16+
Выходит с 1995 года
7 ноября 2024
Психогенные факторы дистанционного образования

В настоящее время стремительно возрастает влияние информационных технологий, происходит так называемая «цифровизация» многих общественных сфер. Дистанционные условия образовательной среды отзываются разными последствиями на психологическом состоянии учащихся. Образовательный процесс в контексте социальной депривации является современной нормой. Отсюда рождается психогенная природа дистанционного обучения, прямо либо косвенно влияющая на его субъектов.

В психологии педагогики в 1970–80-х годах актуализировался вопрос средовой проблематики [2]. Стоит подробней рассмотреть одну из ключевых составляющих процесса обучения — образовательную среду. Среда является совокупностью психологических, социальных и физических возможностей, а также барьеров по отношению к целям деятельности субъекта. В дистанционном формате обучения меняется сама среда, поэтому целесообразно рассмотреть условия психологической безопасности среды в образовании.

В рамках концепции психологической безопасности образовательной среды существует множество подходов и трактовок к структуре, функциям среды в образовании. Общим и ключевым определением психологической безопасности является именно состояние образовательной среды. Гуманистическая психология утверждает, что необходимо создание благоприятных, особых условий для реализации позитивных потребностей человеческой природы (Дж. Бюдженталь, А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Снайдер и др.). Это важное правило, которое помогает человеку раскрыться во взаимодействии со средой. И, говоря о безопасности, она непременно включает в себя понятие угрозы. В дистанционном обучении, как упоминалось выше, угрозой являются психогенные факторы дистанционной среды.

С конца 1960-х годов в зарубежной литературе словосочетание «недостаток общения» все чаще стало появляться в заголовках газет. Развитие индустриализации, совместно с эпохой индивидуализма, внесло некие коррективы в социальную среду человеческих коммуникаций. Фокус внимания постепенно смещался в сторону потребительской сферы, оставляя в одиночестве духовную потребность в общении. Вопрос одиночества, его субъективное переживание изучался многими специалистами.

Советские психологи О.Н. Кузнецов, В.И. Лебедев отмечали психотическую и соматическую симптоматику долгой изоляции, часто приводящую к психозам [7]. Душевное состояние людей, имеющих долгую изоляцию от общества, находящихся в полном одиночестве (и тишине), с различной скоростью, но постепенно ухудшалось. Переживания состояния одиночества и тревоги, связанной с ним, является актуальным аспектом существования человека, что показано в работах И. Ялома, Дж. Бюдженталя, Н.В. Хамитова. Потеря эмоциональных связей в полной оторванности от коллектива постепенно приводит к состоянию страха, недоверия, ожиданию вредоносных действий. Параноидальная настроенность и складывающееся враждебное отношение к окружающему миру — предпосылки расстройств шизофренического спектра. Проблемы нарушения целостности не только картины мира, а в первую очередь внутренней целостности, требуют психиатрического и психотерапевтического решений.

Врач-физиолог, психолог Л.А. Китаев-Смык утверждал: «При длительных экстремальных воздействиях могут возникать неблагоприятные проявления мыслительной активности, направленной «в себя», в виде снижения субъективной значимости контактов с реальным пространством и с настоящим временем, со снижением производства полезной продукции.» [6, c. 208]. Под экстремальными факторами понимается стрессовая ситуация, в том числе и долгое одиночество. Психическим функциям изолированного субъекта просто «некуда деться».

Как уже упоминалось, современные тенденции социальной среды в условиях информатизации формируют новую личность. Доктор медицинских наук, профессор РГПУ им. Герцена Анатолий Николаевич Алехин отмечает, что за сравнительно короткий период, начиная с 2005 года, резко снизилось когнитивное развитие детей дошкольного возраста. Наблюдается снижение уровня энергичности, инициативности, уровня развития сюжетно-ролевой игры, замедление темпа развития тонкой моторики, произвольности и волевой сферы, возрастание эмоционального дискомфорта, ухудшение способности к планированию и целенаправленной активности, в более старшем возрасте — дефицит социальной компетентности, обеднение и ограничение общения [1].

Несомненно, информатизация общества процесс давно запушенный и в ближайшие десятилетия только набирающий обороты. Плюсы информационных технологий: сокращение времени, которого часто «может не хватать»; упрощение и автоматизация некоторых видов деятельности. Развитие общества — это естественный процесс, где создаются условия для самоактуализации человека и формирования адаптационного потенциала к условиям образовательной среды. Что касается дистанционного обучения, которое в последние несколько лет приобрело вынужденный характер, оно может не совсем подходить некоторым обучающимся в силу личностной специфики и специалистам, например, помогающих специальностей.

Так, социально-психологический портрет личности в условиях дистанционного обучения может выглядеть следующим образом: обучение в условиях изоляции требует перестройки привычного режима, уходит выработанный автоматизм, происходит так называемое нарушение адаптации, сопровождаемое фрустрацией. Субъект, который успешно прошел адаптацию, в идеале может ограничиться данным периодом. Однако, в большинстве случаев гиподинамия не приводит к положительным последствиям дистанционного обучения. Так, при одинаковых условиях дистанционного обучения, адаптация у всех проходит по-разному, начиная от привычного каждому физического уровня активности и заканчивая акцентуацией характера, типом нервной системы.

Студентам помогающих специальностей необходимо очное обучение в силу специфики профессии, требующей овладения навыками эмпатии, сострадания, повышенной сензитивности. В своем исследовании учащихся студентов профессор Е.П. Кораблина отмечает: чем выше уровень личностной тревожности, тем выше чувствительность, ранимость из-за малейшие неприятности [3]. Действительно, деятельная помощь специалиста рассчитана на определенный тип личности самого специалиста, его базовые, личностные предпосылки, также развивающиеся в процессе профессионального обучения. Также существует определенное разнообразие в представлениях об основном содержании профессиональной деятельности помогающего специалиста. Особенность помогающей деятельности, заключается в целенаправленном осуществлении навыков, умений и знаний в совокупности с ценностно-смысловыми аспектами личности, которые определяют жизненные и профессиональные установки. Однако, социальные, культурные, экономические, правовые, этико-нормативные, образовательные условия среды оказывают непосредственное влияние на становление профессиональной составляющей специалиста помогающей деятельности [4, с. 121].

Важный фактор, который непосредственно связан с форматом обучения, это мотивационный компонент. Мотивация играет значимую роль в дистанционном образовании. Низкий уровень мотивации и неорганизованности формирует отчуждение от профессии и в дальнейшем отмечается недостаточная психологическая готовность к осуществлению профессиональной деятельности. Отсутствие обратной связи по усвоению материала, в целом, снижает качество подготовки.

Таким образом, дистанционное образование влияет на качество обучения и(или) на психологическое состояние обучающегося. Формирование мотивации к профессиональной роли, так или иначе, является важным фактором, поддерживающим успешность, интерес и деятельность в контексте образовательного процесса. Если обучающийся осознает цели и задачи обучения, имеет способность видеть позитивные стороны сложившейся ситуации и навык самопомощи, дистанционная среда может предоставить возможность большей самостоятельности и глубины для изучения материала. Это, в свою очередь, способствует сохранению мотивационной динамики в обучении, освоению научных знаний и профессиональному становлению обучающегося специалиста в той или иной области. Таким образом, есть риск оказания дистанционными условиями обучения негативных последствий на профессиональные навыки и личностное самочувствие обучающихся.

Что касается студентов помогающих специальностей, актуальность специалистов данных области растет. Однако, дистанционные условия образовательной среды для развития соответствующих компетенций могут не позволять в полной мере их обрести. Нецелесообразно развивать навык эмпатии сквозь техническое устройство; учиться быстрому реагированию на непредвиденные обстоятельства, которые в реальной жизни имеют место быть. Существует тесная связь между успешностью профессиональной деятельности и качеством психологической готовности [5]. Принимая современные тенденции развития образования, важно отметить необходимость гармонизации условий подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности, помогающей творческому, профессиональному самораскрытию личности в социальной среде. Психогенный аспект дистанционного образования так или иначе дает возможность повысить опыт саморегуляции, пространство для творческого проявления и самореализации, осознанной встречи с новыми дистанционными условиями обучения. Суть гармонизации процесса обучения в условиях дистанционной образовательной среды состоит в принятии нового формата обучения, способности адаптации и формировании творческого потенциала личности, соответственно, и профессионального становления помогающего специалиста в психогенных условиях дистанционного образования.

  1. Алёхин А.Н. Клинико-психологические феномены психической адаптации человека в меняющейся социокультурной среде [Текст] / Алёхин Анатолий Николаевич // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена [Текст]. - Санкт-Петербург, 2018. - N 187. - С. 50-58.
  2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. — 271 с.
  3. Кораблина Е.П. Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности. Комплексная психологическая помощь в образовании и здравоохранении. Материалы ХI научно-практической конференции. 20 декабря 2021 года. — Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2021. — 64 с.
  4. Кораблина Е.П. Этюды о профессии психолог-консультант: ценностно-смысловой подход. Монография. — изд. 2-е перераб. и дополн. — Sillamae: Balti Rakendus Logoteraapia Insyituut, 2020. — 220 c.
  5. Соколова А.И., Кораблина Е.П., Тарасова Ю.Н. Изучение изменений мотивационного компонента психологической готовности к профессиональной деятельности у студентов-юристов в условиях смены форм обучения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. — 2021. -№5. -С. 101-107.
  6. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Изд-во «Наука» Москва, 1983. — 341 с.;
  7. Кузнецов О.Н., Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества. М.: Медицина, 1972. — 317 с.

Источник: Алехин А.Н., Кораблина Е.П., Фролова Н.Д. Психогенные факторы дистанционного образования // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. Сборник научных статей XI Международной научно-практической конференции. Ульяновск, 2022. С. 7–10.

В статье упомянуты
Комментарии
  • Игорь Николаевич Белогруд
    06.09.2023 в 08:43:42

    Наличие обратной связи со студентами является критически важным аспектом образовательного процесса, особенно в контексте дистанционного обучения.
    Она помогает поддерживать мотивацию студентов и укреплять их вовлеченность в учебный процесс. Это может стимулировать их стремление к дальнейшему развитию и улучшению. Преподаватели, в свою очередь, могут использовать обратную связь для адаптации своего подхода и предоставления дополнительной поддержки там, где это необходимо. Они могут получить информацию о том, что работает хорошо, а что требует улучшения. Это позволяет им вносить коррективы в свою практику и создавать более эффективные учебные материалы, что в конечном итоге повышает качество обучения.
    Кроме того, обратная связь также помогает развитию взаимоотношений между преподавателями и студентами в условиях дистанционного образования. Студенты могут чувствовать, что их интересы и потребности учитываются, и что они могут обратиться за помощью и поддержкой в случае необходимости. Это создает благоприятную образовательную среду, способствующую успешному обучению.
    пасибо авторам за интересную и доказательную статью.
    Белогруд И.Н. Преподаватель Финуниверситета.

      , чтобы комментировать

    • Игорь Николаевич Белогруд
      06.09.2023 в 08:45:16

      Наличие обратной связи со студентами является критически важным аспектом образовательного процесса, особенно в контексте дистанционного обучения.
      Она помогает поддерживать мотивацию студентов и укреплять их вовлеченность в учебный процесс. Это может стимулировать их стремление к дальнейшему развитию и улучшению. Преподаватели, в свою очередь, могут использовать обратную связь для адаптации своего подхода и предоставления дополнительной поддержки там, где это необходимо. Они могут получить информацию о том, что работает хорошо, а что требует улучшения. Это позволяет им вносить коррективы в свою практику и создавать более эффективные учебные материалы, что в конечном итоге повышает качество обучения.
      Кроме того, обратная связь также помогает развитию взаимоотношений между преподавателями и студентами в условиях дистанционного образования. Студенты могут чувствовать, что их интересы и потребности учитываются, и что они могут обратиться за помощью и поддержкой в случае необходимости. Это создает благоприятную образовательную среду, способствующую успешному обучению.
      Спасибо авторам за интересную и доказательную статью.
      Белогруд И.Н. Преподаватель Финуниверситета.

        , чтобы комментировать

      , чтобы комментировать

      Публикации

      Все публикации

      Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

      Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»