Скоро

12 — 14 февраля
Санкт-Петербург

IX Зимний фестиваль «Несказанная радость бытия. Психология телесности»

23 — 24 марта
Москва, online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Третьи Поляковские чтения по клинической психологии (К 95-летию Юрия Федоровича Полякова)»

24 марта
Санкт-Петербург, online

XX Мнухинские чтения: «Детская психиатрия России: история и современность»

31 марта — 1 апреля
Санкт-Петербург

X Международный научно-практический конгресс психологов-консультантов, психотерапевтов и представителей помогающих профессий «Помощь психологического консультирования, психотерапии в новейшее время»

1 — 2 июня
Online

III Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»

22 — 23 июня
Москва

VI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Сухаревские чтения. Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда»

12 — 13 октября
Киров

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская психиатрия в фарватере современных медико-социальных проблем»

30 октября
Москва

8-я Всероссийская научно-практическая конференция «Психическое здоровье человека и общества: актуальные междисциплинарные проблемы и возможные пути решения»

Весь календарь
Зак Анатолий Залманович, Москва

Доктор психологических наук.

Ведущий научный сотрудник лаборатории психологии младшего школьника Психологического института РАО.

В 1976 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Психологические особенности рефлексии у детей младшего возраста», в 1999 г. - докторскую диссертацию на тему «Развитие теоретического мышления у младших школьников».

С 1973 г. работает в Психологическом институте РАО (ранее - НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР).

Преподавал на кафедре педагогической психологии Московского городского психолого-педагогического университета.

Основные научные интересы:

  • развитие мышления детей в онтогенезе (5-18 лет).
  • диагностика мышления дошкольников и школьников 1-11 классов.
  • условия управляемого формирования мышления дошкольников и школьников 1-6 классов

На основе значительного числа экспериментальных исследований, выполненных с помощью оригинальных методик, разработал концепцию развития теоретического мышления (в отличие от эмпирического) у детей 6–17 лет, характеризующую этапы его формирования в период обучения в школе (1-11 классы). Сформулировал положения о психологическом механизме, способах осуществления и этапах формирования авторского мышления в младшем школьном возрасте.

Разработал систему методик для определения уровня сформированности теоретического мышления (в соотношении с эмпирическим мышлением) у школьников и компьютерную версию методики для диагностики когнитивных метапредметных компетенций у школьников.

Создал систематический курс развивающих занятий «Интеллектика» для старших дошкольников и учеников 1-6 классов (курсы по 32 занятия в год, на материале 24 видов поисковых задач неучебного содержания) и ряд циклов развивающих занятий для совершенствования наглядно-образного и словесно-логического мышления у дошкольников и учащихся 1-9 классов.

Основные публикации:

  • Развитие теоретического мышления у младших школьников. М., 1984.
  • Rozwoj myslenia teoretycznego dzieci w mladzym wieku szkolnym». Варшава,1989.
  • Различия в мышлении детей. М., 1992.
  • Различия в мыслительной деятельности младших школьников. М., 2000.
  • Мышление младшего школьника. Спб., 2004.
  • Развитие и диагностика мышления подростков и старшеклассников. М. - Обнинск: ИГ СОЦИН, 2010.
  • Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников // Вопросы психологии. 1978. №2.
  • Проблемы психологического изучения рефлексии // Исследования речемыслительной деятельности и рефлексии (тематический сборник). Алма-Ата, 1979.
  • О развитии способности действовать «в уме» у младших школьников // Вопросы психологии. 1981. №5.
  • Типология динамики мыслительного процесса // Вопросы психологии. 1986. №5.
  • Характеристика авторского мышления у младших школьников // Вопросы психологии. 1988. №2. – С.67 – 75.
  • Развитие авторского мышления у детей. М., 1994.
  • Авторское мышление / Мышление младшего школьника. СПб, 2004. С. 241-313.
  • Особенности развития авторского (творческого) мышления у младших школьников при обучении в разных образовательных средах // Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся / Под ред. В.В. Рубцова, Н.И. Поливановой. Москва - Обнинск, 2007. С. 85-140.
  • Как определить уровень развития мышления школьника. М.: Знание, 1982.
  • Методы проверки интеллекта детей. М., Научно-педагогическое объединение «Перспектива», 1992.
  • Групповые методики диагностики развития мышления школьников. Рига.: Эксперимент, 1992.
  • Диагностика мышления детей 6-10 лет. М.: Фолиум, 1993.
  • Диагностика видов мышления у младших школьников. М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1995.
  • Диагностика различий в мышлении младших школьников. М.: Генезис, 2007.
  • Принципы диагностики теоретического мышления у младших школьников // Психологическая наука и образование. 1997, №2. С.49 – 57.
  • Диагностика интеллектуального развития выпускников начальной школы как оценка рисков обучения в основой школе // Психологическая наука и образование. 2009. №2. С. 71-80.
  • Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1-4 классов. М.: Интеллект-центр, 2002, 2005, 2007, 2010, 2013.
  • Интеллектика для дошкольников. Тетради для развития мыслительных способностей, ч.1 и 2. М., 2004, 2006.
  • Интеллектика 1 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2002 – 2015 г.г.
  • Интеллектика 2 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2002 – 2015 г.г.
  • Интеллектика 3 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2002 – 2015 г.г.
  • Интеллектика 4 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2002 – 2015 г.г.
  • Интеллектика 5 класс, ч.1 и 2. Тетради для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2007.
  • Интеллектика 6 класс, ч.1 и 2. Тетради для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2007.
  • Как гусеница и муравей в гости ходили (Интеллектуальная игра для дошкольников). М.: Российский открытый университет,1991.
  • Развитие познавательных способностей детей 5 – 12 лет. М.: Научно-педагогическое объединение «Перспектива», 1992.
  • Методы развития интеллекта ребенка. М.: Научно-педагогическое объединение «Перспектива», 1993.
  • Методы развития интеллектуальных способностей у детей 6 - 7 лет: ч.1, 2, 3. М.: Интерпракс, 1994.
  • Методы развития интеллектуальных способностей у детей 8 лет: ч.1, 2, 3. М.: Интерпракс,1994.
  • Методы развития интеллектуальных способностей у детей 9 лет: ч.1, 2, 3. М.: Интерпракс,1994.
  • Проверка и развитие логического мышления детей 6 - 15 лет («Учимся мыслить, стараясь рассуждать»). М.: Фолиум, 1996.
  • Развитие интеллектуальных способностей у детей 6 - 7 лет. М.: Новая школа, 1996.
  • Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет. М.: Новая школа, 1996.
  • Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет. М.: Новая школа, 1996.
  • 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль: Академия раз-вития, 1998.
  • Как развивать логическое мышление у детей. М.: Аркти, 2001, 2003.
  • 500 занимательных логических задач для школьников. М.: Юнвес, 2002.
  • Будем смышлеными! Развитие интеллектуальных способностей у детей пяти-шести лет. М.: Аркти, 2003.
  • Учимся мыслить логично. М.: Аркти, 2003.
  • Развитие умственных действий у детей 6-7 лет. М.: Илекса, 2004.
  • Оценка сформированности познавательных и регулятивных метапредметных компетенций выпускников начальной школы (при решении сюжетно-логических задач) / Зак А.З., Сорокова М.Г. // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Том 9. № 1. С. 1–14.
  • Условия формирования познавательных метапредметных результатов у младших школьников / Зак А.З. // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 2. С. 11–20
  • Динамика метапредметных результатов начального образования на этапе перехода в основную школу / Рубцов В.В., Высоцкая Е.В., Зак А.З., Улановская И.М., Янишевская М.А. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16. № 3. С. 511-528.
  • Совместная учебная деятельность и развитие детей / Рубцов В.В., Высоцкая Е.В., Зак А.З., Крицкий А.Г., Поливанова Н.И., Ривина И.В., Семенова М.А., Улановская И.М., Цукерман Г.А., Янишевская М.А. М., 2021.

Награды:

  • победитель конкурса исследовательских грантов РФФИ и РГНФ в 1993-1997 гг.
  • лауреат конкурса Министерства образования России в рамках программы «Обновление гуманитарного образования в России» (1992-1994 гг.)
  • медаль имени В.В. Давыдова РАО (2021)

Статьи и интервью в «Психологической газете»


5 февраля 2023 , воскресенье

В этот день

Людмила Николаевна Рогалева празднует день рождения! Поздравить!

Ольга Викторовна Коротина Гессе празднует день рождения! Поздравить!

Елена Владимировна Кочева празднует день рождения! Поздравить!

Анна Владимировна Евдокимова празднует день рождения! Поздравить!

120 лет назад родился(ась) Алексей Николаевич Леонтьев.

77 лет назад родился(ась) Виктор Петрович Озеров.

Скоро

12 — 14 февраля
Санкт-Петербург

IX Зимний фестиваль «Несказанная радость бытия. Психология телесности»

23 — 24 марта
Москва, online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Третьи Поляковские чтения по клинической психологии (К 95-летию Юрия Федоровича Полякова)»

24 марта
Санкт-Петербург, online

XX Мнухинские чтения: «Детская психиатрия России: история и современность»

31 марта — 1 апреля
Санкт-Петербург

X Международный научно-практический конгресс психологов-консультантов, психотерапевтов и представителей помогающих профессий «Помощь психологического консультирования, психотерапии в новейшее время»

1 — 2 июня
Online

III Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»

22 — 23 июня
Москва

VI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Сухаревские чтения. Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда»

12 — 13 октября
Киров

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская психиатрия в фарватере современных медико-социальных проблем»

30 октября
Москва

8-я Всероссийская научно-практическая конференция «Психическое здоровье человека и общества: актуальные междисциплинарные проблемы и возможные пути решения»

Весь календарь
5 февраля 2023 , воскресенье

В этот день

Людмила Николаевна Рогалева празднует день рождения! Поздравить!

Ольга Викторовна Коротина Гессе празднует день рождения! Поздравить!

Елена Владимировна Кочева празднует день рождения! Поздравить!

Анна Владимировна Евдокимова празднует день рождения! Поздравить!

120 лет назад родился(ась) Алексей Николаевич Леонтьев.

77 лет назад родился(ась) Виктор Петрович Озеров.

Скоро

12 — 14 февраля
Санкт-Петербург

IX Зимний фестиваль «Несказанная радость бытия. Психология телесности»

23 — 24 марта
Москва, online

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Третьи Поляковские чтения по клинической психологии (К 95-летию Юрия Федоровича Полякова)»

24 марта
Санкт-Петербург, online

XX Мнухинские чтения: «Детская психиатрия России: история и современность»

31 марта — 1 апреля
Санкт-Петербург

X Международный научно-практический конгресс психологов-консультантов, психотерапевтов и представителей помогающих профессий «Помощь психологического консультирования, психотерапии в новейшее время»

1 — 2 июня
Online

III Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»

22 — 23 июня
Москва

VI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Сухаревские чтения. Аутоагрессивное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда»

12 — 13 октября
Киров

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская психиатрия в фарватере современных медико-социальных проблем»

30 октября
Москва

8-я Всероссийская научно-практическая конференция «Психическое здоровье человека и общества: актуальные междисциплинарные проблемы и возможные пути решения»

Весь календарь