Кто есть кто
Анастасия Владимировна Микляева
Доктор психологических наук, доцент.
Профессор кафедры общей и социальной психологии, заместитель директора по научной работе Института психологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Ответственный редактор журнала «Психология человека в образовании».
Член Санкт-Петербургского союза ученых, Российского общества психологов образования.
В 1999 г. окончила психолого-педагогический факультет РГПУ им. А.И. Герцена, в 2002 г. - аспирантуру РГПУ им. А.И. Герцена.
В 2002 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Социально-психологический анализ “имяупотребления” как средства общения подростков», в 2014 г. - докторскую диссертацию на тему «Психология межвозрастных отношений».
В 1998-2004 гг. - педагог-психолог школы №153 СПб.
В 1998-2006 гг. - консультант телефона экстренной психологической помощи для детей и подростков.
В 1999-2000 гг. - педагог-психолог школы №122 СПб.
С 2000 г. преподает в РГПУ им. А.И. Герцена, ЛГК им. А.С. Пушкина, СПбИКиИ, ИСПиП им Валленберга.
В 2000-2006 гг. - психолог фонда «За здоровое поколение – 21 век».
В 2006-2008 гг. – психолог СПбОО «Врачи детям».
С 2008 г. сотрудничает с РОБО «Красный крест», ХМДС.
С 2008 г. ведет частную практику в области индивидуальной и групповой психологической помощи детям и подросткам.
Профессиональные интересы:
- психология межвозрастных отношений
- психология семьи
- психологическое сопровождение детей и подростков
- перинатальная психология и психология родительства
- психологическое сопровождение в образовании
- работа психолога в сфере реабилитации «трудных подростков», в том числе с зависимым поведением
- психологическая помощь детям, находящимся в кризисной ситуации
Проекты:
- грант РГНФ «Психологическое сопровождение начинающих психологов на этапе вхождения в профессиональную деятельность» (2003-2005, исполнитель)
- грант РФФИ «Семья как среда формирования социальной идентичности младших школьников» (2006-2008, исполнитель)
- грант РГНФ «Городская идентичность в структуре социальной идентичности жителя мегаполиса» (2008-2010, исполнитель)
- именной грант КНВШ Правительства Санкт-Петербурга «Возрастная дискриминация как социально-психологический феномен» (2009)
- грант РГНФ «Социально-психологический инфантилизм: закономерности формирования и проявления на различных этапах жизненного пути личности» (2016-2018, руководитель)
- грант РФФИ «Социально-психологические детерминанты жизнестойкости подростков с ОВЗ» (2017-2019, исполнитель)
- грант РФФИ «Психологические, социальные и средовые ресурсы здоровья учащихся разных ступеней образования в современной России» (2017-2019, исполнитель)
- госконтракт «Разработка механизмов аттестации педагогов-психологов» (2017, исполнитель)
Читает курсы:
- Психология социальной идентичности
- Клинико-психологическая помощь ребенку и семье
- Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности
- Общая психология с практикумом
- Психология одаренности
- Социальная психология
- Психология детской субкультуры
Автор программ повышения квалификации для психологов.
Основные публикации: более 370 работ, в том числе
- Общая психология. Теоретические основы / В.Н. Панферов, М.С. Волохонская, А.В. Микляева. М.: Юрайт, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021, 2022, 2023, 2024. 296 с.
- Общая психология. Основные психические явления / В.Н. Панферов, А.В. Микляева, П.В. Румянцева. М.: Юрайт, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021, 2022, 2023, 2024. 373 с.
- Введение в профессию: психолог: учебник и практикум для СПО / Безгодова С.А., Васильева С.В., Микляева А.В., Панферов В.Н. М.: Юрайт, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021, 2022, 2023, 2024. 291 с.
- Введение в профессию: психолог: учебник и практикум для вузов / Безгодова С.А., Васильева С.В., Микляева А.В., Панферов В.Н. М.: Юрайт, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021, 2022, 2023, 2024. 291 с.
- Опросник конструктивного патриотизма (подростковая версия): психометрические характеристики / Васильева С.В., Микляева А.В. // Психология человека в образовании. 2023. Том 5. №3. С. 458–472.
- Траектории взросления в постнеклассическую эпоху: психологические риски и возможножности: монография / под ред. Микляевой А.В. СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2023. 223 с.
- Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов-представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока к колледжу в новой социокультурной среде: методические рекомендации / Микляева А.В. и др. СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2023. 271 с.
- Педагогическая наука в контексте меняющейся образовательной ситуации: монография / Микляева А.В. и др. СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2022. 303 с.
- Выраженность интернет-зависимости у подростков, демонстрирующих различные траектории взросления: результаты сравнительного исследования / Микляева А.В., Безгодова С.А. // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. СПб: Астерион, 2022. С. 234–239.
- Психологические исследования в образовании: Герценовские чтения: материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию подготовки практических психологов в РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, 7-8 октября 2021 года / отв. ред. А.В. Микляева. СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2021.
- Эффективная видеолекция в современном высшем образовании: методические рекомендации для преподавателей, участвующих в разработке и проведении электронных учебных курсов / Панферов В.Н., Безгодова С.А., Васильева С.В., Микляева А.В. СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2021. 28 с.
- Организация учебного материала видеолекции: психологические критерии и факторы эффективности / Безгодова С.А., Васильева С.В., Микляева А.В. // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23. № 2. С. 415–426.
- Психология опекунской семьи: ситуационный подход: монография / Коржова Е.Ю., Безгодова С.А., Микляева А.В., Юркова Е.В. СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. 247 с.
- Словарь психологических понятий для современных родителей / Микляева А.В. и др. СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. 243 с.
- Академическая успеваемость школьников с разным опытом цифровой социализации / Микляева А.В., Безгодова С.А. // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, приуроченной к 45-летию подготовки педагогических кадров для начальной школы в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина. Елец, 15–16 октября 2020 года. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2020. С. 167–172.
- Динамика отношения студентов к дистанционному обучению (результаты лонгитюдного исследования) / Панферов В.Н., Безгодова С.А., Микляева А.В. // Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации. Материалы международной научно-практической онлайн-конференции. 2020. С. 204–217.
- Психологические исследования в образовании: Герценовские чтения: материалы III Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 1-2 октября 2020 года / отв. ред. А.В. Микляева / СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. 828 с.
- Смартфон как инструмент обучения: психологический анализ / Безгодова С.А., Микляева А.В., Юмкина Е.А. // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. № 3. С. 81-91.
- Социально-психологические факторы жизнестойкости подростков с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: монография / Горьковая И.А., Микляева А.В. СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. 186 с.
- Психологические исследования в образовании: Герценовские чтения: материалы II Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 10–11 октября 2019 г. / отв. ред. Микляева А.В. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. 905 с.
- Лицо человека: познание, общение, деятельность: коллективная монография. М., 2019.
- Личностный инфантилизм в постиндустриальном обществе. Социально-психологический подход к проблеме инфантилизации личности в условиях современной социальной действительности: монография / Микляева А.В. Дюссельдорф: LAMBERT Academic Publishing, 2018. 224 с.
- Общепсихологический практикум учебно-методическое пособие / С.А. Безгодова, С.В. Васильева, А.В. Микляева. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. 242 с.
- Психология детской субкультуры: учебно-методическое пособие / Микляева А.В. СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. 227 с.
- Психологические основы работы с «трудным классом»: учебно-методическое пособие / Микляева А.В., Румянцева П.В. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. 247 с.
- Психологические исследования в образовании: Герценовские чтения : материалы I Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 10-11 октября 2018 года / ред.: Л.А. Цветкова, Е.Н. Волкова, А.В. Микляева. СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2018.
- Коммуникация в паллиативной помощи детям (методическое пособие) / / С.М. Яцышин, прот. А. Ткаченко, А.В. Микляева. СПб, 2016. 80 с.
- Школьная медиация: теоретические и методические основы / А.В. Микляева, П.В. Румянцева, Е.Н. Туманова. М.: СВИВТ, 2016. 144 с.
- Экспериментально-психологическое исследование «клипового мышления»: результаты апробации программы эксперимента / Микляева А.В., Безгодова С.А. // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». 2016. Том 17. С. 59–67.
- Психология межвозрастных отношений / А.В. Микляева. М.: СВИВТ, 2014. 159 с.
- Паллиативная помощь детям / С.М. Яцышин, А.В. Микляева, прот. А. Ткаченко, И.В. Кушнарева. СПб, 2014. 360 с.
- Психология / под ред. В.Н. Панферова. СПб: Питер, 2013. 480 с. (главы)
- Городская идентичность жителя современного мегаполиса. Ресурс личностного благополучия или зона повышенного риска? / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. СПб: Речь, 2011. 160 с.
- Программа первичной профилактики ВИЧ/СПИДа и рискованного поведения для детей старшего подросткового возраста / А.В. Микляева и др. М., 2009. 270 с.
- Основы психологии человека: учебное пособие / В.Н. Панферов, А.В. Микляева, П.В. Румянцева. СПб: Речь, 2009. 431 с.
- Возрастная дискриминация как социально-психологический феномен / А.В. Микляева. СПб: Речь, 2009. 156 с.
- Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. СПб: Изд-во РГПУ, 2008. 118 с.
- «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. СПб: Речь, 2006. 320 с.
- Я - подросток: программа уроков психологии / А.В. Микляева. СПб: Речь, 2006. 335 с.
- Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. СПб: Речь, 2004. 248 с.
Награды:
- Лауреат открытого конкурса на лучшую студенческую работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах РФ (1999)
- Лауреат 9-ой университетской выставки научных достижений в номинации «Лучший учебный комплекс для школы» (2005, совместно с П.В. Румянцевой)
- Премия им. Е.Р. Дашковой в области гуманитарных и общественных наук для молодых ученых (2007)
- Победитель конкурса грантов Санкт-Петербурга для студентов, аспирантов, молодых ученых, молодых кандидатов наук (2009)
- Лауреат конкурса Фонда развития отечественного образования на лучшую научную книгу за монографию «Возрастная дискриминация как социально-психологический феномен» (2009)
- «VII Всероссийская научно-практическая конференция "Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы развития современной психологической науки"», 12-14 апреля 2017 года, Санкт-Петербург (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2017 г.), номинант
- «Введение в профессию: психолог», учебник и практикум для академического бакалавриата (в номинации «Книга года по психологии», 2016 г.), лауреат