18+
Выходит с 1995 года
19 декабря 2024

Кто есть кто

Елена Николаевна Волкова

Елена Николаевна Волкова

Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Москва

Доктор психологических наук, профессор.

Ведущий научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, Психологический институт РАО.

Член Президиума Федерации психологов образования России. Член Международного общества по предотвращению насилия над детьми (ISPCAN).

Заместитель главного редактора журналов «Психология человека в образовании», «Вестник Мининского университета», «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании». Член редколлегий журналов «Воспитание школьников», «Гаудеамус», член редсовета журнала «Вестник практической психологии образования».

В 1981 г. закончила Горьковский государственный университет им. Н.И. Лобачевского.

В 1992 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Субъектность как интегративное свойство личности педагога», в 1998 г. — докторскую диссертацию на тему «Субъектность педагога: теория и практика».

с 1994 г. по 1999 г. возглавляла кафедру психологии Нижегородского института развития образования.

Преподавала в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина (профессор, проректор по научной деятельности, директор Института психологии), Санкт-Петербургском государственном университете (профессор факультета психологии), Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена (директор Института психологии, профессор кафедры психологии развития и образования, ведущий научный сотрудник Института психологии), Московском городском педагогическом университете (профессор Института специального образования и психологии), Московском педагогическом государственном университете (профессор кафедры психологии воспитания и профилактики девиантного поведения Института педагогики и психологии).

С 1998 г. работает с проблемой защиты детей от насилия.

В 1999 г. организовала и до 2016 г. возглавляла общественную организацию «Нижегородский ресурсный центр «Детство без насилия и жестокости».

С 2003 г. руководит исследованиями в области профилактики фетального алкогольного синдрома и алкогольного поведения женщин.

С 2007 по 2010 гг. выступала организатором подготовки специалистов ряда стран Восточной Европы (Эстонии, Грузии, Белоруссии) для работы с кризисными ситуациями насилия над детьми. В составе международного исследовательского коллектива (8 университетов США, Великобритании, Австралии, Южно-Африканской республики, Египта, Колумбии) выступала автором-разработчиком международных исследовательских инструментов группы ICAST для оценки распространенности насилия над детьми. В 2013 году являлась модератором организации бесконфликтного развития системы защиты детей в странах Закавказья (Грузия, Армения, Азербайджан).

Выступала независимым экспертом по подготовке материалов для Международного общества предотвращения насилия над детьми (ISPCAN) о состоянии проблемы в России. В настоящее время — руководитель российско-белорусского проекта по развитию системы защиты детей от насилия.

Руководитель и исполнитель российских и международных проектов научно-исследовательского и прикладного характера (фонды Soros-Foundation, Open Society, UBS OF, OAK Foundation, CDC- NIH, РГНФ, РФФИ, РНФ) по проблемам асоциального детства, агрессивного поведения, подросткового буллинга и кибербуллинга, психологии одаренных детей, психологической службы образования и организации междисциплинарного и межведомственного взаимодействия, психологии учителя.

Области научных интересов:

  • проблема насилия и жесткого обращения с детьми
  • психология профессионализма
  • развитие субъектности человека в онто-и профессиогенезе
  • алкогольное поведение женщин детородного возраста

Под руководством Е.Н. Волковой защищено более 20 кандидатских диссертаций.

Читает курсы:

  • Психология развития
  • Психология общения
  • Социальная психология
  • Психология личности
  • Педагогическая психология
  • Психология учителя
  • Психология тренинга в образовательном процессе
  • Психология насилия и жестокого обращения с детьми
  • Психология подросткового буллинга
  • Психология девиантного поведения

Основные публикации: более 200 работ, в том числе

  • Волкова Е.Н. и др. Внутренняя мотивация молодежи, увлеченной программированием: монография. Нижний Новгород: Изд-во НГПУ им. К. Минина, 2023. 166 с.
  • Волкова Е.Н. Междисциплинарный подход к профилактике буллинга в школе: монография. Нижний Новгород: Мининский университет, 2022. 177 с.
  • Волкова Е.Н., Волкова И.В. Психология подросткового буллинга: монография. Нижний Новгород: Мининский университет, 2021. 206 с.
  • Волкова Е.Н., Гришина А.В. Психологические особенности игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте. Монография. Нижний Новгород: Изд-во Мининского университета; М.: Флинта, 2020. 188 с.
  • Волкова Е.Н., Волкова И.В., Гришина А.В., Исаева О.М., Скитневская Л.В. Проблема насилия над детьми: поиски и решения: монография. - М.: Флинта; Нижний Новгород: Изд-во Мининского ун-та, 2017.
  • Волкова Е.Н., Волкова И.В., Скитневская Л.В. Подростковый буллинг: результаты теоретических и эмпирических исследований: монография. - Нижний Новгород: Мининский ун-т, 2017. 94 с.
  • Волкова Е.Н. Когнитивно-поведенческая терапия травмы в работе с детьми, пережившими насилие и жестокое обращение. Нижний Новгород: НИУ РАНХиГС, 2016.
  • Волкова Е.Н., Исаева О.М. Программы подготовки и повышения квалификации специалистов для работы со случаями насилия и жестокого обращения с детьми: монография. СПб: Нестор-История, 2016.
  • Волкова Е.Н., Исаева О.М. Ребенок и насилие: диагностика, предотвращение и профилактика. Нижний Новгород, 2015. 290 с.
  • Волкова Е.Н. Шестнадцать лекций о проблеме насилия и жестокого обращения с детьми: электронное учебное издание комбинированного распространения. Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013.
  • Волкова Е.Н., Суворова О.В. Развитие субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве образования и семьи. Нижний Новгород: НГПУ, 2012. 246 с.
  • Насилие и жестокое обращение с детьми: источники, причины, последствия, решения / под ред. Е.Н. Волковой. СПб: Книжный дом, 2011. 382 с.
  • Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды. М.: Экон-Информ, 2009. 246 с.
  • Социальная психология / под ред. Е.Н. Волковой. М.: Высшая школа, 2007. 341 с.
  • Волкова Е.Н. Психология субъектности педагога. Монография. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. 2001. 272 с.

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»