17 декабря 2017 , воскресенье

Известные психологи

Пряжников Николай Сергеевич, р. 22.12.1954

Кандидат психологических наук, доктор педагогических наук, профессор. 

Профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Профессор кафедры управления персоналом и психологии Финансового университета при Правительстве РФ, профессор кафедры психологии Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, профессор кафедры общей психологии Московского психолого-социального университета.

В 1981 г. окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1989 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Имитационная игра как средство формирования у оптантов умения строить личные профессиональные планы». В работе обоснована возможность построения конкретных игровых методик на основе выделенных содержательно-процессуальных моделей профессионального самоопределения, а также проведена экспериментальная и практическая проверка эффективности сконструированных профориентационных игр, выделены условия использования этих игр в общих программах психологической работы со школьниками.

В 1996 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Теоретико-методические основы активизации профессионального самоопределения»: определены содержательно-смысловые характеристики профессионального самоопределения, предложены оригинальные модели, отражающие взаимосвязь самоопределения личности и формирования ее внутренней активности, обоснована и выделена система взаимосвязанных принципов построения и практического внедрения активизирующих профконсультационных средств: (методологических, организационно-управленческих, конкретно-практических, этических принципов активизации профессионального и личностного самоопределения).

Работал психологом на оборонном предприятии (ЦКБ «Алмаз»), профессиональным консультантом первого центра профориентации молодежи г. Москвы, главным специалистом отдела психологической службы и ссоциальной работы Министерства образования РФ. Заведовал лабораторией профессиональной диагностики и профконсультирования института профессионального самоопределения молодежи при РАО. Профессор кафедры педагогической психологии факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета (с момента его основания). Работает в МГУ с 1994 г.

Область научных интересов:

  • психология труда,
  • возрастная психология,
  • профессиональное и личностное самоопределение,
  • теоретические и прикладные проблемы школьной профориентации и профконсультации клиентов службы занятости,
  • психологические проблемы смысла профессионального труда: ценностно-нравственные аспекты становления профессионала,
  • психология труда,
  • методы активизации профессионального и личностного самоопределения,
  • управление человеческими ресурсами,
  • мотивация и стимулирование труда,
  • этические проблемы психологии,
  • психология профессионального образования,
  • психология элиты,
  • психология маленького человека.

Читает курсы:

  • Теория и практика профессионального самоопределения;
  • Организация труда профконсультанта;
  • Активные (игровые) методы в профориентации;
  • Ценностно-смысловые аспекты профессионального и личностного самоопределения;
  • Организация труда профконсультанта;
  • Ценностно-смысловые аспекты профессионального и личностного самоопределения;
  • Управление профессиональной карьерой и личностным ростом;
  • Основы профессионального самоопределения.

Публикации: является автором более ста статей и научных публикаций, учебных пособий, книг по психологии труда, возрастной психологии, в том числе:

  • Карточные профконсультационные методики. Учебное пособие. М., 1993;
  • Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики. М., 1991;
  • Профессиональная ориентация незанятого населения. Методические рекомендации / Профессиональная ориентация в России и Швеции. М., 1995, (в соавт.);
  • Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1996;
  • Психологический смысл труда. Москва; Воронеж, 1997;
  • Психология труда и человеческого достоинства. 2005;
  • Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. 2005;
  • Игры и методики для профессионального самоопределения учащихся

Награды:

  • Учебное пособие «Профориентация» (2005) отмечено в номинации «Лучшие учебники и учебные пособия по педагогике» в конкурсе «Лучшая книга года по педагогике - 2006 г.»

16+
Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004—2017 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение