Кто есть кто
Влада Игоревна Пищик
Доктор психологических наук, профессор.
Профессор кафедры «Общая и консультативная психология» факультета «Психология, педагогика и дефектология» Донского государственного технического университета.
Член Ростовского отделения Российского психологического общества.
В 1987 г. окончила Ростовский государственный университет им. Суслова. В 1999 г. окончила обучение в области гештальт-консультирования, организационного консультирования, в 2007 г. - курсы обучения российско-американской программы по конфликтологии «Посредничество в конфликте», в 2013 г. - программу Международной федерации коучинга (ICF) «Лидер как коуч».
В 1997 г. защитила кандидатскую диссертациюна тему «Транслирование менталитета в процессе общения воспитателя и ребенка», в 2010 г. - докторскую диссертацию на тему «Психология трансформации ментальности поколений».
Сертифицированный коуч, практикующий гештальт-консультант, бизнес-тренер, специалист в области конфликтологии, кросс-культурной психологии.
В 1998 г. – старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Ростовской академии архитектуры и искусств.
С 1999 г. - доцент, с 2007 г. - заведующая, в 2012-2017 гг. - профессор кафедры психологии и управления персоналом Института управления, бизнеса и права (ЧОУ ВО «Южный университет»), руководитель образовательной программы «Гуманитарные технологии в управлении и бизнесе».
В 2012-2017 гг. - профессор кафедры социальной психологии факультета психологии (Академии психологии и педагогики) Южного федерального университета, руководитель магистерской программы по психологии. Член диссертационного совета при ЮФУ.
С 2017 г. преподает в Донском государственном техническом университете, профессор кафедры «Психология образования и организационная психология», с 2021 г. — профессор кафедры «Общая и консультативная психология».
Соорганизатор ряда всероссийских (2011) и международных (2007, 2008, 2009, 2010, 2012) конференций.
Область научных интересов:
- общая психология
- социальная психология больших групп.
В.И. Пищик сформулированы теоретико-методологические принципы изучения, ментальности поколений; в общей психологии на основе интеграции системного и социокультурного подходов разработана концепция трансформации ментальности как совмещённой системы, коллективным субъектом которой выступают поколения.
Разработано новое научное направление «Социальная психология ментальности поколений», заключающееся в том, что ментальность рассматривается как сложное, системное образование, формирующееся у коллективного субъекта в определенных социокультурных условиях под воздействием определенных факторов и трансформирующееся при смене этих условий по действию специфического механизма в определенном направлении. В рамках этого направления на основе идей о полиментальности культуры, системности и историчности трансформаций ментальности, выделены типы ментальности поколений, формируемые в различных социокультурных условиях. Тип ментальности определяется особой совмещенностью ее надсистем, подсистем, ядерных и периферических структур, а также опосредованностью отношений в группе поколения либо традицией, либо инновацией. Впервые определены четыре типа ментальности: традиционная, переходная, инновационная, постинновационная, которые сменяют друг друга в процессе развития ментальности поколений. Зафиксирована смена ментальностей. Определено, что при смене типа ментальности происходит смена форм опосредования отношений в группе от традиции к инновации. Выделены социально-психологические характеристики традиционной и инновационной ментальностей поколений.
Занимается валидизацией диагностического инструментария исследования ментальности, поколенческих групп различных культур.
Автор методик:
- Опросник исследования социальных установок (2003)
- Методика измерения типа ментальности поколений (2006)
Направления практической деятельности:
- психологическая диагностика взрослых
- психологическая диагностика детей
- индивидуальное консультирование
- консультирование взрослых
- организационное консультирование, в т.ч. коучинг
- социально-психологические тренинги
С 2004 г. занимается организационным консультированием. С 2007 г. - бизнес-тренер Южной региональной школы инновационного бизнеса Института управления, бизнеса и права.
- Обучение технологиям разрешения конфликтных ситуаций
- Обучение технологиям продаж товаров и услуг.
- Тренинги «Позитивное мышление», «Мир продаж», «Внимание - конфликт», «Творческое мышление».
- Обучение технологиям развития творческого мышления.
- Обучение технологиям выхода из кризиса жизни.
Читает курсы:
- Социальная психология ментальности поколений
- Социально-психологические технологии бизнес-консультирования
- Основы бизнес-консультирования
- Формирование психологически комфортной и безопасной среды
- Этнопсихология и этнопедагогика
Основные публикации: более 180 работ, в том числе
- Коханенко И.К., Пищик В.И. Обучаемость и ее связь с менталитетом. Некоторые вопросы обучения и воспитания: учебное пособие. Вып. 2. Ростов-на-Дону: Изд-во РВВКИУРВ, 1997.
- Коханенко И.К., Пищик В.И. Модели стилей обучения в вузе и их экспериментальное изучение: учебное пособие. Ростов-на-Дону: РВИРВ МО РФ, 2001.
- Пищик В.И. Этнопсихология: учебно-методический комплекс. Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2002.
- Пищик В.И. Психология толерантности: учебно-методический комплекс. Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2003.
- Пищик В.И. Основы этнопсихологии: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: АПСН СКНЦ ВШ, 2003. 239 с.
- Пищик В.И. Введение в организационное поведение: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: РААИ, 2004.
- Белоусова А.К., Синченко Т.Ю., Молохина Г.А., Пищик В.И. Стиль мышления: психодиагностика и возрастные различия: учебное пособие. Ростов-на-Дону: ЮРГИ, 2007.
- Пищик В.И. Трансформация ментальности: системный подход: монография. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2007.
- Пищик В.И. Тенденции трансформации ментальности поколенческих групп: монография. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2007.
- Пищик В.И. Ментальность поколений: психологические исследования: монография. Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2010. 199 с.
- Белоусова А.К., Пищик В.И. Стиль мышления: учебное пособие. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2011. 166 с.
- Пищик В.И. Социальная трансформация ментальности поколений. Социокультурный подход к проблеме ментальности поколений: монография. Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing, 2012.
- Пищик В.И. Социокультурный подход к инновации // Инновационный потенциал личности и организации: коллективная монография / под научной редакцией В.И. Пищик. Ростов-на-Дону: Изд-во ИУБиП, 2012.
- Пищик В.И., Гаврилова А.В., Сиврикова Н.В. Стили межпоколенного педагогического взаимодействия преподавателей и студентов разных поколенческих групп // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. №3. С. 245-264.
- Пищик В.И., Федюнин Д.Ю. Деятельность персонала в условиях изменений как системообразующий фактор организационных изменений // Управленец. 2016. № 4 (62). С. 41-47.
- Пищик В.И., Чирва Е.А.Развитие новых воспитательных технологий родителей детей, ориентированных на информационные технологии // Психология обучения. 2016. №5. С. 102-111.
- Пищик В.И. Социально-психологические технологии бизнес-консультирования: учебное пособие. М.: РУСАЙНС, 2017. 134 с.
- Этническая психология: учебник / под ред. П.Н. Ермакова, В.И. Пищик. М.: ИНФРА-М, 2018. 317 с.
- Пищик В.И. Ментальность поколений в текучей современности: монография. М.: ИНФРА-М, 2018. 149 с.
- Пищик В.И. Ментальность поколений: социокультурный подход: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. 171 с.
- Пищик В.И. и др. Жизнь современных поколений. Cоциально-психологические тенденции: монография. М.: ИНФРА-М, 2023. 217 с.