В системе человеческих знаний понятие созерцания отчетливо представлено в языке и культуре многих народов. При всем многообразии термина «созерцание» в разных языках, можно выделить по признаку смысловой определенности три основные группы значений, основанных на соответствующих социокультурных представлениях.
К первой группе значений можно отнести психологические трактовки, связанные с перцептивной сферой (восприятие, наблюдение, рассматривание, направление взгляда на что-то), когнитивной сферой (непосредственное познание, постижение, раздумья, интуиция, инсайт, «одномоментное схватывание» и др.) и с особыми состояниями сознания («пассивная самоуглубленность в свой внутренний мир», мечтательность, транс, «медитация в момент исчерпания контакта с объектом», т.е. с образами или информацией, «остановка мысли», «пауза созерцания в суматохе дел, событий и т.д.) [1; 2; 6; 7].
Вторая группа значений понятия «созерцание» представлена в философских учениях (Платон, Кант, Шопенгауэр, Гуссерль и др.); в литературе и искусстве (В. Гюго, Ф. Кафка, К. Малевич и др.) [2].
В третьей группе явление созерцания рассматривается как важная часть духовной жизни, присутствующая в вероучениях и в практиках христианства, индуизма, буддизма, иудаизма, ислама и др. [9].
В узконаучных изысканиях, таких как наука сознания, нейронаука, когнитивная наука, созерцание может быть связано с проблемой реципрокности феноменального и когнитивного (психологического) сознания [1; 10; 12; 13 и др.]. Чаще всего созерцание ассоциируется с перцептивным (визуальным) сознанием, значительно реже — с мышлением низкого порядка [11] и другими психическими процессами. Феноменология созерцания как частично осознаваемого процесса может быть выявлена в субъективных отчетах, т.е. в репрезентациях от 1-го лица. Благоприятной для этого по процедурным возможностям является студенческая группа, в сравнении с другими возрастными группами.
Ранее в исследованиях, выполненных совместно с Л.С. Акопян [3], была показана эмоциональная эквипотенциальность созерцания как психического состояния у студентов-психологов 18–19 лет, предоставивших текстуальные описания своих реминисценций об опыте созерцания в возрастном периоде от момента осознания себя («помню себя с… лет», как правило, с 5–6 лет до текущего времени). Контент-анализ многообразного содержания реминисценций студентов по категории «переживание» и др. показал, что состояние созерцания не несет в себе каких-либо сильных эмоциональных проявлений, притом что участники не помнят (не вспоминают) исходное переживание, т.е. эмоциональное состояние до наступления процесса созерцания. Само состояние созерцания участники опроса характеризуют как спокойное, умиротворяющее, ровное по настроению, то есть без существенных изменений «потенциала» эмоций в процессе созерцания.
По результатам пилотного исследования был сконструирован опросник созерцательной активности. Структура опросника позволяет определить представления респондентов о созерцании и личном опыте переживания этого состояния. Участники — студенты 18–19 лет, изучающие педагогические вопросы инклюзивного образования. В группе из 11 человек получено 37 описаний созерцания: из них 42% определяют это состояние как «погружение в себя» («в свой собственный мир», «в свои мысли, чувства, мечты», «уход в себя», отрешение от внешнего мира», «нахождение в своем мире», «переживание в своем мире», «переживание в себе» и т.д.); несколько больше — 46% респондентов определяют созерцание как состояние спокойствия («смирение»; «наслаждение», в том числе — эстетическое, «умиротворение», «единение с миром», «с окружающим пространством», «открытость миру» и т.д.); остальные — 12% идентифицируют созерцание как «задумчивость», которое, по-видимому также можно отнести к состояниям.
В совокупности ответов студентов на уточняющие вопросы об особенностях активности во время созерцания и его содержании удалось выделить следующие аспекты погруженности индивида в созерцание:
- процессуальный аспект характеризуется «погружением или уходом в себя», «остановкой внутреннего диалога», «спокойствием», «душевной гармонией», «наслаждением происходящим», «ощущением себя третьим лицом», «наблюдателем» и т.д.;
- содержательный аспект определяется следующими высказываниями участников: «задумываешься о важных вещах в жизни», «о любви к природе и людям, о судьбе», «смотришь на красоту, природу, созерцаешь ее и сразу в голову начинают лезть мысли о своей жизни, о прошлом, будущем, настоящем», «неосознанно всплывает то, что не проанализировано», «происходит оценка ситуации без чувств и эмоций»;
- ситуационный аспект: «созерцание приходит на природе», «когда один», «когда смотришь или слушаешь прекрасное или что-то спокойное, красивое» и др.;
- функциональный (результативный) аспект: «созерцание помогает правильно проанализировать происходящее», «извлечь опыт», «иногда нам этого не хватает, чтобы остановиться, созерцать красоту и подумать», «достигается гармония с самим собой», «уходят внутренние зажимы»», «изменяется восприятие», «успокоение ума», «переоценка событий без эмоций, без сожаления, как наблюдатель со стороны», «после созерцания легкость и радость» и др.
Выбирая заданные в тексте опросника условия, стимулирующие процесс визуального созерцания, участники опроса примерно равным образом признали в качестве таковых: «вид с высоты горной вершины», «морскую даль», «плывущие в небе облака», «даль горизонта», «горящий костер», «течение реки». К этому списку некоторые студенты добавили «звездное небо», «вид яркой луны». Аудиальное созерцание в равной мере стимулируется «шумом моря» и «пением птиц», чуть меньше — «протяжной песней»; очень редко — «тиканьем часов» и «слышимым тихим разговором». Психомоторная активность, способствующая созерцанию, согласно выбору участников, заключается в процессах ходьбы и монотонных действий. Количественное распределение стимулирующих созерцательную активность ситуаций, выбранных участниками опроса, выглядит следующим образом: визуальных — 71, аудиальных — 36 и кинестетических стимулов созерцательных состояний — 21.
В репрезентациях опыта созерцания у участников опроса определена существенная вариативность содержания созерцания: «мысли сами приходят и думаешь обо всем и ни о чем», «в один момент — мысли и воспоминания, а в другой — просто пустота», «кто-то находится в состоянии отсутствия каких-либо мыслей, у других же в момент созерцания идет переоценка жизненной ситуации, но без эмоций и сожаления», «иногда, когда долго думаешь над какой-то ситуацией или вопросом, то сам вгоняешь себя в это состояние», «при созерцании внутренняя активность осуществляется бессознательно, неосознанно» и др.
Участники определяют примерно одинаковую эмоциональную окраску в процессе созерцания. Это, главным образом, такие состояния как: спокойствие, счастье, удовлетворение, свобода, теплота, чувство единства. Достаточно часто встречаются ответы, отрицающие какое-либо эмоциональное сопровождение созерцания: «без чувств и эмоций», «отключение от всего мира», «ощущение себя третьим лицом, наблюдателем». Интересно отметить, что в описаниях предшествующего созерцанию момента времени участники не фиксируют каких-либо эмоций. Вместе с тем, после созерцания атрибутируются спокойствие, расслабленность, «приятное послевкусие от процесса», «в мыслях все встает на свое место», чувство гармонии, легкости, радости. Единичные высказывания связаны с активными постсозерцательными состояниями: «чувство, что что-то нужно поменять или выполнить какие-то действия именно сейчас», «бывает чувство раздражения, если прервали».
Оценивая частоту переживания моментов созерцания, студенты в большинстве выбирали среднюю позицию в предложенной шкале (очень часто, часто, от случая к случаю, редко, очень редко). Те, кто замечает состояние созерцания у других людей, описывают такие внешние признаки: «человек смотрит сосредоточенно в одну точку и не реагирует на окружение», «смотрит на что-то, но погружен в себя», задумчив, умиротворен. Способность вызывать у себя по своему желанию состояние созерцания, управлять им признали очень немногие участники. При этом, в качестве средства погружения в созерцание, отмечается весьма ограниченный спектр возможностей («выбрать спокойное место», «на природе», «в одиночестве», «после прочтения книги», «смотрю в окно», «на неинтересной лекции», «куда-то долго едешь», «долго думаю над каким-то вопросом». Большинство участников констатирует, что созерцание почти всегда приходит спонтанно. На завершающей стадии опроса участники сравнивали созерцание с такими ментальными состояниями, как дремота (сновидение), задумчивость, вдохновение, инсайт, припоминание, сосредоточение, медитация, наблюдение, воображение. Сравнение нужно было осуществить по трем критериям: а) полное совпадение (тождество); б) определенное сходство; в) абсолютная непохожесть. Высокую степень сходства созерцания (более 80%) участники отнесли к состояниям задумчивости и наблюдению; определенное сходство — с вдохновением и медитацией; полное несходство — с дремотой и припоминанием.
Полученные нами результаты парадоксальным образом во многом совпадают с результатами, полученными в исследованиях на выборках школьников (16–17 лет) и студентов (20–21 лет), в ранее опубликованных работах [4; 5]. Парадоксальность состоит в независимости результатов от различного используемого инструментария и дистанцией времени в 7–8 лет. Такая воспроизводимость феномена созерцания говорит о нем как о важном, неслучайном ментальном свойстве человека. В то же время созерцание невозможно отнести ни к одному из хорошо известных классов ментальных свойств человека, будь то процессы (внимание, память и т.д.), состояния, особенности (факторы) личности. Так, процесс внимания (направленность и сосредоточенность психической активности) нельзя отождествить с созерцанием, которое характеризуется только сосредоточенностью при отсутствии объекта направленности (исключая предсозерцание). Созерцание может нести в себе следы памяти, однако оно не является целенаправленным процессом припоминания, воспоминания, запоминания и т.д.
В более широком плане можно утверждать, что созерцание также не совпадает с явлениями сознания, в частности, с сенсорным, перцептивным, аффективным и когнитивным сознанием. Как известно, один из общепринятых критериев осознанности той или иной активности человека — это способность дать отчет о своих действиях, поступках, переживаниях, о своих состояниях. Представленная выше феноменология созерцания не позволяет говорить о полной подотчетности процесса созерцания индивиду. Отчетливо осознается только само состояние созерцания, погруженность в него. Не осознается явным образом то, что созерцается (исключая предсозерцательные объекты ментальной активности), в то время как в сенсорном, перцептивном и других видах сознания объект непосредственно представлен в поле сознания.
В неклассической психологии [14] сознание идентифицируется по признакам произвольности, обобщенности и опосредованности. По этим признакам также нельзя утверждать, что созерцание — это в полной мере осознаваемый процесс. Если попытаться отнести созерцание к бессознательным ментальным явлениям, то также ясно, что это не фрейдовское либидо, не юнгианский архетип, не диеелевское тщеславие и т.д. Вместе с тем, это похоже на проявления Эго по Фрейду, Самости по Юнгу и т.д.
Обращаясь к современным исследованиям сознания, можно обратить внимание на такую идентификацию сознания, как «квалиа» [13]. Из «пяти ведущих идей», позволяющих идентифицировать сознание [12], идея квалиа, на наш взгляд, позволяет присвоить созерцанию статус сознания. Вместе с тем, квалиа относится к категории феноменального сознания, которое, в отличие от перцептивного, когнитивного и других видов сознания определяет так называемую “Hard Problem” сознания [10; 12; 13 и др]. Трудность, т.е. нерешенность проблемы научного объяснения феноменального сознания вновь не позволяет включить созерцание в категориальное пространство сознания.
Таким образом, созерцание представляется важной составной частью известных ментальных процессов, состояний, а также свойств личности. Особенностью процесса созерцания является его осознание индивидом как особого состояния, притом что не осознается объект созерцания и само «течение» процесса. Функциональной особенностью созерцания является внутренняя, скрытая переработка либо коррекция или трансформация микро- и макросмыслов жизнедеятельности человека. Немаловажно также то, что этот процесс переосмысления содержательно скрыт и эмоционально позитивен для индивида. Исходя из вышеизложенного, процесс созерцания можно квалифицировать как спонтанную психологическую самотерапию личности.
Список литературы:
- Акопов Г.В. Психология сознания: Вопросы методологии, теории и прикладных исследований. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.
- Акопов Г.В. Созерцание в категориальной системе современной психологии: теоретические и прикладные аспекты / Под ред. Член-корреспондента РАН, доктора психологических наук, профессора В.Ф. Петренко. Самара: Издательство ВЕК 21. 2014.
- Акопян Л.С., Акопов Г.В. Эмоциональная эквипотенциальность созерцания как психического состояния // Психология психических состояний: актуальные теоретические и прикладные проблемы. Казанский федеральный университет, 14-16 ноября 2013 г. Часть 1. Казань: Изд-во «Отечество», 2013. С. 3-8.
- Акопян Л.С. Представления о феномене созерцания у студентов // Созерцание как современная научно-теоретическая и прикладная проблема: материалы Всероссийской конференции / под ред. Г.В. Акопова, Е.В. Бакшутовой. Самара, 21 мая 2013 г. Самара: ПГСГА, 2013. С. 144-147.
- Акопян Л.С. Определение понятия «созерцание» и роль опыта переживания в личностном самоопределении учащихся // Личностная идентичность: вызовы современности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (с иностранным участием) / под ред. З.И. Рябикиной и В.В. Знакова. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, Майкоп: Адыгейский гос. ун-т; М.: Институт психологии РАН, 2014. С. 96-97.
- Рулина Т.К. Созерцание: познание категории. Учебное пособие к спецкурсу по истории психологии / под ред. Г.В. Акопова. Самара. ПГСГА, 2013.
- Сборник словарей Ефремовой, Ожегова, Шведовой. http://что-означает.рф/
- Созерцание как современная научно-теоретическая и прикладная проблема: Материалы Всероссийской конференции / под ред. Г.В. Акопова, Е.В. Бакшутовой, Самара, 21 мая 2013 г. Самара: ПГСГА, 2013.
- Шестун Е.В., Подоровская И.А. Созерцание в теоретическом осмыслении и практиках монотеистических религий / под ред. Г.В. Акопова. Самара: СамГУПС, 2014.
- Chalmers D.J. (2010) The Character of Consciousness. Oxford University Press.
- Genaro R.J. (2012) The Consciousness Paradox: Consciousness, Concepts and Higher Order Thoughts A Bradford Book. The MIT Press Cambridge, Massachusetts. London, England.
- Honderich, T. (2014) Actual Consciousness. Oxford University Press.
- Revonsuo, A. (2017) Foundations of Consciousness. Routledge.
- Vygotsky, L. S. (1978). Mind in society: The development of higher psychological processes. Cambridge, MA: Harvard University Press.
Источник: Акопов Г.В. Созерцание как универсальный культурный феномен спонтанной самотерапии // Педагогика и психология в медицине: проблемы, инновации, достижения: сборник трудов I Международного научного конгресса, Санкт-Петербург, 03–04 июня 2021 года. М.: Перо, 2021. С. 12–17.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать