Опытом работы в приграничном регионе поделилась руководитель психологической службы Курской региональной общественной общеобразовательной организации «Диалог», психолог-консультант, член команды по реализации проектов Фонда президентских грантов РФ, член государственной аттестационной комиссии кафедры психологии Курского государственного университета Ирина Казимировна Кудло.
Мастер-класс «Когда тревоге нельзя сказать: «Стоп!». Эффективные методы оказания психологической помощи взрослым и детям, проживающим в условиях хронического стресса и повышенной тревоги в приграничном регионе» состоялся в рамках 18-го Санкт-Петербургского саммита психологов. Публикуем фрагменты встречи.
«Уровень восприятия информации, особенности восприятия информации у всех разные, много от чего зависит. Но тем не менее фоновая тревога у всех есть. Расскажу и про естественные способы самопомощи людей, как люди справляются, не обращаясь к психологам, но больше будем говорить о том, как психологи поддерживают тех, кому нужна особенная помощь», — так обозначила тему встречи И.К. Кудло.
«Особенность ситуации в том, что мы же продолжаем жить обычной жизнью, вот сбили ночью ракету или там дроны… Люди переписываются вечером, ночью о том, что произошло, что где горит… А утром думаешь: точно ли это сегодня было? Происходит переключение, люди едут в транспорте, занимаются своими обычными делами, планируются поездки… — отметила Ирина Казимировна. — Мы говорим, что какое-то количество энергии у каждого из нас головной мозг продуцирует, когда мы отдыхаем, и то, что мы раньше тратили на всё, теперь мы должны тратить на всё и ещё огромное количество этой энергии на то, чтобы постоянно сканировать нашу жизнь на предмет опасности/безопасности».
«В целом есть какая-то гордость за наших людей, потому что хорошо справляются, мало тех, кто уходит в травматические переживания — в основном, если погибли близкие люди или подобные события произошли… В основном балансируют. Но даже когда приходят к психологу говорить о готовности ребенка к школе, о переживании подросткового возраста, о непонимании, куда поступать после школы, — всё равно поднимается тема того, как переживаются сирены, кто куда прячется, делятся впечатлениями о своём поведении, кто как чувствует, у кого где родственники», — подчеркнула И.К. Кудло.
И.К. Кудло рассказала о некоторых методах самопомощи.
- «Один из методов самопощи — это волонтёрство. Общественные организации многих очень держат, они говорят: а когда мне тревожиться, горевать, мы делами занимаемся, мы помогаем, это нашим ребятам очень нужно».
- «Еще один вариант: ты живёшь свою жизнь, реализуешь планы, делаешь то, что надо, и в то же время сканируешь ситуацию на предмет опасности/безопасности. Но то, что ты предпринимаешь какие-то конкретные шаги, это даёт ощущение, что от меня что-то зависит, я на что-то могу повлиять. Я могу простраивать свои жизненные платы с учётом обстоятельств, чтобы они не совсем разрушали мои планы».
«Мне кажется, приходит естественное понимание того, что это неизбежная ситуация, она уже случилась. Люди в разной интерпретации передают друг другу слова Виктора Франкла о том, что первыми выходят из строя те, кто думал, что всё закончится быстро, вторыми — те, кто думал, что это не закончится никогда, а остальные живут, делают что можно в тех обстоятельствах, которые предлагаются сейчас нашей жизнью, нашей реальностью, — отмтеила Ирина Казимировна. — И тогда мы как психологи помогаем им наполнить жизнь тем содержанием, ресурсом, комфортным, радостным».
«В первый день Саммита говорилось про переосмысление, про ценности маленьких радостей, из которых состоит жизнь. Мы учим людей, рассказываем им о закономерностях того, что происходит в организме в стрессовой ситуации, говорим о том, что надо сейчас находить как можно больше видов деятельности, в которых ты наполняешься силами, смыслами, ресурсами и на какое-то время забываешь о том, что происходит вокруг. Конечно, мы быстро обратно возвращаемся, телефон открыл — сразу увидел, что за день произошло. Но даже маленькие по времени кусочки, но очень качественные, ресурсные, дают возможность людям балансировать. Это проверено, это даже не размышление, это опыт почти двух с половиной лет», — поделилась И.К. Кудло.
«Что ещё люди делают? Уходят в работу — это тоже способ отстраниться, — отметила Ирина Казимировна. — Есть люди, которые вообще предпочитают ничего не знать, говорят: не говорите мне ничего про СВО, у нас не работают телевизоры, я ничего не смотрю, мы исключили из общения… Насколько это сохранный и перспективный способ — большой вопрос».
«Коллега из другого города предложила для разбора на семинаре ситуацию, — поделилась И.К. Кудло. — Женщина была очень возмущена тем, что в школе на Разговорах о важном взяли и рассказали про СВО, она хотела сохранить ребенка в информационном вакууме. Возможно ли это? Конечно, нет, в любом случае информация дойдёт. Другое дело, как эту информацию преподносить. Потому что те же Разговоры о важном — прекрасная идея, но иногда там, как я шучу, могут с излишним фанатизмом относиться к процессу, и дети больше пугаются нежели получают информацию и знания о том, как себя вести».
«Когда мы с обратившимся к нам человеком разговариваем, мы всегда спрашиваем, какую информацию он слушает, сколько он читает, как много времени проводит на разных информационных сайтах. Говорим об информационной гигиене, информационной безопасности», — рассказала Ирина Казимировна.
«Насколько хороший способ ухода в работу? Тоже сомнительный, пропускаются многие какие-то механизмы, процессы жизнедеятельности. Это может и не привести к позитивному результату. Сохранный для людей способ — включаться в общественные организации, волонтёрские. Многие люди были награждены официальными знаками отличия, медалями за содействие, помощь участникам специальной военной операции», — отметила И.К. Кудло.
«Мне всегда было важно ещё услышать ту сторону, — подчеркнула Ирина Казимировна. — И когда приходят в отпуск те, кто находился на территории военных действий, они говорят о том, что им это безумно важно. Особенно мобилизованные говорят о том, что они же не выбирали там оказаться, и им очень важно слышать, что они не брошены».
«Еще один момент про самосохранение — отслеживать своё качество жизни и рефлексировать, понимать, где больше всего зон тревоги, напряжения, а где, наоборот, больше сил. Это же субъективно всё у всех, — отметила И.К. Кудло. — Мы раздаём на консультациях памятку… Она должна быть очень простой. Потому что, когда человеку тревожно и страшно — не каждый же день он бегает к психологу — всё должно быть очень просто, очень воспроизводимо, очень понятно. Они потом этим делятся с друзьями, родственниками. Мы её назвали "Аптечка скорой психологической помощи". Мы эту памятку составляли в группах психологических, я подчеркну, что это не обучающие, это не терапевтические группы, мы их назвали психологический клуб».
«Аптечка скорой психологической помощи»:
- Дыхательные и телесные техники экстренной самопомощи.
- Упражнение «5-4-3-2-1». «Оживляем сенсорику». Чувствуем и ощущаем.
- «Да, но…». Техника контраргументов в противовес «мысленной жвачке».
- «7 экранов». Останавливаем механизмы глобализации и катастрофизации мышления.
- Смысловые ценностные сферы жизни.
- «Мешочек ресурсов» (карта ресурсов).
- Планы с подпланами. Образ будущего. Метафора «дерево жизни».
- Книга Элинор Портер «Поллианна»: «игра в радость», запускаем позитивное мышление. Виктор Франкл «О смысле жизни».
«Дыхательные практики — дышать «квадратом», дышать по восьмеркам — на 8 счетов глубокий вдох, на 8 глубокий выдох. Мы рассказываем про важность диафрагмального дыхания. И обязательно объясняем, что важна регулярность таких занятий», — отметила И.К. Кудло.
Упражнение «5-4-3-2-1»: мы прямо здесь и сейчас забываем обо всём и ищем пять предметов, которые нам очень нравятся, которые хотим рассмотреть и получить удовольствие. Фиксируем на чем-то свое внимание. 4 — это я фокусируюсь на том, что мне телесные ощущения дают. 3 — на том, что я слышу. 2 — фокусируюсь на том, что я чувствую внутри. 1 — фокусируюсь на том, за что сейчас себя хвалю, чем горжусь.
«Легко это получается? У тех, кто привык, то легко. А большинство не привыкло. Но этому легко учатся, и это правда быстро начинает работать», — подчеркнула Ирина Казимировна.
И.К. Кудло так пояснила технику «Да, но…»:
«За эти 2 года получилось так натренировать, что у меня это стало в принципе формой мышления и формулой фраз, которые я произношу. Да, вот это произошло, но… И дальше в противовес контраргументы.
Например, женщина говорит: "У меня муж на СВО". Естественно, что безумно человек волнуется, понятно, о чём волнуется: о том, что его могут там убить и т.д. Но: зато закрыли ипотеку, зато ребенок имеет возможность поступить, куда бы не поступил… Понятно, что это никак не сопоставимо со страхом за мужа, но если прямо совсем туда уйти, тогда можно побеспокоиться о состоянии здоровья и психики этого человека.
Не утихнет это переживание, но оно станет легче, потому что ты начинаешь ценить то, что ты приобретаешь. Да, это случилось, это есть, но есть ещё много другого. Вначале это трудно приживается, когда человек привык уходить в горевание. Но это работает».
В завершение встречи И.К. Кудло рассказала об еще одном пункте, который в памятку не вошел. Нужно подумать или записать:
- На что я могу повлиять в своей жизни даже сейчас?
- Что от меня зависит?
- Что я могу выбирать?
Участникам мастер-класса было предложено выполнить это задание и поделиться результами с коллегами.
Полная видеозапись мастер-класса И.К. Кудло «Когда тревоге нельзя сказать: «Стоп!». Эффективные методы оказания психологической помощи взрослым и детям, проживающим в условиях хронического стресса и повышенной тревоги в приграничном регионе»:
Уважаемая Ирина Казимировна!
Спасибо Вам и вашим коллегам за помощь людям и представленный на страницах ПГ материал.
С уважением, Валерий Михайлович.
, чтобы комментировать