Серафимович Ирина Владимировна
Ярославль
Баранова Юлия Германовна
Ярославль
Вишневская Светлана Юрьевна
Ярославль
Крутикова Елена Николаевна
Ярославль
Куликова Светлана Юрьевна
Ярославль
| ||||||||||||||
![]() | ![]() | |||||||||||||
Номинация «Психологический инструмент года» Реферат проекта «Формирование и развитие личностных результатов образования: программы внеурочной деятельности по психологии (для начальной и средней школы)» (методические рекомендации для специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ФГОС )Актуальность
С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС-2) главной задачей системы образования становится задача целенаправленного развития личности обучающегося. Изменение парадигмы образования превращает его по существу в образование психолого-педагогическое. В этих условиях деятельность педагога-психолога, как полноценного участника образовательного процесса, становится и обязательной, и незаменимой. Именно она обеспечивает главную психологическую составляющую образования - его развивающий характер.
Закономерно в работе такой службы возникают различные вопросы, которые требуют размышлении, обсуждения, выбора. Один из таких важных вопросов – способствовать формированию и развитию личностных результатов образования, в том числе через такое новые формы работы как внеурочная деятельность. Нами был разработан инициативный проект на уровне города Ярославля, включающий интеграцию деятельности высшей школы - Ярославский филиал Российского экономического университета (РЭУ) имени Г.В. Плеханова и психологических служб образовательных учреждений: МОУ СОШ №58 с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла МОУ СОШ №76, МОУ СОШ № 84, МДОУ детский сад №203. Было выпущено издание - методические рекомендации для специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ФГОС, которое содержит программы внеурочной деятельности по психологии (для начальной и средней школы), направленные на формирование и развитие личностных результатов образования. Соблюдены принципы преемственности между начальной и основной школами. Программы рассчитаны на обучающихся начальной школы (1-4 классы) и на обучающихся основной школы (5-7 классы). Каждая программа включает в себя комплекс занятий с вариативными заданиями и упражнениями, комментариями для ведущего и оценкой эффективности и результативности, приложений, содержащих разнообразные практические материалы (представлены в полном объеме на CD).
Цели, задачи
Цель проекта: интеграция усилий и систематизация наработок психологов-практиков образовательной системы города с учетом новых задач ФГОС. Цель программ – способствовать формированию и развитию личностных результатов образования. Задачи направлены на создание условий для формирования и развития личностных результатов в области познания, в области взаимодействия с другими людьми, в области социального поведения, в области самоопределения.
Новизна
Во-первых, программы составлены с учетом требований, предъявляемых новыми стандартами к внеурочной деятельности. Образовательные программы внеурочной деятельности по психологии разработаны в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО, которые предполагают «для обеспечения индивидуальных потребностей, обучающихся отдельное время в учебном плане на изучение отдельных обязательных учебных предметов; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; и, в том числе, на внеурочную деятельность». Предпринята попытка разработать критерии оценки результатов в рамках требований ФГОС. Многие упражнения, задания и сказочные сюжеты в программах являются авторскими. Во-вторых, программы апробировались с нескольких образовательных учреждения города и создавались командой практических психологов.
Социальная, научная значимость
Приоритет, сделанный в ФГОС на развитие личности и индивидуальных потребностей в процессе образования, очень значим, при этом из планируемых результатов образования: предметных, метапредметных и личностных, последние из них менее всего разработаны в плане определения тех или иных критериев достижимости этих результатов. Программы являются практической реализацией и апробацией концепции о группах личностных результатов в сферах познания, взаимодействия с другими людьми, социального поведения, здорового образа жизни, духовно-нравственной сферы, самоопределения (разработаны коллективом авторов под руководством Н.П. Ансимовой и И.В. Кузнецовой, 2014 на базе Центра профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс»)
Практическая значимость
Во-первых, программы отрецензированы и изданы (с присвоением номера ISBN 978-5-91730-505-9) в сборнике: «Формирование и развитие личностных результатов образования: программы внеурочной деятельности по психологии (для начальной и средней школы) [Текст]: методические рекомендации для специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ФГОС / авт.-сост. Серафимович И.В, Вишневская С.Ю., Баранова Ю. Г., Куликова С.Ю., Крутикова Е.Н.; под общ. ред. Серафимович И.В. – Ярославль: ИД «Канцлер», 2015. – 128 с. (с приложениями на CD). Издание рекомендовано для педагогов-психологов системы образования и других специалистов, реализующих психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС второго поколения, студентов психологических факультетов и включено в Каталог материалов выставки-конкурса представлен на сайте Центра «Ресурс», по итогам конкурса научно-методических материалов «Психологические ресурсы образования 2015» изданию получило 3 место.
Во-вторых, предложен комплексный вариант организации внеурочной деятельности в школе по одному из пяти направлений развития личности – социальному (согласно ФГОС НОО, ФГОС ООО), который направлен на формирование и развития личностных результатов в областях познания, взаимодействия с другими людьми, социального поведения, самоопределения.
В-третьих, проведены мастер-классы для специалистов службы практической психологии образования Ярославской области на базе Центра профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс» 25 ноября 2014 г., 21 мая 2013 г., 23 апреля 2013 г. , на базе ГЦРО и в рамках межрегиональных научно-практических конференций, на базе МОУ СОШ №58.
Содержательные материалы Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени) За этот проект
проголосовало: 27 читателей ▼ 29.02.2016 12:00:36Юркина Мария Сергеевна 27.02.2016 20:38:37Косарева Юлия Дмитриевна 26.02.2016 18:04:13Гар Марина Ивановна 26.02.2016 16:36:24Волков Андрей Юрьевич 26.02.2016 16:29:18Корниенко Марина Николаевна 26.02.2016 09:49:58Пучкова Евгения Александровна 25.02.2016 23:31:49Серафимович Ирина Владимировна 25.02.2016 21:15:06Казанцева Ксения Евгеньевна 25.02.2016 21:00:51Баранова Юлия Германовна 25.02.2016 18:50:58Невзорова Анна Витальевна 25.02.2016 13:20:29Москаленко Надежда Викторовна 24.02.2016 17:32:17Устинович Олеся Александровна 24.02.2016 12:31:42Дьяконенко Юлия Николаевна 24.02.2016 11:16:12Базанова Галина Юрьевна 24.02.2016 09:21:36Кокина Светлана Александровна 14.03.2018 22:45:17Одноралова Елена Юрьевна 23.02.2016 21:46:03Тихомирова Светлана Юрьевна 23.02.2016 21:14:08Туманова Мария Сергеевна 23.02.2016 20:00:39Крутов Павел Евгеньевич 23.02.2016 19:33:54Родионова Елена Витальевна 23.02.2016 19:04:13Салов Илья Маркович 23.02.2016 18:55:49Гаджиабдуллаева Диана Нугаевна 20.02.2016 00:46:13Абрамов Михаил Иезекилевич 19.02.2016 20:02:52Смирнова Елена Николаевна 13.01.2018 22:57:08Спиглазова Надежда Ивановна 03.02.2016 22:22:23Куликова Светлана Юрьевна 02.02.2016 21:06:29Крутикова Елена Николаевна | ||||||||||||||
|