Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Формирование и развитие личностных результатов образования: программы внеурочной деятельности по психологии (для начальной и средней школы)» (методические рекомендации для специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ФГОС )


Актуальность

С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС-2) главной задачей системы образования становится задача целенаправленного развития личности обучающегося. Изменение парадигмы образования превращает его по существу в образование психолого-педагогическое. В этих условиях деятельность педагога-психолога, как полноценного участника образовательного процесса, становится и обязательной, и незаменимой. Именно она обеспечивает главную психологическую составляющую образования - его развивающий характер.
 
Закономерно в работе такой службы возникают различные вопросы, которые требуют размышлении, обсуждения, выбора. Один из таких важных вопросов – способствовать формированию и развитию личностных результатов образования, в том числе через такое новые формы работы как внеурочная деятельность. Нами был разработан инициативный проект на уровне города Ярославля, включающий интеграцию деятельности высшей школы - Ярославский филиал Российского экономического университета (РЭУ) имени Г.В. Плеханова и психологических служб образовательных учреждений: МОУ СОШ №58 с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла МОУ СОШ №76, МОУ СОШ № 84, МДОУ детский сад №203. Было выпущено издание - методические рекомендации для специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ФГОС, которое содержит программы внеурочной деятельности по психологии (для начальной и средней школы), направленные на формирование и развитие личностных результатов образования. Соблюдены принципы преемственности между начальной и основной школами. Программы рассчитаны на обучающихся начальной школы (1-4 классы) и на обучающихся основной школы (5-7 классы). Каждая программа включает в себя комплекс занятий с вариативными заданиями и упражнениями, комментариями для ведущего и оценкой эффективности и результативности, приложений, содержащих разнообразные практические материалы (представлены в полном объеме на CD). 

Цели, задачи

Цель проекта: интеграция усилий и систематизация наработок психологов-практиков образовательной системы города с учетом новых задач ФГОС. Цель программ – способствовать формированию и развитию личностных результатов образования. Задачи направлены на создание условий для формирования и развития личностных результатов в области познания, в области взаимодействия с другими людьми, в области социального поведения, в области самоопределения.

Новизна

Во-первых, программы составлены с учетом требований, предъявляемых новыми стандартами к внеурочной деятельности. Образовательные программы внеурочной деятельности по психологии разработаны в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО, которые предполагают «для обеспечения индивидуальных потребностей, обучающихся отдельное время в учебном плане на изучение отдельных обязательных учебных предметов; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; и, в том числе, на внеурочную деятельность». Предпринята попытка разработать критерии оценки результатов в рамках требований ФГОС. Многие упражнения, задания и сказочные сюжеты в программах являются авторскими. Во-вторых, программы апробировались с нескольких образовательных учреждения города и создавались командой практических психологов.

Социальная, научная значимость

Приоритет, сделанный в ФГОС на развитие личности и индивидуальных потребностей в процессе образования, очень значим, при этом из планируемых результатов образования: предметных, метапредметных и личностных, последние из них менее всего разработаны в плане определения тех или иных критериев достижимости этих результатов. Программы являются практической реализацией и апробацией концепции о группах личностных результатов в сферах познания, взаимодействия с другими людьми, социального поведения, здорового образа жизни, духовно-нравственной сферы, самоопределения (разработаны коллективом авторов под руководством Н.П. Ансимовой и И.В. Кузнецовой, 2014 на базе Центра профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс»)

Практическая значимость

Во-первых, программы отрецензированы и изданы (с присвоением номера ISBN 978-5-91730-505-9) в сборнике: «Формирование и развитие личностных результатов образования: программы внеурочной деятельности по психологии (для начальной и средней школы) [Текст]: методические рекомендации для специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ФГОС / авт.-сост. Серафимович И.В, Вишневская С.Ю., Баранова Ю. Г., Куликова С.Ю., Крутикова Е.Н.; под общ. ред. Серафимович И.В. – Ярославль: ИД «Канцлер», 2015. – 128 с. (с приложениями на CD). Издание рекомендовано для педагогов-психологов системы образования и других специалистов, реализующих психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС второго поколения, студентов психологических факультетов и включено в Каталог материалов выставки-конкурса представлен на сайте Центра «Ресурс», по итогам конкурса научно-методических материалов «Психологические ресурсы образования 2015» изданию получило 3 место.
 
Во-вторых, предложен комплексный вариант организации внеурочной деятельности в школе по одному из пяти направлений развития личности – социальному (согласно ФГОС НОО, ФГОС ООО), который направлен на формирование и развития личностных результатов в областях познания, взаимодействия с другими людьми, социального поведения, самоопределения.
 
В-третьих, проведены мастер-классы для специалистов службы практической психологии образования Ярославской области на базе Центра профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс»  25 ноября 2014 г., 21 мая 2013 г., 23 апреля 2013 г. , на базе ГЦРО и в рамках межрегиональных научно-практических конференций, на базе МОУ СОШ №58.

Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 27 читателей

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su