16+
Выходит с 1995 года
1 марта 2024

Кто есть кто

Сергей Борисович Пашкин

Сергей Борисович Пашкин

Пенза, Санкт-Петербург

Доктор педагогических наук, профессор. Полковник запаса.

Профессор кафедры психологии профессиональной деятельности и информационных технологий в образовании Института психологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Член двух докторских диссертационных советов РГПУ им. А.И. Герцена по психологическим наукам.

Член редакционных советов и коллегий журналов: электронного научно-образовательного вестника «Сознание» и периодического сборника научных трудов «Актуальные проблемы военно-научных исследований», экспертных советов журналов «Современные проблемы науки и образования», «Педагогический имидж» и «Современные наукоемкие технологии».

Действительный член (академик) Российской академии естествознания и Российской академии общественных и фундаментальных наук имени академика М.В. Ломоносова. Почётный профессор Военной академии материально-технического обеспечения имени А.В. Хрулева. Член Российского профессорского собрания.

В 1983 г. окончил Симферопольское высшее военно-политическое строительное училище, в 1990 г. — Петрозаводский государственный университет им. О.В. Куусинена по специальности «историк, преподаватель истории и обществоведения», в 1996 г. — Республиканский гуманитарный институт при Санкт-Петербургском государственном университете по специальности «преподаватель психологии», в 2007 г. — Санкт-Петербургский институт дополнительного профессионального образования службы занятости по программе «Электронный офис. Компьютерная графика. Интернет технологии», в 2011 г. — Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения имени А.В. Хрулева по специальности «Педагогика и психология».

В 1998 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Формирование индивидуального стиля учения курсантов ВВУЗов Министерства обороны России», в 2001 г. — докторскую диссертацию на тему «Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности военного инженера в вузе МО РФ: психолого-педагогический аспект».

В 1979-2012 гг. проходил службу в Вооруженных Силах РФ, полковник запаса.

В 1983-1994 гг. работал в Ленинградском высшем военном инженерном строительном училище имени генерала армии А.Н. Комаровского: заместитель командира роты обслуживания, секретарь комитета ВЛКСМ факультета механизации строительства, помощник командира батальона обеспечения учебного процесса (БОУП) по работе с личным составом, заместитель командира БОУП по воспитательной работе.

С 1994 по 2020 гг. работал в Военном институте (инженерно-техническом) Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева МО РФ: преподаватель, старший преподаватель кафедры политической истории и воспитательной работы (педагогики и психологии), профессор, заместитель начальника (2003-2006) и начальник (2006-2012) кафедры педагогики, психологии и отечественной истории, с 2012 г. — профессор кафедры гуманитарных дисциплин.

С 2011 г. преподает в РГПУ им. А.И. Герцена на кафедре организационной психологии психолого-педагогического факультета (сейчас — кафедра психологии профессиональной деятельности Института психологии). Руководитеоль основных профессиональных образовательных программ специалитета «Психология служебной деятельности» (с 2013 г.) и магистратуры «Психологическое сопровождение служебной деятельности» (в 2013-2018 гг.). С 2004 по 2022 гг. член объединенного диссертационного совета ДСО 999.006.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени докторов и кандидатов наук по специальности 20.02.02 — военная педагогика и военная психология.

Научные интересы:

  • актуальные вопросы психологии профессиональной (служебной) деятельности: индивидуальный стиль деятельности, профдиагностика, профориентация, профконсультация, профпсихотбор, профобучение и профвоспитание, профготовность, профпригодность, профкоррекция и др.
  • морально-психологическое обеспечение (сопровождение) профессиональной (служебной) деятельности
  • психологическая и организационная культура в профессиональной (служебной, учебной, информационной) деятельности
  • проблемы формирования различных составляющих (знаний, умений, навыков, компетенций, профессионально-важных и социально-значимых качеств) личности (персонала организации, служебного коллектива, учебной группы) в процессе профессиональной (служебной, учебной, информационной) деятельности
  • этические аспекты профессиональной (служебной, учебной) деятельности

Читает курсы:

  • Организационное консультирование
  • Психологическая культура руководителя
  • Введение в служебную деятельность
  • Профессиональная этика и служебный этикет
  • Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности
  • Социальная информатика
  • Психолого-информационные технологии в образовании
  • Культура информационной деятельности студента
  • Организационное поведение
  • Методика и организация обучения подчиненных
  • Основы системологии
  • Сопровождение образовательной деятельности студентов (в аспирантуре)

По всем читаемым дисциплинам разработал авторские онлайн-курсы.

Являлся научным руководителем у трех кандидатов наук и руководил дипломным проектированием у более 100 студентов, курсантов и магистрантов.

Основные публикации: более 550 работ, в том числе

  • Пашкин С.Б. Научно-практические основы формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности военного инженера в период обучения в вузе МО РФ (психолого-педагогический аспект) (монография). — СПб, 2001. – 536 с.
  • Пашкин С.Б., Шабалин С.П., Пискунов Г.Н. Когнитивная сфера обучаемого вуза: содержание, технология диагностики и развития (монография). — СПб, 2001. – 142 с.
  • Пашкин С.Б., Шабалин С.П., Пискунов Г.Н. Профессиональная деятельность военного инженера: психолого-педагогический аспект (монография). — СПб, 2002. – 150 с.
  • Пашкин С.Б., Подкользин А.Я. Психолого-педагогический словарь офицера-воспитателя. – СПб, 2008. – 223 с.
  • Пашкин С.Б., Минко Н.И., Миленина И.П. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – СПб, 2008. – 106 с.
  • Учебно-методический комплекс по сетевой образовательной программе подготовки магистров «Психологическое сопровождение служебной деятельности» по направлению «030300-Психология» / Виноградов П.Н., Лисовская Н.Б., Макаров Ю.В., Пашкин С.Б., Семикин В.В., Худяков А.И. — СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. — 299 с.
  • Учебно-методический комплекс по изучению дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет» / Пашкин С.Б., Кубышкин А.А., Минко Н.И., Кверевкина Д.Г. – СПб, 2013. – 121 с.
  • Пашкин С.Б., Минко Н.И. Ретроспективный обзор психологической науки и ее отечественной военной компоненты. – СПб, 2013. – 95 с.
  • Пашкин С.Б., Минко Н.И., Минко А.Н. Ретроспективный обзор отечественной военно-педагогической науки. – СПб, 2015. — 81 с.
  • Пашкин С.Б., Семикин В.В. Психологическая и педагогическая культура личности и ее формирование в вузе. – СПб, 2015. – 54 с.
  • Пашкин С.Б., Минко Н.И. Культура педагогического общения как условие успешности профессиональной деятельности военного инженера.- СПб, 2016.- 106 с.
  • Пашкин С.Б., Подкользин А.Я. Психолого-педагогический словарь офицера. – СПб, 2016. – 139 с.
  • Войтенко А.М., Корнилова А.А., Пашкин С.Б. Современные методы сохранения военно-профессиональной работоспособности. - Ростов н/Д: ИП Беспамятнов С.В., 2016. – 80 с.
  • Корнилова А.А., Пашкин С.Б., Радюкин Е.Е. Опорные конспекты по психологии и педагогике в схемах и таблицах. - Ростов н/Д: ИП Беспамятнов С.В., 2016. – 84 с.
  • Войтенко А.М., Корнилова А.А., Пашкин С.Б. Психофизиологические основы безопасности операторской деятельности. - Ростов-на-Дону: РостГМУ, 2017. – 64 с.
  • Кораблина Е.П., Пашкин С.Б. Самопомощь в процессе профессиональной подготовки психологов-консультантов: учебно-методическое пособие. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. - 63 с.
  • Пашкин С.Б., Галицын К.Н. Культура информационной деятельности обучающегося вуза. – СПб, 2017. – 139 с.
  • Кораблина Е.П., Пашкин С.Б. Профессиональная этика и служебный этикет: учебно-методический комплекс по изучению дисциплины. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. - 209 с.
  • Пашкин С.Б., Лисовская Н.Б., Иконникова Г.Ю. Психологическая и педагогическая культура субъектов образовательного процесса: содержание, диагностика, технологии развития: учебно-методическое пособие. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2021. - 69 с.
  • Пашкин С.Б. и др. Гармонизация межэтнических отношений и профилактика экстремистских проявлений в образовательной сфере и молодежной среде: методическое пособие. - СПб: Ленинградский областной институт развития образования, 2021. - 148 с.
  • Пашкин С.Б., Саркисов С.В., Минко А.Н., Саркисова Е.А. Мотивация профессиональной деятельности: учебно-методический комплекс. - СПб, 2021. - 28 с.
  • Прикладные технологии профессиональной психологической помощи: коллективная монография. - СПб:: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2022. - 135 с.
  • Пашкин С.Б., Минко А.Н., Саркисова Е.А. Исторический обзор развития психологической науки и ее отечественной военной компоненты: учебно-методическое пособие. - СПб: ВИ(ИТ) ВА МТО, 2022. - 95 с.
  • Пашкин С.Б., Корнилова А.А. Альбом логических мнемонических схем и таблиц по психологии и педагогике: учебно-методическое пособие. - СПб, 2023. - 85 с.

Соавтор 10 полезных моделей (программ ЭВМ) (2020-2022 гг.).

Награжден орденом, 16 медалями и 3 нагрудными знаками.

Поздравления с днём рождения
  • Валерий Михайлович Ганузин

    Уважаемый Сергей Борисович!
    Поздравляю Вас с Днем рождения!
    Счастья, здоровья и домашнего тепла Вам и вашей семье.
    А в этот день - море цветов и поздравлений от родных, друзей и близких Вам людей.
    До встречи он-лайн 16 декабря на II международной конференции по психологии и педагогике в г. Комрате Республики Молдова.
    С уважением, Валерий Михайлович.

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»