые стороны, корректно, спокойно указать на них, поддержать соискателя. Думаю, что многие, не являясь ни аспирантом, ни докторантом Владимира Александровича, испытали на себе воздействие его личности, опыта, получили от общения нечто большее, чем просто знания.
Большое Вам спасибо Владимир Александрович! От души поздравляю с юбилеем! Успехов Вам! Дельнейшей плодотворной научной работы!
***
Татьяна Николаевна Кочеткова, доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальных технологий факультета социальных технологий Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ:
Хочу поздравить с днем рождения замечательного ученого, целеустремленного и порядочного человека — Владимира Александровича Мазилова. Пусть Вам сопутствует интеллектуальный прорыв, который позволит сделать мировое открытие, о котором в веках будут помнить благодарные потомки. Будьте всегда окружены заботой, вниманием и любовью близких людей и коллег.
С искренним уважением, Т.Н. Кочеткова
***
Оксана Александровна Макарова, старший преподаватель кафедры психологии Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета:
Познакомиться с Мазиловым Владимиром Александровичем мне довелось недавно — в ноябре 2023 года на конференции «Век психологии в Ярославле». Глядя на него, сразу понимаешь, что этот человек обладает солидным и даже колоссальным опытом, имеет кладезь знаний. Именно с таких ученых хочется брать пример. С юбилеем Вас, уважаемый Владимир Александрович! От всей души хочется пожелать Вам большого энтузиазма, жизненной энергии, бодрости, истинного счастья, крепкого здоровья и долгих лет жизни!
Фото: Ярославский педагогический ВКонтакте
* Этот текст Т.С. Злотниковой был опубликован в коллективной монографии «Мастер психологии» (под ред. В.В. Козлова, Ю.Н. Слепко. Ярославль: МАПН, 2024), изданной к юбилею Владимира Александровича Мазилова. С разрешения редакторов публикуем файл — скачать монографию в формате pdf
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать