18+
Выходит с 1995 года
22 декабря 2024
Роль психологов, психологическое образование и возможности его оценки обсудили на «круглом столе»

10 июля в центральном офисе агентства «Интерфакс» состоялся «круглый стол» на тему «Роль профессиональных психологов в современном мире, взаимодействие государства и общества, образование и просвещение».

В дискуссии приняли участие заведующий кафедрой психологии личности МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор психологических наук, профессор Александр Григорьевич Асмолов; декан факультета психологии, заведующая кафедрой психологии поведения и превенции поведенческих аномалий СПбГУ, доктор психологических наук, профессор Алла Вадимовна Шаболтас, ректор МГПУ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО Игорь Михайлович Реморенко, директор института педагогики и психологии МПГУ, кандидат психологических наук, профессор Татьяна Николаевна Сахарова; первый проректор Московского института психоанализа, кандидат психологических наук Александр Александрович Демидов; декан факультета психологии ТГУ, кандидат психологических наук, доцент Дмитрий Юрьевич Баланев; профессор кафедры социальной психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, научный руководитель Московской школы практической психологии при Московском институте психоанализа, доктор психологических наук, профессор Тахир Юсупович Базаров и руководитель проекта Национальный рейтинг университетов Интерфакс Алексей Гаврилович Чаплыгин.

Участники «круглого стола» обсудили увеличивающийся спрос на психологические услуги и образование в области психологии, а также возможности оценки качества образования.

 «Что происходит в психологии? Почему психология все более и более выходит за свои границы и почему психология все более начинает отвечать на слова Владимира Ивановича Вернадского — а он говорил о том, что мы жители эпохи психозоя, психозойской эры?... Психология человека, психика человека начинает играть формообразующие роли… Психология становится практической сферой жизни, которая помогает взращивать культуру общества и решать огромное количество проблем во всем мире…» — отметил Александр Григорьевич Асмолов.

«Когда я думаю о качестве психологии, когда я думаю, что факультеты психологии появляются во всей стране в самых разных формах и их сегодня буквальном смысле множество, я вспоминаю слова Михаила Афанасьевича Булгакова, который говорил, что осетрина бывает только первый свежести, она же и последняя. Так же психолог-профессионал, неважно — клинический психолог, социальный психолог, психоаналитик — должен быть профессионалом первого качества и другого качества быть не может. Именно поэтому в психологии действует свой закон Гиппократа: психолог должен работать по формуле "Не навреди"». — подчеркнул Александр Григорьевич.

«Нарастает число неврозов, депрессий… Было проведено исследование: какой из страхов стоит на пьедестале страха человечества? Как правило, стоял страх смерти и это базовая вещь… Но в исследовании 2017-2018 г. оказалось, что ключевым страхом человечества является страх потери смысла, — рассказал А.Г. Асмолов. — … трагедий не становится меньше, стресс сегодня — это явление, о котором можно сказать — стресс, который всегда с тобой. Поэтому содружество психологов, университеты ищут, как преодолеть три ключевых дефицита в современном обществе: дефицит доверия между людьми, дефицит понимания между людьми и дефицит смысла».

Александр Александрович Демидов отметил: «Мне кажется, востребованность психологии сейчас всем очевидна. Это не только в последние три года мы видим запрос на психологические услуги, на психологическое образование, это достаточно долгая тенденция, нарастающая тенденция… Недавно мы все слышали про приказ Минздрава о том, что в рамках ОМС граждане смогут получать психологическую помощь в поликлиниках. С одной стороны, у нас есть запрос на психологические услуги в широком смысле слова… А как мы отвечаем на этот запрос? Мы, психологическое профессиональное сообщество, академическое сообщество?»

А.А. Демидов привел данные статистики по количеству бюджетных мест для подготовки психологов, согласно которым на 2021-2022 учебный год государство выделило на все формы бакалавриата чуть меньше 2500 мест. «У нас сейчас в стране более 120 вузов, более 70 городов, в которых реализуется это направление. Вы можете понять, как немногочисленны эти цифры…» — подчеркнул Александр Александрович, добавив, что по направлению «Социальная работа» — порядка 5000 бюджетных мест, в два раза больше, по направлению «Физическая культура и спорт» — в три раза больше бюджетных мест, по направлению «Образование» выделено в 20 раз больше бюджетных мест.

«Мне кажется, существует формальный разрыв: с одной стороны, востребованность абитуриентов этого направления подготовки, а с другой стороны, ограниченность тех ресурсов, которые государство готово выделить на удовлетворение такого спроса. И это компенсируется увеличением доли внебюджетных мест в сфере подготовки психологов».

«И надо признать, что распределение ресурсов и преподавательских, и материально-технических, и связанных с прохождением тех или иных практик, — очень неравномерное. И это тоже вызов для нашего сообщества. Я считаю, что нам надо объединяться в плане подготовки специалистов… — подчеркнул А.А. Демидов. — И говоря о рейтинге, я считаю, что он должен стать залогом не разъединения, а объединения: главное не то, кто какие позиции занял, а то, как мы могли бы на основе этого объединить усилия…»

Алексей Гаврилович Чаплыгин рассказал, что составление рейтинга вузов по направлению «Психология» было вызвано растущим на протяжении последних десяти лет интересом к этому направлению: «Мы зафиксировали, что в течение последних 20 лет, если первые 10 лет 2000-е и начало 2010-х годов практически возле нуля находился уровень интереса к психологии как к профессии и вообще к сфере деятельности, то начиная с 2012 года наметился резкий рост интереса массовых аудиторий к этой сфере и именно тогда же к психологическому образованию».

«Начальные и граничные условия входа в рейтинговые исследования по психологическому образованию — это наличие госакредитации образовательных программ, наличие программ по направлению "Психологические науки" в бакалавриате, магистратуре и специалитете. А также выявляли программы, в названиях которых присутствует слова психология, нейронаука, когнитивистика… И обязательно, чтобы по образовательной программе было произведение не менее двух выпусков. Мы выявили от 150 до 200 университетов, разослали приглашения для участия в этом рейтинговом исследовании и получили отклики от 50 вузов… И информацию получали от администрации вузов, но в некоторых случаях, как с МГУ, от которого не было отклика, приходилось работать с информацией на сайте…» — рассказал о процессе составления рейтинга А.Г. Чаплыгин, подчеркнув, что рейтинг — не всероссийский, а экспериментальный.

Тахир Юсупович Базаров задался вопросом: «Где та тонкая грань того, о чем мы говорим? Что можно посчитать, что здесь что поддается счету? У нас ведь получилось так, что кот остался — улыбка исчезла. Вот в чем проблема сегодняшняя. То, что Алексей Гаврилович вместе с коллегами проделали — огромная работа и абсолютно необходимая. Но если мы собрались подумать — каким образом можно измерить? Как найти ту точку, через которую ты можешь понять: вот это настоящее или все еще фейковое?»

«Школы? Безусловно. Почему в этом рейтинге наверху Московский университет — понятно. Почему Высшая школа экономики там — сумели создать школу. МГППУ — сумели создать свою школу усилиями в том числе покойного Федора Ефимовича Василюка, моего однокурсника. Студенты идут не за дипломами, студенты идут за учителями», — подчеркнул Т.Ю. Базаров.

В связи с этим Тахир Юсупович предложил использовать как показатель для оценки учебного заведения, какой процент рекомендованной литературы написан преподавателями вуза.

«Как шутили на факультете психологии: мы не даем профессию, мы даем образование. И человек образованный создаст сам профессию. И многие из наших выпускников создавали… — отметил Т.Ю. Базаров. — Я не могу быть полезным, если я не участвую в создании системных социальных проектов, если я не понимаю, что такое продукт как нечто отчуждаемое от меня… неважно, практикующий я психолог или академический. Продукт — что-то отчуждаемое от меня: идея, рекомендация, книга, курс лекций. Итог — то, что мы приобретаем в виде знаний по ходу этого проекта и сколько людей еще хочет включиться в этот проект…»

«Я с огромным уважением воспринимаю различные рейтинги в мире и в России…Здорово иметь возможность как-то объективно или в каком-то смысле субъективно оценить ту или иную программу… Но, на мой взгляд, последние годы как будто бы изобилуют идеями, мониторинга, учета, контроля… Будучи в свое время мастером спорта СССР по плаванию, могу сказать, что соревнования — это здорово, но сами по себе соревнования на качество спортивной подготовки влияют опосредованно», — отметила Алла Вадимовна Шаболтас.

«Мне кажется, нам важно в профессиональном серьезном дискурсе разобраться, каким образом надо готовить профессиональных психологов. Как разделить в невероятном буме интереса к психологии профессиональный интерес, формирование себя как профессионала и то, что обусловлено кризисами, стрессами, когда мы видим, что люди в поисках помощи частенько думают, что они начнут учиться и помогут себе… Я 35 лет работаю в университете и могу сказать, что конкурс на факультеты

психологии вообще не падает. Другой вопрос, что сейчас происходит. Мне кажется, тревожная тенденция — это подмена понятий, когда освоение технологий становится сутью образования. Мне кажется, что эту тенденцию мы должны отслеживать…» — подчеркнула А.В. Шаболтас.

Дмитрий Юрьевич Баланев рассказал о школе молодых ученых факультета психологии ТГУ и института искусств и культуры ТГУ: «Мы пытаемся стать проводниками в мир смыслов, научить студентов быть посредниками между миром цифровой реальности, которая нас окружает и которая очень легко расчеловечивает, и природой, которая нас породила».

«Психология вошла в разные социальные практики и стала тем инструментом, который позволяет в какой-то мере апеллировать к той или иной объективности, которая позволяет обосновать, почему педагоги, социологи, антропологи делают именно то, что они делают, — отметил Игорь Михайлович Ремаренко. — Психолого-педагогическое знание вышло за пределы системы образования, в разных социальных практиках можно увидеть применение психолого-педагогического знания…»

Татьяна Николаевна Сахарова согласилась со словами А.В. Шаболтас: «Нам необходимо очень тщательно следить за качеством подготовки психологов. Думаю, психология, как и многие науки, после девяностых развивается в двух направлениях: академическая научная психология и прикладная психология. В университетах сейчас активно развивается третья миссия — психологическое просвещение населения. На мой взгляд, оно в чём-то отвечает за психологическое благополучие».

В завершение встречи Александр Григорьевич Асмолов отметил: «Как можно прийти и к каким людям можно прийти, чтобы поговорить по душам? Как можно прийти и к каким людям можно прийти, чтобы им доверяли? Поэтому, когда психолог становится тем человеком, с которым можно действительно пообщаться, чтобы ему доверяли, никакие технологии не смогут этого изменить. Пока вы не становитесь значимым другим для другого человека, тот человек вас не услышит, не поймет и не увидит, это колоссальная задача антропологизации психологии, это колоссальная задача антропологических профессий, которые день за днем сегодня появляются все новые и новые. И за этим — интерес к человеку».

Видеозапись круглого стола:

В статье упомянуты
Комментарии
  • Владимир Николаевич Панферов
    14.07.2023 в 13:07:52

    ГОСПОДА, в чем ПРОБЛЕМА?!
    1.Соответствует ли западная (болонская) модель образования потребностям нашего рынка трудовой деятельности практических психологов (ментальным особенностям населения России)?!
    2.К чему привел опыт её внедрения в нашем образовании?!
    3.Удовлетворяет ли один образовательный стандарт по содержанию региональным и другим факторам разнообразия нашей огромной страны?!
    3.В чем заключаются рыночные механизмы нормирования деятельности преподавателей и образовательных учреждений?! и другие, связанные с необходимостью модернизации образовательной СИСТЕМЫ!!!

      , чтобы комментировать

    • Марат Радикович Ахметов
      Марат Радикович Ахметов
      Набережные Челны
      16.07.2023 в 14:19:37

      Добрый день, основной вопрос это цель образовательного процесса, кого мы готовим психологов практиков, или психологов исследователей, каков социальный заказ. В связи с этим, предложение выстраивание системы обучения психологов - практиков, отдельно от психологов-исследователей. Совершенно разные направления. С огромным уважением к метрам отечественной психологии указанным в статье.

        , чтобы комментировать

      , чтобы комментировать

      Публикации

      Все публикации

      Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

      Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»