• Генеральный спонсор — «Иматон»

Скоро

17 ноября
Ставрополь

I конференция Русскоязычной группы Международного общества психологических и социальных подходов к психозам «Психологический подход к психозам: теория, система, инструменты»

21 ноября
Белгород

I Ассамблея практической психологии «Чувство осени»

17 — 18 декабря, Москва

Международная научно-практическая конференция «Личность в эпоху перемен: mobilis in mobili»

8 - 12 января
Ставрополь

25-й международный фестиваль психотерапии и практической психологии «Святочные встречи», тема «Зона связи»

3 - 5 февраля
Санкт-Петербург

5-й Всероссийский психологический фестиваль «Другая арт-терапия: кино-, драма-, клоун-…»

4 — 5 февраля, Санкт-Петербург

II Всероссийская научно-практическая конференция «Танцевально-двигательная терапия в реабилитации детей и взрослых различных нозологических групп»

2 - 4 июня
Санкт-Петербург

XIII Санкт-Петербургский саммит психологов

Весь календарь

Законодательные инициативы по психологической помощи и психотерапии в РФ

/module/item/name

30 - 31 марта состоялся Всероссийский конгресс с международным участием «Отечественная психотерапия и психология: становление, опыт и перспективы развития».

На круглом столе «Законодательные инициативы в области оказания психологической помощи и психотерапии в Российской Федерации» участники конгресса обсуждали подготовку специалистами МГУ и представителями РПО закона о регулировании психологической деятельности.

Модерировали обсуждение Шаболтас А.В. и Бабин С.М.

Прозвучали доклады Макарова В. В., Бабина С. М., Шаболтас А. В., Решетникова М. М., Костроминой С. Н., Курпатова В.И., Исуриной Г.Л., Демьяненко А.М. В прениях участвовали  Ульянов И.Г., Катков А. Л., Караваева Т.А., Лях И.В., Галиев Р.Ф., Холмогорова А.Б., Лаврова Н.М., Поташевская Т.Г.

Макаров В.В. – профессор, доктор мед. наук, президент Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги и Национальной саморегулируемой организации «Союз психотерапевтов и психологов». Он подчеркнул, что свою законодательную активность ОППЛ начала еще в 1998 году, но проект не был принят, т.к. не получилось договориться друг с другом: «Нам нужен целый пакет законов и нам важно договариваться в нашем профессиональном сообществе. У нас нет проекта закона, который мы сегодня обсуждаем, это нонсенс. Но сейчас, когда идет обсуждение его подготовки, огромная армия профессиональных психотерапевтов с психологическим образованием, психологов-консультантов в этом не участвует... С моей точки зрения, крайне необходимо, чтобы они участвовали… У меня есть некоторое беспокойство, поскольку были такие законы в нашей стране, которые действующих специалистов просто отсекали – они не могли уже действовать в этой области или должны были получать очень большое дополнительное образование…».

Решетников М.М. – профессор, доктор психологических наук, ректор Восточно-Европейского института психоанализа, член президиума Российского психологического общества: «…Что мне нравится в этой ситуации – проект нового закона готовят психологи, и мы не должны пытаться угодить психиатрам… Я очень надеюсь, что закон о психологической модели психотерапии появится… У нас появилось около 40 тысяч психологов, которые занимаются психотерапией, и с этой тенденцией ничего нельзя сделать, она будет только нарастать. Я считаю, что сделать психотерапевта из врача гораздо труднее, чем из психолога…».

Демьяненко А.М. – психиатр, психотерапевт, зав. отделением Городской психиатрической больницы № 7 им. академика И.П. Павлова (Клиника неврозов): «…Если мы говорим о границах компетенции и эффективности психотерапии, мы прекрасно знаем, что психотерапия эффективна и компетентна там, где те или иные сложности и проблемы, включая симптоматические (например, неврозы) созданы самим человеком, и мы не можем сделать так, чтобы человек не имел этих сложностей. В психотерапии мы разными способами стремимся к тому, чтобы данный человек осознал, как он участвовал в создании своих сложностей и проблем... Для меня большой вопрос, что такое медицинская психотерапия, потому что, насколько я себе представляю, на сегодняшний день не существует ни одного вида психотерапии, который в основе своей не имел бы какую-нибудь психологическую модель… Я встречаюсь с некоторым оксюмороном … «немедикаментозная психотерапия». Это как? Если кто-то потрудится мне объяснить, что такое медикаментозная психотерапия, это будет открытием для меня… Назрел острый вопрос о пересмотре термина «медицинская психотерапия»… Прежде чем мы будем обсуждать закон, нам надо договорить о том, что мы называем психотерапией, как будет осуществляться лицензирование».

Исурина Г.Л. – канд. психол. наук, доцент, ведущий научный сотрудник отделения неврозов и психотерапии Национального центра психиатрии и неврологии имени В.М. Бехтерева: «… Я считаю, что этот закон никому не нужен… Излишняя регламентация никогда ни к чему хорошему не приводила... Термин «психологическая помощь» вообще непонятно какое содержание имеет, потому что это такое стыдливое прикрытие занятия психолога психотерапией… Ни в одной стране мира нет закона о психологической помощи; есть законы о психотерапии, где фиксируется место психолога при соответствующей подготовке как выступающего на равных с врачом, при этом определенный сектор в этой сфере отводится также социальным работникам… Я считаю этот закон преждевременным – у нас нет ни достаточных собственных представлений, ни общественных условий…».

Шаболтас А.В. – кандидат психологических наук, декан факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, председатель Этического комитета Российского психологического общества: «…Вокруг закона и даже слухов о том, что будет закон, развернулась какая-то безумная дискуссия и иногда читая какие-то комментарии в сети Интернет, я думала, что мы вообще говорим о разных вещах. Я совершенно согласна с тем, что не надо торопиться и все, что делаешь, надо делать хорошо… Жесткая регламентация, особенно если это государственная система, может ни к чему не привести… Этот круглый стол объединяет психологию и психотерапию, но есть крен в обсуждение психотерапии. Важно здесь обозначить, что, если речь о той рабочей группе, которую называют таинственной – она пытается разработать очередной, а не первый проект, в разработке участвует Санкт-Петербургский университет и другие университеты России. Это закон о психологии, о психологической деятельности… Есть очень серьёзная проблема в связи с тем, что психологическая практика в России абсолютно не регламентирована… В проекте закона речь идет о некоторых базовых вещах, связанных с уровнем квалификации… Попытка сделать некий рамочный формат, где не будут прописываться отдельные виды деятельности...».

Костромина С.Н. – доктор психол. наук, зам. декана факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, президент Санкт-Петербургского отделения Российского психологического общества: «…Я не могу не отреагировать на фразу, которая прозвучала в выступлении В.В. Макарова о том, что специалисты не привлекаются к обсуждению закона. Что значит «не привлекаются»? В этом наша основная задача – обсудить и договориться… Документ, который создается – это нормативный юридический документ. Он никак не ограничивает и не регламентирует содержательную часть психологической практики. Он призван объединить психологов из разных областей… Этот закон призван защитить, в том числе, и права психологов…Мы все время говорим о том, что нас хотят каким-то образом отрегулировать, регламентировать, но забываем о наших клиентах, которые не имеют сейчас реестра психологов… найти квалифицированного психолога можно только по знакомству… Мы отстаиваем не только права психологов, но и право потребителя на качественную квалифицированную помощь… Я считаю, что этот закон нужен, цель в том, чтобы защитить права психолога и клиента, а не в том, чтобы максимально зарегулировать эту деятельность».

Холмогорова А.Б. – профессор, доктор психол. наук, зав. лабораторией психологического консультирования и психотерапии МНИИ психиатрии (филиал ФГБУ «НМИЦПН им.В.П.Сербского» Минздрава России), вице-президент Российской психотерапевтической ассоциации: «…Психология стала массовой профессией в нашей стране и действительно, вопрос о регуляции работы психологов встает, но… законодательным инициативам должна предшествовать очень большая проработка подготовки и образования психологов. Те учреждения, которые готовят психологов по разным направлениям и разным специальностям, должны участвовать в работе этой группы. РПО следует привлечь их в качестве экспертов. Мне кажется, если закон будет когда-то принят, это не должно быть ближайшее время, потому что без изменений в образовании преждевременно принятый такой закон оставит без работы большое количество людей. Я действительно боюсь закона, который будет опережать очень серьезный анализ существующей практики. Мое предложение: расширить эту группу… создать в ней кабинет экспертов в разных сферах психологической практики…».

Катков А.Л. – профессор, доктор мед. наук, ректор Международного института социальной психотерапии, вице-президент ОППЛ: «… Прежде чем появится документ законопроекта,  к нему должна быть пояснительная записка, а до этого – концепция закона, где отражена принципиальная позиция экспертной группы… Шойгу Ю.С. и Зинченко Ю.П. говорят о том, что есть такая концепция. Но ее нет в печати. Предоставьте, пожалуйста, эту концепцию и будьте добры, ответьте на все вопросы, которые вызывают профессиональную фрустрацию!.. Прозвучали мнения о том, что может быть, не стоит торопиться с законом.  Если в прессе говорится о том, что уже в мае будет версия закона передана в Государственную Думу, мы можем не торопиться, но эксперты, которые работают там, в якобы открытой группе, они-то поторопятся и мы будем иметь тот вариант, где никакие фрустрационные проблемы не решены или решены не в пользу клиентов или профессионального сообщества. Участвовать нужно обязательно или без нас поучаствуют. И эта должна быть истинная открытость, а не декларируемая».

Шаболтас А.В.: «Сам по себе закон и является рамочной концепцией. Все, о чем здесь говорилось, как мы себе представляем сейчас, будет уходить в некие подзаконные акты – допустим, то, что касается модальности психотерапии. Должно быть полноценное профессиональное образование и есть понимание того, что включает в себя полноценное образование… Основная идея закона – обозначить психологию как профессию и делается это на основе закона о медицине, об адвокатской деятельности, то есть, это очень похожая вещь...».

Караваева Т.А. – доктор мед. наук, руководитель отделения лечения пограничных психических расстройств и психотерапии Национального центра психиатрии и неврологии имени В.М. Бехтерева: «… То, что мы здесь обсуждаем – это очень важно и нужно, без этого не обойтись, но одна из проблем – то, что мы подаем в министерства, в законодательные органы, возвращается к нам чудовищно измененным...».

Лаврова Н.М. -  психотерапевт, председатель комитета по медиации ОППЛ, президент Наблюдательного совета Национальной саморегулируемой организации «Союз психотерапевтов и психологов»: «Мне кажется очень важным то, что мы здесь обсуждаем, но нужно правильно именовать то, в чем мы принимаем участие. Никакого проекта закона нет. Ни у кого из нас нет текста. Поэтому что мы с вами обсуждаем?... Возможно, этот закон будет нам полезен, если он будет прописан правильно с нашей точки зрения. Пусть он будет рамочным… Нужно обсуждать создаваемый закон, но мое опасение в том, что мы с вами выступаем в роли статистов. Если СМИ пишут о том, что в мае в Думу будет подан закон, вероятно, какой-то текст существует. Предполагается, что в течение года профессионалы должны его обсуждать. Вот мы сейчас, как бы, это и делаем…».

Курпатов В.И. - профессор, доктор мед. наук, Главный внештатный психотерапевт Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга: «...Психологи борются с законом о психологии, я думаю, что не дай Бог, чтобы был закон о психотерапии, потому что вообще-то каждый нормальный врач-психиатр знает о том, что, когда появился закон о психиатрии, работать стало хуже, больные не получают помощь и т.д. Потому что законы принимают законодатели, а не профессионалы... У нас нет главного психотерапевта Министерства здравоохранения, есть главный психолог, у нас нет оргметод. отдела психологической службы, вообще полная ахинея... Возможно, нам позволит выжить в таких бардачных условиях то, что сейчас рассматривается законодательно проблема сокращения медицинских специальностей. Я сейчас только про врачей говорю - будет одна специальность «врач-психиатр»…».

Бабин С.М. – профессор, доктор мед. наук, президент Российской психотерапевтической ассоциации прокомментировал высказывание В.И. Курпавтова о бардачных условиях психотерапии, поблагодарив его за самокритику и призвав к тому, чтобы что-то сделать для изменения этих условий. О подготовке закона он сказал следующее: «…В Санкт-Петербурге обсуждение закона проводится открыто, присутствует пресса – «Психологическая газета», регулярно публикуются отчеты, но это не значит, что вся эта группа работает так же открыто… На мой взгляд, деятельность рабочей группы должна быть максимально открыта… Когда мы будем принимать законы, которые касаются всех, от студентов, до президента, у нас в стране что-нибудь изменится, а пока принимают законы, которые кого-то касаются, а меня нет – ничего хорошего не будет… Говорят, что сначала медики лоббировали закон, сейчас психологическое сообщество лоббирует – на мой взгляд, ничего подобного. Это группы каких-то специфических интересов, объединенных сначала вокруг В.В. Макарова и ОППЛ…, сейчас инициативу перехватила другая лоббистская группировка, возглавляемая профессором Ю.П. Зинченко, деканом факультета психологии МГУ и президентом Российского психологического общества, которая преследует собственные лоббистские интересы и использует возможности Ю.С. Шойгу... Никакого отношения к профессиональным группам это не имеет…».

Видоезапись круглого стола:

Опубликовано 4 апреля 2018

Материалы по теме

Программа дополнительного образования «Психологическое консультирование: интегративный подход»
Консультативная психология: Учебник для вузов. Гулина М.А.
Проблемы психологии образования. Методы работы педагога-психолога
04.09.2018
12-й Саммит психологов: о человечности в цифровую эпоху
07.06.2018
Профессиональное саморегулирование: практика
11.04.2018
Мэтры психологии о психическом здоровье, психологии и психотерапии
10.10.2018
«Медицинский психолог» и «Нейропсихолог» — проекты профстандартов
24.08.2018
Онкология: основы психологической помощи
21.08.2018
Медицинский психолог в системе здравоохранения
14.08.2018
Кто есть психолог? Кто может взять на себя такую ответственность?
13.08.2018
Живая практика не укладывается в простые рамки
04.07.2018
Психологи не должны обманывать самих себя…
02.07.2018

Комментарии

Конечно сняли видео с конгресса об отечественной психотерапии и психологии.

06.04.201812:53:21

Очень плохой звук. Кто же так организовал звук? Ведь практически ничего не cлышно.

06.04.201812:54:29

Нет титров кто выступает.

06.04.201812:56:57

Здравствуйте, Виталий Вениаминович! Спасибо за отзыв. Регалии выступающих есть в видеозаписи - когда докладчик говорит, появляется информация о регалиях. Также они есть в новости о событии.

06.04.201813:04:05

Коллеги пока вы делите кому заниматься психотерапией, а маги, кодуны, маги давно занимаются психотерапией без всякого сертификата и закона. Я понимаю врачей -психотерапевтов им уж так не хочется отдавать психотерапию еще и психологам. Это же отток пациентов клиентов от врачей психотерапевтов. Пора с этим покончить я вот психотерапии посвятил всю жизнь. Да я клинический -медицинский психолог но я занимаюсь психотерапией с 1972 года практикую. Здесь играет роль менталитет. Если у меня менталитет к гипносуггестивной психотерапии так вот я ей и посвятил всю свою жизнь помощи людям. А то пока вы рассуждаете ученые, а парапсихологи, маги, кодуны, чародеи, маги колдуны, бабушки повитухи, занимаются психотерапией. А мы сейчас делим "пирог." Нужно помогать больным людям активнее и конечно здоровым в плане профилактике.

06.04.201813:04:23

В свое время заслуженный деятель науки профессор доктор медицинских наук Борис Дмитриевич Карвасарский в своей лекции которую он проводил во Владивостоке, что кто как не психолог знает строение, функции головного мозга и конечно психотерапией психолог может и должен заниматься.

06.04.201813:08:57

Во всяком случае клинические(медицинские) психологи могут и должны заниматься и медицинской моделью психотерапией а психологи педагоги спортивные психологи трудовые социальные пусть занимаются психологической модельной психотерапии хотя между медицинской моделью и психологической практически нет грани или она просто размывается. Поэтому психолог не медицинский занимаясь психотерапией с клиентом в любом случаем улучшает его психоэмоциональное состояние тем самым у данного клиента может пройти невроз . Но невроз он приходящий и уходящий это болезнь . Но ведь психолог -консультант помогая человеку он и одновременно проводит психотерапию.

06.04.201813:14:59

Вот врачи пытаются взять верховенство над психологами . Да мы психологи учились психологии 5 лет а врач -психотерапевт сколько? Почему врачу все а психологу нет. Но это же не честно и не справедливо. Поэтому исходя из моей большой практики я знаю что психотерапевтом надо родиться.

06.04.201813:18:21

Уважаемые коллеги психотерапия это наше общее дело с вами. Что такое психология это учение о душе. Психея -душа ранимая в виде бабочки или обнаженной женщины. А что такое терапия это попечительство наблюдение помощь человеку больному а может здоровому.

07.04.201811:53:34

А если расшифровать что такое врач? От слова врать. Раньше в древности древние врачеватели, что то шептали, не кое что врали и получилось врач.. А кто такой психолог? Специалист знающий строение функции головного мозга человека и как на него воздействовать. Врач 5-6 лет изучал медицину, но не психологию. И почему вдруг мы психологи должны вам отдавать психотерапию? Это от роду наше ремесло. Еще раз возвращаюсь к словам заслуженного деятеля науки, профессора, доктора медицинских наук Бориса Дмитриевича Карвасаркого вот его слова из лекции во Владивостоке:" Кто как не психолог знает лучше строение, функции головного мозга человека и поэтому прежде всего психологи могут заниматься психотерапией. Я прожив на белом свете 64 года и практикую уже 45 лет с 18 лет, Понял ,что когда ты истинно помогаешь человеку в его проблеме разной то обязательно будет результат.А если специалист особенно психотерапевт не психиатр подчеркиваю будет думать о том что вот это надо вот это не надо результата не жди. Я лично убедился в своей большой практике и опыта. Недавно я стал психотерапевтом да получил диплом но не врача -психотерапевта, а психотерапевта.Пусть я буду первопроходцем. Мне же скоро 65 и кто то должен начинать. Я прошел переподготовку 520 часов по психотерапии. И получил диплом Психотерапевта. Но без сертификата потому, что у нас сертификат положен только врачам" якобы . Я лично шел к психотерапии всю свою жизнь. И вот моя мечта наконец то сбылась. Я счастлив! За всю свою жизнь я понял и самое главное моя практика и опыт в области психотерапии или как вы там называете психокоррекции что не каждому врачу даже психиатру заниматься психотерапией даже "противопоказано." А знаете почему ? Да потому что психотерапевтом нужно родиться как и психиаатром. Я видел на своем пути разных психиатров которые вообще не любят больных они просто случайные люди в психиатрии также и психотерапии. Поэтому, самый лучший сертификат и лицензия данного человека специалиста -это любовь к больным любовь к своей профессии. А то знаете сколько сухих, холодных и даже жестоких людей которые попадают в психотерапию и психиатрию. Вывод: необходим отбор в профессию психотерапия, психиатрия и даже врач и педагог. Иначе как у Райкина они такую кашу заварят что потом пять институтов ее разваривать будут пять лет.

07.04.201812:22:38

Уважаемые коллеги мне хочется выразить большую благодарность институту им В.М Бехтерева особенно Елене Юрьевне Зубовой руководителю учебного отдела профессора, доктора медицинских наук где я уже прошел несколько курсов по психотерапии повышение квалификации, Я выражаю большую благодарность институту им Б.Д Карвасаркого его ректора,преподавателям у котoрых я тоже учился и учусь психотерапии. Зажимают нас профессионалов . Врач -психотерапевтом может быть только врач -психиатр. А почему? Именно врач -психиатр? У нас же демократия, а где они? Что такое диплом вообще в переводе это бумажка соединенная в двое и выдается человеку который прошел среднее образование и высшее образование и другое.

07.04.201812:43:36

Мы забыли наших отечественных психотерапевтов выдающихся это Академик профессор доктор медицинских наук В.М Бехтерев, забыли лауреата Нобелевской премии академика Ивана Петровича Павлова который столько сделал для нашей науки . Забыли выдающегося психотерапевта , профессора доктора медицинских наук Платонова Константана Ивановича который написал замечательную монографию по психотерапии это "Слово как физиологичекий и лечебный фактор" Эта монография вообще должна быть настольной для всех психотерапевтов Советского Союза и РФ. Господа психиатры вы работали психиатрами и работайте ими. А психотерапия она принадлежит другим специалистам не нужно навязывать и обязывать чтобы и только психиатры учились и были психотерапевтами. Это кому то надо уменьшить количество настоящих психотерапевтов которые истинно могут помогать людям.

07.04.201812:56:09

Приятно наблюдать за коллегами, которые с 202 года не могут договориться между собой о теме и об основной проблематике в законотворческой деятельности. Хоть бы медиаторов позвали, что ли?
На т.н. "круглом столе" так и не дали ответа на на три вопроса:
- кому это выгодно?
- кто будет реализовывать?
- что мы хотим получить от закона в итоге?
Вот так как-то.

07.04.201815:45:29

Вот вам результат государственной сертификации.

07.04.201821:44:20

"На т.н. "круглом столе" так и не дали ответа на на три вопроса:
- кому это выгодно?
- кто будет реализовывать?
- что мы хотим получить от закона в итоге?"


Хорошие вопросы, ответы на них не просты и не удобны. Поэтому до конструктивного результата семь верст до небес.

Выгодно тому, кто хочет на сертификации получить прибыль. Однако, здесь "кирпич" с реализацией.
Про реализацию государственной сертификации загадочно. Гос. программ подготовки специалистов для сертификации практически нет, а гос. сертификация будет? Сертификация без добровольности?

В итоге, если он состоится, проявится дифференциация специалистов разных областей психологии и основных направлений психотерапии.


08.04.201811:23:48

Вот плавно и дискуссию завершили.
До следующего раза/повода?

17.04.201810:47:56

Людмила Григорьевна, диффиренцировать спецов надо не по тому, что они о себе заявляют и какие фантики под нос суют, а по плодам их деятельности. Например, работает в лечебном учреждении - медицинский психолог (и если хочет - психотерапевт), работает в следственном учреждении - психолог-судебный эксперт, Работает в МЧС - психолог-спасатель или психолог-переговорщик. Работает в школе - школьный психолог. Работает как ИП - психолог-предприниматель. Всё ясно, законно и никаких вопросов и интерпретаций. А то договорились до того, что не имеющему медицинского образования дать волю на терапию. А может, еще и на хирургию и эвтаназию?

17.04.201812:40:28

А психолог-гинеколог или психолог-акушер вообще бы прекрасно звучало для перинатальных психологов. Ну, осталось немногое: научиться родовспоможению и распознаванию болезней ЖПО. Но это сущая ерунда. Подавляющая часть психологов России вообще распознаванию (диагностике) и реальной практической помощи не обучены.

17.04.201812:55:37

"...диффиренцировать спецов надо не по тому, что они о себе заявляют и какие фантики под нос суют..."
По "фантикам" отделы кадров дифферецируют. Педагога-психолога,юриста-психолога, социального и др., по "фантику" в медицинское учреждение государственное кадровик не примет, "фантик " не тот. Там клиническую психологию подавай, да не абы какую, а чтоб часы были соответствующие. Лучше 1-2 тыс.
В клинической, шифр специалитета 37.05.01, на сегодня 6 специализаций. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71399680

специализация № 1 "Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях":

специализация № 2 "Нейропсихологическая реабилитация и коррекционно-развивающее обучение":

специализация № 3 "Патопсихологическая диагностика и психотерапия":

специализация № 4 "Клинико-психологическая помощь ребенку и семье":

специализация № 5 "Психология здоровья и спорта":

специализация № 6 "Клинико-социальная реабилитация и пенитенциарная психология":

Как видим, психотерапия лишь в п.3, вместе с патопсихологической диагностикой.

"Подавляющая часть психологов России вообще распознаванию (диагностике) и реальной практической помощи не обучены."
Диагностика хлеб психиатров, а патопсиходиагностика - психологов. Это они заключение для психиатра и для МСЭ готовят.
Можно ли психиатров упрекнуть, что они не знают патопсиходиагностических тестов и не проводят их?

Про реальную помощь тоже все не просто. Направлений психотерапии много, и гос. программы могут себе позволить лишь теоретический обзор их. Практика - это уже другой уровень обучения, и "фантики" другие. Они дают ремесло в руки, от которой плод деятельности реальный, но, отделы кадров их не признают.
Вот такой лабиринт, и это только в Клинической психологии.(

Поэтому по признаку "кто-где работает" не проходит.(

28.04.201817:23:18

Людмила Григорьевна, в дипломе бакалавра и магистра специализация не указана.
В отношении кадровиков. Да на моей памяти, лет 19-20 назад в одну из психбольниц была принята на должность патопсихолога дама с дипломом учителя начальных классов и дипломом экстрасенса.

28.04.201820:09:34

Людмила Григорьевна, если взять за основу то, что пишите вы (в чем, безусловно, правы): "Как видим, психотерапия лишь в п.3, вместе с патопсихологической диагностикой", то все равно нестыковка с реальностью. Психотерапией занимаются все психологи и все кому не лень и у кого совесть безразмерная. Кадровики не видят разницы и абсурда между патопсихологией и парапсихологией. Как, впрочем, не чувствуют даже на уровне пупка разниц и абсурда в терминах "психотерапия" и "немедикаментозная психотерапия" здешние завсегдатаи. Психиатру незачем заниматься патопсихологической или нейропсихологической диагностикой, но психолог обязан разговаривать со смежником не на птичьем, а на общепринячтом языке у смежников, которых в окружении залетного к ним психолога больше. Коль этот психолог решил участвовать в комплексном обследовании пациента. Современный уровень психологической диагностики застрял на уровне начала 30-х годов. На уровне суммирования "километров и килограммов, как равновеликих понятий" (из "приговора" педологам Л.С. Выготского). Диагностические заключения пишут на уровне перечисления симптомов. Хорошо, если за этими симптомами хоть что-то стоит, а не "авторский взгляд" Собчик или других "великих психодиагностов".

29.04.201809:35:02

" Нестыковка с реальностью" это тот камень, о который может разбиться Закон о ПП.
Кадровики мне встречались лишь ответственные, и все с законами сверяют, и "фантики", и листок специализации. А часам вообще по- драконовски подходят.( Без Гаранта шагу не делают.

"Коль этот психолог решил участвовать в комплексном обследовании пациента." Почему это решил? Это его прямая обязанность, в ПНД. Без заключения психолога как психиатру диагноз обосновать?
И про симптомы в заключении психолога ни слова. В нем только данные измерения патопсихологической диагностики, соответствующие тому или иному уровню нарушенности психических процессов. И речь об органическом или эндогенном синдроме.
Это современный уровень. Диагностика психиатра опирается на цифры методик патопсихологических, и МКБ10.(


29.04.201810:36:40

МКБ - это не диагностическая, а статистическая классификация. Для конкретного дела нужна типология (правда, некоторые, как Ясюкова считают это излишним). В специалной психологии и в определенной степени в пато- и нейропсихологии такое соотнесение имеется. Т.е. можно говорить о типологической соотнесенности. Но специальную психологию и дефектологию, как и педологию трудного детства в России отменили в 1993 году и психологи обозоружены. Одним росчерком пера (а, может, нескольких перьев, среди которых было и перышко Асмолова). Он тогда в кресле замминистра пребывал . Но, снявши голову, по волосам не плачут.
Но я отвлекся. О том, что о психотерапию может разбиться Закон о ПП - полностью с Вами согласен. Это в целом не помощь, а услуга. Помощь только в границах стен ПНД. Элементы из каких-то психотерапевтических техник - не есть психотерапия "немедикаментозная". Психотерапия не может быть ни "психологическая", ни "немедицинская", ни "немедикаментозная". Пора психологам (и ученым тоже) учить латынь и древнегреческий.

29.04.201811:21:06

Второй "камень преткновения" - коррекция. Врачь здоровых не лечти, а проводит профилактические обследования. Психолог, если он работает с нормой 0 коррекцией (исправлением) не занимается. Если психолог работает детьми с коррекционных классов, то он тоже не занимается никакой коррекцией. Он диагностирует и консультирует учителей, классов коррекции. Коррекционной работой занимаются и получают за это соответствующую надбавку учителя, ибо они коррекционные педагоги, а коррекция - это раздел специальной педагогики (коррекционная педагогика). Целы НИИ (Институт коррекционной педагогики РАО) ноне над эти трудится.

29.04.201811:35:52

"МКБ - это не диагностическая, а статистическая классификация." И чтобы диагнозу соответствовать этой классификации, нужно его соответственно обосновать.( Иначе с МСЭ будут проблемы, в случае необходимости.( Вот здесь психолог патопсиходиагност незаменим. Он знает тонкости методик, как никто.

"Но специальную психологию и дефектологию, как и педологию трудного детства в России отменили в 1993 году и психологи обозоружены." Зато дети вооружились.
Асмолов разве психолог? В хирургии психологи лишь в реабилитации.
Крылов был прав.(

"Психотерапия не может быть ни "психологическая", ни "немедицинская", ни "немедикаментозная". Пора психологам (и ученым тоже) учить латынь и древнегреческий."
Здесь тоже "засада" с камнем преткновения, мама не горюй. А как же "Слово лечит, слово и калечит"? "Убить словом."?

Коррекция - это уже совершенно другая психология (не только педагогика), и шифр, и специализации. Границы педагогика-психология, медицина-психология уже не камни преткновения, а целые крепости каменные.

Сегодня как грибы после дождя, разные формы обучения, от развивалок, тренингов, до переподготовок в психологии. Бизнес расцвел, с "фантиками". Эту лавину упорядочить - еще одна форма "преткновения". Как обозначить - фантазия растерялась.







29.04.201813:31:03

Людмила Григорьевна, Вы дама умная, но идеалистка по натуре. Если бы я собственными глазами, держа в собственных руках не читал, а еще паче не видел, что и кто пишет в этих заключениях на МСЭ и в Актах КСППЭ, то наверное, Вам бы поверил. Представьте. Одни и те же методики перечислены и для 6-летки и для 18-летке, в актах КСППЭ по совершенно разным преступлениям и совершенно разным субъектам. Из акта в акт. Просто сидит дама, умеющая стучать пальчиками по "клаве" и вносит в готовый шаблон только ФИО и "Обстоятельства дела". Все акты отличаются только ФИО и обстоятельствами дела. У меня много таких. Я тут как-то было в "Психология и право" статейку пытался кинуть. Завернули. Рецензию написали, что можно сразу понять, что читали не мою статью, а мои постинги с комментов в "ПГ". Не думаю, что я открыл Клондайк. Так повсеместно. Поверьте, мне присылали коллеги и из других регионов акты КСППЭ. Та же самая картинка. Психологи в ПНД чаще работают из "блатных" и для "Вывески". В этом вся проблема. Их держут, поскольку положено держать.

А это смело: "Асмолов разве психолог?". Посмотрите в известных психологах и всяких Экспертных и т.п. советах на "ПГ". Надеюсь, мнение изменится. Там не только Собчик и Ясюкова, но и Асмолов, и др.
Что касается "Слово лечит, слово и калечит"? "Убить словом."? - ну это из бытового понимания. Как тут статья о философии без философии опубликована в "ПГ". Бытовое понимание - не нормативное, не юридическое толкование термина. Медицина испокон веков стояла на трех китах (опорах): "Ноже, лекарстве и слове". Даже в психиатрии медикаментозное лечение занимает весьма малый объем. А в основном это уход, трудо- и психотерапия. И вот здесь по предписанию врача работают психологи.
Короче. Вопросов гораздо больше, чем ответов. Психология (о психотерапии говорить не будем пока) довольно продолжительное время развивалась вне всякой законодательной базы. Выделились и консолидировались всякие образования, порой злокачественные, на древе практической психологии. Их бы взять и как делает разумный садовник, обрубить больные ветви. Так нет. В новые мехи стараются вновь залить старое прокисшее вино. О том, что этого делать неразумно, минимум два тысячелетия весь мир знает.

29.04.201814:33:20

Спасибо, Леонид Федорович, за "соломку"- смелость. Это, действительно, моя грубая ошибка. Об академике Асмолове А.Г. узнала лишь из диалога, здесь, и мои интересы в психологии не пересекались с его трудами.
Что касается моего идеализма.
Я знакома со многими психологами ПНД, и присутствовала на экспертных разборах. Поэтому, мой идеализм, базируется на восхищении глубиной их знаний, и уровнем работы. Это мой опыт,, и он отнюдь не отменяет Ваш. Эти две стороны одной медали .привносят человеческий фактор, как ещё один "камень преткновения". Скала каменная.
Тысячелетия еще и мифы замечательные оставили. Например, о Вавилонской башне. Именно этот миф вспоминается при обсуждении Закона.
.

30.04.201809:51:41

Людмила Григорьевна, и про Вавилонскую башню тоже к месту. Именно такая разноголосица и царит в обсуждениях.

30.04.201809:56:56

Оставить комментарий

  • Генеральный спонсор — «Иматон»
15 ноября 2018 , четверг

В этот день

Михаил Георгиевич Дебольский празднует день рождения ― 72 года! поздравить!

Наталья Алексеевна Старосветская празднует день рождения ― 52 года! поздравить!

Скоро

17 ноября
Ставрополь

I конференция Русскоязычной группы Международного общества психологических и социальных подходов к психозам «Психологический подход к психозам: теория, система, инструменты»

21 ноября
Белгород

I Ассамблея практической психологии «Чувство осени»

17 — 18 декабря, Москва

Международная научно-практическая конференция «Личность в эпоху перемен: mobilis in mobili»

8 - 12 января
Ставрополь

25-й международный фестиваль психотерапии и практической психологии «Святочные встречи», тема «Зона связи»

3 - 5 февраля
Санкт-Петербург

5-й Всероссийский психологический фестиваль «Другая арт-терапия: кино-, драма-, клоун-…»

4 — 5 февраля, Санкт-Петербург

II Всероссийская научно-практическая конференция «Танцевально-двигательная терапия в реабилитации детей и взрослых различных нозологических групп»

2 - 4 июня
Санкт-Петербург

XIII Санкт-Петербургский саммит психологов

Весь календарь
15 ноября 2018 , четверг

В этот день

Михаил Георгиевич Дебольский празднует день рождения ― 72 года! поздравить!

Наталья Алексеевна Старосветская празднует день рождения ― 52 года! поздравить!

Скоро

17 ноября
Ставрополь

I конференция Русскоязычной группы Международного общества психологических и социальных подходов к психозам «Психологический подход к психозам: теория, система, инструменты»

21 ноября
Белгород

I Ассамблея практической психологии «Чувство осени»

17 — 18 декабря, Москва

Международная научно-практическая конференция «Личность в эпоху перемен: mobilis in mobili»

8 - 12 января
Ставрополь

25-й международный фестиваль психотерапии и практической психологии «Святочные встречи», тема «Зона связи»

3 - 5 февраля
Санкт-Петербург

5-й Всероссийский психологический фестиваль «Другая арт-терапия: кино-, драма-, клоун-…»

4 — 5 февраля, Санкт-Петербург

II Всероссийская научно-практическая конференция «Танцевально-двигательная терапия в реабилитации детей и взрослых различных нозологических групп»

2 - 4 июня
Санкт-Петербург

XIII Санкт-Петербургский саммит психологов

Весь календарь