16+
Выходит с 1995 года
6 октября 2024
Из опыта профилактики экстремизма в молодежной среде в Приднестровье

Проблема борьбы с экстремизмом сегодня стала актуальна практически для всех стран. В Приднестровской Молдавской Республике разработана и утверждена «Стратегия противодействия экстремизму в ПМР на 2020–26 года». Основная задача, стоящая перед государством, это защита от экстремистских угроз основ конституционного строя ПМР, общественной безопасности, прав и свобод граждан. В Стратегии отмечается, что «противодействие экстремизму — деятельность субъектов по противодействию экстремизму, направленная на выявление и дальнейшее устранение причин экстремистских проявлений, а также предупреждение, пресечение или расследование преступлений экстремистской направленности, минимизацию или ликвидацию последствий экстремизма» [4].

В сфере образования, государственной молодежной и культурной политики Приднестровья поставлены четкие задачи:

а) включение в программы по развитию образования и воспитанию подрастающего поколения мероприятий по формированию уважительного отношения ко всем этносам и религиям…

г) проведение в организациях образования мероприятий, направленных на воспитание детей, подростков и молодежи на основе традиционных для приднестровской культуры ценностей;

д) повышение профессионального уровня педагогических работников, разработка и внедрение новых образовательных стандартов и педагогических методик, направленных на противодействие экстремизму и др. [4].

Наиболее опасным с точки зрения выхода на поле экстремистской деятельности является подростковый период и юность (возраст от 14 до 22 лет). Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни приводят к неуверенности, стремлению сформировать круг близких по духу людей, найти виновного во всех бедах и неудачах. Таким кругом вполне может быть экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта.

Достаточно широкое вовлечение молодежи в экстремистские организации и движения объясняется не только неудовлетворенностью материальной стороной жизни. Снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе привело к утрате частью молодежи нравственных ориентиров. Молодежный экстремизм чаще всего начинается с выражения пренебрежения к действующим в обществе нормам и правилам или отрицанию их. Это также обуславливается недостатком социальной адаптации, социально-политической незащищённостью и трудностями в социальной мобильности при сложившихся социально-политических, духовных и экономических условиях.

Одно из определений молодежного экстремизма дает Б.Б. Бидова: «Подростково-молодежный экстремизм — взгляды и типы поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Он предполагает непримиримость к инакомыслящим (особенно к представителям определенных молодежных движений), а также стремление к созданию тоталитарного общества, основанного на подчинении» [1].

Анализ социально-психологических исследований показал, что в основе экстремизма как социально-психологического явления лежит ярко выраженный моральный нигилизм в сочетании с нарушенным базовым чувством доверия к миру, агрессивностью, нетерпимостью и ксенофобией, которые вместе становятся основными психологическими детерминантами формирования экстремистских идей, сознания и поведения личности. Мы считаем, что построение социально-психологической модели профилактики экстремизма среди молодежи и определение условий для ее оптимального функционирования в высшем образовании поможет снизить социальную напряженность и предотвратить рост ксенофобии, религиозной нетерпимости и других проявлений экстремизма.

Следует отметить, что основными формами экстремистских проявлений являются националистические, социально-протестные и политические выступления в исполнении в основном мужчинами (около 80–20%). Важно отметить, что по результатам исследования доля студентов высших учебных заведений преобладает над студентами средних профессиональных учебных заведений и школьниками (от 70 до 30%) [2].

Это требует от вузов использования специализированных методов для решения возникающих проблем. Н. Медведева предложила осуществлять следующие мероприятия: а) тренинг учителей с разъяснением психологических и социальных факторов, способствующих вовлечению в экстремистские объединения, с описанием их структур и методов; б) разработка и внедрение эффективных образовательных подходов; в) создание кодексов поведения и г) укрепление систем безопасности [3].

Безусловно, эффективность применяемых мер зависит от уровня владения специализированными знаниями сотрудниками и руководителями структурных подразделений вуза, которые курируют деятельность обучающихся и взаимодействуют с ними в развитии студенческой культуры. Основными участниками можно назвать следующие административно-организационные структуры Приднестровского государственного университета (ПГУ) им. Т.Г. Шевченко:

а) ректорат, который генерирует в образовательном учреждении идеологическую среду, отторгающую какие-либо деструктивные идеи и течения, но развивающую у обучающихся гражданско-патриотическую и социальную ответственность, формирующую у них представления о традиционных для общества и государства ценностях и приоритетах, приднестровской идентичности, гражданственности и т.п.;

б) управление молодежной политики и социально-психологической поддержки (далее УПиСПП) университета, осуществляет реализацию государственной молодежной политики в вузе, осуществление координации подразделений и служб университета в части их деятельности по проведению социальной, психологической и воспитательной работы; содействие в реализации молодежных проектов и волонтерских движений и психологическое сопровождение студентов;

в) заместители деканов по организации воспитательной работы на всех факультетах вуза;

г) сотрудники Культурно-просветительского центра им. Равноапостольных Кирилла и Мефодия, которые организуют проведение культурно-массовых мероприятий;

д) спортклуб «Рекорд», в рамках деятельности которого ведется развитие направленности студентов на ЗОЖ.

Следует отметить, что в рамках реализации Стратегии с 2020 г. в УПМиСПП разработан и реализуется план по профилактике экстремизма в вузе.

Какие же конкретно инструменты можно использовать для прикладной социально-психологической работы с обучающимися в вузе по профилактике экстремизма в молодежной среде? В рамках деятельности психологической службы вуза одна из основных задач — создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды в университете. Психологическая безопасность образовательной среды может быть определена как процесс обеспечения сохранения и развития психических функций, личностного роста и социализации включенных в неё участников, максимальной реализации их способностей во взаимодействии, исключающем психологическое насилие. В университете реализуется программа «Психологическая безопасность образовательной среды ПГУ им. Т.Г. Шевченко». Она включает в себя изучение психологической безопасности студентов в вузе на разных этапах обучения и содействие адаптации первокурсников. Разработаны методические рекомендации для кураторов и преподавателей «Обеспечение психологической безопасности в образовательной среде». В целом положительный психологический климат на факультетах способствует успешной адаптации студентов, снижению уровня тревожности, агрессивности и в целом является профилактикой, в том числе, и экстремизма в студенческой среде.

Ежегодно психологической службой проводится изучение личностных особенностей студентов (агрессивность, тревожность, фрустрация, ригидность), ценностных ориентаций и жизненно-профессиональных приоритетов. На основании диагностических данных проводится индивидуальное консультирование студентов. Идет отслеживание тенденций в молодежной среде.

Профилактическая работа — одно из важнейших направлений. Со студентами, проживающими в общежитиях, проводятся тематические «психологические гостиные»: «Толерантность: пусть к взаимодействию», «Контроль над гневом и выработка устойчивости к фрустрации», «Манипуляции и методы противодействия». Со студентами с 1 по 4 курс проводятся психологические тренинги (занятия с элементами тренинга): «Профилактика нормативного и ненормативного кризиса психического развития», «Саморегуляция», «Фундаментальные навыки эмоционально-ориентированного преодоления стресса» и др.

Ежегодно со студентами проводятся лекции по темам: «Психология риска», «Психологическая безопасность и устойчивость личности», «Психология толпы», «Психология терроризма», «Просоциальное и безопасное поведение учащихся», «Психологическая безопасность профессиональной среды», «Психологическая помощь попавшим под влияние деструктивных культов. Фазы индокринации», «Мотивационные факторы феномена деструктивности», «Фанатизм как психологический феномен», «Психологическая безопасность в информационной среде (СМИ, Интернет)».

В рамках деятельности Отдела молодежной политики, воспитания и социальной защиты реализуются программы по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию студентов, физическому развитию, формированию здорового образа жизни. Мы полагаем, что мероприятия патриотической направленности играют важную роль в системе противодействия распространению экстремизма, так как именно духовный мир молодого человека подвергается обработке и трансформации. Гражданин-патриот по определению не будет стремиться примкнуть к экстремистским и террористическим организациям. Становление и развитие патриотизма является одним из векторов работы Управления молодежной политики.

Развитие студенческого самоуправления, волонтерского движения являются основой развития социальной активности студентов.

Важной задачей также является организация повышения квалификации педагогических кадров образовательных организаций по проблеме профилактики экстремизма и радикализма в молодежной среде. Зачастую педагогический работник (куратор, педагог) является именно тем человеком, который может в некоторых случаях повлиять на обучаемых и упредить процесс вовлечения обучающихся в деятельность деструктивных культов и экстремистских организаций. Результаты исследования педагогов организаций образования Приднестровской Молдавской Республики (98 респондентов) выявили, что большинство респондентов (94%) владеют информацией о том, что такое экстремизм и терроризм. При этом 19% от опрошенных педагогов указали, что сталкивались с проявлениями экстремизма. Основными причинами проявлений экстремизма педагоги считают целенаправленное «разжигание» представителями экстремистско-настроенных организаций националистической агрессии (66% респондентов), низкую правовую культуру населения и недостаточную терпимость людей (42%), деформацию системы ценностей в современном обществе (31%). Основными проявлениями экстремизма в молодежной среде педагоги считают: появление групп, обществ, пропагандирующих экстремизм (56%), распространение националистических, шовинистических, расистских и фашистских взглядов (39%) и непосредственное участие молодых людей в разжигании межнациональной, межрелигиозной и иной розни (путем пропаганды, совершения незаконных действий, хулиганства, оскорблений и т.д.) (35% респондентов). В качестве основных направлений деятельности в вопросах профилактики экстремизма педагогами выделены: система воспитательной работы с обучающимися (55%), информационно-просветительская работа с общественностью (в том числе с родительской) (49%) и агитационно-массовая работа среди молодежи (в рамках молодежных клубов, советов, волонтерских движений и др. формирований) (33%).

Подводя итог, отметим, что для реализации образовательно-воспитательной деятельности и подготовки высококвалифицированных кадров проведение профилактики экстремизма для высших учебных заведений является важным направлением. Значимая роль отводится организации психологически безопасной среды жизнедеятельности обучающихся, которая направлена на снижение восприимчивости к идеологии экстремизма. Предоставление возможностей для выражения собственной позиции, осуществление диалога с администрацией университета при повышении общего уровня правосознания, социальной активности позволит сформировать у обучающихся гражданскую позицию и указать на законные пути разрешения социально-политических конфликтов. Осуществление социально-психологической поддержки будет способствовать повышению уровня доверия у обучающихся к вузу, а в перспективе к иным государственным структурам.

Список использованных источников

  1. Бидова, Б.Б. Экстремистское движение как тип девиантного поведения / Б.Б. Бидова// Молодой ученый. - 2015.- № 7. - С. 542–544.
  2. Зубок, Ю.А. Самоорганизация в проявлениях молодежного экстремизма/Ю.А. Зубок, В.И.Чупров // Социологические исследования. - 2009. - №1. - С. 78–88.
  3. Медведева, Н.И. Социально-психологические условия противодействия экстремизму и терроризму в молодёжной среде / Н.И. Медведева // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 3. - С. 262–264.
  4. Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики от 12 декабря 2018 года № 460 «Об утверждении Стратегии развития Приднестровской Молдавской Республики на 2019 — 2026 годы». URL: http://president.gospmr.org/pravovye-akty/ukazi/ob-utverjdeniistrategii-razvitiya-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-na-2019-2026-godi.html

Источник: Ени В.В., Клименко И.В. Из опыта профилактики экстремизма в молодежной среде в Приднестровье // Основные проблемы и направления воспитательной работы в современном вузе: Материалы докладов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием по воспитательной работе, Барнаул, 26 апреля 2022 года. Барнаул: Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, 2022. С. 25–29.

Комментарии
  • Валерий Павлович Белянин
    09.08.2023 в 01:18:22

    ЦИТАТА
    Таким кругом вполне может быть экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта.
    ВОПРОС
    Скажите, а какие альтеранитивы есть у молодёжи?
    - клуб
    - группа по интересом
    - кружок
    - неформальное объединение
    - некоммерческая организация
    - политическое объединение
    - партия "зелёных"
    - или просто нормальное политическое движение с понятными правилами регистрации и возможностями участия в "общественно-политической жизни"?

      , чтобы комментировать

    , чтобы комментировать

    Публикации

    • Пасынки государства. Асмолов об эффекте порочного круга
      28.11.2018
      Пасынки государства. Асмолов об эффекте порочного круга
      Сегодня всё более и более возмущенное массовое сознание ищет «козлов отпущения» за рост жестокости и агрессии в школах, больницах, вбрасывая ёмкие формулы «кто виноват?» – и поспешно пытаясь ответить на вопрос, «что делать?». — «Ну и молодежь пошла!» — «Ну и учителя пошли!»... Пошли… И все они куда-то идут, и испытывают в своих профессиональных судьбах феномен личностного выгорания, сгорают, и вымещают свою недолюбленность друг на друге, на учениках и на учителях, на родных и близких...
    • Как выжить школьному психологу в нестабильном мире?
      07.11.2018
      Как выжить школьному психологу в нестабильном мире?
      Круглый стол предназначен для объединения психологов образования с целью оказания профессиональной консультативно-методической помощи в сложных нестабильных социальных ситуациях, создание общего поддерживающего пространства; обсуждения проблем, возникающих в обществе в связи с критическими, непредсказуемыми аффективно-агрессивными чрезвычайными ситуациями, а также показать стратегии действия психолога образования...
    • О подростковых суицидах...
      07.11.2018
      О подростковых суицидах...
      Уровень напряжения в обществе растет, а вместе с ним - тревожность и агрессия. Достаточно часто или почти всегда напряжение ищет выход, появляется желание наказать, отомстить, восстановить справедливость. Поднимаются массовые процессы, это уже эмоции не одного человека. Это эмоции групп, они обладают эффектом заражения, и охватывают большое количество людей. Но сами по себе они не дают разрешения. Усиление напряжение и поиск виноватых порождает новую агрессию и еще больше усиливает тревогу. Поэтому искать причины появления чрезвычайных ситуация подростковых убийств и обвинять родителей или педагогов - совершенно непродуктивный подход...
    • С.Н. Ениколопов: трагедия в Керчи похожа на предыдущие
      19.10.2018
      С.Н. Ениколопов: трагедия в Керчи похожа на предыдущие
      «…Информации о психологической характеристике этого человека почти нет. Обрывочные сведения позволяют предположить, что это похоже на предыдущие аналогичные случаи. Сейчас мир так глобализован, что все эти преступления, от Колумбайн начиная до сегодняшнего дня – они практически наши, по их воздействию. Люди, которые посещают сайты с Колумбайн, слушают песни про ивантеевского стрелка – это подсказка для дальнейших ходов…
    • Ю.П. Зинченко о трагедии в Керчи: «Один психолог - не волшебник»
      18.10.2018
      Ю.П. Зинченко о трагедии в Керчи: «Один психолог - не волшебник»
      Трагедию в Керчи прокомментировал Главный внештатный специалист по медицинской психологии Минздрава России, доктор психологических наук, профессор Юрий Петрович Зинченко. В интервью ИА «Интерфакс» он подчеркнул, что нужны комплексные меры для предотвращения массовых расстрелов...
    • Нужно комплексное исследование причин подростковой агрессии
      07.09.2017
      Нужно комплексное исследование причин подростковой агрессии
      Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка Анна Кузнецова сообщила, что необходимо провести специальное исследование ценностной сферы в подростковой среде с привлечением социологов и психологов, чтобы выявить причины трагедии в Ивантеевке и предотвратить новые трагические случаи. У нее уже есть договоренность с Академией развития образования (РАО) о проведении комплексного исследования в данной области. «Важно выявить истинные причины подобного агрессивного поведения подростков и бить точно в цель для того, чтобы профилактическая работа была эффективной»...
    • Интеграции психологии и социальной педагогики в пространстве времени
      04.07.2024
      Интеграции психологии и социальной педагогики в пространстве времени
      Психология, в отличие от философии, где время рассматривается как форма существования бытия, обозначает время как субъективное отражение объективных временных отношений, на основе которого формируется целостное отношение личности ко времени собственной жизни.
    • К проблеме оценки риска радикализации в подростково-молодежной среде
      20.05.2024
      К проблеме оценки риска радикализации в подростково-молодежной среде
      «Современная ситуация складывается таким образом, что запросы практики на разработку инструмента оценки риска радикализации в некотором смысле пока еще опережают возможности психологической науки...»
    • Мотивы профессиональной деятельности и их взаимосвязь с личностными особенностями студентов
      19.05.2024
      Мотивы профессиональной деятельности и их взаимосвязь с личностными особенностями студентов
      «Выявлены достоверно значимые различия в мотивах профессиональной деятельности и личностных особенностях юношей и девушек: мотив признание, проявляющийся в желании человека быть признанным и одобряемым, более значим для девушек нежели для юношей».
    • Психология сетевой толпы как субъекта политического экстремизма
      27.03.2024
      Психология сетевой толпы как субъекта политического экстремизма
      «Сетевая толпа превратилась в инструмент конструирования воспринимаемой ее участниками реальности, формирования идентичности, групповых мнений и настроений с претензией на массовый охват аудитории».
    • Радикализация: социально-психологический взгляд (Часть III)
      07.03.2024
      Радикализация: социально-психологический взгляд (Часть III)
      «Мы обратились к подходу социальной идентичности в целом и к теории неопределенности-идентичности, в частности, для того чтобы выявить механизмы, стоящие за процессом дерадикализации».
    • Инклюзия и эксклюзия как показатели культуры социальных отношений: глобальное образование в развитии человека
      18.01.2024
      Инклюзия и эксклюзия как показатели культуры социальных отношений: глобальное образование в развитии человека
      «Инклюзия как культура предполагает переориентацию образовательного и иных инклюзивных процессов с иллюзий идеологических и религиозных рамок, с ограничений и барьеров представлений о себе и мире обывателя на реалистичную, развернутую, осознанную позицию…»
    Все публикации

    Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

    Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»