• Генеральный спонсор — «Иматон»

Скоро

25 мая
Онлайн

Методологический семинар «Университеты и образовательные экосистемы»

1 — 2 июня
Онлайн

Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»

1 — 3 июля
Москва

Всероссийская конференция «История отечественной и мировой психологической мысли: знать прошлое, анализировать настоящее, прогнозировать будущее»

2 — 4 июля
Владивосток

X Международная научно-практическая конференция «Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности»

19 — 22 октября
Санкт-Петербург

Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»

15 — 17 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

18 — 19 ноября
Гомель, Республика Беларусь

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

25 — 26 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

3 — 4 декабря
Москва (очно и онлайн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

Весь календарь
Зак Анатолий Залманович, р. 22.04.1941

Доктор психологических наук.

Ведущий научный сотрудник лаборатории психологии младшего школьника Психологического института РАО.

В 1976 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Психологические особенности рефлексии у детей младшего возраста», в 1999 г. - докторскую диссертацию на тему «Развитие теоретического мышления у младших школьников».

С 1973 г. работает в Психологическом институте РАО (ранее - НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР).

Преподавал на кафедре педагогической психологии Московского городского психолого-педагогического университета.

Основные научные интересы:

  • развитие мышления детей в онтогенезе (5-18 лет).
  • диагностика мышления дошкольников и школьников 1-11 классов.
  • условия управляемого формирования мышления дошкольников и школьников 1-6 классов

На основе значительного числа экспериментальных исследований, выполненных с помощью оригинальных методик, разработал концепцию развития теоретического мышления (в отличие от эмпирического) у детей 6-17 лет, характеризующую этапы его формирования в период обучения в школе (1-11 классы). Сформулировал положения о психологическом механизме, способах осуществления и этапах формирования авторского мышления в младшем школьном возрасте.

Разработал систему методик для определения уровня сформированности теоретического мышления (в соотношении с эмпирическим мышлением) у школьников и компьютерную версию методики для диагностики когнитивных метапредметных компетенций у школьников.

Создал систематический курс развивающих занятий «Интеллектика» для старших дошкольников и учеников 1-6 классов (курсы по 32 занятия в год, на материале 24 видов поисковых задач неучебного содержания) и ряд циклов развивающих занятий для совершенствования наглядно-образного и словесно-логического мышления у дошкольников и учащихся 1-9 классов.

Основные публикации:

  • Развитие теоретического мышления у младших школьников. М., 1984.
  • Rozwoj myslenia teoretycznego dzieci w mladzym wieku szkolnym». Варшава,1989.
  • Различия в мышлении детей. М., 1992.
  • Различия в мыслительной деятельности младших школьников. М., 2000.
  • Мышление младшего школьника. Спб., 2004.
  • Развитие и диагностика мышления подростков и старшеклассников. М. - Обнинск: ИГ СОЦИН, 2010.
  • Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников // Вопросы психологии. 1978. №2.
  • Проблемы психологического изучения рефлексии // Исследования речемыслительной деятельности и рефлексии (тематический сборник). Алма-Ата, 1979.
  • О развитии способности действовать «в уме» у младших школьников // Вопросы психологии. 1981. №5.
  • Типология динамики мыслительного процесса // Вопросы психологии. 1986. №5.
  • Характеристика авторского мышления у младших школьников // Вопросы психологии. 1988. №2. – С.67 – 75.
  • Развитие авторского мышления у детей. М., 1994.
  • Авторское мышление / Мышление младшего школьника. СПб, 2004. С. 241-313.
  • Особенности развития авторского (творческого) мышления у младших школьников при обучении в разных образовательных средах // Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся / Под ред. В.В. Рубцова, Н.И. Поливановой. Москва - Обнинск, 2007. С. 85-140.
  • Как определить уровень развития мышления школьника. М.: Знание, 1982.
  • Методы проверки интеллекта детей. М., Научно-педагогическое объединение «Перспектива», 1992.
  • Групповые методики диагностики развития мышления школьников. Рига.: Эксперимент, 1992.
  • Диагностика мышления детей 6-10 лет. М.: Фолиум, 1993.
  • Диагностика видов мышления у младших школьников. М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1995.
  • Диагностика различий в мышлении младших школьников. М.: Генезис, 2007.
  • Принципы диагностики теоретического мышления у младших школьников // Психологическая наука и образование. 1997, №2. С.49 – 57.
  • Диагностика интеллектуального развития выпускников начальной школы как оценка рисков обучения в основой школе // Психологическая наука и образование. 2009. №2. С. 71-80.
  • Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1-4 классов. М.: Интеллект-центр, 2002, 2005, 2007, 2010, 2013.
  • Интеллектика для дошкольников. Тетради для развития мыслительных способностей, ч.1 и 2. М., 2004, 2006.
  • Интеллектика 1 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2002 – 2015 г.г.
  • Интеллектика 2 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2002 – 2015 г.г.
  • Интеллектика 3 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2002 – 2015 г.г.
  • Интеллектика 4 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2002 – 2015 г.г.
  • Интеллектика 5 класс, ч.1 и 2. Тетради для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2007.
  • Интеллектика 6 класс, ч.1 и 2. Тетради для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-центр, 2007.
  • Как гусеница и муравей в гости ходили (Интеллектуальная игра для дошкольников). М.: Российский открытый университет,1991.
  • Развитие познавательных способностей детей 5 – 12 лет. М.: Научно-педагогическое объединение «Перспектива», 1992.
  • Методы развития интеллекта ребенка. М.: Научно-педагогическое объединение «Перспектива», 1993.
  • Методы развития интеллектуальных способностей у детей 6 - 7 лет: ч.1, 2, 3. М.: Интерпракс, 1994.
  • Методы развития интеллектуальных способностей у детей 8 лет: ч.1, 2, 3. М.: Интерпракс,1994.
  • Методы развития интеллектуальных способностей у детей 9 лет: ч.1, 2, 3. М.: Интерпракс,1994.
  • Проверка и развитие логического мышления детей 6 - 15 лет («Учимся мыслить, стараясь рассуждать»). М.: Фолиум, 1996.
  • Развитие интеллектуальных способностей у детей 6 - 7 лет. М.: Новая школа, 1996.
  • Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет. М.: Новая школа, 1996.
  • Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет. М.: Новая школа, 1996.
  • 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль: Академия раз-вития, 1998.
  • Как развивать логическое мышление у детей. М.: Аркти, 2001, 2003.
  • 500 занимательных логических задач для школьников. М.: Юнвес, 2002.
  • Будем смышлеными! Развитие интеллектуальных способностей у детей пяти-шести лет. М.: Аркти, 2003.
  • Учимся мыслить логично. М.: Аркти, 2003.
  • Развитие умственных действий у детей 6-7 лет. М.: Илекса, 2004.

Награды:

  • победитель конкурса исследовательских грантов РФФИ и РГНФ в 1993-1997 гг.
  • лауреат конкурса Министерства образования России в рамках программы «Обновление гуманитарного образования в России» (1992-1994 гг.)

  • Генеральный спонсор — «Иматон»
18 мая 2021 , вторник

В этот день

Леонид Александрович Китаев-Смык празднует юбилей! Поздравить!

Инга Юрьевна Калмыкова празднует юбилей! Поздравить!

Валерий Семенович Лазарев празднует день рождения! Поздравить!

Александр Евгеньевич Войскунский празднует день рождения! Поздравить!

Татьяна Анатольевна Жалагина празднует день рождения! Поздравить!

132 года назад родился(ась) Надежда Николаевна Ладыгина-Котс.

86 лет назад родился(ась) Виктор Васильевич Новиков.

73 года назад родился(ась) Борис Иосифович Хасан.

Скоро

25 мая
Онлайн

Методологический семинар «Университеты и образовательные экосистемы»

1 — 2 июня
Онлайн

Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»

1 — 3 июля
Москва

Всероссийская конференция «История отечественной и мировой психологической мысли: знать прошлое, анализировать настоящее, прогнозировать будущее»

2 — 4 июля
Владивосток

X Международная научно-практическая конференция «Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности»

19 — 22 октября
Санкт-Петербург

Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»

15 — 17 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

18 — 19 ноября
Гомель, Республика Беларусь

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

25 — 26 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

3 — 4 декабря
Москва (очно и онлайн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

Весь календарь
18 мая 2021 , вторник

В этот день

Леонид Александрович Китаев-Смык празднует юбилей! Поздравить!

Инга Юрьевна Калмыкова празднует юбилей! Поздравить!

Валерий Семенович Лазарев празднует день рождения! Поздравить!

Александр Евгеньевич Войскунский празднует день рождения! Поздравить!

Татьяна Анатольевна Жалагина празднует день рождения! Поздравить!

132 года назад родился(ась) Надежда Николаевна Ладыгина-Котс.

86 лет назад родился(ась) Виктор Васильевич Новиков.

73 года назад родился(ась) Борис Иосифович Хасан.

Скоро

25 мая
Онлайн

Методологический семинар «Университеты и образовательные экосистемы»

1 — 2 июня
Онлайн

Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»

1 — 3 июля
Москва

Всероссийская конференция «История отечественной и мировой психологической мысли: знать прошлое, анализировать настоящее, прогнозировать будущее»

2 — 4 июля
Владивосток

X Международная научно-практическая конференция «Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности»

19 — 22 октября
Санкт-Петербург

Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»

15 — 17 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

18 — 19 ноября
Гомель, Республика Беларусь

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

25 — 26 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

3 — 4 декабря
Москва (очно и онлайн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

Весь календарь