16+
Выходит с 1995 года
28 марта 2024

Кто есть кто

Анатолий Залманович Зак

Анатолий Залманович Зак

Москва

Доктор психологических наук, профессор.

Ведущий научный сотрудник лаборатории психологии младшего школьника Психологического института РАО.

В 1976 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Психологические особенности рефлексии у детей младшего возраста», в 1999 г. - докторскую диссертацию на тему «Развитие теоретического мышления у младших школьников».

С 1973 г. работает в Психологическом институте РАО (ранее - НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР).

Преподавал на кафедре педагогической психологии Московского городского психолого-педагогического университета.

Основные научные интересы:

  • развитие мышления детей в онтогенезе (5-18 лет).
  • диагностика мышления дошкольников и школьников 1-11 классов.
  • условия управляемого формирования мышления дошкольников и школьников 1-6 классов

На основе значительного числа экспериментальных исследований, выполненных с помощью оригинальных методик, разработал концепцию развития теоретического мышления (в отличие от эмпирического) у детей 6–17 лет, характеризующую этапы его формирования в период обучения в школе (1-11 классы). Сформулировал положения о психологическом механизме, способах осуществления и этапах формирования авторского мышления в младшем школьном возрасте.

Разработал систему методик для определения уровня сформированности теоретического мышления (в соотношении с эмпирическим мышлением) у школьников и компьютерную версию методики для диагностики когнитивных метапредметных компетенций у школьников.

Создал систематический курс развивающих занятий «Интеллектика» для старших дошкольников и учеников 1-6 классов (курсы по 32 занятия в год, на материале 24 видов поисковых задач неучебного содержания) и ряд циклов развивающих занятий для совершенствования наглядно-образного и словесно-логического мышления у дошкольников и учащихся 1-9 классов.

Основные публикации:

  • Совместная учебная деятельность и развитие детей / Зак А.З. и др. М., 2021.
  • Динамика метапредметных результатов начального образования на этапе перехода в основную школу / Рубцов В.В., Высоцкая Е.В., Зак А.З., Улановская И.М., Янишевская М.А. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16. №3. С. 511-528.
  • Условия формирования познавательных метапредметных результатов у младших школьников // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. №2. С. 11-20.
  • Оценка сформированности познавательных и регулятивных метапредметных компетенций выпускников начальной школы (при решении сюжетно-логических задач) / Зак А.З., Сорокова М.Г. // Психологическая наука и образование. 2017. Том 9. №1. С. 1-14.
  • Развитие авторского мышления у младших школьников. М.: Библио-Глобус, 2016. 215 с.
  • Развитие авторского мышления у подростков. М.: Библио-Глобус, 2016. 259 с.
  • Интеллектика: систематический курс формирования универсальных учебных действий в 1-4 классах: методическое руководство. М.: Интеллект-Центр, 2013. 62 с.
  • Музыка дает душе крылья: удивительные истории о музыке и музыкантах / Л. Мадорский, А. Зак. М.: Ирис Групп, 2012. 86 с.
  • Музыкальное воспитание ребенка: методическое пособие / Л. Мадорский, А. Зак. М.: Айрис-пресс, 2011. 126 с.
  • Развитие и диагностика мышления подростков и старшеклассников. М.: ПИ РАО; Обнинск: ИГ СОЦИН, 2010. 349 с.
  • Диагностика интеллектуального развития выпускников начальной школы как оценка рисков обучения в основой школе // Психологическая наука и образование. 2009. №2. С. 71-80.
  • Диагностика различий в мышлении младших школьников. М.: Генезис, 2007.
  • Интеллектика 5 класс. Ч. 1 и 2. Тетради для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2007.
  • Интеллектика 6 класс. Ч. 1 и 2. Тетради для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2007.
  • Особенности развития авторского (творческого) мышления у младших школьников при обучении в разных образовательных средах // Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся / Под ред. В.В. Рубцова, Н.И. Поливановой. Москва - Обнинск, 2007. С. 85-140.
  • Опыт работы с учащимися 1 класса по курсу «Интеллектика»: методическое пособие / А.З. Зак и др. М.: Интеллект-Центр, 2006. 103 с.
  • Мышление младшего школьника: изучение, диагностика, формирование. СПб: Содействие, 2004. 827 с.
  • Развитие умственных действий у детей 6-7 лет. М.: Илекса, 2004.
  • Авторское мышление // Мышление младшего школьника. СПб, 2004. С. 241-313.
  • Интеллектика для дошкольников. Тетради для развития мыслительных способностей. Ч. 1 и 2. М., 2004, 2006.
  • Будем смышлеными! Развитие интеллектуальных способностей у детей пяти-шести лет. М.: Аркти, 2003.
  • Учимся мыслить логично. М.: Аркти, 2003.
  • Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1-4 классов. М.: Интеллект-центр, 2002, 2005, 2007, 2010, 2013.
  • Интеллектика 1 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2002-2015, 2019, 2022, 2023
  • Интеллектика 2 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2002-2015, 2017, 2019, 2023
  • Интеллектика 3 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2002-2015, 2019, 2021, 2023
  • Интеллектика 4 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2002-2015, 2019, 2020, 2021, 2022
  • 500 занимательных логических задач для школьников. М.: Юнвес, 2002.
  • Как развивать логическое мышление у детей? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет. М.: Аркти, 2001, 2003 (2-е изд., испр. и доп.).
  • Различия в мыслительной деятельности младших школьников. М., 2000.
  • 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль: Академия развития, 1998. 187 с.
  • Принципы диагностики теоретического мышления у младших школьников // Психологическая наука и образование. 1997. №2. С.49-57.
  • Как ребенку стать умнее? Книга для детей и родителей. М.: Владос, 1997. 200 с.
  • Проверка и развитие логического мышления детей 6-15 лет («Учимся мыслить, стараясь рассуждать»). М.: Фолиум, 1996.
  • Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. М.: Новая школа, 1996.
  • Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет. М.: Новая школа, 1996.
  • Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет. М.: Новая школа, 1996.
  • Диагностика видов мышления у младших школьников. М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1995.
  • Методы развития интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. Ч. 1, 2, 3. М.: Интерпракс, 1994.
  • Методы развития интеллектуальных способностей у детей 8 лет. Ч. 1, 2, 3. М.: Интерпракс,1994.
  • Методы развития интеллектуальных способностей у детей 9 лет. Ч. 1, 2, 3. М.: Интерпракс,1994.
  • Развитие авторского мышления у детей. М., 1994.
  • Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1994. 318 с.
  • Методы развития интеллекта ребенка. М.: Научно-педагогическое объединение «Перспектива», 1993.
  • Диагностика мышления детей 6-10 лет. М.: Фолиум, 1993.
  • Поиск девятого: игра на поиск закономерностей для детей 6-10 лет. М.: Научно-педагогическое объединение «Перспектива», 1993. 134 с.
  • Обмены: игра на поиск преобразований (для детей 6-10 лет). М.: Научно-педагогическое объединение «Перспектива», 1993. 60 с.
  • Методы проверки интеллекта детей. М.: Научно-педагогическое объединение «Перспектива», 1992.
  • Групповые методики диагностики развития мышления школьников. Рига: Эксперимент, 1992.
  • Различия в мышлении детей: учебно-методическое пособие. М.: РОУ, 1992. 127 с.
  • Развитие познавательных способностей детей 5-12 лет. М.: Научно-педагогическое объединение «Перспектива», 1992.
  • Почтальон-вычислитель: развитие навыков устного счета у детей 6-8 лет. М.: Научно-педагогическое объединение «Перспектива», 1992, 1993. 100 с.
  • Почтальон-читатель: развитие грамотности у детей 5-12 лет. М.: Научно-педагогическое объединение «Перспектива», 1992, 1993. 111 с.
  • Путешествия насекомых: игра на планирование деятельности для детей 6-10 лет. М.: Научно-педагогическое объединение «Перспектива», 1992. 115 с.
  • Познавать играя: развитие познавательных способностей у детей 5-12 лет. М.: Научно-педагогическое объединение «Перспектива», 199. 106 с.
  • Дебют мыслителя: как проверить и развить интеллект ребенка 6-10 лет. М.: Научно-педагогическое объединение «Перспектива», 1992. 107 с.
  • «Просвет» и другие интеллектуальные игры для детей 6-10 лет. М.: Научно-педагогическое объединение «Перспектива», 1992. 110 с.
  • Как гусеница и муравей в гости ходили (интеллектуальная игра для дошкольников). М.: Российский открытый университет, 1991.
  • Глазами подростков: книга для учителя / Л.Р. Мадорский, А.З. Зак. М.: Просвещение, 1991. 93 с.
  • Rozwoj myslenia teoretycznego dzieci w mladzym wieku szkolnym. Варшава, 1989.
  • День младшего школьника / Л.Р. Мадорский, А.З. Зак. М.: Физкультура и спорт, 1988. 30 с.
  • Характеристика авторского мышления у младших школьников // Вопросы психологии. 1988. №2. С. 67-75.
  • Типология динамики мыслительного процесса // Вопросы психологии. 1986. №5.
  • Развитие теоретического мышления у младших школьников. М., 1984.
  • Как определить уровень развития мышления школьника. М.: Знание, 1982. 96 с.
  • О развитии способности действовать «в уме» у младших школьников // Вопросы психологии. 1981. №5.
  • Проблемы психологического изучения рефлексии // Исследования речемыслительной деятельности и рефлексии (тематический сборник). Алма-Ата, 1979.
  • Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников // Вопросы психологии. 1978. №2.

Награды:

  • победитель конкурса исследовательских грантов РФФИ и РГНФ в 1993-1997 гг.
  • лауреат конкурса Министерства образования России в рамках программы «Обновление гуманитарного образования в России» (1992-1994 гг.)
  • медаль имени В.В. Давыдова РАО (2021)
Статьи и интервью в «Психологической газете»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»