• Генеральный спонсор — «Иматон»

Скоро

2 – 4 октября
Казань

VI Всероссийская научно-практическая конференция «В.М. Бехтерев и современная психология личности»

3 – 4 октября
Онлайн

XIX Ежегодная конференция Российской ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии «Творчество как суть эволюции»

8 — 10 октября
Ярославль

Всероссийская научная конференция «Ярославская психологическая школа: история, современность, перспективы»

13 октября
РАНХиГС

Международная научно-практическая онлайн-конференция «Пандемия 2020: вызовы, решения, последствия»

16 – 17 октября
Онлайн

Конференция без пиджаков: психология и качество жизни

21 октября
СПбГУ

Онлайн-симпозиум «Психология жизненного пространства» (к 130-летию Курта Левина)

5 – 7 ноября
Москва

II международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Ф.Е. Василюка «Консультативная психология: вызовы практики»

18 – 19 ноября
Москва

Международная научно-практическая конференция «Зейгарниковские чтения — 2020: Диагностика и психологическая помощь в современной клинической психологии: проблема научных и этических оснований»

Весь календарь

Шалва Амонашвили: «Новая школа — это учитель»

/module/item/name

На круглом столе «Горизонты современного образования: от вызовов к перспективам» в Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия — страна возможностей» в Москве эксперты обсудили состояние образования, изменения в школе, взаимодействие взрослых и детей. Своими мыслями о педагогике, школе и учителе поделился Шалва Александрович Амонашвили, доктор психологических наук, кандидат педагогических наук, советский, грузинский и российский педагог и психолог, академик АПН СССР, академик РАО, профессор, педагог-новатор, разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики.

«Я человек, который вошёл в науку с конца 50-ых — начала 60-х годов, и я принял мудрость, знания, опыт таких великих людей как Леонид Владимирович Занков (советский психолог, специалист в области дефектологии, памяти, запоминания, педагогической психологии), Даниил Борисович Эльконин (советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии) и Василий Васильевич Давыдов (советский и российский педагог и психолог). Мне сейчас хочется преклониться перед памятью этих удивительных людей. Они открыли не только новую дидактику, они открыли, что можно менять ребёнка, его психологию, если обстоятельства изменятся. Если образовательный процесс авторитарный, будет вот это, а если развивающий, будет вот это, а если третий-четвертый, будет другой результат. Ребёнок в разных пространствах может стать разным. И если он воспитан в этом пространстве, перевоспитывать потом трудно будет. Когда я впервые привлёк 6-летних детей в школу, в 1966 году, Василий Васильевич Давыдов сказал: «Я бы не отдал 6-летних детей в школу, но, если в школе будет такое образование как у Амонашвили, я бы с радостью отдал». Это сказал великий Запорожец.

Барнаб Иосифович Хачапуридзе (доктор педагогических наук, советский психолог, педагог) принёс в мою жизнь теорию установки. Это величайшая теория. Там очень много о педагогике, о развитии. Идея развития Д. Н. Узнадзе совпадает с идеей Выготского. Я не соприкасался с этим мыслителем, творцом, он рано ушёл из жизни. Но более мощную теорию развития, чем у нас есть, мир не имеет. А без этой теории строить образовательный процесс немыслимо, не получится. Артур Владимирович Петровский (советский и российский психолог, специалист в области истории психологии, социальной психологии и психологии личности) всегда стремился искать новое и стал первым защитником всего прекрасного. Когда нас в Грузии закрыли, ЦК партии вообще выгнало нас из школ как буржуазных, вдруг появляется статья Артура Владимировича в газете «Правда». И нас сразу восстанавливают, потому что газета «Правда» и ЦК — это одно и то же было. Хочу вспомнить и моего друга, ушедшего совсем недавно, Михаила Петровича Щетинина (советский и российский педагог, член Российской академии образования, основатель и директор экспериментальной общеобразовательной школы интернатного типа).

Эти люди создавали другую школу при советской власти, при идеологии. Они имели подпольные идеи. За то, что они придумывали, могли исключить из партии. Занков создал такую школу, которая не укладывалась в советских рамках.

Меня знаете, что удивляет? Как будто демократия, новая жизнь. Но учителя замкнулись, нет творчества, нет новизны, нет новаторства. Может, они и есть, но никто в этом не нуждается, никто не ищет новаторов. Где «Останкинские встречи»? Неужели общество не хочет видеть своих лидеров в образовании? Можете ли вы назвать выдающегося педагога — директора, завуча или просто учителя? Меня удивило высказывание чиновника высокого класса: «Мне не нужны необычные учителя в школе». Да кто ты такой, что они тебе не нужны? Это большая беда современной школы. 

Обычно учитель идёт к ученикам с предметом в руках, мы же, новаторы, идём вместе с детьми к предмету. Обычно учителя гордятся своими лучшими учениками, мы же гордимся худшими, которых сделали лучшими. Учителя, перечисляйте, сколько необучаемых, невоспитуемых? Это же неестественные понятия — необучаемость, невоспитуемость — для образования. Откуда это пришло в нашу речь? Нет таких. Это вы назвали их такими и умыли руки. 

Мамы, папы, выбирая учителя для вашего ребёнка, выбирайте не просто класс, где уклон в английский или музыку, а выбирайте Марью Ивановну, которая глупых, умственно отсталых детей сделала разумными. Искусство педагогики в таких вещах зарождается.

Мы в кабинетах можем выдумать сколько угодно поколений с разными понятиями, причём такими, что придётся долго голову ломать: что же это такое в конце концов? За всю жизнь я видел несколько необычных поколений. Это были 60-ые годы, когда приходили дети-акселераты. Они вам принесли компьютеры, мобильники, интернет. Это было сделано необычным поколением. Потом такое поколение прекратилось. А вы кто? Хорошие люди, прекрасные люди — потребители. Конечно, наука создаёт новые технологии, будет новое, мы ещё шагнем. Неужели мы будем всегда носить мобильники в карманах? Они должны уйти, чтобы пришло что-то логичное. Вот и приходит новое поколение.

Я не знаю, как вы, но я действительно признал, что приходит поколение индиго, поколение света, поколение «звёздных» детей, поколение из высшего мира, сила нашего движения. Я поверил в это. Если это не так, то вы всё равно должны иметь о вашем ребёнке лучшее представление. Если вы о нем худшего представления, вы будете творить худшую педагогику. Будете иметь лучшее представление — родится лучшая педагогика: терпение придёт, любовь будет больше, радость будете искать. Давайте отдадим должное этому поколению. Они подрастут, и они должны нам принести что-то необычное. 

Мир должен перевернуться в своём сознании. Может быть, культуру принесёт. Культура уходит, а высокая технология приходит. О чем сейчас говорят в интернете? Россия наращивает новое вооружение, Америка наращивает. Мы должны гордиться этим: у нас наращивается и у них наращивается? Это потеря культуры. Была бы культура, и там убрали бы оружие, и здесь убрали бы, и постепенно навели бы мир. Но нам не хватает культуры у народа и у руководителей народа.

Я не обо всех говорю, потому что я представитель гуманной педагогики. Я не создал эту педагогику, я просто пошёл по стопам классиков. А что такое классика? Это горизонт сознания. Толстой — это горизонт нашего литературного, философского и культурного сознания. Мы идём к горизонту, а горизонт отодвигается — это и есть классика. Классики похоронены, но живут там, в будущем.

Я люблю классику: Ушинского, Песталоцци, Сухомлинского, Корсака. И задумался, на чём они строят свои великие учения? И учёные педагогики, чтобы доказать свои экспериментальные учения, в конце концов цитируют классиков. Классики стоят на той почве, которая для кого-то просто песок, — это вера. Любой классик выращивает свою педагогику только на вере. На какой? Странно, но на христианской. Христианская философия, христианское мировоззрение, христианская любовь, христианское отношение в целом — это и есть почва…

Обучение
Мария Владимировна Осорина
12 апреля–1 мая 2021
Дополнительное профессиональное образование
Детская практическая психология
42 800 руб.
Участвовать

Так что, пришли дети индиго. И мы стоим перед такой проблемой: дети — новые, а педагогика — авторитарная, злая. Она не добрая, она не любит детей! Откройте любой учебник по педагогике, вы найдёте хоть на одной странице слово «любовь»? Это не звучит ни на одной странице. Почему? Потому что учителю не надо любить детей. Нет слова «радость» ни на одной странице. Неужели автор учебника не имеет своих детей и не знает, что без любви детей не воспитаешь? Без преданности — не воспитаешь. Без радости — не воспитаешь. А как пишут эти учебники, я поражаюсь. Профессора читают лекции, ни одно слово не будет сказано о любви. Возьмите стандарты… Я вообще не знаю, как стандарты для учителя можно было сочинять, но всё же, не надо ли приписывать, что учитель обязан любить ребенка? Если не любишь, уходи из школы!

Мы получили науку. Всё по полкам разложено — принципы и так далее. А идут в школу — фиаско: учитель не смог состояться. Сергей Зиновьевич Казарновский (заслуженный учитель России) скажет, что молодой учитель должен пять лет в школе практиковаться, чтобы что-то получить. Университетская подготовка не годится. До каких пор это будет продолжаться?

А родители, как вы воспитываете своих детей к школе? Причитаниями! Это понукательная педагогика: не трогай, не бери, не твое дело, уходи, не шали, хватит. А ну-ка сосчитайте, сколько раз в вашей речи звучит «не» в отношении ребенка? А сколько раз «да»: давай, шали, прыгай, я рядом, я помогу? Сколько раз поощряем, сколько раз запрещаем? Понукательная педагогика, хотя вы любите детей. Любовь без дел мертва. Если, правда, любите детей, то воспитывайте спокойно, великодушно, прощающе. Как апостол Павел это описывает в своем послании к Коринфянам. Без любви это не строится.

Что же я сделал? Я просто принял эти ценности от классиков и попытался попробовать, возможно ли в школе сделать это. И что для этого нужно? Технологии нужны? Откуда это понятие «технологии»? Как будто детей нет, как будто дети — это роботы. Делай так и так, будет вот это. А ребенок прыгает, шалит. «Гиперактивный», — говорят они. Поможет ли технология? Мёртвая технология, без детей. Нам не технологии нужны, а мудрость общения с ребёнком. Нужно его заинтересовать. А как? У ребёнка три природные страсти, бери эти страсти, опирайся на них, и он всегда будет заинтересован:

  • Он хочет развиваться — дай развивающие задачи и сам развивайся вместе с ним. 
  • Он хочет взрослеть — дай на этом уровне чувство взросления ребёнку. Он будет взрослеть и радоваться, он твой. 
  • Он несёт свободу, он не может жить вне свободы. 

А как его заинтересовать, когда отняли свободу, развития мало, есть только обучение и вбивание стандарта в мозг, где нет страсти к взрослению? Поэтому массово дети не любят школу, массово начали не уважать учителей. А это величайшая профессия.

Когда вышла моя книга «Здравствуйте, дети», тысячи молодых людей поспешили в вузы на педагогический факультет, потому что они увидели романтику школьной жизни. А сейчас какую романтику показывают? Это не профессия учителя виновата, мы виноваты, учёные, — те, которые должны поощрять учителей. А как? Мысль только о зарплате. Как будто, стоит дать миллион долларов учителю, и он воспрянет духом, станет совсем другим. Нет. Камень, хоть тут ставь, хоть там, останется камнем. Надо творческую жилку развить в человеке. Современные учителя пишут научным языком. Педагогика не требует научного языка, противостоит научному языку. Там же только наука. Схемы, диаграммы, проценты — там дети же не живут, это могила для детей.

Школа будущего. Какой она будет? Конечно, будут новые здания. Одна коллега попросила меня пойти в её школу и провести для учителей семинар по повышению квалификации. Какое здание построили для школы! Уникальное! Там и бассейн, и разные корпуса. Я, советский человек, с трудом могу представить, что такие здания есть сейчас. Я пришёл, они собрались в библиотеке. Я готовился, подумал, что в таком здании должны быть необычные учителя. Начали семинар, и я вижу: кто-то тетради проверяет, кто-то шушукается. А я не люблю призывать кого-то к дисциплине. Наверное, я виноват, начинаю ещё больше изворачиваться. Прошла неделя, семинар закончился. Только двое приняли нечто, остальные 42 или 44 какими пришли, такими и ушли. Ни один из них не допустил меня на свои уроки. Что я там увидел? Это не новая школа. Здание новое, а внутри — образовательное болото. В таких болотах тонут дети. Они стараются обрести свои силы, но это же дети индиго.

Откуда возникло понятие «гиперактивность»? Как она измеряется? Это учителя настроены: «Дети гиперактивные». А почему? Потому что учителя сами гиперпассивные!

Детям нужна не скучная Марья Ивановна, а романтичная, весёлая, радостная, неугомонная! Пусть ей будет хоть 88 лет, но нужна такая Марья Ивановна. В школе очень много завелось учителей-двоечников. Директора вроде как лучших подбирают себе, знают цену учителя, но обычно в школах очень много двоечников и троечников. Наши дети сидят на уроках таких учителей и получают двойки и пятерки. Где искать справедливость? 

Новая школа не будет измеряться зданиями и техникой. Это, конечно, нужно. Время проходит, нужны новые карты, новые опыты, новые возможности. Конечно, детям будут рассказывать, как пользоваться интернетом. Но это не создаст ту новизну, которая нам нужна в новой школе. Новая школа — это учитель. Учитель со своим сознанием, как будто из будущего пришёл и знает, как хорошо там, он берет детей и ведёт их туда. Учитель с его сознанием, его сердцем, его любовью, его терпением. Мамы, папы, наберитесь терпения — при раздражении исчезает воспитание.

Что такое школа? Я давно интересуюсь, кто создал первую школу. Ян Амос Коменский (чешский педагог-гуманист, писатель, религиозный и общественный деятель) говорит в «Великой дидактике», что это создал патриарх Сим, сын Ноя, после потопа. Он что, место нашел и построил школу? Загнал детей, на камни посадил и пальцем начал указывать? Нет. Я был на собрании РАО, там выступал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Цитирую его слова: «Русское слово «школа» восходит к латинскому слову, которое в переводе означает «лестница», и кто послушен духовным учениям, тот знает, лестница — для восхождения души и духовности человека». А что пишут ученые? Школа — учебно-воспитательное заведение. Казино — тоже заведение, ресторан — заведение. Это не воодушевляет, что заведение работает. Поэтому новые учителя хотят облагородить школу — это храм, храм знаний. Но храма-то никакого нет. Школа — это лестница, но где она находится? В учителе! Каждый учитель — это школа, лестница для восхождения ваших детей. Лестница проходит через сердце в мозг и дальше возвышается.

А слово «учитель»? Христос тоже был учителем, так его звали. Это санскритское слово — душа, даритель света. А во что мы превратили учителя? В предметника, в училку, в преподавателя. Есть в школе преподаватели? Нет! Это опасно. Это у вуза пусть будут преподаватели. Предметники разбираются в своих предметах, а не в детях. Ребенку нужен учитель: физик — даритель света, химик — даритель света, литератор — даритель света. 

Меня призвали в ЦК партии, когда я в 70-ые годы заговорил о гуманности в образовании. Сидит передо мной заместитель начальника отдела и строго спрашивает: «А разве советская школа не гуманная?». Я онемел. Скажу, что нет — и так закрывают, а то вообще заберут. В душе я, конечно, верил, что советская школа негуманная. А школа должна быть гуманной. Что такое гуманность? Если я подам вам этот микрофон, каждый скажет: «Надо любить человека, уважать человека». Это тоже санскритское слово. Давайте искать корни слова, потому что там истина. В переводе это означает — «смертный, который ищет бессмертие», «смертный, который познаёт себя, находится в самопознании», «смертный, который ищет связь с богом» — это «умен». Отсюда в русской речи слово «умный». Есть противоположное слово «дура» — это «смертный, который рвёт всякую связь с высшим». Неужели такие понятия и такие смыслы не годятся, чтобы вложить это в сознание, на этой почве разработать урок, воодушевиться и идти к детям?

Методика исследования обучаемости А.Я. Ивановой
Исследование потенциальных возможностей ребенка к усвоению нового
9200 руб
ПОДРОБНЕЕ

Это и будет — вместе с детьми идти к предмету. А самый главный предмет в чём заключается? Это я сам. Я должен стать человеком, а не роботом. Я хочу, чтобы вы торжественно похоронили ЕГЭ и связанный с этим мусор. С ЕГЭ связаны многие искалеченные судьбы, редко кто-то из захолустья вырывается в Москву.

Я очень люблю педагогику, которую я прожил, которая открылась во мне. Как сказал мудрец, в педагогике всё новое — хорошо забытое старое. А у классики всё новое, что откроется в XXII, XXIII веках, уже есть. Идеи жизни, которые откроются тогда, уже есть у Толстого, у Достоевского. Они уже есть сейчас, но глаза пока не читают их: не глазами надо читать, умом, сердцем. Нам достается то, на каком уровне сознание стоит. Каждому своё. Но там ведь глубина, этажи, а нам надо это раскрыть.

В Москве была школа №1715, просуществовала 12 или 14 лет, потом пришёл начальник округа и сказал: «Вы не хотите продолжить работу Старшикова?». Мы сказали: «Конечно, хотим». Он взял меня, моего научного руководителя, директрису начальной школы, и мы поехали в школу №200. Начальник округа сказал там: «Вот вам приказ, вот вам новый директор». Он ушёл, и только потом мы узнали, что это школа коррекционная. Там нет начальных классов, там дети из детского дома, те, кого выгнали из соседней кадетской школы за плохое поведение. Эти дети ходили по коридору и курили, матерились, дрались. Мы были в отчаянии. Я убедился тогда, что если ты учитель, то из простого приму сделаешь. Мы два года работали с каждым учителем, внушали, помогали, программу строили вместе, уроки проводили вместе. Два года! Это были муки творчества. Тут нагрянула комиссия. Мы начали что-то проводить. Месяц мы ждали, что нам скажут. Они пришли, собрали нас, спрашивают: «Где дети, которые учились раньше?». Мы показываем списки: они тут, ещё никто не выпускался. Они сказали: «Эта школа стоит на уровне обычной среднеобразовательной школы, но она же коррекционная!». Мы им попытались объяснить, они ничего не поняли, но оставили справку, что школа №200 обычная. И какой был праздник! Вот так гуманная педагогика с неимоверным трудом победила и доказала. Это реальная педагогика. 

Сказать, что гуманной педагогики не было никогда, будет ложью. Она была, есть и будет. Мы хотим воспитать не того, который ЕГЭ будет сдавать. Мы получим личность, мы же личность хотим. А о какой личности можно говорить, если у человека нет воли, нет смысла жизни и нет страсти, устремления? Нынешняя школа в массовом порядке личность не сделает. Но в школе есть спасатели. Во всех школах есть спасатели, их немного. Разве много у океана спасателей, которые спасут утопающих? Двое-трое будут на вышке сидеть. Это учителя от Бога. Наверное, у каждого из вас был хоть один любимый учитель — в школе, или в спорте, или мама с папой стали такими. 

Можно любить всех учителей, но учитель от Бога будет один. Он и есть спасатель детства. На них зиждется дух школы, они рождают дух школы. Но учителями от Бога должны быть мамы и папы. Детям света какие нужны мамы и папы? Тоже от света. 

Завершая выступление, хочу рассказать свою притчу:

Старик сидит у обочины и смотрит на дорогу. И видит: идёт человек, за ним — маленький мальчик. Они увидели старика, остановились. И взрослый говорит мальчику: «Дай старику кусок хлеба из наших запасов, дай воды, наверное, он поэтому сидит здесь». А сам спрашивает: «Старик, почему ты тут сидишь?».
А тот отвечает странно: «Я тебя ждал».
«Меня?» — удивился прохожий.
«Да, тебя».
«Это как?» — спрашивает он.
«Тебе доверили этого мальчика на воспитание?».
«Да», — удивленно отвечает прохожий. — «Доверили».
«Тогда бери от меня мудрость. Если хочешь создать кому-либо дерево, сажай плодовитое деревцо. Если хочешь кому-либо подарить лошадь, дари лучшего скакуна. Если тебе доверили ребенка на воспитание, верни его крылатым».
Тот смущается, говорит: «Что ты говоришь, старик? Я сам не умею летать. Как я могу научить ребенка летать?».
Тогда старик тихо произносит: «Верни мальчика обратно, не бери на себя грех».
Но они всё же пошли дальше. Прошли годы. Старик смотрит в небо и видит: летит мальчик, а за ним еле поспевает его учитель. Они опустились перед стариком, преклонили колена.
И учитель говорит: «Помнишь, старик, что ты мне сказал? «Научи мальчика летать». Я нашел способ! Видишь, какие крылья выросли у моего мальчика!». И ласкает эти крылья мальчика с умилением.
А старик не смотрит на эти крылья и для себя шепчет: «А мне больше нравятся твои перышки».

Какое время сейчас настало, друзья мои? Дети индиго — это ваши дети, у них много талантов, это «звёздные» дети. Где найти для них новых учителей? Если любим, это мы сами. Мы должны превзойти самих себя. Нет другого выхода».

Опубликовано 5 марта 2020

Материалы по теме

Изменение структуры интеллекта подростков с 1990 по 2020 годы
16.09.2020
«Инициатива ФГОС 4.0. Сборка смыслов»
08.07.2020
Людмила Ясюкова: «В быстро меняющемся мире нужно понятийное мышление»
06.04.2020
Все пленарные доклады на фестивале к 30-летию Компании «Иматон»
11.03.2020
Горизонты современного образования: от вызовов к перспективам
05.03.2020
Е.Ивахненко: Хрупкий мир в оптиках простоты и сложности
08.09.2020
Перезагрузка: «цифра» на «удалёнке». Опыт применения цифровых компетенций
04.09.2020
Психолог рассказала как помочь школьнику адаптироваться к учёбе
31.08.2020
Светлана Алехина об оценке инклюзивного процесса в школе
31.08.2020
Психологи помогают детям и родителям адаптироваться к школе
20.08.2020
Физкультура улучшает успеваемость в школе
07.08.2020
Защитить ребенка от «информационной лавины»: об интернете Юлия Гиппенрейтер
03.08.2020

Комментарии

 

Этот замечательный опыт психолога-воспитателя подсказывает необходимость учителя психологии в школах. Только в этой роли психологи смогут реализовать потенциал своей науки на благо человека и общества.

05.03.202015:02:22

 
Инна Колодицкая

Мой сын перешёл в третью школу , сейчас 7 класс, и сделал для себя такой вывод : На чем учитель делает акцент, то и разбирается больше . Учебники могут быть одни и те же , но что тебе будут объяснять, зависит только от учителя .

комментарий из Facebook06.03.202009:26:14

 

Не могу не согласиться с этим утверждением. Учителя психологии или педагоги -психологи, очень нужны в школе. Это я могу утверждать с полной ответственностью за свои слова! В школе я работаю с 2000 года и чтобы понять почему так плохо детям с проблемами в школе, прошла по всем этапам развития детей обществом. Это детский сад и школа. Потом поняла, что "ноги " растут не в этом месте, и пошла в ВУЗ преподавать психологию. И вот тут всё встало на свои места! На психологов идут учиться из-за разных причин, только не потому, что любят работать с детьми, готовы жертвовать своим временем, бесконечно совершенствоваться и подтверждать себя, как специалиста. Но не это печально, в школу, детский сад, они и не планируют идти работать, диплом нужен для личностного роста, карьеры, а не для прямого назначения - творить добро, помогать тем, кому это очень надо, нашим "проблемным " детям! Много факторов мешают плодотворной работе психолога в детских учреждениях, только я могу утверждать, что если ты любишь детей, то всё остальное приложится! Спасибо, внимание.

06.03.202022:20:51

 

Не стоит уповать на возможности религии в современной образовательной системе. Да и в педагогике тоже. Душа, дух, воля, смысл жизни- вполне мирские и "светские" понятия в большей мере.

28.03.202010:14:41

 

Можно еще свои пять копеек ? Мне другое непонятно. Что психологи не хотят идти работать с детьми- это понятно. Дети слишком умные. Это взрослым легко лапшу на уши вешать: " Полюби себя. Помогу гуманно развестись с тираном...."
Мне другое непонятно. Как может учитель и воспитатель полностью игнорировать психологию ( возрастную, социальную, дошкольного возраста особенно...) Как педагог по развитию речи может не ознакомиться с трудами К.И.Чуковского????? Продолжать?

А любить детей легко. Их просто нельзя не любить. Так устроен мир.

30.03.202015:02:27

 

Немного по теме) Как раз недавно писала о роли учителя на уроке, а точнее его жизни на уроке...небольшой отрывок:
Есть вопросы, которыми должен задаваться каждый учитель в 21 веке, веке сплава информации, когда на главный план выходит психологический комфорт детей на занятиях. Да, нужно признать, что нововведения в современном образовании меняют русло отечественной педагогики: превращают вдохновенный труд учителя в немного тяжеловесное для него понятие 'работы', подрезают ему крылья. Но вопрос в другом. Он кроется в отношении учителя к данным явлениям, в расстановке приоритетов на занятии. Урок не является статичной формой. Урок как живой организм, который учитель в силах направлять, насыщать положительной энергией. Почему нельзя какую-то тему объяснить более компактными понятиями, сократить расход энергии на занятии, сконцентрироваться на основных понятиях, быть более открытыми к ученикам, слелать их своими помощниками и сотрудниками. Зачем делать акцент на негативном опыте, указывая на ошибки, обвиняя в невнимании Ведь школа это не цирк и не место для насмешек. Как бы увеличилось время в пользу поиска знаний. Порой, только при одном взгляде на учителя, на его добрую улыбку, тема урока уже освоена. Почему нет? Даже созерцая произведения искусства, будь то, к примеру, художественные полотна, человек что-то открывает для себя, меняется его взгляд на жизнь. Как их мало, таких Учителей ...Не говорю, что все, но основная масса учителей грубо скроена: агрессивные, узко мыслящие... и это всё в оправдание собственной ленности, ленности души. Бог с ними, с нововведениями, они формируют лишь приблизительную абстрактную форму уроков...уж как- нибудь, но с учениками 'как- нибудь' недопустимо.

08.04.202015:15:55

 

"Меня удивило высказывание чиновника высокого класса: «Мне не нужны необычные учителя в школе». Да кто ты такой, что они тебе не нужны? Это большая беда современной школы".
Да, и современным директором школ тоже не нужны. Вопрос в том, ЧТО директор школы подразумевает под понятием " необычности". К примеру, мою знакомую, молодого начинающего педагога, директор энной школы расспрашивала: " А умеете ли Вытанцевать, петь или вышивать?" Что за домострой?! Конечно, замечательно обладать такими талантами, но они не основополагающие. Что же является фундаментом педагогики, где чёткие критерии, по которым директор выносит вердикт - Вы нам не подходите!

08.04.202015:35:29

 

Да, недавно я переехала в другой город, совсем незнакомый для меня. Наугад пошла устраиваться в первую попавшуюся школу. На втором этаже я замешкалась, пока искала кабинет директора. А про себя подумала " вот бы кто-нибудь вышел, указал путь! "И, о чудо, у дверей меня встретил мальчик лет 12, он распахнул эти двери мне навстречу и как красиво он это сделал, как изящно, как культурно, с улыбкой на лице. Я поблагодарила его так же - улыбкой. А потом спросила как пройти к директору. И...тишина...только его улыбка, и рука указывающая в сторону кабинета. Точно так же, жестами он показал мне, что с моей ноги слетела одна бахила, что верхнюю одежду нужно оставить вот здесь, на лавочке. Как я узнала чуть позже, школа оказалась коррекционная, 8 вида... меня не взяли на должность учителя... но в моей памяти навсегда останется этот мальчик 12 лет, белокурый, лёгкий, с правильными чертами лица, с изящными манерами и улыбкой, наполненной живым светом радости. И, да, один из учителей, который вышел из кабинета, спросил меня: " с кем вы так живо тут беседовали?" я указала на мальчика. Тогда она недоуменно посмотрела на меня и захлопнула дверь. Что же с него взять, с современного образования, с его приоритетов.....?....

08.04.202015:53:30

 

Ольга Юрьевна! Вы чудесный неравнодушный профессионал! Приятно познакомиться с Вами на страницах газеты. Насчет выбора директором школы педагога Вы погорячились. Это современный педагог выбирает школу, А современные родители с ним заодно. С ним, а не с директором.
Как ни странно, дистанционка помогает родителям рассмотреть учителя под микроскопом, определить его высшие педагогические возможности. И директорам школы многое становится понятным в своем педагогическом коллективе. Вы отличный учитель, мне кажется. И наш классик педагогики пусть нас рассудит. АУ????

08.04.202016:00:59

 

Уважаемый автор! Вы- легенда педагогики. Снизойдите до комментариев к Вашей статье? Может мы тут не по делу выступаем? Откровенничаем, рассуждаем, жалуемся? АУ?

08.04.202016:03:40

 

Татьяна Александровна, спасибо за Ваш отзыв! Очень приятно! Не ожидала) мои комментарии написаны не без лишней доли эмоций...События, некоторые сюжеты из жизни произошли совсем недавно, поэтому "раны на сердце" ещё свежи. Я думаю, что на такое развитие дел в школах, на расстановке приоритетов влияет отсутствие диалога между школой и учителем, школой и учениками, между учителем и учеником, а также нет диалога школы с родителями. Я думаю, что если смотреть на ситуацию прямо, то большинство родителей простые люди и среди них найдётся один два человека с претензиями на качество образования детей. И я не уверена, что многие из этих родителей владеют компетенциями в области педагогики. В чём главный вопрос сейчас, в 21 веке, вопрос в образовании? По-моему, он стоит ребром: либо мы выполняем механические действия знаний, умений и навыков в отношении нелюбимого мной слова ОБУЧАЮЩИХСЯ, либо стараемся сохранить в детях стремление, пусть будет сказано просто, к ДОБРУ, КРАСОТЕ. Либо нужно выработать путь целесообразности, чтобы не было места однобокому подходу к выбору педагога, или лучшего ученика в классе. Тоже самое происходит между школой и учеником, возьмём шире, между образованием и личностью ученика. Современное образование не учитывает многого в развитии детей, их способностей, их ВОЗМОЖНОСТЕЙ, игнорирует их ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ на занятии, в наш довольно беспокойный век.
Это всё очень большие вопросы, которые нужно решать на государственном уровне.
И дай бог, чтобы сознание каждого отдельного учителя было открыто к этому.
Спасибо за внимание!
)

08.04.202016:53:28

 

Мне нравится название статьи Шалвы Амонашвили " Новая школа - это учитель!".
Человечеству, на протяжении всей его бесконечной жизни сопутствовали образы великих учителей. И каждый народ, каждый отдельный человек находил учителя по себе. Будь то духовный наставник, лик, философ, писатель, родные отец или мама, а может и случайный прохожий... В таком случае это понятие, понятие УЧИТЕЛЬ становится широким. Новая школа, как и новая жизнь, нуждается в новом, обновлённом учителем, в таком прекрасном, может быть и собирательном его образе. В собирательном образе красоты, мудрости, непреходящности.
С глубоким уважением к Шалве Амонашвили, к людям, которые поддерживают в нас огонь творчества, огонь духа, дают силы двигаться дальше, когда кажется, что мы стоим уже на "последней платформе".

08.04.202017:05:00

 

И Вам спасибо за бальзам. Вы недооцениваете родителей. Даже самые педагогически неграмотные родители сегодня уповают на Вас - на Учителя с большой буквы. Который желает не просто выполнить работу, а принять детей в свою душу. Переживать за них, помогать им.И не оскорблять их чудесные порывы. Психологический комфорт. Вы правильно это назвали. И мне кажется Вы такая замечательная не одна уже на педагогическом поприще. Давайте-ка стучитесь во все закрытые двери. Капитализм в образовании не прижился, как ни старались наши "американские" кукловоды.

08.04.202017:07:46

 

Да, Вы правы! Спасибо) Это Вы замечательная! я всего лишь написала несколько комментариев в минуты вдохновения ...
Наверное, всё это не так просто реализовать на практике. Но я считаю, что даже самый малограмотный человек способен видеть больше, чувствовать сильнее. Пишу лишь о родителях именно с претензиями к образованию. Никого не хочу обидеть. Имеют право. Но, на мой взгляд, чтобы образование было именно образованием, а не смесью вкусов и предпочтений, нужна именно деятальная работа профессионалов. Если образование будет всегда идти по пути уступок вкусам общества, родителей, пусть даже основанных на доброжелательных порывах, трудно сказать, что из этого можно будет построить.

08.04.202017:28:28

 

Нет любви, нет культуры!
Основываясь на собственном опыте, на полученных знаниях в университете, я пришла к выводу, что педагогическая система в школах в корне не верна, она идёт по ложному пути, по пути ПРОФАНАЦИИ, когда всё существует для галочки: директор, учителя, ученики и ЗНАНИЯ. Формально всё правильно, всё на своих местах: учитель у доски, ученики за партами, отметки в журнале. Но возникает вопрос - ради чего это всё? Неужели, мы приходим в театр полюбоваться декорациями только? Вчера слушала интервью ЧерниговскойТатьяны Владимировны " Как тренировать мозг". В частности она затронула вопрос, а ради чего мы читаем книгу, неужели только ради сюжета ( если касаться творчества Л.Н.Толстого и Ф.М. Достоевского) . Так вот, неужели понятие ШКОЛА, которое, по идее, должно включать в себя все лучшие достижения человеческой мысли, существует только ради сюжета? Разве мы учимся только для того, чтобы поступить в институт а затем успешно устроиться на работу или не устроиться? Для чего существует школа сейчас, когда её лишили всякого смысла, обязав только учить, а не воспитывать. Как может быть образовательный процесс полноценным, как он может лететь на одном крыле только?
Несмотря на все образовательные промахи , не было бы так печально и тягостно, (бывали времена и похуже), если бы: (оставлю уже директоров в покое, они, на мой взгляд ,уже по ту сторону школы)...УЧИТЕЛЯ! Не берём в счёт требования стандартов, следуйте им, но, в стандартах не написано, что ученик - это не личность, в них не написано, что один ученик вечно двоешник, в них не написано, что можно оскорблять детей, унижать их чувства, стандарты не диктуют ломать характер ученика. Стандарты не стоят у дверей ваших кабинетов. Что диктует вам ваше сердце...Кто мешает наградить ученика улыбкой, добрым словом, кто мешает отвлечься на погоду за окном, кто мешает взять и пойти детям навстречу, как идут навстречу солнцу! Кто мешает вам разрядить напряжение и прогнать усталость? Ведь в основном учителя - женщины, это ли не высшая награда нести свет знания через любовь, красоту и понимание?...И тогда забудтся проблемы и даже самые сложные задачи решатся сами собой.
Наверное ШКОЛА , она не существует, она живёт для чего-то большего, ради чего-то большего? Тогда смысл?
-

10.04.202001:17:12

 

Продолжаем разговор! Все правильно. Но это все благие пожелания. Вот такая атмосфера образовательной организации, где тебя ждут любого....
Ее как раз и необходимо заложить в ФГОС. Как обязательное условие. Над этим бьется много лет Асмолов. Мне кажется, он даже устал уже от непробиваемости стены. И, главное, учителя должны увидеть не только свои обязанности, но и свою миссию. Вы ее отлично описали. У Черниговской очень много отличных "новинок" о детском разуме. В том числе о разных особенностях в условиях обучения девочек и мальчиков. О физиках и лириках, как не старо это рассуждение... И, конечно, о вреде УУД, о вреде алгоритмизации и формализации спонтанной познавательной деятельности детей. Об устройстве памяти. Да о многом... А как можно обойтись при развитии речевой деятельности дошкольника без психолого-педагогического труда Чуковского К.И. Обходимся.

10.04.202009:41:28

 

Татьяна Александровна, спасибо! Непробиваемая стена - именно! Очень точный образ, который часто проскальзывает в современной кинематографии, художественной литературе. Будто в противоположность этой стене живём мы. Но в тоже время ощущаем шаткость своего существования. Вы знаете, в университете нам дали задание - описать , используя метафорические образы, своё мироощущение. У большинства из нас рождались схожие образы, образы разрушенных стен, стен, давших трещину, образы провалившегося пола. У другой половины группы стены вообще отсутствовали, домом выступала сама природа, её стороны света. Как странно, но у большинства мироощущение сходилось к понятию ДОМ, месту, где ты родился, где закладывались основные ценности. Наше поколение, родившиееся в начале 90-x, где-то на подсознании, или как точнее выразиться где-то в глубине коллективного- бессознательного, выдало такой образ, при этом не советововшись заранее, не обговаривая задание на занятии. К какому можно прийти выводу?- нам не на что опереться, под ногами нет почвы, отсутствуют ориентиры. Ну вот, вроде открыли церкви, ещё что-то, а духовность при этом всё равно падает. Вот эта непробиваемая стена не пропускает к нам понятия человечности, красоты. А мы без этих понятий как без кислорода.
И, спасибо! Обязательно познакомлюсь с трудами Черниговской и Чуковского.

10.04.202010:25:08

 

Ольга Юрьевна! Вашему поколению вообще круто не повезло. Родиться в то время, когда целый мир перевернулся. Страшное время. Дикий капитализм называется. Дети мыли машины, девушки выстраивались в ряды проституток, нормальные люди прятались за металлическими дверями, окнами с решетками, заборами, а бандиты гуляли по улицам, по офисам, по заводам и хапали, хапали,хапали.... Как Вы думаете, это могло пройти мимо детского воображения? Это могло не запасть в душу ребеночка? Как не пытались охранить его ( вас!) родители? НО. Не страшно за ваше поколение. Потому что справились с этими жизненными уроками. И Ваши размышления тому подтверждение. Детский разум - великая загадка. И тяга ребенка к справедливости, честности, Красоте и Добру - это данность, это заложено природой.

10.04.202011:32:51

Оставить комментарий

  • Генеральный спонсор — «Иматон»
1 октября 2020 , четверг

В этот день

89 лет назад родился(ась) Вячеслав Алексеевич Бодров.

Скоро

2 – 4 октября
Казань

VI Всероссийская научно-практическая конференция «В.М. Бехтерев и современная психология личности»

3 – 4 октября
Онлайн

XIX Ежегодная конференция Российской ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии «Творчество как суть эволюции»

8 — 10 октября
Ярославль

Всероссийская научная конференция «Ярославская психологическая школа: история, современность, перспективы»

13 октября
РАНХиГС

Международная научно-практическая онлайн-конференция «Пандемия 2020: вызовы, решения, последствия»

16 – 17 октября
Онлайн

Конференция без пиджаков: психология и качество жизни

21 октября
СПбГУ

Онлайн-симпозиум «Психология жизненного пространства» (к 130-летию Курта Левина)

5 – 7 ноября
Москва

II международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Ф.Е. Василюка «Консультативная психология: вызовы практики»

18 – 19 ноября
Москва

Международная научно-практическая конференция «Зейгарниковские чтения — 2020: Диагностика и психологическая помощь в современной клинической психологии: проблема научных и этических оснований»

Весь календарь
1 октября 2020 , четверг

В этот день

89 лет назад родился(ась) Вячеслав Алексеевич Бодров.

Скоро

2 – 4 октября
Казань

VI Всероссийская научно-практическая конференция «В.М. Бехтерев и современная психология личности»

3 – 4 октября
Онлайн

XIX Ежегодная конференция Российской ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии «Творчество как суть эволюции»

8 — 10 октября
Ярославль

Всероссийская научная конференция «Ярославская психологическая школа: история, современность, перспективы»

13 октября
РАНХиГС

Международная научно-практическая онлайн-конференция «Пандемия 2020: вызовы, решения, последствия»

16 – 17 октября
Онлайн

Конференция без пиджаков: психология и качество жизни

21 октября
СПбГУ

Онлайн-симпозиум «Психология жизненного пространства» (к 130-летию Курта Левина)

5 – 7 ноября
Москва

II международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Ф.Е. Василюка «Консультативная психология: вызовы практики»

18 – 19 ноября
Москва

Международная научно-практическая конференция «Зейгарниковские чтения — 2020: Диагностика и психологическая помощь в современной клинической психологии: проблема научных и этических оснований»

Весь календарь