Что происходит в психике человека, когда он испытывает потерю?
Наша естественная потребность — создавать эмоциональные связи. И в этот момент наша психическая энергия, то есть наши чувства, какими бы они ни были, направляются к некоему объекту и как бы фиксируются на нем. Такими объектами могут стать люди, домашние животные, материальные ценности, творческие или бизнес-идеи и т.д. Извините за технический сленг. И в какой-то момент в жизни человека может наступить расставание или потеря. Нам следует понимать — и мы знаем, — что потери, к сожалению, — это часть нашей жизни, равно так же, как и приобретения.
Например, само событие рождения маленького человека уже содержит в себе потенциальный опыт жизни и смерти. Внеутробная жизнь начинается с изгнания плода из утробы. Родившись, ребенок теряет то пространство и ту связь, в которой находился. Но взамен приобретает внеутробную жизнь. Здесь есть и потеря, и приобретение, верно?
В той ситуации, когда человек теряет объект привязанности, он испытывает гамму чувств. Если вкратце, то вот как это происходит. Вначале ему не верится, что это с ним случилось, и он отрицает реальность. Человек делает вид, что ничего не произошло. И он живет какое-то время обычной жизнью. Со стороны это смотрится странно и, возможно, равнодушно. А на самом деле настолько страшно принять случившееся событие, что человеческая психика вынуждена защищаться от такой беды.
Затем он начинает испытывать гнев и ярость: на себя, на окружающих, на человека, который ушел из жизни.
Параллельно может возникать сильное чувство вины: недоглядели, недолюбили и многое другое… Здесь очень много чувств. Они могут длиться неделями и годами. Все эти чувства удерживают горюющего в связи с объектом и не дают возможности проживать потерю.
Далее неизбежно человек признает реальность. Рано или поздно это происходит. Он падает духом, испытывает беспомощность, отчаяние и бессмысленность жизни без этого объекта. В конечном итоге происходит адаптация к ситуации. И сепарация от утраченного объекта. Нам как бы надо вернуть нашу психическую энергию привязанности от объекта к себе.
Именно благодаря проживанию всех этих чувств у нашей психики появляется возможность прожить и переработать травму потери, найти новые смыслы, сохраняя светлую память об утрате. Потому что человек, который ушел из жизни, также нуждается в сепарации и в отпускании.
Каковы могут быть последствия того, что человек не смог до конца принять потерю?
Последствия непрожитого горя могут быть разными. Депрессия или замыкание в себе, эмоциональный уход от близких, которые рядом, слишком агрессивное или слишком сексуальное поведение к себе и к окружающим, самонаказание, замещение умершего, суицид как уход за ним, трудности в установлении новых отношений, так как человек душой пока еще с объектом. И дети в семье могут быть носителями внезапных симптомов. Обычно это самый чувствительный член семьи, и он как бы приносит себя в жертву для того, чтобы семья вновь сплотилась — теперь уже вокруг него — и стала более жизнеспособной.
Каковы особенности ситуации, когда человек пропал без вести?
Конечно, между ситуацией, когда человек ушел из отношений или ушел из жизни, и ситуацией, когда он пропал без вести, есть различия.
Человек, который без вести потерял близкого, находится в двух психоэмоциональных состояниях одновременно: это состояние надежды, что родной человек вернется, и состояние ожидания известия о смерти. Поэтому тот, кто ждет, постоянно ретравмируется и живет в состоянии психоэмоционального замирания. Этот процесс может длиться всю жизнь.
Я, к сожалению, хорошо знаю подобную ситуацию. Мой дед ушел на войну добровольцем и пропал без вести, когда бабушке было всего 27 лет, и она осталась одна в Грузии с двумя маленькими детьми на руках. Мы всей семьей ждали его до тех пор, пока ему не исполнилось 100 лет. Так бабушка прождала его всю жизнь и посвятила свою жизнь нам, воспитав детей и внуков. Она была не жена и не вдова. Я часто спрашивала себя, что бы почувствовала бабушка, если бы дед вернулся. Но у меня нет ответа на этот вопрос.
И такие случаи можно считать трансгенерационной травмой, т.е. она в какой-то степени может оказывать влияние и передаваться на последующие поколения. В моем случае травма бабушки по без вести пропавшему мужу могла передаться через поколения, так как вся наша семья находилась в состоянии ожидания около 70 лет.
Иными словами, дети и внуки также связаны и сопричастны с чувствами непрожитой потери. Пропавшего без вести человека наша психика обычно либо идеализирует, либо обесценивает. Причем одна крайность может быстро переходить в другую.
В случае обесценивания на него перенаправляется агрессия и ярость. И по факту ведь непонятно, что проживать и как долго ждать. В случае моего деда мы не могли и не имели возможности помянуть его за столом, молиться за него — ни за упокой, ни за здравие, и продолжали оставаться в ситуации неопределенности.
Неопределенность ситуации, незавершенность травматического события не дают возможности родственникам запустить природную способность человека к самоисцелению. Она нам дана от природы.
Иными словами, травма о без вести пропавшем человеке может привести к:
- психоэмоциональному замиранию,
- ретравматизации,
- отсутствию процесса самоисцеления,
- передаче травмы через поколения.
Эти сложности могут привести человека к хронической депрессии, утрате смысла жизни, чувству одиночества, хронической тревоге, проблемам с иммунной системой…
Вместе с тем в рамках особенностей данной ситуации я хочу отметить тот счастливый случай, когда человек находится и возвращается. Это ситуация со счастливым концом, она имеет свои задачи и развитие, так как всей семье придется столкнуться с не только с чувствами радости.
Как психотерапевт может помочь в данной ситуации?
Кабинет психолога — это то пространство, где человек может обрести немного покоя. Он попадает в безоценочное и безопасное пространство, в котором может выражать свои чувства, какими бы они ни были. Так снижается психическая нагрузка. Возникает вопрос: как помочь человеку, находящемуся в ситуации ожидания, которое может затянуться на непонятное время. И это реальность.
Потеря есть и её нет одновременно. Что проживать? На самом деле есть что проживать. Психолог помогает проживать все те отношения, которые были. Это и есть реальная потеря. Отношения, какими они были, уже не будут никогда, они уже утрачены. В них было и хорошее, и плохое. А в случае возвращения надо будет заново выстраивать отношения и они могут быть уже другими.
Далее мы помогаем проживать все те чувства, которые связаны с неопределенностью данной ситуации. Это может быть гнев к объекту привязанности, чувство вины, любовь, все вперемешку.
Затем мы можем исследовать фантазии о пропавшем без вести вне их отношений. Это также может быть идеализация или обесценивание. Также мы можем помочь активизировать собственные ресурсы: спорт, музыка, арт-терапия, медитация… Терапевт в какой-то степени дает на это разрешение, так как человек может не чувствовать себя вправе полноценно жить.
Для пропавших без вести нет общепризнанных ритуалов, но они нужны и необходимы, чтобы становилось легче. Поэтому их необходимо создавать и совершать.
Что бы Вы в завершение хотели сказать людям, которые ищут близких, пропавших без вести?
Хочу пожелать реалистичных и оправданных надежд всем тем, кто ищет близких. Мужества быть с теми чувствами, которые будут возникать. Обязательно просить и принимать поддержку от окружающих, сохраняя веру в то, что мы способны к самоисцелению. И самым главным лекарством исцеления, конечно, является любовь, которую мы получаем и отдаем.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать