Кто есть кто
Константин Дмитриевич Ушинский
Кандидат юриспруденции. Профессор.
Один из основоположников отечественной педагогики и основателей способа наглядного обучения.
В 1840 г. поступил на юридический факультет Московского университета, в 1844 г. окончил его кандидатом юриспруденции.
С 1844 г. работал в Московском университете.
В 1846-1949 гг. - профессор камеральных наук по кафедре энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов Демидовского лицея (г. Ярославль).
В 1848 г. редактировал неофициальную часть газеты «Ярославские губернские ведомости».
В конце 1840-х гг. зарабатывал переводами статей из иностранных журналов, рецензиями и обзорами в журналах.
В начале 1850-х гг. переехал в Санкт-Петербург, работал столоначальником Департамента духовных дел и иностранных вероисповеданий.
В 1852-1854 гг. сотрудничал с журналом «Современник», в 1854-1855 гг. - с журналом «Библиотека для чтения», с середины 1850-х гг. - постоянный автор «Журнала для Воспитания».
С 1854 г. - преподаватель русской словесности Гатчинского сиротского института, с 1855 г. - инспектор классов.
В 1859-1962 гг. - инспектор классов Смольного института благородных девиц. В Смольном институте К.Д. Ушинский смог убрать существовавшее до этого разделение состава учащихся на «благородных» и «неблагородных», ввёл практику преподавания учебных предметов на русском языке, открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка учащихся для работы в качестве воспитательниц. Ввёл в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов.
С 1860 г. стал редактировать «Журнал Министерства народного просвещения», который благодаря ему превратился в прекрасный педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования.
В 1862 г. К.Д. Ушинский был направлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела, посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию.
В 1864 году издал учебную книгу «Родное слово» и книгу «Детский мир» - первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей - и руководство для родителей и учителей к «Родному слову» — «Руководство к преподаванию по “Родному слову” для учителей и родителей» (до 1917 г. оно выдержало 146 изданий).
В конце 1860-х гг. издал двухтомник «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», где обосновал предмет педагогики, её основных закономерностей и принципов.
В последние годы жизни выступал как общественный деятель, писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников.
В круг интересов К.Д. Ушинского входили философия, юриспруденция, литература, пути распространения грамотности и образованности среди простого народа.
Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания.
Придавал огромное значение систематическому обучению учащихся логике мышления.
Основные публикации:
- Человек как предмет воспитания. Том I. 1867; Том II. 1869
- Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии». 1870
- Лекции в Ярославском лицее. 1847
- О народности в общественном воспитании. 1856
- Письма о воспитании наследника русского престола. 1859
- Три элемента школы. 1857
- О средствах распространения образования посредством грамотности. 1858
- Школьные реформы в Северной Америке. 1858
- Внутреннее устройство североамериканских школ. 1858
- О пользе педагогической литературы // Для воспитания
- Русская школа. 2015