
В настоящее время изучению ориентировки как предмета психологического исследования придается большое значение. В научной школе П.Я. Гальперина ориентировочная часть деятельности в основном была отражена в отношении к индивидуальной учебной деятельности субъекта. Основная проблема ориентировки в совместной деятельности группового субъекта заключалась в ее малой изученности и применялась при изучении индивидуальной учебной деятельности субъекта [2].
А.С. Макаренко, говоря об организации, указал, что она невозможна, если у личности и коллектива нет способности к ориентировке [6].
А.С. Чернышев рассматривает ориентировку личности в ходе сопоставления ею своих индивидуально-психологических возможностей и организационных свойств (направленности, самоуправляемости и т.д.). С одной стороны, обнаруживаются качества, с помощью которых личность выражает себя, усиливая (укрепляя, обеспечивая и т.д.) то или иное организационное свойство, что очень важно для функционирования коллектива в целом. С другой стороны, организационные свойства коллектива выступают как ориентир и основа для самоопределения личности в соответствии с ее индивидуальностью [3; 10].
Таким образом, каждый член коллектива получает возможность внести свой вклад в укрепление организованности коллектива и в то же время самоутвердиться на этой социально значимой основе. Ориентировка выступает в качестве социально-психологического механизма актуализации включенности (организационное самоопределение личности и оценивание коллективом включенности индивидов в совместную деятельность) [10].
Исследуя надежность малых групп в напряженных и экстремальных условиях, мы установили, что развитая ориентировочная часть совместной деятельности является социально-психологическим механизмом надежности группы [9].
В экстремальных и напряженных условиях ориентировочная часть по сравнению с исполнительской у надежных групп имеет наибольший вес. Осуществление ориентировки происходит настойчиво и с большой заинтересованностью, в процессе ориентировки основное внимание концентрируется на согласовании будущих совместных действий, где осуществляется разработка плана совместной деятельности и уточняются детали предстоящей деятельности, учитываются вероятные последствия.
Предстоящая совместная деятельность с учетом напряженных и экстремальных условий с точки зрения содержательной части плана отличается тщательностью проработки действий и операций, способностью к этому каждого члена группы, а также стабильностью, обоснованностью и порядком выполнения. Это позволяет отметить улучшение в отличие от осуществления данных действий в оптимальных условиях. Испытуемые в экстремальных условиях уточняют содержание задания, некоторые части инструкции, условия заданий, критерии оценивания, а также начало и завершение процедуры [15–17].
Оценивая ориентировку с точки зрения саморегуляции, необходимо утверждать, что ее проявление осуществляется последовательно и согласуется с принципами саморегуляции деятельности человека. В этом направлении работал О.А. Конопкин [4]. Под его руководством в лаборатории саморегуляции деятельности учеными были выявлены механизмы саморегуляции произвольной деятельности, найдены связи звеньевых компонентов с особенностями проявления психических процессов, описаны особенности эффективной деятельности и др.
Осознанная саморегуляция деятельности, ее концептуальная модель была предложена О.А. Конопкиным, им показаны скрытые механизмы регуляции целенаправленной активности. Это позволяет отметить регуляторные моменты, взаимосвязанные с предложенной ориентировочной деятельностью [4].
По мнению К.А. Абульхановой-Славской, саморегуляция является механизмом, способствующим обеспечению регуляции целевого действия субъекта [1;14].
Намечающиеся подходы к решению проблемы. Способность субъекта к регуляции психических процессов и состояний отмечалась еще в работах Аристотеля [13]. Изучение саморегуляции имеет свое начало в 20 веке. Отправным пунктом этих исследований послужили работы И.М. Сеченова, К. Бернара и Ч. Шеррингтона о саморегуляции [4; 5; 8; 13]. И.П. Павлов, разрабатывая теорию И.М. Сеченова, обнаружил, что явления саморегуляции имеют свое развитие в целостных системах, где проходит поэтапное развитие процессов, имеющих важное значение для саморазвития [7; 8].
Обращая внимание на проблему нашего исследования, особый интерес представляет динамический ряд свойств, проявляющихся в групповой деятельности и поведении, а это — гибкость, выживаемость, способность к пристраиванию, сохраняющих их эффективность.
Материалы и методы исследования. В исследовании использовались тестовые методы и метод эксперимента: обработка протоколов исследования того, как высокоорганизованная группа вырабатывает план совместной деятельности при выполнении задания на приборе «Арка», а также психологический метод наблюдения и методы статистической обработки результатов.
Для измерения и контроля переменных целесообразно использовать аппаратурные методики, опросные методики, наблюдение, то есть совокупность социально-психологических методов и методик, объединенных в методический блок. В качестве основы для наблюдения можно использовать методику «Карта-схема психолого-педагогической характеристики учебной группы», а также методику экспертной оценки взаимодействия и согласованности действий группы.
Для изучения процесса актуализации совместной деятельности группы возможно использование приборов: «Арка», ГСИ-7 (с приставками «Стрессор» и «Самоорганизация»). Указанный методический блок уже применялся нами в полевом социально-психологическом эксперименте — лабораторном и естественном [11].
Результаты исследования. Базой проведения исследования выступил Курский государственный университет. Выборка составила 33 обучающихся в возрасте от 18 до 23 лет.
Целью исследования явилось изучение выработки совместного плана действий высокоорганизованных, среднеорганизованных и низкоорганизованных групп.
Одной из задач проведения исследования было уточнение методологической основы ориентировки.
Лидеры высокоорганизованных групп при согласовании совместной деятельности играют важную роль. Они могут целостно и концептуально представлять текущую и предстоящую деятельность. В условиях эмоционального и физического напряжения они стараются создать наиболее совершенную форму организации совместной деятельности, стараясь перестроить взаимодействие.
В эксперименте на выявление особенностей выработки плана совместной деятельности принимали участие три группы обучающихся — группа «Ювента», группа «Смена», группа «ГКШ». Сарычевым С.В. [12] были составлены протоколы исследования. На основании проведенных наблюдений составлены критерии наблюдения, подтверждающие конкретные действия на необходимом этапе ориентировки.
Приводим примеры критериев протоколов экспериментального исследования в выработке плана совместной деятельности на приборе «Арка», см. таблицы 1, 2.
Из протокола становится понятно, что этап ориентировки связан с процессом создания нового плана совместной деятельности, а также то, что вносятся коррективы в уже созданный план действий в изменяющихся условиях.
Согласование функций для членов среднеорганизованных групп представляет трудность, т.е. групповая саморегуляция не является достаточно гибкой, что приводит к снижению эффективности совместной деятельности.
Даже то, что участники эксперимента, находясь на среднем уровне организованности, осознают, что действия недостаточно согласованы, они не стараются согласовать действия и усовершенствовать их для выработки более совершенного способа действий и улучшения результата.
Преобладание исполнительской части совместной деятельности над ориентировочной частью и в оптимальных, и в напряженных условиях присуще низкоорганизованным группам. В напряженных условиях совместной деятельности в сравнении с оптимальными условиями снижается удельный вес ориентировки в структуре совместной деятельности. План предстоящей деятельности отсутствует или характеризуется низким качеством. Даже если план имеется, то в напряженных условиях уровень выраженности эмпирического референта «соответствие деятельности плану» снижается. Члены низкоорганизованных групп не стремятся к упорядочению и согласованию действий и функций. Таким образом, их согласование и в оптимальных, и в напряженных условиях совместной деятельности (и, следовательно, групповая саморегуляция) осуществляется стихийно [11].
Проиллюстрируем эти выводы фрагментом из протокола испытаний на «Арке» группы «ГКШ» в особо мотивированной деятельности в напряженных условиях.
Напряженная ситуация на лиц, не желающих работать согласованно, вызывает у них агрессию. Получено, что данная ситуация, способствовавшая исполнению совместной деятельности групп с низким уровнем ориентировки, имеет противоположный результат с высоким уровнем ориентировки. В оптимальных условиях наблюдается отсутствие плана совместной деятельности или он недостаточно проработанный.
Все действия осуществляются спонтанно в соответствии с целью, направленной на результат.
Для групп низкого уровня организованности ориентировка совместно организованной деятельности не является необходимым инструментом. Совместная деятельность групп с низкой организацией не проявляется в соответствии с требованиями ситуации или возможностями группы.
Группы с разным уровнем организованности в экстремальных условиях имеют отличия по типу актуализации ориентировки.
Заключение. Изучение феномена саморегуляции совместной деятельности группового субъекта предпринято с целью соотнести способность группового субъекта к саморегуляции с социально-психологической зрелостью группы, в частности. Проведен анализ результатов исследования, а именно как высокоорганизованная группа вырабатывает план совместной деятельности при выполнении задания на приборе «Арка». В результате выявлено, что на этапе ориентировки группа применительно к условиям изменения производит новое планирование совместной деятельности. Они тщательнее планируют. Уделяют время на мелочи. Это подтверждает связь с работой контура саморегуляции произвольной деятельности, то есть у участников не только идет планирование, но и закладывается программа исполнительских действий.
Таким образом, в качестве методологической основы изучения ориентировочной части в проведении совместной деятельности группы как социально-психологической основы ее саморегуляции выступает субъектный подход. Дополнение субъектного подхода предложенным нами динамическим подходом открывает возможности получения достоверных данных о саморегуляции различных сторон жизнедеятельности группы в различных социальных условиях.
Литература
- Абульханова-Славская К.А. Субъект – символ российской самосознания / К.А. Абульханова-Славская // Сознание личности в кризисном обществе. – М., 1995. – С. 10–27.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – М., 1999. – 327 с.
- Калин В.К. Волевая регуляция деятельности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01 / В.К. Калин. – Тбилиси, 1989. – 36 с.
- Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин. – М.: Наука, 1980. – 316 с.
- Левин К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. – СПб.: Сенсор, 2000. – 364 с.
- Макаренко А.С. О воспитании / А.С. Макаренко. – М.: Политиздат, 1988. – 259 с.
- Павлов И.П. Избранные труды / И.П. Павлов. – М.: Медицина, 1999. - 447 с.
- Сеченов И.М. Психология поведения: избр. психол. тр. / И.М. Сеченов. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. – 364 с.
- Сарычев С.В. Надёжность группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности (социально-психологические основы) / С.В. Сарычев. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. – 30 с.
- Чернышев А.С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива (на материалах исследования молодежных групп и коллективов): автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.05 / А.С. Чернышев. – М., 1980. – 50 с.
- Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лунев Ю.А. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности / А.С. Чернышев, С.В. Сарычев, Ю.А. Лунев. – М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2005. – 188 с.
- Чернышев А.С., Сарычев С.В. Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход) / А.С. Чернышев, С.В. Сарычев, Ю.Л. Лобков, В.И. Скурятин. – Воронеж: Кварта, 2007. - 213 с.
- Ярошевский М.Г. История психологии / М.Г. Ярошевский. – М.: Мысль, 1985. – 585 с.
- Khusainova S.V. Palekha K. Generetion Z: ways, methods and forms of training (the questionofincreasing the motivation of students and the professional growth of teachers). Proceedings 12th International Conference of Education, Research and Innovation November 11th-13th. – Seville, Spain. – 2019. – P. 3670-3675.
- Blattman C., J.C. Jamison, and M. Sheridan (2017, April). Reducing crime and violence: Experimental evidence from cognitive behavioral therapy in liberia. American Economic Review 107(4), 1165–1206.
- Gottfredson, D. C., S. A. Gerstenblith, D. A. Soul´e, S. C. Womer, and S. Lu (2004). Do After-School Programs reduce delinquency? Prevention Science 5(4), 253–266.
- Heller S.B., Shah A.K., Guryan J., Ludwig J., Mullainathan S., and Pollack H.A. (2017). Thinking, fast and slow? Some field experiments to reduce crime and dropout in Chicago. The Quarterly Journal of Economics 132(1), 1– 54.
Источник: Сарычев С.В., Хусаинова С.В., Лебедчук П.В. Ориентировка и саморегуляция деятельности группового субъекта в напряженных условиях // Казанский педагогический журнал. 2021. № 3 (146). С. 255–261. DOI: 10.51379/KPJ.2021.147.3.035
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать