18+
Выходит с 1995 года
10 декабря 2024

Кто есть кто

Александра Гививна Гогоберидзе

Александра Гививна Гогоберидзе

Санкт-Петербург

Доктор педагогических наук, профессор. Член-корреспондент РАО. Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Заведующая кафедрой дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Заместитель заведующего лабораторией дошкольного образования Института возрастной физиологии РАО.

Заместитель председателя ФУМО ВО по УГСН Образование и педагогические науки. Член ФУМО по общему образованию. Эксперт Управления взаимодействия с педагогическими вузами Академии Минпросвещения России. Член Координационной группы по дошкольному образованию Министерства просвещения РФ.

Главный редактор журнала «Комплексные исследования детства». Член редколлегии журналов: «Психологическая наука и образование», «Современное дошкольное образование», «Известия РГПУ им. А.И. Герцена», «Ученые записки Забайкальского государственного университета».

В 1992 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Развитие творческой деятельности в процессе освоения детьми народных хороводных игр», в 2002 г. - докторскую диссертацию на тему «Теоретические основы развития субъектной позиции студента в условиях высшего профессионально-педагогического образования».

В 2024 г. избрана членом-корреспондентом Российской академии образования.

Возглавляла Институт детства РГПУ им. А.И. Герцена, была проректором по учебной работе. Заведовала отделом проектирования научно-методического обеспечения педагогического образования Научно-исследовательского института непрерывного педагогического образования РГПУ.

Сфера научных интересов:

  • процесс социализации и культурации детей дошкольного возраста,
  • субкультура дошкольного детства,
  • научно-педагогическое сопровождение субъектов дошкольного образования,
  • вариативные модели подготовки педагога в системе высшего образования.

Разработала особый метод индивидуального сопровождения студента в образовательном процессе, позволяющий студенту находить и решать актуальные для себя образовательные задачи.

Разработчик государственных образовательных стандартов высшего педагогического образования 2 и 3 поколений, разработчик научно-методического обеспечения основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры.

Читает курсы:

  • Организация образовательной и научной деятельности магистранта
  • Современные проблемы науки и образования

Основные публикации: более 300 научных и научно-методических работ, в том числе

  • Дошкольное образование: путеводитель для педагога / под ред. А.Г. Гогоберидзе, Е.И. Изотовой. М.: Просвещение, 2024. 415 с.
  • Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения детей / Под ред. Гогоберидзе А.Г., Солнцевой О.В. М.: Питер, 2014, 464 с.; М.: Питер, 2015, 2017. 460 с.; СПб: Питер, 2019. 464 с.; СПб: Питер, 2021, 2023. 460 с.
  • Образовательная область «Познавательное развитие»: учебно-методическое пособие / под ред. А.Г. Гогоберидзе. СПб: Детство-Пресс, 2016. 297 с.; 3-е изд., испр. и доп. СПб: Детство-Пресс, 2023. 324 с.
  • Команда педагогов школы «под ключ». Проект построения образовательной социокультурной университетской среды подготовки учителя будущего поколения России: учебно-методическое пособие / С.В. Тарасов, А.Г. Гогоберидзе, И.Э. Кондракова, Е.Б. Спасская. СПб: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2023. 66 с.
  • Комплекс программ дополнительного образования как источник построения образовательной социокультурной университетской среды подготовки учителя будущего поколения России: учебно-методическое пособие / С.В. Тарасов, А.Г. Гогоберидзе, И.Э. Кондракова, Е.Б. Спасская. СПб: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2023. 130 с.
  • Продленка с Герценовским университетом. Проект построения образовательной социокультурной университетской среды подготовки учителя будущего поколения России : учебно-методическое пособие / С.В. Тарасов, А.Г. Гогоберидзе, И.Э. Кондракова, Е.Б. Спасская. СПб: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2023. 66 с.
  • Герценовская среда. Проект построения образовательной социокультурной университетской среды подготовки учителя будущего поколения России: учебно-методическое пособие / С.В. Тарасов, А.Г. Гогоберидзе, И.Э. Кондракова, Е.Б. Спасская. СПб: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2023. 50 с.
  • Педагогические сезоны. Проект построения образовательной социокультурной университетской среды подготовки учителя будущего поколения России: учебно-методическое пособие / С.В. Тарасов, А.Г. Гогоберидзе, И.Э. Кондракова, Е.Б. Спасская. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2023. - 90 с.
  • Университет, открытый регионам. Проект построения образовательной социокультурной университетской среды подготовки учителя будущего поколения России: учебно-методическое пособие / С.В. Тарасов, А.Г. Гогоберидзе, И.Э. Кондракова, Е.Б. Спасская. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2023. 66 с.
  • Концепция проектирования и реализации комплекса программ дополнительного образования как источника построения образовательной социокультурной университетской среды подготовки учителя будущего поколения России: учебно-методическое пособие / С.В. Тарасов, А.Г. Гогоберидзе, И.Э. Кондракова, Е.Б. Спасская. СПб: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2023. 90 с.
  • Анализ, информационно-методическое и организационное сопровождение реализации образовательных программ в сетевой форме: монография / Гогоберидзе А.Г. и др. Калининград, 2022.
  • Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: учебно-методическое пособие / науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. СПб: Детство-Пресс, 2016. 394 с.; 3-е изд., испр. и доп. СПб: Детство-Пресс, 2022. 446 с.
  • Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб: Днетство-пресс, 2021. 352 с.
  • Педагогический институт дошкольного образования: учителям наших учителей посвящается... : юбилейный альбом: учебное пособие / науч. ред.: А.Г. Гогоберидзе, О.В. Акулова. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2021. 338 с.
  • Качество взаимодействия с преподавателями в период вынужденного перехода на обучение с применением дистанционных образовательных технологий: оценка студентов педагогического университета / Гогоберидзе А.Г., Безгодова С.А., Микляева А.В. // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: сборник научных статей по материалам международной ежегодной научно-практической конференции. СПб, 2021. С. 114-120.
  • Modern educational programs for the training of preschool teachers: experience in the implementation and assessment of educational results of students / Gogoberidze A.G., Kalabina I.A., Savinova L.Yu. // Education and Self-Development. 2021. Vol. 16. № 3. Pp. 230-237.
  • Развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста как субъекта деятельности: коллективная монография / Гогоберидзе А.Г. и др. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. 331 с.
  • Развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста как субъекта поведения: коллективная монография / Гогоберидзе А.Г. и др. СПб: Изщд-вл РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. 355 с.
  • Университетское образование педагога: коллективная монография / Гогоберидзе А.Г. и др. СПб, 2019.
  • Модернизация процесса подготовки педагогов дошкольного образования: маркеры новых основных профессиональных образовательных программ / Гогоберидзе А.Г., Головина И.В. // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 1. С. 38-45.
  • Петербургская модель подготовки педагога дошкольного образования. Модернизация длиною в век / Гогоберидзе А.Г., Езопова С.А., Калабина И.А. // Современное дошкольное образование. 2018. № 7 (89). С. 38-49.
  • Научная школа педагогического института дошкольного образования. Методология гуманитарного исследования современного детства / Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. // Современное дошкольное образование. 2018. № 7 (89). С. 50-61.
  • Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Декркунская. М.: Academia, 2005. 316 с.; 2-е изд., стер. М.: Академия, 2007. 316 с.; 3-е изд., перераб. М.: Академия, 2017. 285 с.
  • Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» / науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. СПб: Детство-Пресс, 2016. 376 с.
  • Модель и модули подготовки прикладных бакалавров для работы в сфере дошкольного образования / Гогоберидзе А.Г., Головина И.В. // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. С. 99-107.
  • Подготовка прикладных бакалавров для работы в сфере дошкольного образования: коллективная монография / Под ред. А.Г. Гогоберидзе. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. 228 с.
  • Экспертиза качества дошкольного образования: коллективная монография / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, С.А. Езоповой, В.А. Новицкой. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. 228 с.
  • Программа «Детство» как инструмент позитивной социализации-индивидуализации ребенка: сборник статей из опыта работы педагогов-практиков / науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. 132 с.
  • Территория детства: новые форматы модернизации: сборник научных статей по материалам форума молодых ученых / науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. 152 с.
  • Современное дошкольное образование: новые форматы модернизации: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции, 10-11 декабря 2015 г. / науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. 416 с.
  • Образовательная область «Музыка»: как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. СПб: Детство-Пресс, 2012. 247 с.
  • Образовательная область «Безопасность»: учебно-методическое пособие / науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. СПб: Детство-Пресс; М.: Творческий центр Сфера, 2012. 140 с.
  • Мониторинг в детском саду: научно-методическое пособие / науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. СПб: Детство-Пресс, 2011. 588 с.
  • Исследование проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве российских городов: монография. Части 1, 2 / Под науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.
  • Детство с музыкой: cовременные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. СПб: Детство-Пресс, 2010. 650 с.
  • Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии: учебно-методическое пособие / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 428 с.
  • Инновационная система подготовки педагога. Теории и технологии дошкольного образования в бакалавриате: научно-методическое пособие / науч. ред. А.Г. Гогоберидзе, О.Н. Сомкова. СПб: Книжный дом, 2008. 362 с.
  • Гуманитарная технология индивидуального сопровождения студента в многоуровневом педагогическом образовании: учебно-методическое пособие / А.Г. Гогоберидзе.СПб: Книжный дом, 2008. 190 с.
  • Теоретическая педагогика. Путеводитель для студента: учебно-методическое сопровождение студента в процессе преподавания дисциплины «Теоретическая педагогика»: учебно-методическое пособие / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. М.: Центр пед. образования, 2007. 127 с.

Награды:

  • лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего образования и среднего профессионального образования (2021)
  • медаль Л.С. Выготского (2022)
  • лауреат Премии Правительства Российской Федерации 2024 года в области образования (в составе коллектива авторов научно–практической разработки «Комплекс программ дополнительного образования как источник построения образовательной социокультурной университетской среды подготовки учителя будущего поколения России»)

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»