Кто есть кто
Ирина Владимировна Серафимович
Кандидат психологических наук, доцент.
И.о. ректора, проректор по организационно-методической деятельности Института развития образования Ярославской области. Заместитель директора по внеучебной работе, заведующая кафедрой гуманитарных и экономических дисциплин Ярославского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.
Член Совета проректоров по воспитательной работе образовательных организаций высшего образования России. Член Региональной ассоциации психологов-консультантов (РАПК).
Педагог-психолог МОУ СОШ №58 с углублённым изучением предметов естественно-математического цикла г. Ярославля.
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2012-2016).
В 1998 году окончила Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова по специальности «психология».
В 2002 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Особенности прогнозирования в структуре профессионального педагогического мышления».
С 1999 по 2012 гг. работала в Городском центре психолого-медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования школьников. Выполняла обязанности руководителя службы обучения педагогов и администраторов образовательных учреждений города технологиям сохранении я и укрепления психологического и социального здоровья обучающихся и взрослых. Консультирование, научное руководство и психологическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности ОУ, мастер-классы для руководителей ОУ и педагогов-психологов, тренинги для подростково-юношеской и взрослой аудитории. Основными результатами работы являются: приобщение школьников к здоровому образу жизни, положительные изменения в составляющих психологического здоровья: повышение удовлетворенности общения со сверстниками, педагогами и родителями; навыки управления отрицательными эмоциями, умение совладать со стрессом, умение заботиться о своем здоровье.
С 2000 года консультирует по проблемам детско-родительских отношений, развития и сопровождения потенциальной одаренности, работает с агрессивностью, тревожностью, застенчивостью, занимается раскрытием творческих потенциалов, профилактикой суицидов, помощью при переживании горя.
С 2005 года по настоящий момент читает курсы для психологов на кафедре педагогики и педагогической психологии ЯрГУ им. П.Г.Демидова по развитию креативности, самоменеджмента, сопровождения и эффективного прохождения жизненных и профессиональных кризисов.
Осуществляет психологическое сопровождение конкурсного движения в городе, области («Педагог года», «Психолог года», «Самый классный классный»). Член жюри конкурсов профмастерства «Дефектолог года», «Воспитатель года», «Педагог-психолог года». Методические рекомендации «Как участвовать в конкурсе и побеждать» получили грамоту Департамента области за вклад в развитие психолого-педагогических ресурсов.
С 2005 года по настоящий момент проводит семинары по психологии для одаренных детей и руководит научно-исследовательскими работами старшеклассников (Ярославская программа «Открытие»). За это время подготовила более 90 участников конференции, из них более 45 - победители на областном и 16 на российском уровнях.
Профессиональные интересы:
- творческое мышление, креативность, одаренность,
- психология исследовательской и проектной деятельности,
- психолого-педагогическое сопровождение образования,
- психологическое сопровождение деятельности педагога-психолога,
- прогнозирование в структуре педагогического мышления, педагогические ситуации, практическое мышление преподавателя
- психология переживания горя,
- ситуационный подход,
- система непрерывного образования,
- маркетинг и менеджмент в образовании,
- конфликто- и стрессоустойчивость,
- электронное обучение,
- непрерывное образование.
Гранты:
- грант РГНФ, 2004-2006, №04-06-00250а «Психология творческого педагогического мышления»
- грант РГНФ, 2000-2002, №00-06–00245а «Психология педагогического мышления: теоретические основы и формирующий эксперимент»
- грант РГНФ, 2011-2013, проект № 11-06-00739а «Разработка теоретических и методологических основ исследования и формирования креативной компетентности педагога»
Читает курсы:
- Деловые коммуникации
- Психология
- Психология бизнеса
- Психология личности
- Психология деловых отношений
- Социология и психология управления
Основные публикации: более 90 работ по темам: психология переживания горя, психологическая профилактика суицидов, экзистенциальные проблемы жизни и смерти, психологическая помощь детям с нарушениями поведения, профессиональное педагогическое мышление, конфликтология, адаптация личности и основы прогнозирования в профессиональной и личной жизни для достижения успеха, психология творчества, в том числе
- Кашапов М.М., Серафимович И.В. Психология ресурсности мышления: монография. Ярославль: ИРО, 2024. 163 с.
- Серафимович И.В., Бобылева Н.И. Социально-психологические особенности наставничества как вида деятельности: учебно-методическое пособие. Ярославль: ИРО, 2023. 161 с.
- Серафимович И.В., Отрошко Р.В., Таттыбаева Е.В. Социально-психологическое сопровождение конкурсного движения как формата непрерывного профессионального образования: практикум. Ярославль: Издательский центр ГАУ ДПО ИРО ПРО, 2023. 61 с.
- Серафимович И.В., Тихомирова О.В. Горизонтальное обучение педагогов в профессиональных обучающихся сообществах: учебно-методическое пособие. Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2022. 135 с.
- Серафимович И.В. и др. Конкурсное движение как формат непрерывного профессионального образования: социально-психологическое сопровождение: учебно-методическое пособие. Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2022. 221 с.
- Формирование личностных образовательных результатов обучающихся: материалы для организации совместной деятельности и общения участников образовательных отношений: учебно-наглядное пособие / сост. И.В. Серафимович, О.А. Беляева. Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. 167 с.
- Серафимович И.В., Беляева О.А. Технология динамического обучения педагогов как основа формирования личностных образовательных результатов обучающихся: учебно-методическое пособие. Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. 167 с.
- Содействие формированию и развитию личностных результатов школьников: методические рекомендации / под ред. И.В. Серафимович и др. Ярославль: Канцлер, 2017. 261 с.
- Серафимович И.В. Деловые коммуникации. Ярославль: ЯФ МЭСИ, 2015. 92 с.
- Серафимович И.В. Конструктивная конфликтность личности и надситуативность профессионального мышления: детерминанты, личностные предпосылки и гендерные отличия // Психология конструктивной конфликтности личности: монография / Под ред. А.В. Карпова, М.М. Кашапова. Ярославль: ИПК «Индиго», 2013. С. 149-174.
- Серафимович И.В. Роль и значение прогностической метакогниции для формирования и развития конфликтной компетентности // Метакогнитивные основы конфликтной компетентности: коллективная монография / Под ред. М.М. Кашапова. Ярославль: ЯрГУ, 2012. С. 163-192.
- Клюева Н.В, Антонова Л.А., Грицай А.О., Камакина О.Ю., Кригер Ю.Н., Москаленко Н.В., Серафимович И.В., Смирнова Т.Ю., Файерман М.И. «Школа эффективного родительства» — формирование готовности к семейной жизни воспитанников детского дома: методические рекомендации к программе. Ярославль: ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2012. 64 с.
Награды:
- Дипломант стипендии президента Российской федерации (№ 34/165, 2001)
- Лауреат VI областного конкурса «Психолог года – 2010» (диплом Департамента образования Ярославской области)
- Финалист областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель здоровья – 2010» (диплом № 355/01-03).
- Лауреат Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2011» (диплом Министерства образования и науки РФ)
- Призер Седьмого Всероссийского конкурса инновационных образовательных технологий «Современная школа»
- Победитель ХIII Национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2011 года в номинации «Проект года в психологической практике» (в соавторстве): «Школа эффективного родительства для воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подросткового и юношеского возраста»
- благодарственные письма Дома работников образования за организацию обучающих мероприятий для педагогов школ города по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс (2010, 2011);
- Почетные грамоты Управления образованием мэрии города Ярославля (2002, 2006);
- благодарственное письмо Департамента образования администрации ЯО за подготовку призера областной олимпиады школьников по обществознанию (2005) и вклад в реализацию областной программы «Одаренные дети»;
- благодарственные письма оргкомитетов 10,11,12,13,14,15 Российских научных конференций школьников «Открытие» за руководство при подготовке исследовательских работ участниками;
- дипломы Департамента образования ЯО за научное руководство исследовательскими работами победителей Российской научной конференции школьников (2006, 2007, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013)
- лауреат премии Губернатора Ярославской области в сфере образования (2018)
- «И словом и делом…», марафон экспресс-вебинаров по оказанию психологической помощи участникам образовательных отношений (в номинации «Психологический инструмент года», 2020 г.), номинант
- «От профессионального мышления педагогов к личностным результатам обучающихся», учебно-методическое и учебно-наглядное пособия (в номинации «Психологический инструмент года», 2019 г.), номинант
- «Секреты успешных родителей: семейное наследие, компетентность, совместный досуг», социально-ориентированный просветительский проект (в номинации «"Психология – людям!", или Просветительский психологический проект года», 2018 г.), номинант
- «Содействие формированию и развитию личностных результатов школьников», методические рекомендации для специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ФГОС (в номинации «Психологический инструмент года», 2017 г.), лауреат
- «Формирование и развитие личностных результатов образования: программы внеурочной деятельности по психологии (для начальной и средней школы)», методические рекомендации для специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ФГОС (в номинации «Психологический инструмент года», 2015 г.), номинант
- «Креативность как ключевая компетентность педагога», коллективная монография (в номинации «Проект года в психологической науке», 2013 г.), номинант
- «Психозойская эра в образовании: функционально-уровневая модель как средство повышения качества деятельности современного педагога-психолога», методические рекомендации (в номинации «Проект года в психологической практике», 2013 г.), номинант
- «Школа эффективного родительства для воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подросткового и юношеского возраста», (в номинации «Проект года в психологической практике», 2011 г.), победитель
- Михаил Евгеньевич Иванов, 17.02.2020