18+
Выходит с 1995 года
30 апреля 2025
Роль медицинского психолога в мультидисциплинарной команде реабилитации онкологических пациентов

Введение

Онкологическое заболевание — одна из наиболее трудных жизненных ситуаций в индивидуальном опыте пациента. Это обусловлено рядом неблагоприятных изменений, касающихся как физического (боль, слабость, истощаемость, изменения внешнего вида и т.д.), так и психического функционирования (психогенные реакции, аффективные расстройства и расстройства адаптации) [1, 2]. Такие изменения сами по себе способны принимать характер хронических заболеваний и требуют проведения реабилитационных мероприятий уже с момента постановки онкологического диагноза.

Психологическая диагностика и индивидуальный реабилитационный потенциал

Реабилитация, по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), представляет собой совокупность мероприятий, «призванных обеспечить лицам с нарушениями функций в результате болезней, травм и врожденных дефектов приспособление к новым условиям жизни в обществе, в котором они живут» [3]. Такое понимание реабилитации предполагает соблюдение принципа мультидисциплинарности в контексте биопсихосоциального подхода, как правило, реализуемого мультидисциплинарной бригадой / командой (МДБ) реабилитации.

МДБ может быть широко определена как интегрированный командный подход к разработке индивидуального плана восстановления пациента, включающий согласованную работу специалистов различных смежных отраслей [4]. На сегодняшний день наблюдается тенденция к росту признания необходимости и важности психологической помощи как части комплексной реабилитации онкологических пациентов. Все чаще медицинский психолог становится частью МДБ наряду с инструктором ЛФК, эрготерапевтом, физиотерапевтом, реабилитологом, онкологом, неврологом, нутрициологом [5, 6].

Психологическая реабилитация направлена на социальную и психическую адаптацию пациента не только к ситуации лечения и заболевания, но и к меняющемуся впоследствии образу жизни. Переживания и эмоциональные реакции пациента отражают характер и интенсивность психической травматизации, динамики процесса адаптации в условиях пролонгированного стресса, проявляя себя во всех сферах жизнедеятельности.

Особенности психологической реабилитации зависят от ряда факторов, которые необходимо учитывать при разработке индивидуального плана реабилитации в МДБ:

  • симптоматическая выраженность онкологического заболевания (болевой синдром, соматические, когнитивные нарушения);
  • преморбидные особенности пациента (патохарактерологические черты, структура личности, копинг-стратегии, коморбидные психические заболевания);
  • актуальное эмоциональное состояние пациента и его влияние на функциональное состояние (фон настроения, нозогении, качество сна, аппетит и пр.);
  • возможности продолжения профессиональной деятельности, сохранения / восстановления социально-ролевого функционирования (самообслуживание, выполнение домашних функций, активизация интересов, существовавших до болезни);
  • взаимоотношения со значимыми фигурами (семья, друзья, коллеги).

Обращает на себя внимание, что часть факторов определяется совместно несколькими специалистами, например симптоматическая выраженность онкологического заболевания определяется совместно с врачом-онкологом, а возможности продолжения профессиональной деятельности и сохранения / восстановления социально-ролевого функционирования определяются совместно эрготерапевтом, врачом-онкологом, инструктором ЛФК и медицинским психологом. Преморбидные особенности пациента, его актуальное эмоциональное состояние и взаимоотношения со значимыми фигурами определяются непосредственно медицинским психологом. При этом именно эмоциональные составляющие могут иметь существенное значение для эффективности реабилитации пациента, т.к. в контексте современного биопсихосоциального подхода реабилитационный потенциал пациента определяется различными параметрами на всех уровнях существования индивида: биологическом, психологическом и социально-средовом.

Психологический реабилитационный потенциал при выделении структуры индивидуального реабилитационного потенциала пациента начал учитываться сравнительно недавно. Его определяет «возможность расширения сфер жизнедеятельности за счет восстановления или компенсации нарушений на психическом уровне» [7]. При этом крайне важным представляется выявление сохранных функций на биологическом и психическом уровнях, способных обеспечивать работу компенсаторных механизмов личности. Такое положение дел позволяет рассматривать психологический реабилитационный потенциал как часть процесса реабилитации, включающий реабилитационную диагностику, реабилитационные мероприятия и постреабилитационное сопровождение пациентов.

Таким образом, анализ нарушения физического и психического функционирования, особенностей социальной среды пациента, выделяя индивидуальный реабилитационный потенциал, позволяет определить краткосрочные цели, формы и методы психологической реабилитации.

Формы работы медицинского психолога

Определение психологического реабилитационного потенциала и его места в структуре связей с другими видами реабилитации обусловливает выбор форм и методов психологической интервенции.

Структура работы по компенсации или восстановлению психического функционирования может включать следующие компоненты:

  • информирование пациента (совместное с врачом-онкологом);
  • формирование активной позиции (мотивации) и зоны ответственности пациента в процессе лечения и реабилитации;
  • «депатологизация» психогенных реакций;
  • отреагирование эмоциональных переживаний;
  • формирование навыков конструктивного выражения чувств и эмоций;
  • дифференциация и коррекция соматогенно обусловленных эмоциональных реакций / состояний;
  • обеспечение психологической поддержки в период восстановления;
  • выбор копинг-стратегий, адекватных соматическому состоянию пациента;
  • содействие в развитии и восстановлении коммуникативной компетентности;
  • содействие осознанию своих особенностей, возможностей, перспектив.

Рассмотрим подобнее перечисленные выше аспекты психологической реабилитации.

Основой поддерживающих отношений в работе психолога с онкологическими пациентами служит обеспечение психологической поддержки, которая выражается в эмоциональном личностном принятии, сообщении о понимании особенностей, чувств, сложностей, ограничений возможностей даже в случае экспресс-консультирования (1–3 сессии), что может быть обусловлено не только особенностями течения заболевания, но и уровнем психологического травмирования пациента самой ситуацией заболевания, резко снижающим уровень сопротивления психотерапевтической интервенции.

В процессе лечения у пациентов часто формируется запрос дополнительной информации, касающейся возможных побочных эффектов на различных этапах лечения, а также возникающих эмоциональных состояний. Эмоциональное напряжение может предъявлять себя как стеснение, мнительность, эмоциональная лабильность, что в свою очередь затрудняет усвоение информации, обусловливающей эмоциональное напряжение. В таком случае совместное информирование пациента психологом и врачом-онкологом оказывается наиболее эффективной формой помощи пациенту. Также частым запросом становится развитие и восстановление коммуникативной компетентности, в т.ч. навыков в разрешении конфликтных ситуаций, обусловленных заболеванием.

Прояснение зоны ответственности пациента и формирование активной позиции (мотивации) имеют существенное значение в процессе лечения и реабилитации, которая эффективно строится только с учетом индивидуально-личностных особенностей самого пациента. Экспресс-выявление таких особенностей, как основы дальнейших позитивных эмоциональных и когнитивных изменений больного, служит основополагающей функцией в работе клинического психолога.

Ответом на травмирующее воздействие ситуации онкологического заболевания могут стать такие психогенные реакции, как тревожно-фобические, астено-депрессивные, ипохондрические реакции, нуждающиеся в своевременной дифференциации и совместной коррекции методами психотерапии и психофармакологии. В работу медицинского психолога также входит дифференциация и коррекция соматогенно обусловленных эмоциональных реакций / состояний.

Онкологическое заболевание неизбежно характеризуется такими эмоциональными переживаниями, как злость, беспомощность, отчаяние. Наши наблюдения показывают, что большинству онкологических пациентов требуется помощь в формировании навыков конструктивного выражения чувств и эмоций, тогда как чаще всего спонтанное отреагирование носит деструктивно-дефицитарный характер.

Не менее важным моментом в психологической реабилитации пациентов после окончания лечения онкологического заболевания является возможность получить профессиональную психологическую помощь, как правило, в формате психологического консультирования, при возникновении трудностей, связанных с адаптацией к новым условиям жизнедеятельности, возвращением в профессиональный коллектив. При более длительном формате работы становится актуальным обучение пациента и при необходимости — членов семьи выбору копинг-стратегий, адекватных соматическому состоянию пациента.

Результатом психологической реабилитации онкологических пациентов и их близких служат осознание и принятие своих особенностей, возможностей и дальнейших перспектив.

Заключение

Таким образом, психологическая реабилитация, реализуемая медицинским психологом как часть комплексной реабилитации, направлена на восстановление психического функционирования, адаптации и, наконец, в целом на улучшение качества жизни онкологических пациентов и их окружения.

Литература

  1. Winch B. Cancer progression rate and psychological support. Training trainers in Psycho-Oncology. National School of Psycho-Oncology, Polish Psycho-Oncology Association. Gdańsk. 2006.
  2. Gregurek R., Bras M., Dordević V., et al. Psychological problems of patients with cancer. Psychiatr Danub. 2010;22(2):227–30.
  3. Предупреждение инвалидности и реабилитация. Доклад Комитета экспертов ВОЗ по предупреждению инвалидности и реабилитации. Женева, 1983. 43 с.
  4. Department of Human Services. Achieving Best Practice Cancer Care: A Guide for Implementing Multidisciplinary Care. Melbourne: State Government of Victoria, 2007.
  5. Pawlik T., Laheru D., Hruban R., et al. Evaluating the impact of a single-day multidisciplinary clinic on the management of pancreatic cancer. Ann. Surg. Oncol. 2008;15(8):2081–88. Doi: 10.1245/s10434-008-9929-7.
  6. Wheless S., McKinney K., Zanation A. A prospective study of the clinical impact of a multidisciplinary head and neck tumour board. Otolaryngol. Head Neck Surg. 2010;143(5):650–54. Doi: 10.1016/j.otohns.2010.07.020.
  7. Рогачева Т.В. Этапы и задачи комплексной реабилитации пациента реабилитационного центра (к постановке проблемы). Медицинская психология в России. 2015;6(35).

Источник: Кондратьева К.О., Вагайцева М.В., Семиглазова Т.Ю. Роль медицинского психолога в мультидисциплинарной команде реабилитации онкологических пациентов // Фарматека. 2019. Том 26. №7. С. 79–81. DOI: 10.18565/pharmateca.2019.7.79-81

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Общение врача с родственниками пациента. Как избежать конфликта
    07.11.2024
    Общение врача с родственниками пациента. Как избежать конфликта
    «Нередко агрессия — это способ справиться со страхом. Поэтому агрессия может возникать в ответ на правдивую реалистичную информацию, идущую от врача. Важно отметить, что агрессия чаще возникает, когда врач подает информацию неправильно, некорректно».
  • М.В. Вагайцева: «Если онкопсихологи не будут признаны, то их и не будет»
    27.04.2024
    М.В. Вагайцева: «Если онкопсихологи не будут признаны, то их и не будет»
    «Моя задача — выявить острые чувства, которые блокируют жизненные силы пациента, и помочь ему научиться жить полноценно в условиях заболевания».
  • Психологические аспекты воспитательной работы с детьми, имеющими онкогематологический диагноз
    08.12.2023
    Психологические аспекты воспитательной работы с детьми, имеющими онкогематологический диагноз
    «Особенностью переживания жизнеугрожающего заболевания является то, что никто не может дать гарантию полного выздоровления. И это становится причиной постоянных душевных мучений, порождает различные фобии, повышает тревожность, невротизацию школьника».
  • Психологические типы стрессоустойчивости сотрудников службы психологической поддержки онкобольных
    08.10.2023
    Психологические типы стрессоустойчивости сотрудников службы психологической поддержки онкобольных
    «Выявленные типы стрессоустойчивости сотрудников службы психологической поддержки онкобольных, характеризующиеся спецификой сформированности психофизиологического и психологических компонентов, существенно дополняют теорию и практику психологии труда».
  • «Онкопсихологу надо быть не только мужественным, но и иметь эмпатию, сострадание и чувствительность к боли»
    11.05.2023
    «Онкопсихологу надо быть не только мужественным, но и иметь эмпатию, сострадание и чувствительность к боли»
    К 20-летию Ассоциации онкопсихологов Северо-Западного региона России публикуем интервью Валентины Алексеевны Чулковой, председателя, Елены Викторовны Пестеревой, заместителя председателя, Маргариты Валерьевны Вагайцевой, исполнительного директора Ассоциации.
  • Телесность в онкопсихологии. Душа в поврежденном теле
    27.04.2023
    Телесность в онкопсихологии. Душа в поврежденном теле
    М.В. Вагайцева: «Мы не работаем с превентивной фазой, у нас нет идеи, что психика может каким-то образом профилактировать запуск онкологического заболевания».
  • Психологические ресурсы совладания с онкологическим заболеванием
    04.02.2023
    Психологические ресурсы совладания с онкологическим заболеванием
    «…исследование проблемы отношения к диагнозу показало, что онкологические больные, столкнувшись с заболеванием повторно, испытывают более выраженные ограничения на уровне физиологических и эмоциональных ресурсов в сравнении с первичными пациентами».
  • Методика экспресс-диагностики ПСАФ-аутодезадаптации
    12.02.2021
    Методика экспресс-диагностики ПСАФ-аутодезадаптации
    Профессор М.М. Соловьев рассказывает, как методика первичной экспресс-диагностики психо-социально-анатомо-функциональной аутодезадаптации может помочь молодым медицинским специалистам выявлять пациентов с психосоматической патологией…
  • Антивитальные переживания онкологических больных
    04.02.2021
    Антивитальные переживания онкологических больных
    Антивитальные переживания необходимо выявлять и корректировать в том случае, если они выходят за рамки экзистенциального кризиса, сопровождаются депрессивными реакциями и становятся фактором риска для суицидных тенденций…
  • Об онкопациентах, праве на жизнь и парадоксе человечности
    11.09.2019
    Об онкопациентах, праве на жизнь и парадоксе человечности
    «Любой человек живет, умирая, – каждый день неуклонно приближает его к последней черте. Задача же человека – умирая, жить. Болезнь, по старому определению, есть сужение, стеснение свободы – свободы жить. Медицина должна бороться с этим стеснением, чтобы жизнь оставалась максимально свободной. Медицина не знает целей индивидуальной жизни человека, она лишь очищает от завалов, расширяет дорогу, по которой должен идти человек. И каждый шаг ценен и важен, сколько бы их ни осталось – десять тысяч, сотня или один...» Из книги Н. П. Боброва «Сашенька. Последний год. Записки отца»
  • «Врачи – действительно люди». Онкопсихолог о парадоксе человечности
    10.09.2019
    «Врачи – действительно люди». Онкопсихолог о парадоксе человечности
    Я абсолютно убеждена, что поддувая «обиду» пациента на врача, самому пациенту мы ничем не помогаем. Парадокс «человечности» заключается в том, что самым человечным в ситуации отрицательной динамики заболевания является грамотное информирование пациента о реалиях ситуации. Этому можно научиться. Увиливание, избегание, предоставление избыточной информации, инициация ложных надежд – суть безграмотное взаимодействие и эмоциональный срыв специалиста...
  • Познание предельных глубин жизни. Книга отца о болезни дочери
    10.09.2019
    Познание предельных глубин жизни. Книга отца о болезни дочери
    «Наш ребенок своим мученическим уходом не закрыл, к сожалению, ту страницу книги судеб, где написано – «кончина детей». Горестно думать, но и другим родителям придется переносить это. В надежде на то, что сие малое и слабое свидетельство хоть чуть поддержит хотя бы некоторых из них на их крестном пути, я и пишу эти строки». Из книги Никиты Павловича Боброва «Сашенька. Последний год. Записки отца»...
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»