16+
Выходит с 1995 года
28 февраля 2024

Кто есть кто

Татьяна Николаевна Сахарова

Татьяна Николаевна Сахарова

Москва

Кандидат психологических наук, профессор.

Директор Института педагогики и психологии, профессор кафедры психологии развития личности Московского педагогического государственного университета.

Член Российского психологического общества.

В 2000 году окончила факультет педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, в 2004 г. - аспирантуру МПГУ, в 2006 г. - программу переподготовки по специальности «Практическая психология», с 2012 г. учится в докторантуре.

В 2004 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Особенности эмоционально-нравственной сферы личности на поздних этапах онтогенеза».

Профессиональные интересы:

  • развитие личности на разных возрастных этапах;
  • развитие личности на поздних этапах онтогенеза;
  • геронтопсихология;
  • смысловая сфера личности;
  • смысложизненные ориентации личности;
  • содержание и направленность смысложизненных ориентаций личности на разных возрастных этапах.

Читает курсы:

  • Психология развития и возрастная психология;
  • Психология развития и личностно ориентированное консультирование (методологический семинар)

Основные публикации:

  • Сахарова Т.Н. УМК «Технологии социально-психологической помощи на разных этапах онтогенеза» // Сборник программ магистерской подготовки по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование». – М.: Издательство «Аркти», 2011. – С. 50 – 69.
  • Сахарова Т.Н. УМК «Гендерная психология и гендерный подход в воспитания» // Сборник программ магистерской подготовки по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование». – М.: Издательство «Аркти», 2011. – С. 159 – 174.
  • Сахарова Т.Н. Особенности смысложизненных ориентаций людей зрелого возраста // Развитие личности. – 2011. – № 4. – С. 102 – 117.
  • Сахарова Т.Н. Возрастная динамика смысложизненных ориентаций личности // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2012. – Том 8. №10.2. – С. 127 – 134.
  • Сахарова Т.Н. Смысложизненные ориентации людей пожилого возраста // Развитие личности. – 2012. – № 2. – С. 193 – 204.
  • Сахарова Т.Н. Ядерные основания смысложизненных ориентаций личности // Перспективы науки. – 2013. – № 3 (42). – С. 240 – 243.
  • Сахарова Т.Н. Вопросы становления смысложизненных ориентаций личности в онтогенезе // Reports Scientific Society scientific and practical journal, Thailand. – 2013. – P. 139 – 141.
  • Сахарова Т.Н. Особенности смысложизненных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте // Среднее профессиональное образование. – 2013. – № 8. – С. 37 – 40.
  • Сахарова Т.Н. Возрастная динамика смысложизненных ориентаций личности // Reports Scientific Society scientific and practical journal, Kipr. – 2013.
  • Tatiana Sakharova Life-sense Orientations in Adolescence and Early AdulthoodOriginal Research Article, Pages 302-307 Procedia – Social and Behavioral Sciences Volume 146, Pages 1-486 (25 August 2014); Third Annual International Conference «Early Childhood Care and Education»
  • Леванова Е.А.,  Сахарова Т.Н. Опыт реализации магистерской программы «Технологии здоровьесбережения в образовании» по направлению «Психолого-педагогическое образование» // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2014. – Том 10, №3.2. – С.145 – 148.
  • Сахарова Т.Н. Особенности смысловой сферы личности в молодости // Педагогическое образование: вызовы XXI века. Сборник научных статей международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию со дня рождения академика В.А. Сластенина. – 2015. – С. 229-234.
  • Сахарова Т.Н., Чурилова Е.Е. Валерия Мухина. Личность. Ученый. Практикующий психолог // Развитие личности. – 2015. – №1. – С. 12-21.
  • Сахарова Т.Н. Влияние включенности в профессиональную деятельность на особенности смысложизненных ориентаций студентов педагогического вуза // Журнал «Школа Будущего», М., издательство РО Школа Безопасности, 2015. – №6. – С.28-33.
  • Сахарова Т.Н. Роль включенности в профессиональную деятельность на особенности смысложизненных ориентаций студентов педагогического вуза // Сборник материалов XI международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века»: Теория и практика современной психологии 7-8 апреля 2016. – С. 92-96.
  • Сахарова Т.Н., Пужаев В.В., Дементьев В.Л. Проблемы смысложизненных ориентаций личности спортсмена // Вестник Московского университета МВД России. – 2017. – № 4. – С. 276-279.
  • Сахарова Т.Н., Уманская Е.Г., Цветкова Н.А. Геронтопсихология: Учебник с практикумом. – 2-е изд., испр. и доп. / Под общ. ред. Т.Н. Сахаровой. – М.: МПГУ, 2018. – 365 с.
  • Сахарова Т.Н. Peculiarities of Life-Meaning Orientations of Mature People // Сибирский федеральный университет. Серия: Гуманитарные науки. – 2019. – Т. 12. – №2. – С. 217-230.
  • Sakharova T.N. Peculiarities of Life-Meaning Orientations of Mature People // Сибирский федеральный университет. Серия: Гуманитарные науки. – 2019. – Т. 12. –  №2. – С. 217-230.
  • Методические материалы для реализации обучения по программе «Психологическое сопровождение развития личности в условиях организации отдыха детей и их оздоровления» / сост. Т.Н. Сахарова, Е.Г. Уманская, Н.А. Цветкова. – М.: МПГУ, 2020.
  • Сахарова Т.Н. и др. Организация деятельности психолого-педагогических классов. – М.: Академия Минпросвещения России, 2021. – 392 с.
  • Сахарова Т.Н., Тамарская Н. В., Стремилова О. В., Батаева М.Д. Стратегии компетентностного развития специалистов по работе с молодежью // Ярославский педагогический вестник. – 2021ю –  №2. – С. 26-32.
  • Сахарова Т.Н., Дубицкая Е.А. История становления и векторы развития психолого-педагогического образования (к 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ) // Педагогика и психология образования. – 2021. – С. 9-23.
  • Сахарова Т.Н. и др. Исследование связи школьной успеваемости со способностью к самоконтролю у младших школьников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2021. – №3. – С. 76-85.
  • Сахарова Т.Н. Исследование связи адаптации и субъективной оценки самоконтроля младших школьников // Казанский педагогический журнал. – 2021. – № 3 (146). – С. 224-233.
  • Беловол Е.В., Мелков С.В., Пучкова Е.Б., Сахарова Т.Н., Подымов Н.А. Теоретические подходы к разработке и апробации опросника «Профиль гражданской идентичности личности» // Педагогика и психология образования. – 2021. – №4. – С. 101-123.
  • Беловол Е.В., Мелков С.В., Сахарова Т.Н. Особенности гражданской идентичности российских подростков (на примере отдыхающих в международном детском центре «Артек») // Интеграция образования. – 2022. – Т. 26. – № 2 (107). – С. 363-385.

Награды:

  • Благодарность за активное содействие деятельности общероссийского движения «Дети России Образованы и Здоровы». 2013 г.;
  • Благодарность за активное участие в организации и проведении конференции VIII Межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области педагогики, психологии, социокультурной антропологии. 2013 г.;
  • Благодарность за участие в проведении единого государственного экзамена как организаторов ЕГЭ в образовательных учреждениях города Москвы в мае – июне 2014 года. 2014 г.;
  • Благодарность за высокий профессионализм и креативность в проведении студенческого семинара-тренинга «Адаптив 2014». 2014 г.;
  • Благодарность за активное участие в организации и проведении конференции IX Межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области педагогики, психологии, социокультурной антропологии. 2014 г.;
  • Благодарственная грамота от ФГБУ «Роспатриотцентр» за организацию участия студентов и преподавателей ФПП МПГУ в проведении профильной смены «70 лет Победы». 2015 г.;
  • Благодарность за помощь в реализации социально значимых проектов Ассоциации волонтерских центров от ректора А.Л. Семенова. 2015 г.;
  • Благодарность за сотрудничество в организации проекта Школы Аниматора. 2015 г.;
  • Благодарственное письмо за качественную работу по организации образовательного процесса на вверенном факультете, своевременное выполнение учебного планирования, высокую исполнительную дисциплину от ректора А.Л. Семенова. 2015 г.;
  • Участие в организации молодежного образовательного добровольческого форума «Доброе Лето – 2016» 2016 г.;
  • Благодарность за практикумы для Уполномоченных по правам ребенка в рамках проведения Слета Детских общественных советов при Уполномоченных по правам ребенка в Центральном Федеральном округе Российской Федерации в период с 10 по 13 марта 2016 года на базе ГБПОУ «Воробьевы горы» образовательной центр «Команда» 2016 г.;
  • Благодарность за помощь в организации и проведении курсов повышения квалификации «Организация добровольческой деятельности детей, подростков и молодежи» 2016 г.;
  • Благородность за поддержку в проведении мероприятия «Соревнование по интеллектуальному и творческому развитию молодежи» от представительства ассоциации молодежи Монголии в Российской Федерации в лице клуба «Ле Мон» «Вечное небо» союз монгольских братьев ОАО в Москве. 2016 г.;
  • Благодарственное письмо за подготовку участников в региональном конкурсе выпускных квалификационных (дипломных) работ бакалавров, специалистов, магистров всех форм обучения по педагогическим и психолого-педагогическим специальностям и направлениям подготовки от директора филиала ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» в г.Воткинске, В.В. Похомова, 2016 г.;
  • Благодарность за многолетний содержательный диалог, профессиональный интерес и значительный вклад в становление и развитие факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета от и.о. ректора МПГУ А.В.Лубкова, 2017 г.;
  • Почетная грамота за активное и плодотворное сотрудничество в области профессиональной подготовки специалистов для органов внутренних дел Российской Федерации от начальника Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, генерал-лейтенанта полиции И.А.Калиниченко, 2017 г.
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»