Кто есть кто
Андрей Ильич Подольский
Доктор психологических наук, профессор. Заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова. Почетный доктор Университета Хельсинки.
Профессор департамента образовательных программ Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Приглашенный профессор университетов Утрехт и Твенте (Нидерланды), Университета Хельсинки и Лапландского университета (Финляндия), Свободного университета Берлина и университета Фрайбурга (Германия), университета Страсбурга (Франция).
Единственный до настоящего времени представитель Восточной Европы - действительный член Международной академии образования (IAE) (с 2013 года). Член Международного общества по исследованию развития поведения (ISSBD) и президент Российского отделения этого общества; председатель Российского отделения Европейского общества по исследованиям в области учения и обучения (EARLI); член международного научного комитета Международной организации научных и практических исследований в области корпоративного обучения персонала (COTEP), член Российского психологического общества, руководитель секции педагогической психологии и психологии образования РПО, действительный член Академии педагогических и социальных наук.
Главный редактор журнала «Мир психологии». Член редколлегии журналов «Вопросы образования», «Современное дошкольное воспитание», «Psychology in Russia» («Психология в России»), «Вестник МГУ имени М.В. Ломоносова». Член редсовета «Национального психологического журнала».
Член федерального УМО в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 37.00.00 Психологические науки.
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Большого Жюри (выбор победителей по итогам 1999-2018).
В 1970 г. закончил факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
В 1973 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Формирование и развитие умственной деятельности», в 1987 г. - докторскую диссертацию на тему «Функциональное развитие познавательной деятельности в условиях ее планомерного формирования».
С 1973 г. работал на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, с 1989 по 2012 гг. заведовал кафедрой возрастной психологии, с 2012 по 2017 гг. возглавлял кафедру психологии образования и педагогики, в 2017-2018 гг. - профессор кафедры психологии образования и педагогики. С 1989 г. руководил специальным отделением по переподготовке практических психологов МГУ.
С 2009 г. работает в НИУ ВШЭ.
Области научной деятельности: общая и прикладная психология, возрастная и педагогическая психология.
Разработал более 30 оригинальных исследовательских и прикладных методик формирования различных видов и форм познания человека в условиях учебной и трудовой деятельности. Приоритетными являются исследования в области механизмов становления сокращенных (симультанных) форм познавательной деятельности человека, иерархического и гетерархического подхода к их описанию (1977; 1987). А.И. Подольский исследует условия и механизмы планомерного (управляемого) формирования сложных видов профессиональной деятельности; разрабатывает научно-методические основы подготовки, переподготовки и повышения квалификации практических психологов в сфере образования и занятости населения (1986; 1992), изучает процессы развития, учения и обучения как у детей, так и в зрелом возрасте.
Читает лекции не только в МГУ, но в различных зарубежных университетах (Братислава, Будапешт, Гавана, Йоэнсуу и Ювяскюля - Финляндия, Амстердам, Твенте, Утрехт и Хаарлем - Нидерланды, Лёвен - Бельгия, Барселона - Испания, Женева, Нюшатель - Швейцария), являлся приглашенным профессором университетов Берлина (2004-2005 гг), Страсбурга (Франция) (2007, 2009 гг), Фрайбурга (Германия) (2008 г.). Неоднократно приглашался в качестве ключевого докладчика на европейских и всемирных конгрессах и конференциях.
Автор более 200 научных работ, из них 27 - на иностранных языках. Основные труды:
- Формирование симультанного опознания / А.И. Подольский. М.: Изд-во МГУ, 1978. 151 с.
- Становление познавательного действия: научная абстракция и реальность / А.И. Подольский. М.: Изд-во МГУ, 1987. 173 с.
- Современная американская психология развития: учебное пособие / Г.В. Бурменская, Л.Ф. Обухова, А.И. Подольский. М.: Изд-во МГУ, 1986. - 127 с.
- Психолого-педагогическая подготовка обучающего персонала учебных подразделений в энергетике: учебное пособие / О.А. Карабанова, Т.А. Подольская, А.И. Подольский. М.: ВИПКэнерго, 1989. 69 с.
- Психология подготовки специалистов для современного производства / под ред. А.И. Подольского. М.: Изд-во МГУ, 1991. 183 с.
- Внимание: подростковая депрессивность / А.И. Подольский, О.А. Идобаева. М.: Вербум-М, 2004. 121 с.
- Диагностика подростковой депрессивности: теория и практика: учебное пособие / А.И. Подольский, О.А. Идобаева, П.Г. Хейманс. СПб: Питер, 2004. 201 с.; 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2017, 2020.
- Подросток в современном мире: заметки психолога / А.И. Подольский, О.А. Идобаева, Л.А. Идобаев. СПб: КАРО, 2007. 272 с.
- Пять уроков для учителя / А.И. Подольский, О.А. Идобаева, Л.А. Идобаев. М.: АНО «ЦНПРО», 2012. 158 с.
- Я не понимаю своего ребенка: книга для родителей о детях от 0 до 6 лет / А. Подольский, Т. Батенева. М.: Эксмо, 2012. 379 с.
- Играй, думай, учись: развивающие занятия с детьми от 1 до 6 лет / А. Подольский, Т. Батенева. М.: Эксмо, 2012. 78 с.
- Психологическое благополучие современных подростков: актуальный уровень и пути его повышения: монография / О.А. Идобаева, А.И. Подольский. М.: Эко-Пресс, 2012. 195 с.
- Делинквентный подросток: методологические подходы к изучению и эмпирические данные: монография / О.А. Идобаева, А.И. Подольский. М.: Эко-Пресс, 2017. 141 с.
- Делинквентная личность: методологические подходы к изучению и эмпирические данные: монография / О.А. Идобаева, А.И. Подольский, О.И. Ефимова, В.Б. Салахова. Ульяновск: УлГУ, 2017. 303 с.
- Подростки и молодёжь во взаимодействии с интернет-контентом: междисциплинарное исследование с использованием больших данных: монография / Подольский А.И. и др. М.: Перо, 2021. 209 с.
- Психология развития: полвека пути: к 50-летию кафедры возрастной психологии факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова / под ред. О.А. Карабановой. Пенза: Изд-во ПГУ, 2021. 442 с.
- Пожилой человек как субъект изучения, поддержки и общения / Подольский А.И. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022.
Награды:
- Медаль Ушинского Минобра РФ,
- Лауреат Премии Президента РФ в области образования,
- Почетный доктор Хельсинского университета (Финляндия),
- Заслуженный профессор МГУ.
- Полина Тимофеевна Морозова, 20.07.2020