
Доктор психологических наук.
Ведущий научный сотрудник лаборатории психологии младшего школьника Психологического института РАО.
В 1976 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Психологические особенности рефлексии у детей младшего возраста», в 1999 г. - докторскую диссертацию на тему «Развитие теоретического мышления у младших школьников».
С 1973 г. работает в Психологическом институте РАО (ранее - НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР).
Преподавал на кафедре педагогической психологии Московского городского психолого-педагогического университета.
Основные научные интересы:
- развитие мышления детей в онтогенезе (5-18 лет).
- диагностика мышления дошкольников и школьников 1-11 классов.
- условия управляемого формирования мышления дошкольников и школьников 1-6 классов
На основе значительного числа экспериментальных исследований, выполненных с помощью оригинальных методик, разработал концепцию развития теоретического мышления (в отличие от эмпирического) у детей 6–17 лет, характеризующую этапы его формирования в период обучения в школе (1-11 классы). Сформулировал положения о психологическом механизме, способах осуществления и этапах формирования авторского мышления в младшем школьном возрасте.
Разработал систему методик для определения уровня сформированности теоретического мышления (в соотношении с эмпирическим мышлением) у школьников и компьютерную версию методики для диагностики когнитивных метапредметных компетенций у школьников.
Создал систематический курс развивающих занятий «Интеллектика» для старших дошкольников и учеников 1-6 классов (курсы по 32 занятия в год, на материале 24 видов поисковых задач неучебного содержания) и ряд циклов развивающих занятий для совершенствования наглядно-образного и словесно-логического мышления у дошкольников и учащихся 1-9 классов.
Основные публикации:
- Развитие теоретического мышления у младших школьников. М., 1984.
- Rozwoj myslenia teoretycznego dzieci w mladzym wieku szkolnym». Варшава,1989.
- Различия в мышлении детей. М., 1992.
- Различия в мыслительной деятельности младших школьников. М., 2000.
- Мышление младшего школьника. Спб., 2004.
- Развитие и диагностика мышления подростков и старшеклассников. М. - Обнинск: ИГ СОЦИН, 2010.
- Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников // Вопросы психологии. 1978. №2.
- Проблемы психологического изучения рефлексии // Исследования речемыслительной деятельности и рефлексии (тематический сборник). Алма-Ата, 1979.
- О развитии способности действовать «в уме» у младших школьников // Вопросы психологии. 1981. №5.
- Типология динамики мыслительного процесса // Вопросы психологии. 1986. №5.
- Характеристика авторского мышления у младших школьников // Вопросы психологии. 1988. №2. – С.67 – 75.
- Развитие авторского мышления у детей. М., 1994.
- Авторское мышление / Мышление младшего школьника. СПб, 2004. С. 241-313.
- Особенности развития авторского (творческого) мышления у младших школьников при обучении в разных образовательных средах // Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся / Под ред. В.В. Рубцова, Н.И. Поливановой. Москва - Обнинск, 2007. С. 85-140.
- Как определить уровень развития мышления школьника. М.: Знание, 1982.
- Методы проверки интеллекта детей. М., Научно-педагогическое объединение «Перспектива», 1992.
- Групповые методики диагностики развития мышления школьников. Рига.: Эксперимент, 1992.
- Диагностика мышления детей 6-10 лет. М.: Фолиум, 1993.
- Диагностика видов мышления у младших школьников. М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1995.
- Диагностика различий в мышлении младших школьников. М.: Генезис, 2007.
- Принципы диагностики теоретического мышления у младших школьников // Психологическая наука и образование. 1997, №2. С.49 – 57.
- Диагностика интеллектуального развития выпускников начальной школы как оценка рисков обучения в основой школе // Психологическая наука и образование. 2009. №2. С. 71-80.
- Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1-4 классов. М.: Интеллект-центр, 2002, 2005, 2007, 2010, 2013.
- Интеллектика для дошкольников. Тетради для развития мыслительных способностей, ч.1 и 2. М., 2004, 2006.
- Интеллектика 1 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2002 – 2015 г.г.
- Интеллектика 2 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2002 – 2015 г.г.
- Интеллектика 3 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2002 – 2015 г.г.
- Интеллектика 4 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2002 – 2015 г.г.
- Интеллектика 5 класс, ч.1 и 2. Тетради для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2007.
- Интеллектика 6 класс, ч.1 и 2. Тетради для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2007.
- Как гусеница и муравей в гости ходили (Интеллектуальная игра для дошкольников). М.: Российский открытый университет,1991.
- Развитие познавательных способностей детей 5 – 12 лет. М.: Научно-педагогическое объединение «Перспектива», 1992.
- Методы развития интеллекта ребенка. М.: Научно-педагогическое объединение «Перспектива», 1993.
- Методы развития интеллектуальных способностей у детей 6 - 7 лет: ч.1, 2, 3. М.: Интерпракс, 1994.
- Методы развития интеллектуальных способностей у детей 8 лет: ч.1, 2, 3. М.: Интерпракс,1994.
- Методы развития интеллектуальных способностей у детей 9 лет: ч.1, 2, 3. М.: Интерпракс,1994.
- Проверка и развитие логического мышления детей 6 - 15 лет («Учимся мыслить, стараясь рассуждать»). М.: Фолиум, 1996.
- Развитие интеллектуальных способностей у детей 6 - 7 лет. М.: Новая школа, 1996.
- Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет. М.: Новая школа, 1996.
- Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет. М.: Новая школа, 1996.
- 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль: Академия раз-вития, 1998.
- Как развивать логическое мышление у детей. М.: Аркти, 2001, 2003.
- 500 занимательных логических задач для школьников. М.: Юнвес, 2002.
- Будем смышлеными! Развитие интеллектуальных способностей у детей пяти-шести лет. М.: Аркти, 2003.
- Учимся мыслить логично. М.: Аркти, 2003.
- Развитие умственных действий у детей 6-7 лет. М.: Илекса, 2004.
- Оценка сформированности познавательных и регулятивных метапредметных компетенций выпускников начальной школы (при решении сюжетно-логических задач) / Зак А.З., Сорокова М.Г. // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Том 9. № 1. С. 1–14.
- Условия формирования познавательных метапредметных результатов у младших школьников / Зак А.З. // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 2. С. 11–20
- Динамика метапредметных результатов начального образования на этапе перехода в основную школу / Рубцов В.В., Высоцкая Е.В., Зак А.З., Улановская И.М., Янишевская М.А. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16. № 3. С. 511-528.
- Совместная учебная деятельность и развитие детей / Рубцов В.В., Высоцкая Е.В., Зак А.З., Крицкий А.Г., Поливанова Н.И., Ривина И.В., Семенова М.А., Улановская И.М., Цукерман Г.А., Янишевская М.А. М., 2021.
Награды:
- победитель конкурса исследовательских грантов РФФИ и РГНФ в 1993-1997 гг.
- лауреат конкурса Министерства образования России в рамках программы «Обновление гуманитарного образования в России» (1992-1994 гг.)
- медаль имени В.В. Давыдова РАО (2021)