Кто есть кто
Виктор Кириллович Зарецкий
Кандидат психологических наук, доцент. Почетный работник сферы образования РФ.
Профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета. Научный консультант фонда «Дети.мск.ру».
Член редколлегии журнала «Консультативная психология и психотерапия». Член Исполнительного комитета Международного общества культурно-деятельностных исследований (ISCAR).
В 1975 г. окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 1984 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Динамика уровневой организации мышления при решении творческих задач».
Организатор волонтерской работы и прохождения практики студентов МГППУ с детьми-сиротами с инвалидностью в реабилитационном центре «В гостях у Незнайки» и с подростками с наркотической и алкогольной зависимостью в реабилитационном центре «Возрождение».
Заведовал лабораторией психолого-педагогических проблем непрерывного образования детей и молодежи с особенностями развития и инвалидностью Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования МГППУ.
Область профессиональных интересов: психология творчества, практическая психология (психолого-педагогическое консультирование), психология развития, методология науки, инклюзивное образование, создание условий для обучения, профессиональной деятельности детей и молодежи с особенностями в развития и инвалидностью.
Читает курсы:
- Психолого-педагогическая помощь детям с трудностями в обучении
- Основы научной деятельности студента
- Основы проектной деятельности
- Основы сопровождающей деятельности
- Психотехника творческого мышления
- Введение в рефлексивно-деятельностный подход
- Практикум по коррекционно-развивающему обучению
- Планирование и проведение психологического исследования
Основные публикации:
- Введение в психологию научно-технического творчества: Учебно-метод. пособие / В.К. Зарецкий, Н.Б. Ковалева. - М.: ВНИИПИ, 1987. - 88 с.
- Как родители могут помочь своему ребенку в преодолении учебных трудностей, и как эти трудности превратить в ресурс развития? / В.К. Зарецкий, М.М. Гордон // Психологические, семейные и социальные аспекты обеспечения образовательной траектории детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Сборник материалов научно-практического семинара. - М., МГППУ, 2009.
- Проектная деятельность детей как ресурс развития их жизнестойкости // Инициация проектной деятельности детей в условиях детских домов и школ-интернатов. М., 2009.
- Некоторые психологические условия профессиональной самореализации молодых людей с инвалидностью / В.К. Зарецкий, М.М. Кириллова // Психологические, семейные и социальные аспекты обеспечения образовательной траектории детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Сборник материалов научно-практического семинара. - М., МГППУ, 2009.
- Правовые основы социальной защиты инвалидов: Учебная программа для детей-инвалидов старшего возраста / В.К. Зарецкий, Р.Н. Жаворонков. - М.: МГППУ, 2009.
- Замкнутый круг школьной неуспешности // Первое сентября. - 2009. - №17.
- Нарушения интерперсональных отношений и эмоционального развития у детей-сирот без опыта жизни в семье / В.К. Зарецкий, М.А. Чупрова // Дефектология. - 2009. - №6
- Школьная дезадаптация в форме систематических пропусков занятий: факторы риска и психосоциальная реабилитация / В.К. Зарецкий, В.Ю.Андреюк, А.Б.Холмогорова // Дефектология. - 2009. - №5.
- The Zone of Proximal Development What Vygotsky Did Not Have Time to Write // Journal of Russian and East European Psychology. - 2009. - Vol. 47. - No 6. - P. 70-93.
- Психологические причины школьной неуспеваемости. Рецензия на книгу Н.П. Локаловой «Причины школьной неуспеваемости: диагностика, коррекция, профилактика» // Психологическая наука и образование. - 2010. - №1. - С. 119-121.
- Рефлексивно-деятельностный подход к оказанию психолого-педагогической помощи: экзистенциальный аспект // Четвертая всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии (Москва, 4-5 мая 2010 г.). Материалы сообщений. - М., 2010. - С. 123-126.
- Zone of proximal development as the basis for psychological help to children with learning problems // FMPP Annual Congress of Psychiatry and Psychotherapy. 20th IFP World Congress of Psychotherapy. June 16th-19th, 2010. - KKL, Lucerne, Switzerland.
- О двух типах методологических средств // Эрик Григорьевич Юдин М.: РОССПЭН, 2010. С. 300-325.
- Может ли быть полезна российская психология в решении проблем современной психотерапии: размышления после ХХ конгресса интернациональной федерации психотерапии (IFP) / В.К. Зарецкий, А.Б. Холмогорова // Медицинская психология в России. - 2010. - №4.
- Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» / В.К. Зарецкий, С.В. Алехина // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». - М., МГППУ, 2010. - C. 104-116.
- Рефлексивно-педагогическая помощь учащимся в поиске решения творческих задач / В.К. Зарецкий, А.Н.Молостова // Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования / Отв. ред.-сост. И.Н.Семенов, Т.Г. Болдина. - М.: Аналитика родис, 2011. - С. 115-121.
- Если ситуация кажется неразрешимой… - 2-е изд. - М.: Форум, 2011, 2012. - 63 с.
- Три главные проблемы подростка с девиантным поведением. Почему возникают? Как помочь? / В.К. Зарецкий и др. - М.: Форум, 2011. - 204 с.
- Может ли культурно-историческая концепция Л.С. Выготского помочь нам лучше понять, что мы делаем как психотерапевты? / В.К. Зарецкий, А.Б. Холмогорова // Культурно-историческая психология. - 2011. - №1. - С. 108-118.
- К 80-летию В.М.Мунипова // Вопросы психологии. - 2011. - №4. - С. 145-152.
- Шахматы для общего развития / В.К. Зарецкий, О.В.Глухова, М.М.Гордон // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпизма: инновации и перспективы развития. Материалы Международной научно-практической конференции. - Ч. 3. - Челябинск: ЮУрГУ, 2011. - С. 152-155.
- О возможности индивидуализации образовательного процесса на основе рефлексивно-деятельностного подхода в инклюзивной практике / В.К. Зарецкий, М.М. Гордон // Психологическая наука и образование. - 2011. - №3.
- Круглый стол по проблемам диагностики нарушений психического развития / В.К. Зарецкий, А.Б.Холмогорова П.А.Тарханова // Вопросы психологии. - 2012. - №3.
- Развитие субъектной позиции ребенка в процессе оказания психолого-педагогической помощи в преодолении учебных трудностей (случай из практики)… / В.К. Зарецкий, Ю.В. Зарецкий // Журнал консультативной психологии. - 2012. - №2.
- Организация инклюзивной практики как проектная деятельность образовательного учреждения // Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: метод. пособие. - М.: МГППУ, 2012.
- Об одной проблеме нарушения развития детей-сирот без опыта жизни в семье / В.К. Зарецкий, М.А. Чупрова // Идеи Виктора Васильевича Лебединского в психологии аномального развития: Сборник научных статей / Под ред. М.К.Бардышевской, Л.С.Печниковой, А.Л.Рыжова. - М.: Акрополь, 2012.
- Думая о Петре Яковлевиче Гальперине… // Культурно-историческая психология. - 2012. - №4.
- Жалеть ли инвалида? Интервью с В.К. Зарецким // Милосердие.ru. – 24.10.2012. - http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=1&;s=8&id=17522
- Становление и сущность рефлексивно-деятельностного подхода в оказании консультативной психолого-педагогической помощи // Журнал консультативной психологии и психотерапии. - 2013. - №2. - С. 10-37.
- Траектория развития представлений о рефлексии и их использования в практике организации решения проблем // Психология в вузе. - 2013. - №4.
- Когда обучение кажется невозможным // Первое сентября. - 2013. - №17.
- Когнитивно-личностное развитие ребенка в условиях инклюзивного образования с позиции культурно-исторической психологии // Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / Отв. ред С.В. Алехина. - М.: ООО «Буки Веди», МГППУ, 2013.
- Рефлексивно-деятельностный подход как технология индивидуальной психолого-педагогической помощи в учебной деятельности в инклюзивном образовании / В.К. Зарецкий, М.М. Гордон // Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / Отв. ред. С.В. Алехина. - М.: ООО «Буки Веди», МГППУ, 2013.
- Спецвыпуск журнала «Консультативная психология и психотерапия» / Отв. ред. В.К. Зарецкий. - 2013. - №2.
- Ребенок – не раб своих ограничений // Первое сентября. - 2014. - №2.
- Методика исследования субъектной позиции учащихся разных возрастов В.К. Зарецкий, Ю.В. Зарецкий, И.Ю. Кулагина // Психологическая наука и образование. - 2014. - №1.
- О Владимире Петровиче – Учителе и человеке // Культурно-историческая психология. - 2014. - №2.
- Социальное познание и ментальность в зеркале процесса решения творческой задачи // Консультативная психология и психотерапия. - 2014. - №4.
- Решение творческих задач детьми младшего подросткового возраста как модель преодоления проблемной ситуации / В.К. Зарецкий, Т.М. Черникова // Консультативная психология и психотерапия. - 2015. - Том 23. - №2. - С. 37-56.
- Опыт оказания психолого-педагогической помощи средствами рефлексивно-деятельностного подхода: случай Дениса Г. / В.К. Зарецкий, Ю.В. Зарецкий // Консультативная психология и психотерапия. - 2015. - Том 23. - №2. - С. 142-156.
- Предисловие к публикации лекции И.Б. Гриншпуна «Введение в историю психотерапии» / В.К. Зарецкий, В.В. Семенов // Консультативная психология и психотерапия. - 2015. - Том 23. - №2. - С. 172-174.
- К развитию через шахматы: рефлексивно-деятельностный подход: методические материалы для ведения занятий в начальной школе / науч. ред. и сост.: Зарецкий В.К., Гилязов А. М. - М.: Отто Райхль, 2016.
- Шахматы для общего развития: методическое пособие по ведению занятий в начальной школе / науч. ред. и сост.: Зарецкий В.К., Гилязов А.М. - М.: Отто Райхль, 2016.
- Некоторые соображения по статье Н.Б. Савинкиной «Непроизвольное запоминание при обучении иностранному языку по методу активизации. Практический опыт» // Консультативная психология и психотерапия. - 2016. - Том 24. - №2. - С. 132-135.
- Психологи о значении культурно-исторической теории для психологического консультирования и психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. - 2016. - Том 24. - №4. - С. 171-181.
- Педагогическая, психологическая и психотерапевтическая помощь в процессе преодоления учебных трудностей как содействие развитию ребенка / В.К. Зарецкий, А.Б. Холмогорова // Консультативная психология и психотерапия. - 2017. - Том 25. - №3. - С. 33-59.
- Мировая психология и педагогика в поисках теории развития, адекватной вызовам нашего времени: вперед к Выготскому / В.К. Зарецкий, А.Б. Холмогорова // Консультативная психология и психотерапия. - 2017. - Том 25. - №3. - С. 170–175.
- Владимир Петрович Зинченко – хранитель традиций культурно-исторической психологии // Консультативная психология и психотерапия. - 2017. - Том 25. - №3. - С. 176-183.
- К 85-Летию Никиты Глебовича Алексеева // Консультативная психология и психотерапия. - 2017. - Том 25. - №4. - С. 188-203.
- Психологи о творчестве Высоцкого: к 80-летию поэта и барда // Консультативная психология и психотерапия. - 2018. - Том 26. - №1. - С. 45-55.
- Современное состояние культурно-исторических деятельностных практико-ориентированных исследований: обсуждение международным сообществом / В.К. Зарецкий, И.А. Николаевская // Консультативная психология и психотерапия. - 2019. - Том 27. - №2. - С. 178-181.
- Многовекторная модель зоны ближайшего развития как способ анализа динамики развития ребенка в учебной деятельности / В.К. Зарецкий, И.А. Николаевская // Консультативная психология и психотерапия. - 2019. - Том 27. - №2. - С. 95-113.
- Об учебнике С.М. Морозова «История психологии» (Москва, 2019) / Зарецкий В.К. // Консультативная психология и психотерапия. - 2020. - Том 28. - №1. - С. 180–183.
- Проблемы профессиональной подготовки специалистов для работы с детьми с трудностями в обучении и развитии / Зарецкий В.К. // Вестник практической психологии образования. - 2020. - Том 17. - №2. - C. 53–66.
- Проблема эффективности родительской помощи детям в ситуациях учебных трудностей с позиций рефлексивно-деятельностного подхода и когнитивно-бихевиоральной терапии / Зарецкий В.К., Агеева А.А. // Консультативная психология и психотерапия. - 2021. - Том 29. - №3. С. 159–179.
Награды:
- Премия города Москвы в области образования (руководитель авторского коллектива, 2006)
- почетный знак ФГБОУ ВО МГППУ «Золотая ПСИ» (2017)
- «Социальное познание и ментальность в зеркале процесса решения творческой задачи», статья (в номинации «Проект года в психологической науке», 2014 г.), номинант
- «Рефлексивно-деятельностный подход в оказании консультативной психолого-педагогической помощи», специальный выпуск журнала “Консультативная психология и психотерапия” (сборник статей) (в номинации «Проект года в психологической науке», 2013 г.), номинант
- II Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии "Консультативная психология: вызовы практики", посвященная памяти Федора Ефимовича Василюка, 5 - 7 ноября 2020 года, Москва (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2020 г.)